ВНИМАНИЕ! Из-за введенных ограничений в работе организаций возможны изменения. Перед покупкой билетов и посещением проверяйте актуальную информацию на официальных сайтах организаций и мероприятий!

null Иоганн Штраус в Петербурге: любовь и музыка


Иоганн Штраус в Петербурге: любовь и музыка
25 октября 2020

25 октября 1825 года исполняется 195 лет со дня рождения австрийского композитора Иоганна  Батиста Штрауса II. Знаете ли вы, что он бывал в России и даже встретил здесь свою любовь? 

 

Противостояние отца и сына


Иоганн Штраус-сын появился на свет 25 октября 1825 года. Он родился в Вене в семье известного композитора Иоганна Штрауса-старшего и его первой жены — Анны. Отец вовсе не стремился к тому, чтобы сын пошёл по его стопам, и больше мечтал о том, чтобы он стал банкиром, и даже препятствовал занятиям сына по игре на скрипке. О таланте Штрауса-младшего свидетельствует то, что он написал свой первый вальс в шестилетнем возрасте. В годы учёбы юноша подрабатывал уроками фортепиано в семьях и отдавал свой заработок за обучение игры на скрипке.

По иронии судьбы все сыновья Иоганна Штрауса-старшего стали музыкантами.

Иоганн Штраус-сын смог всё же получить музыкальное образование благодаря своей матери, которой даже пришлось развестись позднее с его отцом. Только благодаря её поддержке Штраус-младший смог сосредоточиться на музыкальной карьере. В 19 лет он собрал небольшой оркестр и получил разрешение на выступления в венском магистрате, что разозлило его отца. Между ним и сыном возникло противостояние, которое закончилось только со смертью первого.

Штраус-старший, пользуясь своими связями, препятствовал продвижению сына на больших площадках: 

  • заносил в чёрный список те заведения, где тот выступал;
  • не допускал его на придворные балы и на другие престижные мероприятия, которые считал своей территорией.

Поэтому на долю Штрауса II оставались выступления в кафе и казино. 15 октября 1844 года состоялся его дебют в качестве дирижёра в казино Доммайера, в пригороде Вены. В наше время там находится кафе. 

Афиша первого выступления И. Штрауса-мл.
Источник фото

Когда Штраус-старший скончался, сын сыграл на его могиле «Реквием» Моцарта, посвятил памяти отца вальс «Эолова арфа», а также издал за свой счёт полное собрание отцовских сочинений.

После смерти Штрауса-старшего отцовский оркестр присоединился к музыкантам его сына, и начались их совместные гастроли по Европе. С 1852 года Штраус стал официальным придворным композитором. Его оркестр выступал при дворе нового императора, а самого композитора начали называть «королём вальса». Произведение «Голубой Дунай» стало неофициальным гимном Австрии.

С 1856 по 1861 год Штраус каждое лето выезжал с оркестром в Россию, поскольку его пригласили на должность постоянного дирижёра при Павловском вокзале в городе Павловске.

Иоганн Штраус, 1879 г.
Источник фото

 

Павловский музыкальный вокзал


Павловский музыкальный вокзал был утрачен во время Великой Отечественной войны. Сегодня на его месте находится только памятный камень. Но тогда, во второй половине XIX века, вокзал был центром музыкальной жизни Петербурга в летние месяцы. 

В 1836-1837 годах по территории Павловского парка проложили магистраль Царскосельской железной дороги — первой пассажирской железной дороги в России. Она соединяла столицу Российской империи с Павловском. Строительством руководил Франц Антон фон Герстнер, австрийский инженер и предприниматель, под чьим руководством появилась первая железная дорога в Австрии. Именно он прорабатывал вопрос о рентабельности пассажирской железной дороги, поэтому решил заинтересовать жителей столицы в подобных поездках. Чтобы вызвать у них желание посещать пригороды, Герстнег решил открыть в Царском Селе и Павловске при станциях специальные гостиницы с буфетом и рестораном для отдыха после прогулок в парках. 

В результате конкурса по проекту победителя — архитектора Андрея Ивановича Штакеншнейдера — по образцу Лондонского Воксхолла было построено концертное здание с рестораном, которое открылось для публики 22 мая 1838 года. 

Павловский вокзал можно считать первым постоянным концертным учреждением России, в котором выступали симфонические оркестры и популяризировалось творчество русских композиторов. Первоначально музыкальные вечера носили чисто развлекательный характер. Позже выступления приобрели более серьёзный уровень, и Павловский вокзал из зала-ресторана постепенно превратился в полноценный концертный зал. Специальный проход соединял здание вокзала с железнодорожной платформой. В дни концертов стали ходить прямые «музыкальные» поезда, в составе которых были даже специальные вагоны для нарядов.

