ВНИМАНИЕ! Из-за введенных ограничений в работе организаций возможны изменения. Перед покупкой билетов и посещением проверяйте актуальную информацию на официальных сайтах организаций и мероприятий!

null Юрий Башмет: «Музыка — это погружение в чистые эмоции»


Юрий Башмет: «Музыка — это погружение в чистые эмоции»
28 сентября 2020

1 октября, в Международный день музыки, в Санкт-Петербургской Филармонии им. Д. Д. Шостаковича выступит Всероссийский юношеский симфонический оркестр. Юрий Башмет — руководитель коллектива, виртуоз альта, дирижёр, педагог, обладатель премии «Грэмми», множества российских и зарубежных музыкальных наград — к сожалению, не сможет принять участие в выступлении по состоянию здоровья, но пообщался в преддверии концерта с нашим корреспондентом. Как меняются музыкальные предпочтения общества с течением времени, как правильно слушать классику и что роднит электронику с классическими произведениями, — об этом и не только Юрий Абрамович рассказал в интервью для портала «Культура Петербурга».

Фото предоставлено пресс-службой Русского концертного агентства

- Что даёт музыка современному человеку?

- Для меня это одновременно самый простой и довольно сложный вопрос. Вот лично для меня, музыка — это и есть сама жизнь. А для людей, которые приходят в залы, в том числе для молодых зрителей и слушателей, как я уверен, музыка — погружение в чистые эмоции. Музыка же лишена визуальности или текста, чтобы быть более понятной слушателям. Это огромное количество эмоций, которые человек получает во время концерта непосредственно со сцены. А дальше каждый музыку воспринимает по-своему, она оказывает разное воздействие. Но самое главное, это момент сопереживания, совместных эмоций, рождаемых во время концерта.

- Нужно ли людям слушать музыку и почему?

- Как я уверен, без музыки жизнь любого человека неполноценна. Музыка делает человека более восприимчивым, более творческим, более глубоким эмоционально. Конечно, музыку нужно слушать и при этом вслушиваться, всматриваться в себя, как музыка отзывается в душе каждого из нас.

- Как разглядеть талант? Талант сразу видно, это врождённый дар или есть технология, упорство, которые помогают таланты развить и раскрыть?

- Если человек гений, то, наверное, это врождённая предрасположенность. Но я вот именно гениев либо вообще не встречал в жизни, либо их можно пересчитать на пальцах одной руки. Такие люди как Моцарт, как Пушкин рождаются очень-очень редко. Талантливых людей я, конечно, встречал заметно чаще. Но талант требует, как я уверен, постоянной, огромной работы. Если говорить об исполнителях, это, конечно, и занятия на инструменте непосредственно, и огромная работа над собой в принципе. А если говорить о молодых талантливых музыкантах, которые только развиваются и стараются стать музыкантами сложившимися, здесь ещё больше сложностей. Переходный возраст, желание чего-то достичь, какие-то неудачи, которые бывают в жизни каждого человека. И нужно помочь молодому музыканту пройти через все эти моменты, стать сильнее и лучше. Это очень тонкий путь, где нет одного понятного рецепта.

- Говорят, что слушать музыку — это тоже мастерство. Можете ли Вы дать рекомендации зрителям, как правильнее прослушать классические произведения. Существуют ли какие-то советы для неискушенной публики?

- Главный мой совет — не думать о том, насколько музыка сложная штука, понимаю я её или нет. Не нужно бояться. Как я уже сказал, я уверен, что музыка на любого, самого неподготовленного слушателя произведет большое впечатление. Нужно идти в зал за открытиями, за ощущениями, за переживаниями… Радостными или грустными, это уже второй вопрос, но за искренними непосредственными эмоциями.

Фото предоставлено пресс-службой Русского концертного агентства

- Вы работаете с молодёжью. Есть ли изменения в их музыкальных пристрастиях за последние годы? Видны ли они? Если да, то какие?

- Конечно, всё меняется. И объём информации, которые на молодых ребят падает, и скорость жизни сейчас совсем другие, чем когда я был молодым. Мне интересно общаться и с музыкантами из Всероссийского юношеского симфонического оркестра, с которыми я работаю, со своими внуками, узнавать, чем они сейчас увлечены, что слушают. Но и сам я могу порой посоветовать: «А послушайте вот это, а вот это может быть интересно». Им же порой сложно выбрать что-то конкретное. Поэтому я не настойчиво могу посоветовать что-то со своей стороны. Ну и послушать то, что интересно, например, сейчас им. Я люблю музыкантов и музыку разных жанров. Для меня важнее, чтобы артист был талантливым, а музыка имела смысл, структуру и драматургию. Это то, что всегда отличало русскую музыку, русскую исполнительскую школу в самом широком смысле слова.

- Как Вы относитесь к электронной музыке? Вообще, насколько корректно разделение на музыку электронную и акустическую, например?

- Для меня всё разделение проходит даже проще: есть музыка хорошая, а есть музыка — лично для меня — не интересная. Но так и во всех остальных сферах жизни человека, мне кажется. Мы порой занимаемся очень непростыми, очень авангардными вещами в области акустической музыки. Буквально в прошлом году заказали произведение у композитора, который занимается спектральной музыкой. Много играем премьер и российских, и зарубежных композиторов. Поэтому если электронная музыка написана интересно, я к ней отношусь очень позитивно. Больше того, наверное, последние 50–60 лет идёт огромное количество, в том числе, очень удачных экспериментов в области электронной музыки и академических композиторов. Это тоже для меня очень увлекательно.

