ВНИМАНИЕ! Из-за введенных ограничений в работе организаций возможны изменения. Перед покупкой билетов и посещением проверяйте актуальную информацию на официальных сайтах организаций и мероприятий!

null Военно-морской Петербург: от Петра Великого до наших дней


Военно-морской Петербург: от Петра Великого до наших дней
26 июля 2020

Судьба Петербурга, с первых дней его существования и до современности, тесно переплетается со славной историей русского флота, корабельного дела и судьбой непосредственно Военно-Морского Флота.

Становление Петербурга как военно-морской столицы

Больше 300 лет назад Петр I, основав новый город на берегах Невы и Финского залива, рассчитывал превратить его в полноценную военно-морскую базу на Балтике. В итоге эта роль досталась Кронштадту. Город основан в 1704 году – его история началась со строительства крепости Кроншлот и целой цепочки фортов вокруг острова Котлин. Это уникальное фортификационное сооружение, идея которого принадлежала Петру Великому, а в воплощении приняли участие несколько поколений правителей, лучших инженеров и строителей России. Сегодня Кронштадт — военно-морская база Балтийского флота.

Именно Петр Великий положил начало регулярному военному флоту России, уделял огромное внимание его развитию.

В 1704 году Петр I в одном из своих писем впервые упомянул Санкт-Петербургскую модель-камеру. Спустя всего век с небольшим она превратится в Морской музеум. Сегодня мы знаем его как Центральный военно-морской музей Санкт-Петербургаодин из самых больших музеев в мире, посвященных военно-морскому делу и кораблестроению.

В том же 1704 году были основаны Адмиралтейские верфи. В «Журнале путешествий Петра I (1696-1709 гг.)» есть такая запись: «… 1704, ноября. В 5-й день заложили Адмиралтейский дом и были в остерии и веселились, длина 200 сажен, ширина 100 сажен». Всего через год на верфи уже строились 28 единиц морской техники – бомбардирские корабли, прамы и ботики. Первые крупные корабли спущены на воду в 1706 году.

От парусников до подводных лодок, от пароходов до крейсеров, от танкеров до атомных ледоколов... Всего на Адмиралтейских верфях построено более 2500 судов и кораблей. Одно из старейших судостроительных предприятий страны и сегодня отвечает за проектирование, производство и модернизацию судов, как военных, так и гражданских.

Одна из главных архитектурных доминант Петербурга — Адмиралтейство. Золотой кораблик на высоком позолоченном шпиле по праву считается одним из символов города, наряду с Медным всадником и ангелом на шпиле Петропавловского собора.

Рассказывают, что прообразом знаменитого кораблика был любимый Петром линейный корабль «Ингерманланд», а при строительстве первого шпиля флаги на мачтах были выполнены из чистого червонного золота.

В разные годы в здании Адмиралтейства располагались уже упомянутая верфь, Морское министерство, Главный морской штаб, гидрографическое управление, Военно-морской музей. В наши дни здание находится в ведении ВМФ России.

Русский флот при Петре имел не только стратегически важное военное значение. Он был и своеобразным имиджевым атрибутом Петербурга: новый город — величественный, монументальный, красивый – строился с размахом. Ему надлежало стать столицей Российской империи, именно отсюда Петр Великий планировал «прорубить окно в Европу» и делал большую ставку на удобный водный путь и развитие флота.

Современный Петербург и Военно-Морской Флот России

Петербург XXI века связан с военно-морским флотом неразрывными узами. Стоит лишь упомянуть, что два важнейших события проходят именно в нашем городе:

  • Главный парад в честь Дня ВМФ РФ. Проводится в акватории Невы и на Кронштадском рейде, где участие принимают огромные корабли, которые по своим габаритам не могут зайти в город.
  • Международный военно-морской салон — одна из крупнейших мировых выставок в сфере кораблестроения, морских вооружений и судостроения.

Кронштадт остается главным портом Краснознаменной Ленинградской военно-морской базой. Здесь базируется порядка 20 кораблей. Помимо прямых обязанностей — защиты и охраны рубежей и акватории, подготовки кадров, снабжения, мероприятий по научно-исследовательским изысканиям, тестированию орудий и техники — Кронштадт как военно-морская база выполняет и представительские функции: принимает визиты иностранных кораблей, проводит регаты, парады, торжественные мероприятия в памятные дни и праздники.