Концерты для публики и вход в парк были бесплатными, на чём особо настаивал великий князь Михаил Павлович, владелец Павловска.  Здесь давали концерты многие видные русские и зарубежные дирижёры. С 1856 по 1865 год несколько сезонов здесь выступал «король вальса» Иоганн Штраус.

Павловский музыкальный вокзал во второй половине XIX века
Источник фото

 

Штраусы в Павловске


Всё началось с того, что летом 1854 года представители железнодорожной компании из России явились к уже именитому маэстро. Ему предложили контракт на выступления в Павловском парке, на что Иоганн дал согласие, и уже в мае 1856 года он играл для русской публики и членов императорской семьи.

Александра Фёдоровна, супруга Николая I, хорошо знала вальсы его отца, но Штраус-отец не стремился ехать в неведомую Россию. Теперь пригласили его сына. Александра Фёдоровна познакомилась с младшим Штраусом в 1850 году в Варшаве. Она с восторгом приняла его музыку: «Ваши вальсы восхитительны. Предрекаю вам большое будущее»  — и подарила юному композитору бриллиант. Он, в свою очередь, отблагодарил русскую императрицу музыкой, посвятив Её Величеству «Варшавскую польку». 

Иоганн Штраус-сын выступал в России до 1865 года. Хотя помнят, в основном, его одного, но композитор дирижировал в Павловске в 1864-1865 годах вместе со своими младшими братьями Йозефом и Эдуардом, а в 1869 году — только с Йозефом.

Йозеф к тому времени тоже стал дирижёром, пойдя по стопам своего старшего брата, который тайком пристрастил его к игре на скрипке. Он регулярно заменял брата в Вене, когда Иоганн гастролировал в России. Вообще-то, Йозеф совсем не планировал становиться музыкантом, но после смерти отца на семейном совете в 1853 году было принято решение: поскольку Иоганн-младший не может разорваться между гастролями, выступлениями в Вене и сочинительством, то брат должен его подменять и дирижировать отцовским оркестром. Йозеф согласился с неохотой, но в итоге посвятил музыке всю оставшуюся жизнь. 

Прибыв в Павловск, Иоганн Штраус отказался играть в зале-ресторане и добился особого зала для выступлений. Требование композитора было простым: «Никакой игры во время обеда».

В программах Штрауса наряду с развлекательными пьесами большое место заняли сочинения современных зарубежных и русских авторов, в том числе А. С. Даргомыжского, А. Н. Серова, А. Г. Рубинштейна, П. И. Чайковского и других. Например, одному творчеству М. И. Глинки он посвятил вечер 20 мая 1864 года. 

Усилиями композитора Павловский музыкальный вокзал превратился в центр концертной жизни, куда жители Петербурга приезжали специально, чтобы послушать лучшие сочинения. Одновременно Штраус регулярно выступал в знатных аристократических салонах Петербурга, развлекал гостей императорских резиденций, играл на балах его величества.

Существует мнение, что именно «павловские сезоны» дали возможность Иоганну Штраусу обрести своё имя и свою славу, окончательно выйдя из тени своего известного отца.

 

Ольга Смирнитская


Именно здесь, в Павловске, Иоганна Штрауса постигло жесточайшее разочарование в жизни: он встретил свою любовь — Ольгу Смирнитскую, с которой композитору так и не удалось связать судьбу. Несмотря на успех, композитор не считался ей ровней. Брак дворянки с капельмейстером, пусть даже всемирно известным, стал бы в те времена скандальным мезальянсом. Считается, что роман Смирнитской и Штрауса начался в 1858 или 1859 году.

Ольга Смирнитская. Источник фото

В 1856 году Иоганна Штрауса как популярного дирижёра пригласили к царскому двору. Именно там он познакомился с Ольгой Смирнитской, которой тогда было чуть больше 20 лет. Она родилась в семье бывшего кавалерийского офицера Василия Смирнитского и купеческой дочери Евдокии Гороховой. До нашего времени дошла сентиментальная легенда об их знакомстве. Якобы юная дворянка слала ему записки во время концертов, подписываясь как «Незнакомка», а затем открылась во время личной встречи. Музыковед-исследователь, доктор философии Томас Айгнер, автор книги «Иоганн Штраус — Ольга Смирнитская. 100 писем о любви», в этой версии сомневается. Хотя тогда действительно существовали подобные романы, которые являлись во многом эпистолярными и бушевали больше в сердцах и письмах, чем в реальной жизни. 

