null Русское чудо на берегах Невы


Русское чудо на берегах Невы
23 июня 2020

Жизнь создателя оркестра русских инструментов Василия Андреева была всецело посвящена возрождению балалайки и других русских инструментов. «Соединение балалайки и фрака» – это меткое высказывание как нельзя лучше характеризует превращение балалайки из неоцененного на родине и неизвестного в мире инструмента в один из символов русской культуры. И если балалайку Андреев «открыл» в собственном селе Марьино Вышневолоцкого уезда, то «фрак» она получила в Петербурге.

Петербургскую светскую жизнь молодой дворянин Василий Андреев начал с 1883 года. Обладая музыкальным и актерским талантом, Андреев часто участвовал в концертах и спектаклях с небольшими театрально-музыкальными номерами, а также бывал на спектаклях в Александринском театре. Вскоре произошла его знаменательная встреча с балалайкой в руках работника Антипа в селе Марьино и зародилась идея усовершенствования этого инструмента. 
 

Работник Антип села Андреева Марьино
 

Уже в 1885 году петербургский скрипичный мастер Владимир Иванов изготовил по заказу Андреева балалайку. Обновленная балалайка была выполнена по образцу имевшейся у музыканта народной. Звуковые возможности инструмента значительно расширились, так как он был изготовлен профессиональным мастером из качественных материалов.

Теперь в драматических спектаклях Андреев играл реже, а выступал с новой балалайкой в концертах и частных домах. В декабре 1886 года в «Петербургской газете» появилась заметка об одном таком концерте: «Под конец вечера был настоящий сюрприз, это наслаждение, воспринятое от игры – на чем бы вы думали?.. – на балалайке г. Андреева. Под пальцами этого артиста – смело даем ему это имя – простой инструмент совершенно заставляет забыть свое низменное происхождение».
 

Василий Андреев в середине 1880х гг.
 

Выступления Андреева пользовались огромным успехом. Такого не ожидали от балалайки! После одного из таких концертов он был приглашен во дворец принца Ольденбургского на Дворцовой набережной. Здесь в феврале 1887 года состоялось одно из важных событий для деятельности Василия Андреева – концерт в присутствии Александра III и императорской семьи.

После концерта, по воспоминаниям Андреева, Александр III отреагировал на его выступление следующими словами: «Я очень рад, что благодаря вашему таланту балалайка снова войдет в народ и снова сделается популярным русским инструментом». Конечно, об этом сразу стало известно в светском обществе. Популярность балалайки, уже начавшая расти благодаря выступлениям Андреева, увеличилась еще больше – музыканта все чаще и чаще спрашивали, где взять такой инструмент и как научиться играть на нем. Внимание государя и высшего общества к балалайке укрепило идею дальнейшего развития русских инструментов на академической сцене.
 

Император Александр III с семьей
 

За год выступлений с новым инструментом для Андреева стало очевидным, что для развития виртуозности и расширения репертуара балалайку необходимо дальше совершенствовать. Своевременным оказалось письмо от скрипичного и гитарного мастера Франца Пасербского. Заметив перспективность начинания Василия Андреева, Пасербский писал ему: «Узнав случайно, что Вы, милостивый государь, играете артистически на всевозможных инструментах, я осмелюсь покорнейше просить Вас осчастливить своим посещением мою мастерскую, – может быть найдете что-либо по Вашему усмотрению из имеющихся у меня разных струнных инструментов».

Андреев без промедления отправился в мастерскую Пасербского на Караванной улице и вскоре для него была изготовлена новая балалайка. Основное изменение, давшее долгую жизнь инструменту – замена жильных передвижных ладов на врезанные металлические. Таким образом, балалайка стала хроматическим инструментом, на котором можно исполнить самую разнообразную музыку. В мастерской Пасербского на Караванной улице плотно занялись изготовлением инструментов для всех желающих научиться играть на балалайке. А таких было немало! Но для обучения игре на балалайке купить инструмент недостаточно, нужен еще учитель. Или самоучитель.
 

Балалайка Франца Пасербского

 

В июне 1887 года появилась первая «Школа для балалайки». Ее составил известный издатель и редактор нот Петр Селиверстов при участии Василия Андреева. К описанию приемов игры на балалайке были приложены ноты произведений, исполняемых Андреевым в концертах. Самоучитель издал Дмитрий Федоров, отец которого был одним из самых успешных книгопродавцов и издателей своего времени. Сын продолжил дело отца, но сконцентрировался на музыкальных и нотных изданиях.

Теперь каждый, кто под впечатлением от игры Василия Андреева загорелся желанием научиться играть на балалайке, мог заказать инструмент в мастерской Франца Пасербского, а затем наведаться в магазин Федорова и приобрести самоучитель.
 

Объявление мастерской Пасербского
 

Несмотря на стремительный взлет популярности балалайки, это было только начало пути Василия Андреева. У музыканта появилось много учеников и последователей – назрела мысль о коллективной игре на балалайках. Унисон балалаек одного вида и диапазона не мог стать полноценным коллективом. Тогда Андреев загорается идеей создания разновидностей балалаек с разным диапазоном и возможностями. Через некоторое время в мастерской Пасербского были изготовлены разновидности балалаек – пикколо, дискант, альт, тенор, бас и контрабас.

На этих инструментах вскоре начал свои репетиции «Кружок любителей игры на балалайках». Аудиторию для репетиций Андрееву предоставил Педагогический музей, расположенный в Соляном городке.

