ВНИМАНИЕ! Из-за введенных ограничений в работе организаций возможны изменения. Перед покупкой билетов и посещением проверяйте актуальную информацию на официальных сайтах организаций и мероприятий!

null Исаакиевский собор: от амбара до музея


Исаакиевский собор: от амбара до музея
10 июня 2020

10 июня 1710 года – 310 лет назад – был освящён первый Исаакиевский собор.  Ряд историков при проведении исследований пришли к мнению, что точной датой освящения можно считать 1707 год. В любом случае с того момента минуло более 310 лет – серьёзная дата!

Тогда собор ещё не был таким грандиозным сооружением, какие мы знаем его сейчас.  Изначально это был амбар. Его переоборудование поручили бригаде олонецких плотников на средства, выделенные на содержание Балтийского флота. 

Андрей Иванович Богданов (1692-1766), автор первого подробного известного описания Санкт-Петербурга, писал: 

«при Адмиралтействе был большой чертежный анбар, в котором рисовали чертежи для корабельного строения... но когда вместо оного построен иной чертежный анбар, тогда Его Величество повелел в оном в 1710 году построить в нем церковь во имя преподобного Исаакия, в память дня рождения своего».

Храм был освящён во имя византийского монаха-отшельника преподобного Исаакия Далматского, поскольку император Пётр I родился в день его памяти – 30 мая по юлианскому календарю. 

 

История строительства четырёх Исаакиевских соборов 


Первый храм был построен для Адмиралтейских верфей, на которых к 1706 году работало более 10 тысяч человек. 
 

Церковь Исаакия (1710).
Рисунок из «Описания С.-Петербурга», 1779
Источник

Первая Исаакиевская церковь по рисунку В. Шрайбера. Источник


За несколько лет до работ в Адмиралтействе голландский мастер Харман ван Болос соорудил шпиль на первой Исаакиевской церкви. Тот самый умелец, который позднее сделал шпиль и кораблик, – символ нашего города.

Здесь 19 февраля (1 марта) 1712 года венчались Пётр I и Екатерина Алексеевна. В походном журнале есть запись за этот день:

«В наступившем году, уже не представлявшем ожидания невзгод, Пётр I обвенчался с Екатериной Алексеевной 19-го, во вторник, на всеядной неделе. Венчание его величества совершено утром в Исаакиевском соборе. В 10 часов утра высокобрачные при залпах с бастионов Петропавловской и Адмиралтейской крепости вступили в свой зимний дом».


А. Ю. Помпеев.  Император Петр I. Императрица Екатерина I. Источник 
 

Сооружение быстро обветшало, поэтому примерно через семь лет пришлось строить новую.  17 августа 1717 года Пётр I собственноручно заложил первый камень в основание новой церкви. Её строили в стиле «петровского барокко» по проекту видного зодчего того времени Георга Маттарнови. После его кончины в 1719 году строительство возглавил Николай Федорович Гербель. По облику церковь напоминала Петропавловский собор. От того времени сохранились только фундаменты. 

Историк Андрей Иванович Богданов писал: 

«Сперва сия церковь построена была деревянная… в 1710 или 1716 Его Величеством во имя преподобного Исаакия Далматского в память дня рождения своего. Начата строить каменным зданием августа 6 дня 1717 году, а совершена 1727 году, строил каменного дела подрядчик Иван Нарпонов, а рисунок ей делал архитектор Маттернови. При сей церкви на колокольне были преизрядные часы с курантами». 

 

Н. Ф. Гербель. Южный фасад церкви Исаакия Далматского. 1721 г. Источник

Первая Исаакиевская церковь.
Литография с рисунка О. Монферрана. 1845 год. Источник 


Богослужения в новом храме, несмотря на недоделки, начались в 1722 году. В 1723 году по указу Петра в храме торжественно принимали присягу чины адмиралтейства и флота.

