null Театр Эстрады открывает сезон


Театр Эстрады открывает сезон
7 сентября 2020

Афиша театра пополнится постановками, созданными учениками Юрия Гальцева и самим художественным руководителем.

22 сентября спектаклем «Дом» с участием Юрия Гальцева откроется новый сезон Театра Эстрады. Уже в октябре зрители должны увидеть постановку, премьера которой из-за ограничительных мер переносилась дважды, — спектакль Ильи Архипова «Три апельсина. Карнавал» по мотивам сказки Карло Гоцци «Любовь к трём апельсинам». В прошлом сезоне молодой режиссёр, выпускник мастерской Юрия Гальцева, выпустил свою версию «Сорочинской ярмарки» Гоголя, а его музыкальные спектакли «Рики-Тикки-Тави», «Волшебное кольцо» и «Бармалей» уже давно являются основой «семейной» афиши Театра Эстрады.

В прошлом году о себе как о режиссёре заявил ещё один молодой актер театра Кирилл Петров, представив зрителям спектакль «Перенастройка. В поисках своей волны» по стихам Олега Григорьева и музыке групп Ленинградского рок-клуба. Постепенно ученики мастерской Юрия Гальцева, составившие после своего выпуска в 2014 основу труппы, становятся и теми, кто определяет художественное направление Театра Эстрады. Возможно, это открывает совершенно новую страницу в истории легендарной сцены, в прошлом году отметившей свой 80-ти летний юбилей.

Немного об истории

В 1723 году Петр I издал указ, по которому повелевалось «сделать комедиантский дом из досок на адмиралтейском острову». Располагалось это первое общественное зрелищное сооружение города на берегу Мойки у Невского проспекта. В то время топкие берега рек и частые наводнения не позволяли строить здания близко к воде, потому «комедиантский дом» соорудили в некотором отдалении от берега. Удивительно, но примерно в том самом месте, где ныне размещается Театр Эстрады им. А. Райкина.

Театр Эстрады им. А. Райкина, фасад

Само здание на Большой Конюшенной улице, где сейчас принимает зрителей Театр Эстрады, было построено в 70-х годах XVIII века. Долгое время в нём размещалась одна из самых благоустроенных петербургских гостиниц — «Демутов трактир». Здесь часто останавливался Пушкин, в 1828 году именно в демутовых номерах Александр Сергеевич написал поэму «Полтава». В этой же гостинице он «поселил» и одного из своих персонажей — гусара Минского из повести «Станционный смотритель». Постояльцами «Демутова трактира» были также Павел Пестель, Александр Грибоедов, Петр Чаадаев, Константин Батюшков, Иван Тургенев.

Во второй половине XIX века гостиница была перестроена и превратилась в фешенебельный ресторан «Медведь» — с роскошными интерьерами, высокой кухней и представлениями в жанре «кабаре». Это было культовое место предреволюционного Петербурга. Здесь собирался весь свет столичного общества, завсегдатаями «Медведя» были Федор Шаляпин и Вера Комиссаржевская.

Артист с тысячью лиц

Именно в этом здании осенью 1939 года открыл свои двери для зрителей первый в Советском Союзе профессиональный театр эстрады — Ленинградский театр эстрады и миниатюр. Вскоре в его труппу был принят молодой конферансье, лауреат прошедшего в Москве I Всесоюзного конкурса артистов эстрады Аркадий Райкин, который в военном 1943 году возглавил коллектив. Так началась по-настоящему «золотая эпоха» в истории нового театра.

Этой сцене Аркадий Исаакович отдал более 40 лет своей жизни. Он собрал вокруг себя блестящих артистов самых разных жанров. Коренные ленинградцы ещё помнят то время, когда Ленинградский театр миниатюр был не менее любим публикой, чем БДТ эпохи Георгия Товстоногова. В одном из недавних интервью Михаил Жванецкий вспоминал вечер, организованный как-то в Доме Актера на Невском, 86. Его афиша гласила: «Райкин о театре, Товстоногов об эстраде». Для театрального Ленинграда той поры это были две абсолютно равновеликие фигуры.

Очередь за билетами на спектакли театра могла идти по улице Желябова (ныне — Большой Конюшенной) вплоть до Невского проспекта. Что не удивительно, ведь на этой площадке началась карьера Михаила Жванецкого, Романа Карцева, Семёна Альтова. А ещё здесь выступали Мария Миронова и Александр Менакер, Вениамин Нечаев и Павел Рудаков, первые джазовые коллективы и звёзды советской эстрады – Клавдия Шульженко, Леонид Утёсов, Эдита Пьеха, Мария Пахоменко, Эдуард Хиль.