 

Кружок любителей игры на балалайке

С октября 1887 года каждую пятницу в Соляной городок со стороны Фонтанки входили первые участники «Кружка любителей игры на балалайках». Это были восемь энтузиастов и горячих поклонников возрожденной балалайки. Большинство из них не имело специальной музыкальной подготовки. Разучивание шло по памяти и «с рук», кружковцы придумали даже специальный термин – «схватка». Такой способ занимал много времени, но позволил добиться тончайшей сыгранности и большой эмоциональной свободы – гарантия последовавшего успеха.

Первое выступление кружка состоялось 20 марта 1888 года в здании Городского кредитного общества на площади Островского, 7. Сейчас это здание используется похожей организацией – в нем расположен один из крупнейших банков города. Зал общих собраний Санкт-Петербургского городского кредитного общества использовался для концертов, литературных чтений, благотворительных вечеров. 

 

Площадь Островского, 7

 

Как известно, выступление андреевского кружка имело потрясающий успех. От этой даты начинает свою историю Андреевский оркестр. Если вы окажетесь на площади Островского, обратите внимание на табличку установленную на доме 7 в честь этого события. А также загляните внутрь – интерьеры отреставрированы и сохранили свой великолепный первозданный вид!

 

Памятная доска о выступлении Кружка на Островского 7

 

К личности Андреева с вниманием и поддержкой относились все, кто занимался изучением народного творчества. На Никольской улице в квартире Митрофана Беляева состоялось знакомство с новым инструментом знаменитого «беляевского кружка». На этом «прослушивании» балалаечников присутствовали Николай Римский-Корсаков, Анатолий Лядов, Александр Глазунов, Владимир Стасов и другие ведущие музыкальные деятели того времени. Ближайший сподвижник Андреева Николай Фомин описывал несерьезное отношение музыкантов к новым инструментам при появлении андреевцев: «Появление исполнителей с балалайками внесло заметное оживление. Собравшиеся с любопытством рассматривали необычные музыкальные инструменты, а когда вошел исполнитель с контрабасовой балалайкой, у некоторых гостей Беляева появилось даже веселое настроение». Но когда началось выступление кружка, «исполнение каждой вещи сопровождалось шумными одобрениями присутствующих».

Деятельность Андреева поддерживал Тертий Филиппов, большой любитель русской песни, занимавший высокую должность государственного контролера. Андреев часто бывал на его вечерах, которые проходили в доме служащих государственного контроля на набережной Мойки. Филиппов был не просто любителем – из своих служащих он собрал хор, исполнявший древнерусские песнопения и народные песни, был учредителем Песенной комиссии при Императорском русском географическом обществе, организовывал фольклорные экспедиции.

После выступления кружка Андреева на площади Островского балалайка приобрела отлично сшитый «петербургский фрак». Но окончательное рождение «андреевской балалайки» произошло позже – когда Андреев встретил гениального народного мастера Семена Налимова, создавшего образцы инструментов эталонного качества и звучания. Встреча Василия Андреева с мастером произошла в 1890 году в Тверской губернии. После этого в селе Марьино была построена мастерская, в которой Налимов создавал балалайки и другие русские инструменты для оркестра Андреева.

Усовершенствованная Василием Андреевым балалайка и вскоре присоединившиеся к ней домры и гусли в составе Великорусского оркестра объехали мир, дали жизнь оркестровому и сольному исполнительству на русских инструментах. Балалайки Семена Налимова и сейчас звучат в Андреевском оркестре и по всей России – их звучание поражает мягкостью и глубиной тембра. Исполнительство на балалайке продолжает развиваться. В середине XX века появилось академическое обучение на балалайке в средних и высших заведениях страны. По всей России продолжают дело Василия Андреева балалаечники-виртуозы и оркестры русских инструментов.

Семён Налимов
 

В течение 132 лет не прерывается история коллектива, созданного Андреевым – Государственного академического русского оркестра имени В. В. Андреева, бережно сохраняющего и развивающего традиции своего основателя.


Екатерина Ломова – культуролог, солистка Государственного академического русского оркестра им. В.В. Андреева

 

3 июля 1835 (185 лет назад) - заложено главное здание Пулковской обсерватории
3 июля 1935 (85 лет назад) - образован музей-некрополь «Литераторские мостки»
5 июля 1778 (240 лет назад) - освящена церковь Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове
8 июля 1954 (75 лет назад) - прошли торжества в честь возвращения в город из Прибалтики соединений Ленинградского гвардейского стрелкового корпуса
8 июля 1950 (70 лет назад) - родился Константин Аркадьевич Райкин – актёр театра и кино, руководитель московского театра «Сатирикон», профессор
12 июля 1860 (160 лет назад) - Император Александр II издал указ, «чтобы глухие деревянные заборы, находящиеся ныне вдоль Каменно-Островского Шоссе, были по мере обветшания их, заменены сквозными решетками»
18 июля 1920 (100 лет назад) - в Доме искусств открыта персональная К. С. Петрова-Водкина
23 июля 1860 (160 лет назад) - основан Речной яхт-клуб, впоследствии Императорский
28 июля 1885 (135 лет назад) - утверждён устав Общества детских врачей в Санкт-Петербурге, которое стало вторым подобным обществом в мире
28 июля 1910 (110 лет назад) - в небе Петербурга впервые появился дирижабль
30 июля 1950 (70 лет назад) - открыт Приморский парк Победы и стадион им. Кирова
31 июля 1775 (245 лет назад) - на Васильевском острове, у бывшего Меншиковского дворца, дан грандиозный спектакль на открытом воздухе в честь годовщины Кючук-кайнарджийского мира в русско-турецкой войне