ВНИМАНИЕ! Из-за введенных ограничений в работе организаций возможны изменения. Перед покупкой билетов и посещением проверяйте актуальную информацию на официальных сайтах организаций и мероприятий!

null Великое посольство и организация Петром I «ленд-лиза» в канун и в ходе Северной войны


Великое посольство и организация Петром I «ленд-лиза» в канун и в ходе Северной войны
3 ноября 2020

На примере коллекции моделей кораблей ЦВММ имени императора Петра Великого

Великое посольство Петра I пробыло в Европе с 1697 по 1698 год. В состав Великого посольства (дипломатической миссии), организованного Петром I,входило более 250 человек во главе с дипломатами П. Б. Возницыным, Ф. А. Головиным, Ф. Лефортом. Под именем урядника Преображенского полка Петра Михайлова значился и сам царь Пётр I.

Перед Великим посольством ставились следующие дипломатические цели:

  • знакомство с политической жизнью Европы;
  • внесение изменений в государственный и военный строй России по примеру европейских стран;
  • поиск иностранных специалистов для работы в России;
  • отправка в Европу на обучение русских дворян;
  • закупка материалов и оружия.

Совершенно ясно, что царь Пётр I учитывал и принимал во внимание тот факт, что дипломатическая почта шла из Европы один месяц, а то и более, и, к тому же, могла быть перехвачена в пути противниками России, что означало запаздывание принятия решений царём по особо животрепещущим вопросам войны и мира. Принимался во внимание Петром I и тот факт, что поступающая информация из-за границы в Россию трансформировалась сквозь призму восприятия событий в Европе самих российских представителей. В связи с этим царь принял решение ехать в составе дипломатической миссии, чтобы увидеть всё своими глазами и иметь возможность принять быстрое оперативное решение, согласуя свои действия со складывающейся обстановкой, и тем избежать ошибок. Пётр I считал, что его непосредственное участие в работе Великого посольства будет способствовать правильному исполнению намеченных планов по развитию страны — и оказался абсолютно прав. Это было воистину великое мероприятие, посвящённое России.

Результатом дипломатической миссии стало осознание Петром I того факта, что новым приоритетом в его политике в ближайшие годы будет вопрос возврата выходов России к берегам Балтийского моря.

Военного столкновения со Швецией было не избежать. Миссия положила начало:

  • политической дружбе царя Петра I с королём Речи Посполитой, одновременно саксонским курфюрстом Августом II, и заключения военного союза против Швеции;
  • необходимости преобразований в государственном аппарате России с учётом опыта западных стран;
  • внедрению европейского уклада жизни (новое летоисчисление, новые типы одежды, праздники, школы, книги и другое).

Кроме того, на службу в Россию были наняты сотни специалистов в различных областях, закуплено вооружение, приборы, снаряжение.

В России началось открытие новых предприятий, мануфактур, производств.

Строится новая столица России — город Санкт-Петербург. По замыслу Петра I, он должен был стать не только центром судостроения, промышленности, но и культурным центром, а также хабом на перекрёстке дорог из России в Европу.

России представилась необычайная возможность накануне и уже в ходе Северной войны приобретать, строить и проводить ремонт кораблей на зарубежных верфях стран, которые посетило Великое посольство, но, как известно, они — эти страны — не были союзниками России в войне против Швеции.

Великое посольство и после своего отъезда из Европы сохранило связи с теми людьми, которые симпатизировали России, принимали участие в строительстве её кораблей ранее, а также приобрело друзей, которые смогли организовать неоценимую помощь России в этой войне. В Англии, Голландии, Дании, Германии этой работой занимались и приложили немало усилий для покупки и организации постройки судов за границей:

  • Апраксин Александр — адмиралтейский служащий, руководивший с 1715 года, после кончины Ф. С. Салтыкова, постройкой барж в Лондоне;
  • Брант Христофор — представитель Петра I по торговым и судостроительным делам в Англии и Голландии;
  • Веселовский Фёдор — торговый агент Петра I в Лондоне;
  • Витсен Николай — голландский кораблестроитель, владелец верфи, бургомистр Амстердама;
  • Долгоруков В. Л. — русский посол в Дании;
  • Куракин Б. И. — русский посол в Голландии;
  • Попп Франц — гамбургский купец;
  • Робинсон — купец, много сделавший для активизации русской торговли;
  • Трой — посредник в Голландии;
  • Салтыков Ф. С. — корабельный мастер, тайный посланник императора Петра I в Англии;
  • Яган Фан-ден-Бург — заместитель русского посла А. А. Матвеева в Нидерландах — «торговый иноземец». С 1702 года он работал в Амстердаме, где по поручению посла России в Голландии А. А. Матвеева присматривал за русскими матросами. После отъезда А. А. Матвеева в 1708 году в Англию ему официально поручили оказывать всемерное содействие русским купцам в их торговых делах в Голландии.