В 30-е годы XVIII века церковь страдала от пожаров, вызванных ударами молний.  Во время её ремонта выяснилось, что фундамент уходит под грунт, а в стенах и сводах появляются трещины. Тогда Екатерина II решила строить собор на новом месте. 19 января 1768 года императрица подписала указ «Об изготовлении мрамора и дикого камня на строение Исаакиевской церкви в Кексгольмском уезде погостах Сердобольском и Рускеальском с устройством там шлифовальных мельниц». Работы начались по проекту итальянского архитектора Антонио Ринальди. 

Исаакиевский собор, нереализованный проект А. Ринальди.
Литография по рисунку О. Монферрана. Источник

Из-за недостаточного финансирования строительство велось крайне медленно и затянулось почти на 30 лет. По причине производственной травмы Ринальди покинул Петербург и вернулся в Италию. Достраивал храм придворный архитектор Винченцо Бренна, вынужденный по приказу императора Павла I упростить замысел Ринальди. 

Хотя третий собор не был построен, мы знаем и можем представить себе, как он мог выглядеть. 20 апреля (1 мая) 1770 года на обозрение публики была выставлена модель Исаакиевского собора Ринальди. В настоящее время его модель и чертежи храма хранятся в музее Академии художеств.

Проект Антонио Ринальди. Источник

Винченцо Бренне пришлось:

  • отказаться от четырёх малых куполов;
  • уменьшить размеры верхней части здания и главного купола;
  • понизить высоту колокольни на один ярус.

Мрамор для облицовки верхней части собора был передан на строительство резиденции Павла I – Михайловского замка.

Оконченный к 1802 году храм не гармонировал с парадным обликом Петербурга и вызвал насмешки горожан. Широкое распространение получила в разных вариантах эпиграмма:

Се памятник двух царств,
Обоим столь приличный:
На мраморном низу
Воздвигнут верх кирпичный. 

 

Кроме того, собор имел конструктивные недостатки. Это побудило правительство и Святейший Синод уже через семь лет после окончания строительства вновь задуматься о его перестройке.

Источник

В 1809 году был объявлен конкурс на возведение нового храма. Винченцо Бренна не участвовал в нем, поскольку его уже не было в России — после убийства Павла I он уехал в Саксонию.  Программу конкурса, утверждённую Александром I, составил президент Академии художеств Александр Строганов. В ней говорилось: 

«Изыскать средство к украшению храма… не закрывая… богатой мраморной его одежды… приискать форму купола, могущую придать величие и красоту столь знаменитому зданию… придумать способ к украшению площади, к сему храму принадлежащей, приведя окружность оной в надлежащую правильность».

В конкурсе приняли участие известные мастера – Андреян Захаров, Андрей Воронихин, Василий Стасов, Джакомо Кваренги, Чарлз Камерон и другие. Александр I отверг все проекты, поскольку авторы предлагали не перестройку собора, а строительство нового. Молодой архитектор Огюст Монферран, создатель последнего Исаакиевского собора, смог возглавить cтроительство благодаря случаю и своему трудолюбию:

  • кандидатуру  Огюста Монферрана предложил  Августин Бетанкур, председатель только что образованного «Комитета по делам строений и гидравлических работ»;
  • молодой архитектор, чтобы показать своё мастерство, сделал 24 рисунка зданий различных архитектурных стилей на выбор.

Неудивительно, что его отобрали. 

Е. А. Плюшар. Портрет архитектора Монферрана. 1834 год. Источник

Александр I поручил Огюсту Монферрану  подготовить проект перестройки Исаакиевского собора с условием сохранить алтарную часть уже существующего собора. Окончательный проект в плане архитектуры представлял собой компиляцию – традиционный подход даже для самых крупных архитекторов того времени. Монферран взял за образцы здания Пантеона (купол с колоннадой, портик, решение внутренней обработки) и Дома инвалидов (конструкция перекрытия купола) в Париже. 

