null «Главного глазами не увидишь»: интервью с Еленой Гонтаренко


«Главного глазами не увидишь»: интервью с Еленой Гонтаренко
15 октября 2020

В 2019-2020 году Музей Фаберже сделал интересный, в чём-то мистический, фотопроект «Тайный мир Музея Фаберже». Для его создания сотрудники пригласили фотохудожника Елену Гонтаренко, у которой сохранилось только 3% зрения. В преддверии 15 октября, когда отмечается Международный день белой трости, мы встретились с Еленой и поговорили о том, как эта затея оказалась возможной.

- Добрый день! Расскажите пару слов о себе. Когда Вы увлеклись фотографией?

- Это произошло в дошкольном возрасте, благодаря отцу. Потом я занималась в фотокружке Ленинградского дворца пионеров.

- Музей Фаберже в Санкт-Петербурге пригласил Вас сделать фотопроект и запечатлеть знаменитые экспонаты своего собрания, которые ранее принадлежали семье медиамагната Малкольма Форбса, а сейчас находятся в собрании Культурно-исторического фонда «Связь времён». Как известно, именно здесь представлено крупнейшее в мире собрание шедевров фирмы Карла Фаберже. Как получилось, что они пригласили поработать фотографом именно Вас? И знали ли сотрудники уже тогда, что Ваше зрение сохранилось только на 3%?

- Сотрудники музея обнаружили мой аккаунт в Инстаграме. Их привлекли мои фотоработы и информация о слабом зрении. Некоторое время назад они начали работу по адаптации экскурсий для людей с ограниченными возможностями по зрению. Сотрудники музея решили проконсультироваться со мной. При встрече я рассказала об особенностях общения со слабовидящими экскурсантами, и мы начали работу над проектом.

- То, что Вы рассказали об особенностях общения со слабовидящими экскурсантами, подтолкнуло музей сделать фотопроект «Тайный мир Музея Фаберже»? Как возникла идея этого проекта?

- Идея возникла в музее. Именно для ее реализации они и обратились ко мне (улыбается). Многие ювелирные изделия, которые входят в собрание музея, имеют мелкие детали и требуют кропотливого осмотра. А особенностью слабовидящей аудитории является то, что им сложно всё это разглядеть. Поэтому музей решил отойти от традиционных способов съёмки ювелирных изделий и пригласил меня. Им важно было понять, как слабовидящий посетитель воспринимает их экспонаты, какие образы возникают в воображении слабовидящего человека во время экскурсии. Насколько я знаю, этот проект стал для Музея Фаберже важным этапом работы в рамках создания доступной среды для слабовидящих посетителей.

- Таким образом, можно сказать, что главная цель проекта — показать, как слабовидящие посетители воспринимают экспонаты Музея Фаберже. То есть Вы стали проводником, соединяющим два мира. Так?

- Этим проектом мы хотели показать, что слабовидящие видят не столько детально-информационно, как это обычно иллюстрируют музейные каталоги, сколько считывают незримый образ, который вложен Мастером в изделие, когда предметы, как в детстве, ощущаются живыми. Люди со слабым зрением привыкли, получая из окружающей действительности минимум информации, додумывать образы, простраивать свою реальность. И в эту реальность нужен проводник.

- Вы работали командой над съёмкой экспонатов или в одиночку? Например, многие экспонаты весьма ценные, и обычно их перемещением занимаются специальные сотрудники. А у Вас ещё и зрение…

- Но мы же хотели показать, как воспринимает экспонаты посетитель со слабым зрением, поэтому съёмка велась с точки зрения посетителя — все экспонаты оставались в витринах.

- Ага, то есть экспонаты были сняты в естественной среде обитания в витринах Музея Фаберже! А кто отбирал экспонаты для съёмки? Музей принимал решение, что должно попасть в проект?

- Тут мне была предоставлена полная творческая свобода! Я вела безмолвные беседы с ювелирными изделиями, желающими диалога. Входишь в резонанс — и они оживают, как в сказке «Щелкунчик». Молчаливые собеседники с богатым и добрым внутренним миром встретились с молчаливым фоторепортажником и побеседовали по душам. Высказались обе стороны (улыбается).

- А вот это красивое боке, которое окружает экспонаты, — это результат работы объектива монокля?

- Да, я снимала и моноклем, и резкими объективами, использовала различные фильтры перед объективами.

- То есть Вы пошли экспериментальным путём. А есть ли у Вас кадр или, может быть, кадры, которые Вам, как фотографу, понравились больше всего?

- Дорог каждый кадр. Все давались непросто: это была самая физически тяжёлая из всех моих съёмок. Самые любимые эти.

- Очень красиво! Съёмка была очень тяжёлой, потому что требовалась привозить, отвозить, собирать съёмочное оборудование? А эмоционально? И как Вы вообще видели сами экспонаты? Нечто цветное в тумане с контурами?