Общие точки соприкосновения у них были. Ольга сама сочиняла музыкальные произведения — она считается одной из первых русских женщин-композиторов. Ей исполнилось всего лишь 19 лет, когда одно петербургское музыкальное издательство опубликовало ноты первых романсов Смирнитской на слова А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и малоизвестной поэтессы Кутузовой. Музыкальный критик «Северной пчелы» отзывался о «композициях госпожи Смирнитской» весьма одобрительно.

Иоганн Штраус исполнял произведения российских композиторов и несколько раз включал в репертуар Павловских концертов романсы Ольги. К сожалению, из них сохранился только один — «Первая любовь».

Когда в июле 1859 года Штраус осмелился официально попросить у Евдокии Смирнитской руки её дочери, он получил суровый отказ.

«...Итак, моя надежда погибла! Моим единственным стремлением было обладать Тобой, но невозможно достичь моего горячо желанного счастья. Мама говорила со мной слишком долго... В момент, когда она тихо говорила, что я ни в чём не должен Тебе верить, что всё, что Ты хочешь, вылетает из Твоей безрассудной головы, и обманутый не должен больше Тебя и слушать, я почувствовал непроизвольно ненависть к этой матери, которая сама умышленно, чтобы исполнить свой план, говорит гнусности о своём ребёнке. <...> Она называет случившееся интригой с Твоей стороны, за которую мы оба будем наказаны. Что касается её поведения, её выражений по отношению ко мне, она была неделикатна, — бесспорно! Потому что, когда она пожелала потребовать от меня Твои письма<...>, я поклялся, что Твои письма уйдут со мной в могилу, она объявила, что при моём слабом здоровье я могу умереть каждую минуту, поэтому она не может быть спокойна».


Так писал Ольге Иоганн Штраус. Возлюбленные вели тайную переписку, но через какое-то время их дороги окончательно разошлись. Письма назывались «конфетами» или «бонбоньерками». Позже так назвал Штраус назвал одну из своих полек. 

Долгое время переписка композитора и Смирнитской считалась утраченной. В 1992 году Международный институт творчества Иоганна Штрауса решил выпустить каталог, посвящённый русскому периоду в жизни и творчестве Штрауса, и заказал эту работу доктору Томасу Айгнеру. Тот обнаружил в фондах городской библиотеки Вены карточки с аннотациями «Письма Иоганна Штрауса к Ольге Смирнитской».  В итоге, на основании находок, он написал книгу «Иоганн Штраус — Ольга Смирнитская. 100 писем о любви», которую позднее перевели на русский язык.

 

 

Взаимный след в культуре


Память о том, что великий композитор выступал в России и был влюблён в русскую дворянку, сохранялась и в советское время. В 1972 году на экраны вышел широкоформатный фильм «Прощание с Петербургом». Его создал на киностудии «Ленфильм» режиссёр Ян Фрид в 1971 году. Фильм был посвящён истории любви композитора, а название полностью повторяло наименование вальса, написанного самим Иоганном Штраусом — «Прощание с Петербургом». 

Интересный факт. Актёрский ансамбль фильма практически полностью состоял из артистов Ленинграда, за исключением исполнителя главной роли Гирта Яковлева, латвийского актёра театра и кино. Но из-за его явно прибалтийского акцента голосом Штрауса в фильме стал Александр Демьяненко. Да-да, тот самый, который играл в фильмах «Операция "Ы"», «Кавказская пленница», «Иван Васильевич меняет профессию». 

Фильм получил почётный диплом на кинофестивале трудящихся в Чехословакии (1973).

Афиша фильма. Автор плаката: Евгений Семёнович Гребенщиков
Источник фото

Вальс «Прощание с Петербургом» стал гвоздём программы заключительного бенефиса Иоганна Штрауса в Павловске 5 (24 августа) сентября 1858 года, а через неделю он представил его взыскательной публике Вены.

Критик из «Венской всеобщей театральной газеты» в статье от 24 ноября 1858 года написал: 

«Вальс "Прощание с Петербургом" выделяется из исполненных новинок своими увлекательными темами и интересной оркестровкой; произведение большей частью настоящего славянского характера...»


Лента «Прощание с Петербургом» снималась в тех же местах, где разворачивались события, о которых рассказывается в фильме, — в парках Павловска и Пушкина. В кадре можно увидеть также Павловский дворец, полное восстановление  которого завершилось только к концу 1970-х. Специально для съёмок в Сосновой Поляне была выстроена декорация Павловского музыкального вокзала в натуральную величину, ведь само здание вокзала было разрушено немцами во время Великой Отечественной войны.

Помимо вальса «Прощание с Петербургом» Штраус написал польку «Ольга». В фильме композитор дал новому произведению имя своей возлюбленной, но исследователи считают, что полька не была посвящена Смиринтской, несмотря на то, что год создания композиции — 1857-й.