- На концерте, который пройдёт 1 октября, в Международный день музыки, Вы приготовили произведения из золотой коллекции. Как Вы относитесь к экспериментам? Есть ли им место в Ваших творческих планах?

- Эксперименты меня увлекают всю жизнь. Каждый год я пробую что-то новое. Это может быть какое-то необычное сочетание музыкантов и специальная концертная программа, например, в жанре Crossover. Или заказ музыки у необычного композитора или для необычного состава. Но я уверен, что музыка должна жить и развиваться, и эксперимент в этом плане — вещь очень важная.

1 октября для публики Санкт-Петербурга мы тоже приготовили программу разнообразную. Здесь и дань большому юбилею Бетховена, 250-летие которого отмечается в этом году и отмечается очень сложно, с учетом мировой пандемии, закрытия концертных залов, отмены летних фестивалей. Но я очень рад, что прозвучит произведение моего большого друга, Александра Чайковского, написанного специального по нашему заказу для Всероссийского юношеского симфонического оркестра. Произведением Шостаковича в Большом зале Филармонии, носящей имя великого композитора, мы решили концерт 1 октября открыть. И я ещё сыграю небольшую пьесу Игоря Стравинского сам, на альте, в качестве солиста (Прим. ред.: в связи с болезнью Юрий Башмет не примет участие в концерте). Поэтому программа нашего концерта обещает быть очень разнообразной и, как мне кажется, содержательной и интересной.

- Несколько слов о планах на ближайший год.

- Самый главный и важный план на ближайший сезон — вопрос восстановления нормальной концертной жизни, возвращения публики в залы, возможность нам встречаться со зрителями и выходить на сцену. Планов очень много! Практически все намеченные нами проекты, которые не состоялись весной, мы перенесли на осень и зиму. Концертов, фестивалей, гастролей просто огромное количество. Поэтому жизнь предстоит очень насыщенная и интересная. Но в этом для меня и есть жизнь.

Фото предоставлено пресс-службой Русского концертного агентства


1 октября, в Международный день музыки, в Большом зале Санкт-Петербургской государственной филармонии им. Д. Д. Шостаковича выступит Всероссийский юношеский симфонический оркестр под управлением маэстро Юрия Башмета. Оркестр в рамках турне будет выступать в обновлённом составе. Только в августе закончился большой Национальный отбор в новый состав коллектива 2020-2022 годов. Несмотря на все сложности, связанные с коронавирусной инфекцией, в этом году в Национальном отборе приняли участие более 800 молодых музыкантов из разных городов нашей страны.

В программе большого тура прозвучат как всемирно известные шедевры классической музыки, — Симфония № 3 Л.-В. Бетховена, Праздничная Увертюра Д. Шостаковича, — так и пьеса, специально написанная по заказу оркестра, — «Большая Серенада» Александра Чайковского.

За дирижёрский пульт встанет Фредди Кадена (Эквадор), выпускник Московской Государственной консерватории им. П. И. Чайковского. Он заменит основателя, главного дирижёра и художественного руководителя Всероссийского юношеского симфонического оркестра Юрия Башмета, который не сможет принять участие в концерте из-за болезни.

Единственный концерт в Северной столице пройдёт при поддержке Министерства Культуры РФ и Фонда Президентских Грантов.


Прасковья Шишкоедова

3 апреля 1836 — 185 лет назад — принято решение о постройке первой в истории России пассажирской железной дороги — Царскосельской железной дороги
4 апреля 1716 — 305 лет назад — в Петербург прибыли скульптор Карло Бартоломео Растрелли и его сын, будущий архитектор Франческо Бартоломео Растрелли, который позднее построил Большой Петергофский дворец, Большой Екатерининский дворец, Строгановский дворец, Зимний дворец
11 апреля 1931 — 90 лет назад — в ночь с 11 на 12 апреля в присутствии семи тысяч зрителей впервые показан опыт с маятником Фуко в Исаакиевском соборегде был открыт Государственный антирелигиозный музей
11 апреля 1991 — 30 лет назад — учреждено общественное объединение «Институт Петербурга», распространяющее знания по истории и культуре Петербурга
12 апреля 1971 — 50 лет назадСпас на крови стал филиалом музея «Исаакиевский собор»
15 апреля 1886 — 135 лет назад — в Кронштадте родился Николай Степанович Гумилёв, русский поэт Серебряного века, создатель школы акмеизма, первый муж Анны Ахматовой, путешественник по восточной и северо-восточной Африке
17 апреля 1881 — 140 лет назад — освящена часовня на месте покушения на Александра II, нынче на этом месте Спас на крови
18 апреля 1916 — 105 лет назад — в доме Рубинштейна на Марсовом поле открылось литературно-артистическое кабаре «Привал комедиантов» Вс. Мейерхольда, Н. Петрова и Н. Евреинова. «Привал комедиантов» явился преемником кабаре «Бродячая собака»
19 апреля 1861 — 160 лет назад — состоялось первое заседание Комитета грамотности, в которое вошли Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев, известные ученые и литераторы. Комитет способствовал распространению грамотности и знаний среди крестьян путем издания книг «для народа»
23 апреля 1836 — 185 лет назад — вышел первый номер пушкинского журнала «Современник»
23 апреля 1891 — 130 лет назад — родился композитор Сергей Сергеевич Прокофьев
29 апреля 1961 — 60 лет назад — открылась вторая линия метро, от станции «Технологический институт» до станции «Парк Победы»
30 апреля 1956 — 65 лет назад — открыта станция метро «Пушкинская»