Проект вызвал серьёзную критику со стороны  архитектора Антона Модюи, который был одним из членов Комитета по делам строений и гидравлических работ. В итоге подкорректированный проект Огюста Монферрана утвердили за несколько месяцев до кончины Александра I. Строительство четвёртого собора продолжилось уже при Николае I.  

Позже, описывая историю Исаакиевского собора, Монферран так объяснял, почему конкурсы проводились снова и снова: «Одни проекты предлагали полностью снести собор, другие, более консервативные, шли по пути его приукрашивания. Первое оскорбляло память основателей собора, второе нисколько не уменьшало причудливости архитектуры, между тем как соседние здания требовали, чтобы собор не портил общего ансамбля, а наоборот, был бы его существенной частью». 

Позже архитектор Огюст Монферран подготовил четыре альбома, которые описывают возведение его знаменитых сооружений.  Один из них – альбом "Eglise cathedrale de Saint-Isaac description... par A. Ricard de Montferrand...", посвящённый Исаакиевскому собору. Издание готовилось в Санкт-Петербурге и Париже и вышло в свет в 1845 году. 

Открывает альбом посвящение издания императору Николаю I.  Монферран, начиная с истории Исаакиевских церквей в Петербурге, последовательно и детально рассказывает о строительстве здания, о фундаменте, колоннах портиков, многочисленных металлических конструкциях сводов и купола, о будущем декоративном убранстве здания.  В альбоме опубликованы 50 листов полноформатных гравюр и литографий. Почти все они выполнены по чертежам и рисункам архитектора. В подготовке иллюстраций участвовали К. Ф. Сабат, В. С. Садовников, К. И. Кольман, К. А. Молдавский.  Книгу можно полистать на сайте Национальной электронной библиотеки

Титульная обложка книги. Источник

Источник

Поскольку собор уже существовал, то акт закладки заменили на торжественную церемонию обновления, которая состоялась 26 июля 1819 года. На сваи в западной части строящегося здания, под будущим входом, был положен первый гранитный камень с бронзовой позолоченной доской. Текст на доске гласил: 

«Сей первый камень обновления положен в лето от Рождества Христова 1819 е, в 26 й день июля месяца царствования Императора Александра Первого, в 19-е лето, при обновлении храма, начатого Великою Его Прародительницею Екатериною Второю во имя Святого Исаакия Далматского в 1768 году. При сей перестройке Исаакиевского собора в Комиссии, Высочайше установленной, председательствовал: Граф Головин; заседали: Генерал-Лейтенант Бетанкур, Министры: Князь Голицын и Козодавлев. Перестраивал архитектор Монтферранд».

Работа по возведению собора велась 40 лет.  Возведение Исаакиевского собора стало важным этапом в развитии российской строительной практики – по грандиозности размаха и сложности инженерных задач. 

Первая колонна была установлена 20 марта 1828 года в присутствии царской семьи, иностранных гостей и многих архитекторов, специально приехавших для этого торжества, и простых горожан, заполнивших собой площадь и крыши окрестных домов. Под основание колонны была заложена платиновая медаль с изображением Александра I. Последнюю колонну установили в августе 1830 года. 

Строительство собора завершилось в 1858 году. Всего в строительстве приняло участие 400 000 рабочих – государственных и крепостных крестьян. Судя по документам того времени, около четверти из них умерло от болезней или погибло в результате несчастных случаев. И это при том, что Огюст Монферран весьма хорошо относился к рабочим. В своих альбомах "Eglise cathedrale de Saint-Isaac description... par A. Ricard de Montferrand..." он пишет:

«Для достижения благоприятных результатов работы я всегда считал необходимым условием тесное знакомство с рабочими, чтобы составить себе ясное представление о степени их сметливости и сноровки и по способностям судить о возможности выполнения задания, представляющего ряд сложностей. Работы по постройке Исаакиевского кафедрального собора, с которыми я был связан в течение двадцати лет, дали мне богатый материал, чтобы я смог достаточно оценить этот трудолюбивый класс людей, ежегодно приходивших на заработки в Санкт-Петербург. Отмечу их высокие моральные качества, редко встречающиеся у других людей. Это честность, смелость,  настойчивость, незаурядная сообразительность и быстрота выполнения. Причем каждая профессия распространялась на целую область и поставлялись рабочие только этой профессии: так, большинство каменщиков были из Ярославской губернии, плотники из Костромской, тесальщики гранита и мраморщики из Олонецкой, резчики камня из Путилова.  Обычно их завербовывают в течение зимы, а в Петербург они приезжают на Пасху, ко времени начала работ».

Колокол, созывающий рабочих на работу. Литография из альбома О. Монферрана «Eglise cathedrale de St. Isaac». 1845. Источник

Во время возведения Исаакиевского собора впервые в России было введено государственное страхование работников, на строительстве и мраморных ломках содержался штат врачей и фельдшеров. В случае болезни, связанной с работой, назначалось лечение и выплачивалось пособие.

30 мая 1858 в день памяти преподобного Исаакия Далматского состоялось освящение храма, которое возглавил митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Григорий (Постников) в присутствии императора Александра II и членов императорской семьи. 

В этом же году по случаю освящения Исаакиевского собора Огюст Монферран получил золотую с бриллиантами медаль на андреевской ленте, которую сам же и разработал. 

Освящение Исаакиевского собора 30 мая 1858 года. Литография XIX века. Источник

В наше время собор находится в ведении Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор».
 

Убранство Исаакиевского собора


Источник

Исаакиевский собор – выдающийся памятник русской архитектуры первой половины XIX века, в котором ярко проявился синтез архитектуры с различными видами монументального искусства. В нём соединяются черты позднего классицизма, неоренессанса, византийского стиля и эклектики. 

Для любителей математики приведём некоторые цифры:

  • Площадь здания: 10862 кв. м.
  • Длина от восточной до западной точки: 111,28 м.
  • Ширина от южной до северной точки: 97,6 м.
  • Диаметр наружного купола: 25,8 м.
  • Масса купола: 2226,5 т.
  • Высота креста над главным куполом: 3,45 м.

 

План собора:

1 — западный портик
2 — северный портик
3 — восточный портик
4 — южный портик
5 — алтарь
6 — придел Святой Екатерины
7 — придел Святого Александра Невского
8 — главный иконостас
9 — Царские врата
10 — подкупольные пилоны
 

 



Источник


Тема внутреннего и внешнего убранства Исаакия безбрежна как море, поэтому остановимся на ней вкратце.  Ведь только об одном использовании мрамора в храме можно говорить бесконечно.  

За время строительства собора сменилась мода на архитектурный стиль. Это в значительной степени повлияло на его облик. Собор считают последним крупным сооружением русского позднего классицизма, для которого были характерны монументальность, величие, строгость пропорций, связь с окружающей застройкой. Особенно это видно по капителям южного и северного портиков Исаакиевского собора, которые копируют портики римского Пантеона. 

Монферран в докладе Комиссии по строительству Исаакиевского собора отмечал, «что модель капители коринфского ордера окончена. Модель сия сделана столь хорошо, сколь положено было желать, и может признана быть совершенной, поскольку соединяет в себе точное подражание образцу, красоту форм и штиля древней капители, выписанной из Рима». 

Источник


Однако пышность общей композиции и деталей, соединение элементов различных стилей (особенно в интерьере) демонстрируют постепенный отказ от принципов классицизма в пользу эклектики.
 

Мрамор и гранит


Среди выдающихся памятников архитектуры Исаакиевский собор выделяется тем, что при его возведении и отделке необычайно широко применялись различные породы цветного камня. Здесь были использованы более 40 видов минералов и горных пород из месторождений России, Европы и Азии. Не случайно академик А. Е. Ферсман назвал Исаакиевский собор «музеем цветного и облицовочного камня».