Корабли в Кронштадте

Серьезное внимание уделяет Петербург воспитанию и подготовке кадров для флота. Самые известные учебные заведения:

  • Санкт-Петербургский военно-морской институт — преемник Морского корпуса, старейшего в России военно-морского учебного заведения, история которого началась в 1701 году с создания Петром навигацкой школы для обучения мореходным наукам;
  • Военно-морской политехнический институт;
  • Нахимовское военно-морское училище.

Если говорить о военно-морском Петербурге с точки зрения туризма, то каждый гость города может убедиться самостоятельно – достопримечательностей, связанных с судьбой русского флота, не счесть. Морская тема заметно отразилась в городской топонимике, огромное количество памятников архитектуры и культуры, учреждений связаны с историей военного флота и его современностью.

Знаменитый крейсер «Аврора»

Вот лишь самые известные из них:

  • Ростральные колонны — одна из самых известных архитектурных достопримечательностей Петербурга. Колонны украшены рострами поверженных вражеских кораблей.
  • Крейсер «Аврора» — знаменитый корабль российского флота, объект культурного наследия.
  • Никольский морской собор в Санкт-Петербурге — первый морской собор, традиционно окормлявший моряков русского флота, полковой храм Гвардейского экипажа.
  • Морской Никольский собор в Кронштадте — главный храм Военно-морского флота России.
  • Здание Адмиралтейства, уже упомянутое в начале статьи.
  • Здание Биржи на Стрелке Васильевского острова – здесь долгие располагался Центральный военно-морской музей.
  • Ледокол «Красин», подводные лодки «Народоволец» и «С-189».
  • Пантелеймоновская церковь — мемориал в честь побед при Гангуте и Гренгаме, и Чесменская церковь, построенная в ознаменование победы русского флота над турецким в Чесменской бухте.
  • Памятники И. Ф. Крузенштерну и П. С. Нахимову
  • Памятник кораблю «Полтава» на Воскресенской набережной
  • Памятник миноносцу «Стерегущий» в Александровском парке
  • ...и многие-многие другие.

Впрочем, прогулка по памятным местам морской славы — это отдельная тема, о которой мы обязательно расскажем.

Морской Никольский собор в Кронштадте

В День ВМФ «Культура Петербурга» присоединяется к поздравлениям всем, кто сегодня пишет историю Военно-морского флота России!


Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга»

3 апреля 1836 — 185 лет назад — принято решение о постройке первой в истории России пассажирской железной дороги — Царскосельской железной дороги
4 апреля 1716 — 305 лет назад — в Петербург прибыли скульптор Карло Бартоломео Растрелли и его сын, будущий архитектор Франческо Бартоломео Растрелли, который позднее построил Большой Петергофский дворец, Большой Екатерининский дворец, Строгановский дворец, Зимний дворец
11 апреля 1931 — 90 лет назад — в ночь с 11 на 12 апреля в присутствии семи тысяч зрителей впервые показан опыт с маятником Фуко в Исаакиевском соборегде был открыт Государственный антирелигиозный музей
11 апреля 1991 — 30 лет назад — учреждено общественное объединение «Институт Петербурга», распространяющее знания по истории и культуре Петербурга
12 апреля 1971 — 50 лет назадСпас на крови стал филиалом музея «Исаакиевский собор»
15 апреля 1886 — 135 лет назад — в Кронштадте родился Николай Степанович Гумилёв, русский поэт Серебряного века, создатель школы акмеизма, первый муж Анны Ахматовой, путешественник по восточной и северо-восточной Африке
17 апреля 1881 — 140 лет назад — освящена часовня на месте покушения на Александра II, нынче на этом месте Спас на крови
18 апреля 1916 — 105 лет назад — в доме Рубинштейна на Марсовом поле открылось литературно-артистическое кабаре «Привал комедиантов» Вс. Мейерхольда, Н. Петрова и Н. Евреинова. «Привал комедиантов» явился преемником кабаре «Бродячая собака»
19 апреля 1861 — 160 лет назад — состоялось первое заседание Комитета грамотности, в которое вошли Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев, известные ученые и литераторы. Комитет способствовал распространению грамотности и знаний среди крестьян путем издания книг «для народа»
23 апреля 1836 — 185 лет назад — вышел первый номер пушкинского журнала «Современник»
23 апреля 1891 — 130 лет назад — родился композитор Сергей Сергеевич Прокофьев
29 апреля 1961 — 60 лет назад — открылась вторая линия метро, от станции «Технологический институт» до станции «Парк Победы»
30 апреля 1956 — 65 лет назад — открыта станция метро «Пушкинская»