Конечно, самым долгожданным артистом на сцене театра всегда был сам Аркадий Исаакович. Каждое его выступление – маленький шедевр. Исполнитель монологов, фельетонов, он сочетал в себе интеллигентность, скромность и этот редкий дар — умение рассмешить людей. Зрители особенно любили его номера, где актёр, быстро меняя облик, создавал череду совершенно разных образов — от лирических до остросатирических. 1960–1970-е годы — поистине его эпоха: успех в кино и на сцене, регулярные гастроли за границей, о Райкине пишет лондонская The Times, называя его «комическим гением», а Ленинградский театр миниатюр знаменит по всей стране.

После забвения

В начале 80-х годов из-за разногласий с ленинградским партийным руководством Аркадий Райкин принимает решение переехать в Москву, где в 1982 году появится Государственный театр миниатюр, ныне — театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина. Когда-то так любимая зрителем сцена петербургского Театра Эстрады в 90-е годы начала восприниматься публикой скорее как концертный зал, где показывают антрепризы самого разного художественного уровня и куда порой заезжают столичные гастролеры.

Театр Эстрады им. А. Райкина, зрительный зал

Когда в конце 2008 года в прессе появилась информация, что Юрий Гальцев назначен художественным руководителем петербургского Театра Эстрады, многие задавались вопросом: зачем это нужно известному артисту, и так успешному и любимому зрителем? Ведь Гальцеву по сути предстояло создать театр «с нуля». На это сам актёр отвечал: ради памяти человека, имя которого этот театр носит.

– Помню, ещё ребенком, я случайно нашел на улице деньги. Очень обрадовался, побежал в магазин и купил своему папе подарок фотографию Аркадия Райкина, поделился воспоминаниями артист. Тогда я и не знал, кто это, но помнил, что папа всегда улыбался, увидев этого человека на экране. До сих пор храню эту фотографию! Мог ли я тогда подумать, что когда-нибудь возглавлю театр имени Аркадия Райкина?

Новый театр, новые лица

Свою работу на посту художественного руководителя Гальцев начал с капитального ремонта, которого не было со времён Райкина и который длился почти два года. В результате был восстановлен исторический облик здания, проведено полное техническое переоснащение театра. А пока здание на Большой Конюшенной было в строительных лесах, Гальцев впервые в жизни набрал свой курс в знаменитой Петербургской академии театрального искусства на Моховой (ныне – РГИСИ).

– Эстрадный артист – по-настоящему «штучный товар». Это человек, который обязан уметь всё: петь, танцевать, шутить, импровизировать, заставляя зрителя и смеяться, и плакать. Мне было очень приятно, что столько молодых людей со всей России хотели у меня учиться, рассказал Юрий Гальцев. Счастьем было и вновь вернуться на Моховую, где прошла моя студенческая юность.

Как признавался сам артист, преподаванием он мечтал заняться давно, просто не было возможности. Но когда в одном из интервью Гальцев заявил, что его цель — «вырастить» для Театра Эстрады новую труппу, никто, наверное, не мог предположить, что через несколько лет его молодые ученики действительно составят новое лицо театра, а на спектакли вчерашних студентов будет не достать билетов.

Сцена из спектакля «Шоу для настоящих леди»

Началось всё в 2013 году, когда Гальцев и второй мастер курса Владимир Глазков рискнули вывести на сцену вновь открывшего театра своих учеников в спектакле «Шоу для настоящих леди». Сюжет этой весёлой музыкальной комедии хорошо знаком зрителям по голливудскому фильму 1959 года «В джазе только девушки» (Some likes it hot) с Мэрилин Монро в главной роли. Яркая постановка, наполненная песнями, танцами, юмором и атмосферой Америки 30-х годов, и спустя восемь лет остается настоящим хитом репертуара театра.

Творческий поиск

Юрий Гальцев часто повторяет: Театр Эстрады должен иметь свое «лицо», свой особый неповторимый стиль. Найти этот стиль — его главная задача на посту художественного руководителя. В конце концов, само понятие «эстрада» — многогранно. А что такое «эстрадный спектакль»? И что хочет видеть современный зритель: комедии, мюзиклы, шоу-программы или популярный ныне стендап?

Сцена из спектакля «Искусство жениться»

Сейчас на сцене Театра Эстрады вполне комфортно «соседствуют» друг с другом и музыкальные спектакли Владимира Глазкова «Искусство жениться» (по знаменитой комедии Оскара Уайльда «Как важно быть серьёзным!»), «Играем Фигаро!» (по мотивам пьесы Бомарше «Севильский цирюльник»), и грустно-веселые «Феномены» по одноимённой пьесе Григория Горина, и острый «Крокодил души моей» по ранним чеховским рассказам, и спектакль-фламенко «Фрида», рассказывающий языком танца историю жизни и творчества художницы Фриды Кало.