Некоторые виды мрамора, использованные в соборе. Источник

Собор завершает купол с восьмигранным фонариком. Он установлен на высоком барабане, окружённом 24 гранитными колоннами. По сторонам барабана на прямоугольных выступах-ризалитах размещены четыре колокольни. 

Вплоть до 1835 года решался вопрос, из какого камня они будут выполнены. 

Архитектор О. Монферран был против предложения сделать колонны составными и из финского мрамора. 10 января 1835 г. в своём обращении в Комиссию по строительству собора он настаивал на том, чтобы колонны были вытесаны из гранита, так как, по его словам:

«1. Суровость климата не позволяет сделать колонны составными из кусков, а в Финляндии не находится столь больших штук мрамора, чтобы можно было вытесать цельную колонну.

2. В отношении изящного вкуса важно, чтобы гранит встречался во многих частях здания, дабы через то произвесть совершенное согласие с четырьмя портиками и цоколем, которые из гранита».

Источник

Балюстраду у основания купола Исаакиевского собора украшают 24 бронзовые скульптуры ангелов, выполненные по моделям И. Германа. Тематически скульптуры символизируют этапы земной жизни Иисуса Христа и его заповеди. Для создания моделей Герман использовал отливки с античных статуй из музея слепков Академии художеств. 

Источник


Интерьер


В Исаакиевском соборе можно увидеть уникальную коллекцию русской монументальной религиозно-исторической живописи 1840-1850 годов. Его украшают 170 живописных произведений (большая часть выполнена маслом по штукатурке, другие – на холстах и меди).  

Проект размещения сюжетов в Исаакиевском соборе Огюст Монферран подготовил в соответствии с пожеланиями Святейшего Синода и лично императора Николая I. Они касаются важнейших событий библейской истории.

В западной части собора расположены росписи на темы Ветхого Завета, а в центральной и восточной частях храма — росписи на евангельские сюжеты. В двадцати нишах пилонов расположены праздничные иконы, написанные художниками Т. Неффом, К. Штейбеном и Ч. Муссини.


Источник

Важную роль в оформлении играют позолоченные орнаменты сводов собора. Наиболее часто встречаются мотивы меандра, плетёнки, пальметты, листьев и цветов лотоса; широко использованы спирали, жемчужники, ионики, волны; повсюду гирлянды листьев и завитков аканта, цветов и фруктов, причудливо вьющихся виноградных лоз. В интерьере соединены мотивы итальянского Ренессанса, барокко и ампира – особое очарование Исаакиевского собора.

Архитектор поручил Ивану Петровичу Витали изготовление моделей скульптур для сводов, а штукатурные и лепные работы – «лепного дела мастеру» Ивану Дылеву. Он был талантливым крепостным, которому Витали помог выкупиться и сделал своим постоянным помощником. Они не только выполнили орнаменты в соборе, но позже в точности повторили некоторые из них в оформлении Георгиевского зала Большого Кремлёвского дворца.

Пропорции скульптур святых и ангелов сознательно искажены с учётом восприятия снизу, с расстояния в 28 метров.

Источник

Руководил живописными работами в Исаакиевском соборе крупнейший представитель русской академической школы, ректор Академии художеств Василий Козьмич Шебуев.

«Портрет заслуженного ректора Академии Художеств Василия Кузьмича Шебуева».
Холст, масло. 1852 г., Государственный Русский Музей. Источник

Живописное убранство создавали преимущественно выпускники Императорской Академии художеств, а также иностранные мастера: Василий Козьмич Шебуев, Фёдор Антонович Бруни, Карл Павлович Брюллов, Фёдор Павлович Брюлло, Пётр Васильевич Басин, Евгений Александрович Плюшар, Тимофей Андреевич Нефф, Франц Николаевич Рисc, Николай Михайлович Алексеев, Иоганн Конрад Дорнер, Козрое Дузи, Фёдор Семёнович Завьялов, Николай Аполлонович Майков, Алексей Тарасович Марков, Константин Антонович  Молдавский,  Чезаре Муссини, Пётр Михайлович Шамшин, Карл Карлович Штейбен, Семён Афанасьевич Живаго, А. Никитин,  В. Сазонов. 