- Нормально я вижу только на дисплее фотокамеры или уткнувшись носом в объект. Но уткнуться мешали витрины, а дальше всё уже воспринимается фантастическими образами (улыбается). Съёмка оказалась тяжёлой и из-за используемого оборудования, и из-за первого опыта работы в музее. Плюс, я осознавала ответственность за то, что своими работами должна приоткрыть дверь в мир слабовидящих людей.

- А как всё проходило?

- Съёмка состоялась в тёплой гостеприимной обстановке. Со стороны музея были всесторонняя поддержка и содействие.

- А не страшно ли было Вам, как слабовидящему человеку, браться за такой проект: отснять и выдать результат, причём визуальный?

- Страха не было, было понимание важности идеи проекта. Кроме того, это была очень интересная творческая задача! Во время съёмок мозг, его зрительные центры активизируются, и я даже вижу лучше — такой фототерапевтический ощущаемый результат.

- А какой планировался конечный результат у проекта? Выставка отобранных фотографий для всех, просто публикация на сайте, каталог, который будут смотреть слабовидящие?

- Проект делался для сайта музея и публикации в соцсетях. А так я открыта для предложений (улыбается).

- Какие у вас творческие планы на будущее?

- Что-либо загадывать нет смысла, ведь всё случается спонтанно. Пока ещё есть целых 3% зрения, надо успеть многое завершить самостоятельно. Буду рада содействию и финансовой поддержке моих проектов. Хочу, чтобы мой опыт и навыки в фототворчестве принесли пользу людям — я готова активно включаться в новые проекты. Есть огромное желание успеть увидеть много нового, общаться, путешествовать. Хотелось бы иметь свою фотомастерскую, в которой смогу в спокойной, уютной, практически домашней атмосфере творить в направлении предметной и портретной фотографии, используя свой постоянный киносвет.

Узнать больше о творчестве Елены Гонтаренко

Instagram: @9871616spb

Видео на Youtube

Сайт фотографа

 


Ирина Иванова — фотограф, участник групповых выставок, в том числе в Санкт-Петербургском Союзе художников, Русском музее, Центральном Зале Союза Художников России

🍁 2 ноября 1790 — 230 лет назад — состоялась премьера спектакля «Начальное управление Олега, Российское историческое представление, подражание Шекспиру», либретто к которому сочинила Екатерина II
🍁 4 ноября 1890 — 130 лет назадв Мариинском театре прошла премьера оперы Александра Порфирьевича Бородина «Князь Игорь»
🍁 5 ноября 1715 — 305 лет назад — в Петербурге зафиксировано наводнение, достигавшее 2,5 метров
🍁 5 ноября 1865 — 155 лет назад — освящена Немецкая реформаторская церковь, перестроенная позже во Дворец культуры работников связи
🍁 5 ноября 1965 — 55 лет назад — открыт мост Александра Невского — один из самых длинных мостов города
🍁 7 ноября 1715 — 305 лет назад — начало работу первое военно-морское лечебное учреждение — Адмиралтейская гошпиталь
🍁 8 ноября 1920 — 100 лет назаду Зимнего дворца было дано грандиозное массовое представление «Взятие Зимнего», в постановке которого участвовало около 6000 человек
🍁 9 ноября 2010 — 10 лет назад — в саду Василеостровец открыт памятник Николаю Константиновичу Рериху
🍁 11 ноября 1865 — 155 лет назад — освящена греческая церковь Святого Димитрия Солунского. Теперь на ее месте находится Большой концертный зал «Октябрьский»
🍁 12 ноября 1850 — 170 лет назад — родился великий русский шахматист Михаил Иванович Чигорин. Его имя носит городской шахматный клуб. В память о нем регулярно проводится шахматный турнир — «Мемориал Чигорина»
🍁 13 ноября 1810 — 210 лет назад — открыт Институт Корпуса инженеров путей сообщения
🍁 13 ноября 1975 — 45 лет назад — умерла Ольга Фёдоровна Берггольц — поэтесса, прозаик и драматург, журналист, член Союза писателей СССР
🍁 15 ноября 1955 — 65 лет назад — запуск первой очереди Ленинградского метрополитена
🍁 15 ноября 1815 — 205 лет назад — первый русский пароход «Елизавета» совершил первый рейс (из Петербурга в Кронштадт и обратно)
🍁 17 ноября 1845 — 175 лет назад — на Конногвардейском бульваре у Конногвардейского манежа открыты Колонны Славы
🍁 19 ноября 1825 — 195 лет назад — умер император Александр I
🍁 21 ноября 1800 — 220 лет назад — освящён Михайловский замок и церковь при нем
🍁 22 ноября 1870 — 150 лет назад — состоялось первое заседание Общества архитекторов
🍁 28 ноября 1880 — 140 лет назад — родился Александр Александрович Блокпоэт, писатель, публицист, драматург, переводчик и литературный критик
🍁 28 ноября 1915 — 105 лет назад — родился Константин Михайлович Симонов — прозаик, поэт, драматург и киносценарист