Сцена из спектакля «Феномены»

Всегда с аншлагом проходит и бенефис Юрия Гальцева «Концерт для своих!». Особая гордость театра — афиша для семейного просмотра. На музыкальные спектакли «Рики-Тикки-Тави», «Золушка», «Волшебное кольцо» и «Бармалей» родители порой идут с не меньшим удовольствием, чем их дети.

– Часто во время спектаклей я осторожно наблюдаю из-за кулис за работой моих актёров. А за спиной у меня гримерная Райкина... Это же огромное счастье понимать, что театр, хранящий память о любимых артистах советской эстрады, жив и наполнен энергией молодых талантливых актеров, поделился худрук. Я верю, что возродив этот легендарный театр, мы сделали очень важное, очень нужное дело.

 

Сцена из спектакля «Бармалей»


Право на риск

Сейчас в афише Театра Эстрады более десятка различных постановок. Для их создания Гальцев привлекает известных российских режиссёров, но порой идёт на риск и даёт своим ученикам право на творческий эксперимент. На этот эксперимент артист готов и сам. В 2017 году Гальцев впервые в своей театральной карьере исполнил сложную драматическую роль — в спектакле Олега Куликова «Дом» (по пьесе Евгения Гришковца и Анны Матисон). Вскоре он вышел на сцену в спектакле «Конопатая девчонка» — трогательном, во многом автобиографичном, наполненном песнями советской эстрады и историями из собственного детства и юности.

Сцена из спектакля «Дом»

Юрий Гальцев и сам как режиссер создаёт необычные и неизменно популярные у публики постановки. Пожалуй, самая известная из его работ — «Шуры-Муры» по рассказам Василия Макаровича Шукшина. Постановка стала знаковой как для художественного руководителя театра, так и для его молодой труппы.

– С этим спектаклем мы объехали почти всю страну, участвовали во множестве театральных фестивалей. А побывавшая на премьере Лидия Федосеева-Шукшина назвала наши «Шуры-Муры» одной из лучших постановок по прозе её супруга! рассказал артист. Но самое главное для нас, что этот добрый, весёлый и светлый спектакль очень любим нашим зрителем.

 

Юрий Гальцев с учениками

В этом сезоне художественный руководитель планирует представить на суд публики свою новую режиссёрскую работу — спектакль «УТЮГ. Универсальный театр Юрия Гальцева». Оригинальная постановка, состоящая из маленьких забавных номеров, должна возродить на сцене такой редкий ныне эстрадный жанр как традиционная театральная клоунада. Зрителей ждёт весёлая и радостная атмосфера детства, нелепые и смешные персонажи, пантомима, эксцентрика и даже песни в исполнении самого режиссера.


Валерия Троицкая журналист, корреспондент газеты «Санкт-Петербургские ведомости», пресс-секретарь Театра Эстрады им. А. Райкина

3 октября 1785 — 235 лет назад — городской почтамт начал работу в новом здании на Ново-Исаакиевской улице (ныне Почтамтская)
3 октября 1910 — 110 лет назад — в рамках Всероссийского праздника воздухоплавания пилотом Е. В. Рудневым совершен первый полёт над центральной частью Петербурга
7 октября 1770 — 250 лет назад — на Сенатской площади выгружен найденный на Лахте «Гром-камень» монолит для подножия памятника «Медный всадник». После обработки монолита по рисунку Ю. Фельтена размеры его существенно уменьшились
7 октября 1945 — 75 лет назад — заложены Московский и Приморский парки Победы
10 октября 1705 — 315 лет назад — началось строительство Адмиралтейской крепости (прикрывала подступы к Адмиралтейской верфи)
10 октября 1945 — 75 лет назад — в город вернулись ценности Эрмитажа, эвакуированные ранее в Свердловск
14 октября 1860 — 160 лет назад — открыт Мариинский театр. Показана опера Михаила Глинки «Жизнь за царя»
19 октября 1845 — 175 лет назад — первое собрание Русского географического общества
22 октября 1935 — 85 лет назад — в Малом оперном театре впервые исполнена опера И. И. Дзержинского «Тихий Дон»
24 октября 1745 — 275 лет назад — императрица Елизавета повелела завезти в царские дворцы котов для ловли мышей
26 октября 1750 — 270 лет назад — родился Николай Борисович Юсупов, директор Императорских театров (1791-1796), директор Эрмитажа (1797)
26 октября 1930 — 90 лет назад — в Академическом театре оперы и балета (Мариинском) дана премьера балета Д. Д. Шостаковича «Золотой век»
30 октября 1930 — 90 лет назад — селение Коломяги включено в черту Ленинграда
30 октября 1930 — 90 лет назад — вышло постановление ВЦИК о закрытии Спаса на Крови