По мнению историка-исследователя творчества семьи Штраусов Петера Кемпа, полька была написана специально для четы Романовых как свадебный подарок. В 1857 году принцесса Цецилия фон Баден вышла замуж за великого князя Михаила Николаевича, младшего брата царя Александра II, страстного любителя музыки. Поскольку традиция требовала от немецкой принцессы принять перед венчанием русское имя, она стала Ольгой Фёдоровной. 8 декабря 1857 года венский издатель Карл Хаслингер сообщил о выходе «Ольги-польки» Штрауса. На титульном листе значится надпись: «Посвящается Её Императорскому Высочеству Великой Княгине Ольге, урождённой Принцессе Баденской».  В фильме распорядитель бала объявляет это якобы по ошибке.

Портрет великой княгини Ольги Фёдоровны
В интернете его порой приписывают Ольге Смирнитской
Источник фото

В наше время государственный музей-заповедник «Павловск» регулярно: 

  • проводит музыкальные фестивали и концерты, посвящённые Иоганну Штраусу, в которых участвуют лучшие оркестры и ведущие солисты «Петербург-Концерта», а также приглашённые музыканты;
  • организует выставки, посвящённые Павловским сезонам;
  • приглашает специалистов с лекциями.

Компания РЖД проявляет интерес к идее воссоздания Музыкального вокзала, и сотрудники ГМЗ «Павловск» оказывают им научную консультацию и предоставляют возможности для натурных исследований в целях аутентичного воссоздания вокзала.

Летом 2003 года в сквере рядом с Павловским дворцом и парком была установлена бронзовая скульптура: Иоганн Штраус играет на скрипке. Она была подарена Австрийской республикой в честь 300-летнего юбилея Петербурга. Идея увековечить таким образом имя композитора принадлежит Светлане Кудзи, актрисе театра музыкальной комедии, которая обратилась за поддержкой в Союз концертных деятелей.

Статуя была отлита в 2003 году скульптором Геро Шванбергом, который также выступил в качестве автора эскиза постамента. Скульптура находится за оградой Павловского парка на углу Садовой и Звериницкой улиц. Она стала даром генерального консульства Австрии к 300-летию Петербурга и является уменьшенной копией знаменитого памятника, установленного в 1907 году в городском парке Вены. 

На церемонии открытия монумента в Павловске присутствовал правнук композитора — Эдуард Штраус.

Памятник Штраусу в Павловске
Источник фото


Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга»

3 апреля 1836 — 185 лет назад — принято решение о постройке первой в истории России пассажирской железной дороги — Царскосельской железной дороги
4 апреля 1716 — 305 лет назад — в Петербург прибыли скульптор Карло Бартоломео Растрелли и его сын, будущий архитектор Франческо Бартоломео Растрелли, который позднее построил Большой Петергофский дворец, Большой Екатерининский дворец, Строгановский дворец, Зимний дворец
11 апреля 1931 — 90 лет назад — в ночь с 11 на 12 апреля в присутствии семи тысяч зрителей впервые показан опыт с маятником Фуко в Исаакиевском соборегде был открыт Государственный антирелигиозный музей
11 апреля 1991 — 30 лет назад — учреждено общественное объединение «Институт Петербурга», распространяющее знания по истории и культуре Петербурга
12 апреля 1971 — 50 лет назадСпас на крови стал филиалом музея «Исаакиевский собор»
15 апреля 1886 — 135 лет назад — в Кронштадте родился Николай Степанович Гумилёв, русский поэт Серебряного века, создатель школы акмеизма, первый муж Анны Ахматовой, путешественник по восточной и северо-восточной Африке
17 апреля 1881 — 140 лет назад — освящена часовня на месте покушения на Александра II, нынче на этом месте Спас на крови
18 апреля 1916 — 105 лет назад — в доме Рубинштейна на Марсовом поле открылось литературно-артистическое кабаре «Привал комедиантов» Вс. Мейерхольда, Н. Петрова и Н. Евреинова. «Привал комедиантов» явился преемником кабаре «Бродячая собака»
19 апреля 1861 — 160 лет назад — состоялось первое заседание Комитета грамотности, в которое вошли Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев, известные ученые и литераторы. Комитет способствовал распространению грамотности и знаний среди крестьян путем издания книг «для народа»
23 апреля 1836 — 185 лет назад — вышел первый номер пушкинского журнала «Современник»
23 апреля 1891 — 130 лет назад — родился композитор Сергей Сергеевич Прокофьев
29 апреля 1961 — 60 лет назад — открылась вторая линия метро, от станции «Технологический институт» до станции «Парк Победы»
30 апреля 1956 — 65 лет назад — открыта станция метро «Пушкинская»