null Железнодорожные вокзалы Петербурга


Железнодорожные вокзалы Петербурга
1 августа 2020

Железные дороги России начались с Петербурга. 1 мая 1836 года началось строительство первой пассажирской железной дороги – Царскосельской. В 1837 году она соединила Петербург и Царское Село, а спустя всего год была продлена до Павловска. Уже позже появилась Николаевская железная дорога – сегодня она называется Октябрьская и связывает две столицы.

Ко Дню железнодорожника, который празднуется в первое воскресенье августа, рассказываем о железнодорожных вокзалах в Петербурге. Они в нашем городе разные, каждый – со своей судьбой и уникальной исторической ценностью.

Витебский вокзал

Старейший вокзал Петербурга и России. Именно здесь в 1837 году появилось первое, тогда еще деревянное, здание железнодорожного вокзала. С него по первой в стране железной дороге отправился паровоз «Проворный»: на месте машиниста – инженер и руководитель строительства путей Франц Герстнер, в числе пассажиров – сам император Николай I.

Витебский вокзал, 1900-е гг.

Деревянное здание вокзала сменилось каменным, построенным в 1849-1852 годах по проекту архитектора К. А. Тона. Тот вокзал, который мы знаем сегодня, открыт в 1904 году – и это настоящее произведение архитектурного искусства. Автор проекта – С. А. Бржозовский.

Здание вокзала выполнено в стиле модерн. Объемный купол, часовая башня на главном фасаде, арки дебаркадера, много стекла и металла, большой парадный зал с высоким потолком и широкая парадная лестница с мраморными перилами – Витебский вокзал полюбился современникам сразу. Удивительной красоты здание до сих пор притягивает петербуржцев и туристов, обычных пассажиров, торопящихся на поезд, профессиональных фотографов и кинорежиссеров.

Витебский вокзал в наши дни. Фото: Эдуард Гордеев

Что касается внутреннего убранства, тут архитектор сделал ставку на функциональность: крупные объемы сгруппированы ассиметрично, с учетом потребностей и задач, которые должно выполнять здание вокзала. Техническое оснащение было на высоте – лифты, транспортеры, электрическое освещение.

За годы своей работы вокзал назывался также Царскосельским и Детскосельским. Сегодня отсюда отправляются электрички в Пушкин и Павловск.

Московский вокзал

Изначально назывался Николаевским, позже – Октябрьским. Наименование вокзала соответствовало названиям железной дороги, по которой с него курсировали поезда.

Николаевский вокзал, 1851 г.

Строительство Николаевской железной дороги началось в 1842 году по указу императора Николая I. Вокзал открыт в 1847 году, когда 5 мая с него отправился первый поезд до села Колпино. Вокзал 1847 года – то здание, которое мы знаем и сегодня, построенное в стиле ренессанс архитектором К. А. Тоном.

Интересный факт. Московский вокзал в Петербурге и Ленинградский вокзал в Москве – «близнецы». Оба являют собой стилистическую пару, вокзал в Москве лишь немного отличается размерами в меньшую сторону. Здания были аналогичны и по внутреннему устройству, пока в столице в 2008-2013 годах не провели серьезную реконструкцию всех помещений. Теперь пассажиры, живущие на два города и часто путешествующие между Петербургом и Москвой, не рискуют запутаться, на каком же вокзале они находятся.

При оформлении главного фасада Московского вокзала архитектор использовал мотивы ратушей западноевропейских городов, башня с часами указывает направление главного входа, вдоль первого этажа тянется небольшая колоннада. С архитектурно-технической точки зрения основным новшеством было металлическое покрытие дебаркардера: его треугольные формы придавали транспортному узлу вид оригинальный и, вместе с тем, лаконичный за счет простоты геометрии.

Московский вокзал в наши дни

В главном зале вокзала находится традиционное место встречи пассажиров и встречающих – бюст Петра I. Он стоит здесь с 1993 года и пришёл на смену бюсту В. И. Ленина.

Балтийский вокзал

Балтийский вокзал открыт в 1857 году. Его первое название – Петергофский, а построен он был для частной железной дороги, созданием которой как раз занимался барон Штиглиц. Но не прошло и 20 лет, как сюда прибыл первый поезд из Ревеля (нынешний Таллин), и вокзал стал официально называться Балтийским.

Балтийский вокзал, 1910-е гг.

Прототипом для архитектурного решения послужил Восточный вокзал в Париже. Автор проекта Александр Кракау предусмотрел П-образную форму, по бокам – двухэтажные флигели, левый из который предназначался императорской семье. Фасад украсили боковые ризалиты, внизу – аркада. Заглубленную часть фасада с большим полукруглым окном завершают две небольшие башенки по сторонам.

В 1955 году к зданию вокзала пристроен вестибюль метро «Балтийская» – это нарушило симметрию фасада, а также закрыло несколько витражей светового заала.

С Балтийского вокзала сегодня можно доехать до Петергофа, Гатчины, Дудергофа.

Финляндский вокзал

Был открыт в 1870 году. Отсюда по Финляндской железной дороге уходили поезда в Великое княжество Финляндское.

Первое здание Финляндского вокзала

Первое здание вокзала было построено по проекту архитектора П. С. Купинского. В то время оно выглядело весьма скромно: длинное здание в один этаж, с тремя ризалитами – центральным входом и симметрично расположенными по бокам двухэтажными павильонами, главный фасад выходил в сторону нынешнего Финского переулка. Со стороны платформ переброшен навес над двумя путями. Внутренней отделкой залов занимались финские архитекторы – В. Вестлинг и П. Дегенер.