Русский царь Пётр I, как дальновидный политик и стратег, приступил к решению грандиозной проблемы, связанной с созданием регулярного флота, — это была подготовка кадров, без которых невозможно было строительство крупных боевых судов. Создание флота он начал с постройки небольших маневренных судов — галер, галиотов и яхт. Установлено, что по приказу Петра в 1695 году из Амстердама в подмосковное село Преображенское на особых дровнях в разобранном виде «вместе с мастером» доставили 32-х весельную «галею» или галеру. Она имела длину 38,1 метра, ширину 9,2 метра, высоту бортов 3,8 метра. Именно она послужила образцом для постройки 22 галер под руководством Петра I и архангельского губернатора Ф. М. Апраксина. При их участии в осаде «Азова» удалось блокировать турецкую крепость не только с суши, но и с моря — и захватить её 18 июля 1696 года.

В то время применялись следующие условия расчётов за постройку кораблей. Так, например, последняя треть суммы выплачивалась лишь после того, как корабль спущен на воду и приготовлено всё необходимое для его отправки. Кроме того, в соответствии с этими договорами два-три судна строились и готовились к отплытию в течение 6 месяцев. Известно, что в последующие годы Северной войны с 1700 по 1721 годы такие суда и суда других классов и типов строились для Российского флота в Англии и Голландии, Дании, Польше, Пруссии. В экспозиции Центрального военно-морского музея посетители могут увидеть модели, которые дают представление о кораблях того времени. Представлены модели линейных кораблей, которые строились и приобретались в вышеназванных странах.

Например, модель английского 50-ти пушечного корабля «Депфорд», адмиралтейская 1687 г., после перестройки в 1700 г. М 1:48. Она была подарена Петру I английским корабельным мастером Ричардом Брауном. Он прибыл в Россию в 1705 году и не только сам работал на Воронежской, Олонецкой, Новоладожской и Адмиралтейской верфях, но и контролировал исполнение строительства кораблей, сверяясь с чертежами.

Модель из коллекции Центрального военно-морского музея

Модель английского 50-ти пушечного линейного корабля 4 ранга «Седжмур», 1687. Дерево ольховое, дерево яблоневое, раскраска. М 1:48. Модель была подарена Петру I королём Англии Вильямом III Оранским. Спущен на воду на Королевской верфи в Чатеме в 1687 году. Разбился в 1689 году.

Модель из коллекции Центрального военно-морского музея

Надо сказать, что посланцы Петра I проявляли исключительные способности и патриотизм в исполнении поручений государя. Одним из них был Фёдор Степанович Салтыков. В январе 1697 года он был направлен Петром I в Нидерланды для обучения мореходству и судостроению. По возвращении в Россию он на военной службе: в чине гвардии капитана участвует в сражении под Нарвой — и с поля битвы с дипломатическим поручением отправляется Петром I к королю Польши Августу II. В начале 1703 года Ф. С. Салтыков назначается Петром I на должность корабельного мастера. В 1703-1704 годах он работает на Олонецкой верфи, отчитываясь перед царём о строительстве судов. С 1707 по 1711 год трудится на Санкт-Петербургской и Новоладожской верфях. Здесь он построил шняву по чертежу Петра I.

30 июня 1711 года Ф. С. Салтыков отправлен государем в секретную заграничную командировку для покупки судов. В Нидерландах посетил Амстердам, морские порты Англии и французский город Дюнкерк. Затем он поселился в Лондоне, где прожил под чужим именем до своей кончины в 1715 году. В эти годы он не только покупает корабли, но и, находясь на английских и голландских верфях, контролирует постройку судов, предназначенных для русского флота. Одновременно выполняет разнообразные поручения Петра: нанимает на службу различных мастеров и матросов, осуществляет покупку зрительных труб. В зоне его внимания находилось и разрешение таких вопросов как неплатежи правительства по заграничным обязательствам, бедствия навигаторов, живших в Лондоне и не получавших жалованья, и другие проблемы. Ф. С. Салтыков внимательно изучал западноевропейскую жизнь и «уставы английского государства» — и обо всех заслуживающих внимания фактах сообщал государю.

Исполняя добросовестно свой долг, Ф. С. Салтыков в 1712 году приобрел в Англии 4 линейных корабля: «Булинбрук», «Оксфорд», «Виктория», «Страфорд». В 1713 годах — ещё 4 единицы: «Фортуна», «Армонт», «Арондель, «Леферм». В 1714 году — «Лондон». В 1711 году им же в Гамбурге куплен «Святой Антоний».