Источник

В работе художников устанавливалась строгая последовательность. Сначала просматривались и принимались эскизы, потом картоны в натуральную величину и затем – окончательно – росписи на стенах. Работу оценивали многие инстанции: Совет Академии художеств, Комиссия по строительству собора, Синод и лично император Николай I. Если художник собирался внести в картину какое-то изменение, он должен был сначала уведомить об этом Комиссию, Комиссия – Синод. Следовал обмен бумагами, после чего предложение принималось или отклонялось.

Отметим, что сначала Огюст Монферран предполагал, что храм будет декорирован фресками и картинами на религиозные сюжеты. Однако в промозглом климате Петербурга живопись приходила в негодность ещё до освящения собора, и всё решили перевести в мозаику.


Главный иконостас Исаакиевского собора


Главный иконостас Исаакиевского собора представляет собой грандиозное сооружение в стиле позднего классицизма второй трети XIX века. 

Главный иконостас Исаакиевского собора. Источник

  • Первый ярус. Иконы Спасителя, Божией Матери с Младенцем, преподобного Исаакия Далматского, а также святых, соименных правителям, при которых сооружались храмы св. Исаакия: святителя Николая Чудотворца, апостолов Петра и Павла, святого благоверного князя Александра Невского, великомученицы Екатерины. В центре расположены Царские врата. Автор:  Т. А. Нефф.
  • Второй ярус. Покровители членов семьи Николая I: святые князь Владимир и княгиня Ольга, Мария Магдалина и Александра, Николай Кочанов, архангел Михаил, праведные Анна и Елисавета, равноапостольные Константин и Елена. Авторы: иконы написаны Ф. П. Брюлло и заменены на мозаики по оригиналам другого художника – А. Е. Бейдемана.
  • Третий ярус. 10 живописных икон ветхозаветных праотцов и пророков и мозаичная икона «Тайная вечеря».  Венчает иконостас икона «Моление о чаше» и скульптурное изображение креста с ангелами. Автор: С. А. Живаго.
  • Центр: Деисус, скульптурная группа «Христос во славе». Авторы: П. К. Клодт и Т. А. Нефф.

Высота иконостаса в центральной части – 25 метров, длина – 45 метров. 

Одним из основных акцентов убранства главного алтаря Исаакиевского собора считается образ Иисуса Христа, выполненный в технике витража. Его создал Макс Эмануэль Айнмиллер по рисунку художника Генриха Марии фон Гесса в Королевской фарфоровой мануфактуре в Мюнхене в 1843 году. Площадь витража составляет 28,5 кв. м., поэтому он считается одним из наиболее крупных фигуративных витражей Европы и самым крупным в России. 

Источник

В год проводилось не более 20 служб с зажжением всех семи люстр. Электричество в провели в Исаакиевский собор только в первые годы XX века.

Французский путешественник Пьер Жюль Теофиль Готье подробно описал главный иконостас в свечном освещении:

«Эта стена из образов, разделённых малахитовыми колоннами, досками драгоценных мраморов, богато украшенными карнизами, производит в таинственном полусвете, в котором погружена эта часть собора, чудный и величественный эффект. Иногда какой-нибудь луч заставляет блестеть фон червонного золота; металлическая доска освещается, вырисовывая, как живую, фигуру святого, которая отделяется от неё; полоса света скользит по выемкам малахита, блёстка прилепляется к золочёному капителю, гирлянда освещается и получает выпуклый вид. <...> Блеск свеч бросает неожиданное освещение на какую-нибудь деталь, остававшуюся тёмной, и всё достоинство которой выступает теперь наружу. Смотря по часам дня, завеса алтаря темнеет и освещается тёплыми тенями, или ослепительным светом».


