null Петербургские театры для юношества и молодёжи


Петербургские театры для юношества и молодёжи
27 июня 2020

Ко Дню молодёжи рассказываем о двух самых «молодёжных» театрах Петербурга: Театре на Фонтанке, на сцену которого вместе со звёздами регулярно выходят начинающие артисты, и одном из первых в мире профессиональных репертуарных детских театров – ТЮЗе им. А. А. Брянцева.


Молодёжный театр на Фонтанке

Молодёжный театр на Фонтанке (изначально – Ленинградский молодёжный театр) был основан в 1979 году. Его вдохновителем и организатором был Владимир Афанасьевич Малыщицкий, который задумывал яркую, молодёжную, экспериментальную площадку для поиска новых театральных форм. 18 января 1980 года театр открылся спектаклем «Сто братьев Бестужевых» по пьесе Бориса Голлера. В труппу, кроме профессионалов, вошли актёры-любители театра «Студио» при ЛИИЖТе.

Созданный на месте очаровательной рощи, Молодёжный театр на Фонтанке и сегодня манит зрителей не только прекрасным репертуаром. Здание современного театра укрылось в тени уютного Измайловского сада, вместе с которым он составляет единое культурное пространство, включающее две сцены и «зелёное фойе».

Создатель и первый худрук Владимир Малыщицкий задал вектор развития театра. Для репертуара режиссёр отбирал прозу современных писателей. Такие инсценировки импонировали молодой публике, которую привлекала особая интонация спектаклей – то исповедальная, то остропублицистическая.

На смену Малыщицкому пришёл в 1983 году Ефим Михайлович Падве. Любимый ученик Георгия Товстоногова поддержал интерес к современности и сохранил высокий уровень драматургии. Но уже не публицистика, а тончайший психологизм жизни человеческого духа был в основе спектаклей Падве. Вампиловская «Утиная охота» в его постановке гремела в Ленинграде 1980-х.

В 1989 году в театр пришёл Семён Спивак. Он руководит театром по сей день. Талантливый режиссёр, прекрасный педагог, Семён Яковлевич больше 25 лет обучает студентов в своей мастерской. Его ученики пополняют и труппу Молодёжного театра. Режиссёр уверен: профессионалов можно воспитать, только полностью погружая в реальный творческий процесс, в жизнь действующего театра. Поэтому С. Спивак позволяет даже студентам младших курсов выходить на сцену вместе со старшим, «звёздным» поколением артистов Молодёжного театра. Труппа из известных актеров, принимая студентов в коллектив, щедро делится с ними опытом и помогает профессиональному росту.

Семён Спивак:

«Я не могу отпустить человека в ночь,

не дав ему света и надежды».

Сегодняшний Молодёжный театр на Фонтанке сохраняет и развивает традиции русского психологического театра. Главное для артистов: понимать и поддерживать зрителя, становясь его духовной опорой, пробуждать надежду, дарить душевное тепло.

Репертуар Молодёжного театра на Фонтанке

В основе репертуара – произведения русской и зарубежной классики. Сегодня это больше 40 спектаклей. Что посмотреть молодому и совсем юному зрителю:

  • «Волшебный полёт над Багдадом» (6+) – динамичный, яркий спектакль для детей и их родителей. Эта история соткана из разных восточных сказок. На сцене – традиционные персонажи: калиф-аист, хитрый визирь, глупый стражник, прекрасная персидская принцесса…
  • «История Кая и Герды» (6+) – вечная сказка о любви для детей и взрослых.
  • «Забыть Герострата!» (16+) – спектакль-эссе. Это притча о последнем честном человеке на земле и о том, как ему прожить и исполнить свой долг в разваливающемся обществе. Судьба честного человека в сумасшедшем мире зачастую сложна, трудна и трагична. И эта проблема стоит особенно остро в современном обществе.
  • «Три сестры» (16+) – лёгкий, светлый спектакль о милых людях. Они живут, едят, пьют, носят чудесные платья и пиджаки, а между тем их жизнь незаметно рушится, приходит к разладу и страшной необратимости. Семён Спивак удивительно точно попадает в чеховские интонации, в саму суть ускользающей жизни, когда непонятно, отчего «всё так получается», какие мелочи и неурядицы служат причиной несчастья, делает звучание спектакля необычайно живым и неподдельным.
  • «Игра в Шекспира. Гамлет» (16+). Дипломный спектакль четвёртого набора мастерской Семёна Спивака. Режиссёр, считающий, что шекспировское философское восприятие жизни уже само по себе является школой, намеренно выбрал для выпускного спектакля трагедию «Гамлет»: его интересовало, как поколение интернета и айфонов понимает справедливость. Слово «игра» тоже не случайно появилось в названии спектакля. Для Спивака оно ассоциируется с игровой природой жизни, подлинность которой и должны передать на сцене молодые артисты.
  • «Метро» (16+) – постановка, основанная на сюжете одноимённого голливудского фильма 1967 года. Спектакль родился из студенческой работы выпускников Семёна Спивака 2009 года. Для Молодёжного театра это не первый опыт переноса в репертуар спектакля, созданного в учебных аудиториях. Актуальный сюжет, молодая творческая энергия и искренность актёров, каждый раз волнуют зрителей, вызывая сопереживание, размышления и долгое послевкусие от спектакля.

Посмотреть полный репертуар театра.