В годы ленинградской блокады Финляндский был единственным действующим вокзалом в городе. Здание серьезно пострадало во время авианалетов, было почти полностью разрушено и в 1950-х годах подверглось комплексной реконструкции.

Новое главное здание вокзала было возведено в стиле функционализма: 17 огромных окон по фасаду, в центре – башня с часами, которую венчает 30-метровый шпиль со звездой на верхушке. Главный фасад теперь смотрит в сторону Невы и гармонично завершает архитектурный ансамбль площади Ленина.

Современный Финляндский вокзал. Фото: Станислав Забурдаев

С Финляндского вокзала отправляются электрички в Курортный район и областные поселки на берегу Финского залива, также отсюда можно уехать в Выборг.

Ладожский вокзал

Самый молодой вокзал Петербурга. Открыт в 2003 году на месте грузовой железнодорожной станции «Дача Долгорукова». Современный Ладожский, который было решено строить еще в 1960-х годах, оказал серьезную поддержку своим «коллегам», разгрузив Московский и Финляндский вокзалы, которые с трудом справлялись с пассажиропотоком.

Ладожский вокзал

Здание вокзала полностью соответствует своему времени: современное, технически оснащенное, выполненное при использовании свежих архитектурных решений. Из-за небольшой территории главное здание нельзя было поставить вдоль путей, поэтому главный архитектор Никита Явейн принял решение строить его над перронами и под ними. Так поездам обеспечен свободный ход: Ладожский – единственный в Петербурге вокзал с транзитным движением. Впервые в российской и мировой практике реализована идея вокзала-моста и вокзала-тоннеля: вокзал дальнего следования проходит над путями, пригородный – под землей, поезда и городской наземный транспорт – на уровне земли. Все три уровня связаны по вертикали лестницами, эскалаторами и пандусами. Три большие световые трубы-колодцы соединяют уровни визуально.

Ладожский вокзал – основной транзитный пункт для поездов дальнего следования.

Вокзал, которого больше нет

В списке вокзалов Петербурга есть один утраченный, но оттого не менее прекрасный. Варшавский вокзал – роскошное здание в стиле боз-ар работы архитектора П. О. Сальмоновича.

Сегодня вокзал не действует, но само здание сохранилось. После проведенной в 2001-2006 годах реконструкции здесь расположен торгово-развлекательный комплекс.

Варшавский вокзал, 1860-е гг.

Первый Варшавский вокзал был построен еще в 1852-1853 годах. Назначение было самое серьезное – отсюда отправлялись поезда до царской резиденции в Гатчине. В 1857-1860 вокзал реконструирован: построены новое здание и два каменных дома для служащих (один из них сохранился до наших дней), подвергся ремонту и усовершенствованию путевой дебаркадер. Каркас из железа со стеклянным заполнением, перекрывавший весь проем посадочных платформ, был передовым архитектурным решением того времени, но на практике оказался непрактичным и крайне дорогим в эксплуатации – быстро загрязнялся паровозным дымом.

Вокзал, который связывал Петербург с европейскими столицами, можно было назвать элитным: он обслуживал удобные, богато обставленные пассажирские составы первого класса, императорский поезд, частные «семейные» поезда для влиятельных особ России. В годы Первой мировой войны Варшавский вокзал принимал эшелоны с ранеными, в блокаду – серьезно пострадал и серьезно восстанавливался после окончания войны.

В 2001 году Варшавский вокзал закрыт на реконструкцию, а поезда перевели на другие вокзалы. Изначально была мысль организовать с красивом здании музей современного искусства, как это сделали, например, в Париже (Музей Орсе). Но в итоге внутри разместился большой торгово-развлекательный комплекс.

5 августа 1905 – 115 лет назад родился нобелевский лауреат Василий Васильевич Леонтьев (1905 г. по данным свидетельства о рождении)
10 Августа 1865 – 155 лет назад родился Александр Константинович Глазунов, директор (ректор) Санкт-Петербургской (Петроградской, Ленинградской) консерватории в 1905–1928 годах
11 Августа 1900 – 120 лет назад заложено здание Электротехнического института
13 Августа 1865 – 155 лет назад открыт Зоологический сад
14 Августа 1865 – 155 лет назад родился русский писатель, поэт Дмитрий Сергеевич Мережковский
18 Августа 1845 – 175 лет назад создано Русское Географическое общество
21 августа 1895 – 125 лет назад появился первый автомобиль на улицах Петербурга
22 Августа 1885 – 135 лет назад открыт «Кружок любителей атлетики» доктором В. Ф. Краевским, которого называли «отцом русской тяжелой атлетики»
24 Августа 1915 – 105 лет назад освящен Буддийский храм в Старой деревне
25 августа 1835 – 185 лет назад на арке здания Сената и Синода установлены медные скульптурные группы и фигуры Гениев, изготовленные по проекту В. И. Демута-Малиновского
25 августа 1800 – 220 лет назад родился Федор Иванович Иордан, «однин из лучших» граверов, академик (1844 год) и профессор (1850 год) Императорской академии художеств
27 августа 1780 – 240 лет назад открыта Обуховская больница, одна из первых городских больниц в России