Панорама внутреннего убранства собора. Источник


Портреты известных людей в соборе


Портрет Петра I

Портрет Петра I в западном люнете придела св. Александра Невского. 
Художник П. В. Басин.

Источник

Пётр Васильевич Басин изобразил Петра I в западном люнете придела св. Александра Невского. Император  в мундире Преображенского полка с голубой лентой ордена Святого Андрея Первозванного стоит в рост у руля судна с развевающимся царским штандартом. В центре судна установлена рака с мощами, покрытая красной мантией с горностаевым мехом. Лодка направляется к берегу, где стоят встречающие духовенство и жители города. Скульптор Иван Петрович Витали повторил композицию при оформлении большой южной двери бронзовыми рельефами.

Портрет Огюста Монферрана


Источник

В экстерьере здания можно увидеть портрет самого архитектора, хотя разглядеть его нелегко. Огюст Монферран в римской тоге расположен в левом углу фронтона западного портика «Св. Исаакий Далматский благословляет императора Феодосия». В руках архитектор держит модель Исаакиевского собора, а у ног лежит египетская статуя. Она символизирует связь его творчества с традициями мирового искусства.
 

Виртуальная экскурсия по собору


В связи с пандемией Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» временно недоступен для посещения. Пока вы можете насладиться виртуальной прогулкой внутри собора. Она доступна по ссылке: https://vk.com/spb360tours 
Или наведите мобильник на QR-код:

Приятной прогулки!


Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга»

3 апреля 1836 — 185 лет назад — принято решение о постройке первой в истории России пассажирской железной дороги — Царскосельской железной дороги
4 апреля 1716 — 305 лет назад — в Петербург прибыли скульптор Карло Бартоломео Растрелли и его сын, будущий архитектор Франческо Бартоломео Растрелли, который позднее построил Большой Петергофский дворец, Большой Екатерининский дворец, Строгановский дворец, Зимний дворец
11 апреля 1931 — 90 лет назад — в ночь с 11 на 12 апреля в присутствии семи тысяч зрителей впервые показан опыт с маятником Фуко в Исаакиевском соборегде был открыт Государственный антирелигиозный музей
11 апреля 1991 — 30 лет назад — учреждено общественное объединение «Институт Петербурга», распространяющее знания по истории и культуре Петербурга
12 апреля 1971 — 50 лет назадСпас на крови стал филиалом музея «Исаакиевский собор»
15 апреля 1886 — 135 лет назад — в Кронштадте родился Николай Степанович Гумилёв, русский поэт Серебряного века, создатель школы акмеизма, первый муж Анны Ахматовой, путешественник по восточной и северо-восточной Африке
17 апреля 1881 — 140 лет назад — освящена часовня на месте покушения на Александра II, нынче на этом месте Спас на крови
18 апреля 1916 — 105 лет назад — в доме Рубинштейна на Марсовом поле открылось литературно-артистическое кабаре «Привал комедиантов» Вс. Мейерхольда, Н. Петрова и Н. Евреинова. «Привал комедиантов» явился преемником кабаре «Бродячая собака»
19 апреля 1861 — 160 лет назад — состоялось первое заседание Комитета грамотности, в которое вошли Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев, известные ученые и литераторы. Комитет способствовал распространению грамотности и знаний среди крестьян путем издания книг «для народа»
23 апреля 1836 — 185 лет назад — вышел первый номер пушкинского журнала «Современник»
23 апреля 1891 — 130 лет назад — родился композитор Сергей Сергеевич Прокофьев
29 апреля 1961 — 60 лет назад — открылась вторая линия метро, от станции «Технологический институт» до станции «Парк Победы»
30 апреля 1956 — 65 лет назад — открыта станция метро «Пушкинская»