Такие корабли имели 50 орудий, а экипаж составлял 350 человек, длина корабля колебалась у «Страфорда» от 31,7 метра, а «Виктории» до 38,9 метров. У двухпалубного «Леферма» было 70 орудий, экипаж 470 человек, длина 47,2 метра.

Т. Стельс в 1712 году в Англии купил «Рандольф». Всего в Англии было приобретено 11 линейных кораблей, построено 11 барж, 1 яхта, 25 вереек, 1 шлюпка для царя Петра I, 4 девершипа и 3 гекбота — всего 55 судов шести классов и типов.

В Голландии по заказу князя Б. И. Куракина в 1721 году были построены: «Марльбург», «Принц Евгений, «Ништадт».

В музее экспонируются и модели линейных кораблей 1 и 2 рангов, которые также строились в России:

  • модель 80-пушечного линейного корабля 2 ранга «Святой Андрей», 1721 г.;

  • модель английского 100-пушечного линейного корабля 1-го ранга «Ройал Соверейн», 1637 г.

Следует подчеркнуть, что экспонируемые в Центральном военно-морском музее модели кораблей представляют собой точные образцы английских и голландских линейных кораблей и корветов, только в уменьшенном масштабе, которые строились или покупались сподвижниками Петра I за границей. Зачем их коллекционировал император Петр I? Наверное, одной из его целей было и то, чтобы потомки видели и понимали, что представлял собой военный корабль того времени. Известно, что в то время купить настоящий корабль было очень дорого, тем более, шла война, хотя казна предоставила и такую возможность российским представителям за границей. Но корабельные мастера, знакомые с технологиями постройки кораблей с использованием моделей, полученных из-за границы, увеличивали их размеры на чертежах до реальных размеров и начинали постройку. Это было намного дешевле.

Сегодня по моделям кораблей, представленных в залах музея, мы можем судить о том, какие корабли служили в русском регулярном флоте в период Северной войны с 1700 по 1721 годы. И что в Англии, Дании, Пруссии и Польше строились корабли и производились сложные и значительные по объёму судоремонтные работы. И какой колоссальный вклад в это дело внесло Великое посольство императора Петра Великого, которое ещё до этих событий установило необходимые контакты с представителями судостроительной отрасли европейских стран. Это, безусловно, сыграло свою роль в успешном завершении под руководством императора Петра Великого справедливой войны против Швеции за возвращение выходов к Балтийскому морю, создании сильного регулярного флота, а также укреплении могущества России и её авторитета в мире, как крупной морской державы.


Филатов О. В. — старший научный сотрудник ЦВММ имени императора Петра Великого

3 апреля 1836 — 185 лет назад — принято решение о постройке первой в истории России пассажирской железной дороги — Царскосельской железной дороги
4 апреля 1716 — 305 лет назад — в Петербург прибыли скульптор Карло Бартоломео Растрелли и его сын, будущий архитектор Франческо Бартоломео Растрелли, который позднее построил Большой Петергофский дворец, Большой Екатерининский дворец, Строгановский дворец, Зимний дворец
11 апреля 1931 — 90 лет назад — в ночь с 11 на 12 апреля в присутствии семи тысяч зрителей впервые показан опыт с маятником Фуко в Исаакиевском соборегде был открыт Государственный антирелигиозный музей
11 апреля 1991 — 30 лет назад — учреждено общественное объединение «Институт Петербурга», распространяющее знания по истории и культуре Петербурга
12 апреля 1971 — 50 лет назадСпас на крови стал филиалом музея «Исаакиевский собор»
15 апреля 1886 — 135 лет назад — в Кронштадте родился Николай Степанович Гумилёв, русский поэт Серебряного века, создатель школы акмеизма, первый муж Анны Ахматовой, путешественник по восточной и северо-восточной Африке
17 апреля 1881 — 140 лет назад — освящена часовня на месте покушения на Александра II, нынче на этом месте Спас на крови
18 апреля 1916 — 105 лет назад — в доме Рубинштейна на Марсовом поле открылось литературно-артистическое кабаре «Привал комедиантов» Вс. Мейерхольда, Н. Петрова и Н. Евреинова. «Привал комедиантов» явился преемником кабаре «Бродячая собака»
19 апреля 1861 — 160 лет назад — состоялось первое заседание Комитета грамотности, в которое вошли Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев, известные ученые и литераторы. Комитет способствовал распространению грамотности и знаний среди крестьян путем издания книг «для народа»
23 апреля 1836 — 185 лет назад — вышел первый номер пушкинского журнала «Современник»
23 апреля 1891 — 130 лет назад — родился композитор Сергей Сергеевич Прокофьев
29 апреля 1961 — 60 лет назад — открылась вторая линия метро, от станции «Технологический институт» до станции «Парк Победы»
30 апреля 1956 — 65 лет назад — открыта станция метро «Пушкинская»