Театр юного зрителя им. А. А. Брянцева

ТЮЗ им. А. А. Брянцева – один из старейших в России и один из первых профессиональных репертуарных детских театров мира. Носит имя своего основателя. Актёр, режиссёр, педагог Александр Александрович Брянцев создал Ленинградский ТЮЗ в 1922 году. «Конёк-горбунок» – первый спектакль – долгое время оставался визитной карточкой театра, само изображение Горбунка даже присутствовало на эмблеме.

В разные годы ТЮЗ им. А. А. Брянцева возглавляли Зиновий Карагодский, Андрей Андреев, Анатолий Праудин, Григорий Козлов (нынешний худрук театра «Мастерская»). С 2007 года пост художественного руководителя проектов занимает народный артист Латвии, заслуженный деятель искусств России Адольф Шапиро.

Над постановками в ТЮЗе работают известные российские и иностранные режиссёры, театр активно гастролирует, принимает участие в крупных международных фестивалях.

Большое внимание ТЮЗ им. А. А. Брянцева уделяет доступной среде. В театре реализован проект по созданию безбарьерной среды для детей-инвалидов: установлены мобильные пандусы, созданы условия для того, чтобы все юные зрители, вне зависимости от физических возможностей, могли активно участвовать в культурной жизни, расширять кругозор и общаться со сверстниками.

Источник фото

Репертуар ТЮЗа им. А. А. Брянцева

Больше 50 спектаклей для детей, юношества, молодёжи и взрослых. Традиционные и экспериментальные постановки основаны на русской и зарубежной классике, а также на драматургии современных авторов.

Самым маленьким зрителям ТЮЗ показывает спектакли по классическим произведениям – тем, которые каждый из нас знает и помнит по собственному детству. В категории 6+ ТЮЗа: «Волшебник Изумрудного города» и «Денискины рассказы», «Морозко» и «Сказка о потерянном времени», «Белоснежка и семь гномов» и «Про Иванушку-дурачка», «Плыл кораблик белопарусный» – семейный спектакль по северным сказам Бориса Шергина, «Кентервильское привидение» по Оскару Уайльду.

  • «Полианна» (12+) – трогательная история о девочке-сироте, оказавшейся в незнакомом городе. Поллианна радуется солнцу, ласковому слову и любым мелочам, из которых состоит жизнь и многие люди, поняв и полюбив её, меняются, становятся добрее, человечнее…
  • «Время Ч.» (12+) – игра-размышление по рассказам А. П. Чехова. Произведения объединены темой взаимоотношений взрослых и детей, становления личности ребенка. «Все мы родом из детства» – эта расхожая фраза становится точкой отсчёта для режиссёра Владимира Богатырёва. Вместе с артистами он рассуждает в спектакле о том, почему каждый из нас стал тем, кем является, и каким образом на это становление повлияли взрослые.
  • «Обрыв» (14+) – спектакль по пьесе Адольфа Шапиро,по мотивам одноимённого романа Ивана Гончарова. Борис Райский спустя 15 лет возвращается из Петербурга в родное имение на Волге. В столице герой, выучившись в университете, вёл жизнь светского человека,  вращался в кругах золотой молодёжи, занимался творчеством. После петербургской суеты он надеется обрести в тихой деревеньке возможность «жить светло и просто»…
  • «Страдания юного Вертера» (16+) – классика по роману Гёте. Спектакль о том, что и в наши дни по-прежнему остаётся основной проблемой молодого поколения – про индивидуализацию, борьбу за поиск личности, несогласие с правилами общества.
  • «Алые паруса» (16+) – мюзикл-притча по мотивам романтической феерии Александра Грина. История о любви и мечте, наполненная красивой музыкой, хореографией и песнями в исполнении прекрасных артистов.

Посмотреть полный репертуар театра.

Сцена из спектакля «Алые паруса», ТЮЗ им. А. А. Брянцева

3 июля 1835 (185 лет назад) - заложено главное здание Пулковской обсерватории
3 июля 1935 (85 лет назад) - образован музей-некрополь «Литераторские мостки»
5 июля 1778 (240 лет назад) - освящена церковь Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове
8 июля 1954 (75 лет назад) - прошли торжества в честь возвращения в город из Прибалтики соединений Ленинградского гвардейского стрелкового корпуса
8 июля 1950 (70 лет назад) - родился Константин Аркадьевич Райкин – актёр театра и кино, руководитель московского театра «Сатирикон», профессор
12 июля 1860 (160 лет назад) - Император Александр II издал указ, «чтобы глухие деревянные заборы, находящиеся ныне вдоль Каменно-Островского Шоссе, были по мере обветшания их, заменены сквозными решетками»
18 июля 1920 (100 лет назад) - в Доме искусств открыта персональная К. С. Петрова-Водкина
23 июля 1860 (160 лет назад) - основан Речной яхт-клуб, впоследствии Императорский
28 июля 1885 (135 лет назад) - утверждён устав Общества детских врачей в Санкт-Петербурге, которое стало вторым подобным обществом в мире
28 июля 1910 (110 лет назад) - в небе Петербурга впервые появился дирижабль
30 июля 1950 (70 лет назад) - открыт Приморский парк Победы и стадион им. Кирова
31 июля 1775 (245 лет назад) - на Васильевском острове, у бывшего Меншиковского дворца, дан грандиозный спектакль на открытом воздухе в честь годовщины Кючук-кайнарджийского мира в русско-турецкой войне