ВНИМАНИЕ! Из-за введенных ограничений в работе организаций возможны изменения. Перед покупкой билетов и посещением проверяйте актуальную информацию на официальных сайтах организаций и мероприятий!

null Благовещенский мост


Благовещенский мост
9 ноября 2020

21 ноября 1850 года по старому стилю был торжественно открыт первый постоянный мост через Неву — Благовещенский. Все остальные мосты, существовавшие до этого, были наплавными. В проектной документации этот мост назывался Невским, а петербуржцы в период строительства именовали его то Новоисакиевским, то Постоянным. Официальное же название при открытии он получил по Благовещенской церкви, которая находилась в створе моста у Крюковых казарм. Полковой храм лейб-гвардии Конного полка строился одновременно с новым мостом, но открылся на год раньше, в 1849 году.

В середине 1840-х годов территория вдоль Крюкова канала между Невой и Мойкой значительно изменилась. Из-за строительства нового моста часть канала была заключена в трубу, и с этого времени Крюков канал начинается от Адмиралтейского. На месте бывшей части канала возникла предмостовая площадь, включившая в себя и место для строящегося храма. Он расположился на оси новой улицы, которая естественным образом начала именоваться Благовещенской. Таким образом, новая церковная доминанта стала и топонимической. Впрочем, мост оставался Благовещенским недолго. Уже в 1855 году его переименовали в Николаевский, в честь почившего императора Николая I. Между прочим, это переименование стало в Петербурге первым примером волевого изменения топонима в целях увековечивания. В последние годы XIX века появляется название Благовещенская площадь, но и после этого долгое время на картах Благовещенская улица указывалась непосредственно от Невы, как бы включая в себя площадь. Адресация на всём протяжении от Невы также производилась по Благовещенской улице.

В. Садовников «Вид Благовещенского моста со стороны Васильевского острова», 1851 г.

Николаевский мост и Благовещенская площадь были переименованы в ноябре 1918 года, в числе других городских объектов, расставшихся со своими названиями к первой годовщине Октябрьской революции. Мост получил название в честь русского революционера, морского офицера Петра Петровича Шмидта, одного из руководителей восстания на крейсере «Очаков» в 1905 году. Возможно, при выборе наименования учли, что Шмидт обучался в Морском корпусе, находящемся неподалёку, на Николаевской же набережной (с 1923 года – набережная Лейтенанта Шмидта). «Лейтенант Шмидт» прочно вошёл в советский топонимический пантеон, но при всей его популярности в советской России не каждый мог навскидку вспомнить даже его имя, что было остроумно подмечено Ильфом и Петровым в знаменитом романе «Золотой телёнок».

Благовещенская площадь с 1918 года стала площадью Труда (а находящийся на ней Николаевский дворец — дворцом Труда или даже дворцом Профсоюзов). С этого времени дома, непосредственно выходящие на площадь, стали адресоваться уже по ней. А Благовещенская улица сохраняла своё название до 1923 года, когда в ходе очередной волны переименований, призванной очистить петроградскую топонимию от «церковных» названий, она превратилась в улицу Труда, сохранив при этом сквозную нумерацию с площадью. Храм, благодаря которому возник благовещенский «топонимический куст», был разрушен в 1929 году.

Разрушенная Благовещенская церковь на площади Труда

Мост Лейтенанта Шмидта был серьёзно реконструирован в 1938 году, утратив изначальный архитектурный облик. Старые арочные конструкции моста были перевезены в Калинин (Тверь) и использованы при строительстве Нововолжского моста через Волгу, который с полным правом может называться «сыном лейтенанта Шмидта». А в начале 2000-х настало время для очередной реконструкции, вернувшей мосту не только первоначальный облик (насколько возможно), но и первоначальное имя. 14 августа 2007 года, накануне открытия, было подписано постановление Правительства Санкт-Петербурга о возвращении мосту Лейтенанта Шмидта названия Благовещенский мост.

Фото: Олег Литошко


Статью подготовили сотрудники Топонимической комиссии Санкт-Петербурга

Автор главного фото к статье: Роман Мурушкин

3 апреля 1836 — 185 лет назад — принято решение о постройке первой в истории России пассажирской железной дороги — Царскосельской железной дороги
4 апреля 1716 — 305 лет назад — в Петербург прибыли скульптор Карло Бартоломео Растрелли и его сын, будущий архитектор Франческо Бартоломео Растрелли, который позднее построил Большой Петергофский дворец, Большой Екатерининский дворец, Строгановский дворец, Зимний дворец
11 апреля 1931 — 90 лет назад — в ночь с 11 на 12 апреля в присутствии семи тысяч зрителей впервые показан опыт с маятником Фуко в Исаакиевском соборегде был открыт Государственный антирелигиозный музей
11 апреля 1991 — 30 лет назад — учреждено общественное объединение «Институт Петербурга», распространяющее знания по истории и культуре Петербурга
12 апреля 1971 — 50 лет назадСпас на крови стал филиалом музея «Исаакиевский собор»
15 апреля 1886 — 135 лет назад — в Кронштадте родился Николай Степанович Гумилёв, русский поэт Серебряного века, создатель школы акмеизма, первый муж Анны Ахматовой, путешественник по восточной и северо-восточной Африке
17 апреля 1881 — 140 лет назад — освящена часовня на месте покушения на Александра II, нынче на этом месте Спас на крови
18 апреля 1916 — 105 лет назад — в доме Рубинштейна на Марсовом поле открылось литературно-артистическое кабаре «Привал комедиантов» Вс. Мейерхольда, Н. Петрова и Н. Евреинова. «Привал комедиантов» явился преемником кабаре «Бродячая собака»
19 апреля 1861 — 160 лет назад — состоялось первое заседание Комитета грамотности, в которое вошли Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев, известные ученые и литераторы. Комитет способствовал распространению грамотности и знаний среди крестьян путем издания книг «для народа»
23 апреля 1836 — 185 лет назад — вышел первый номер пушкинского журнала «Современник»
23 апреля 1891 — 130 лет назад — родился композитор Сергей Сергеевич Прокофьев
29 апреля 1961 — 60 лет назад — открылась вторая линия метро, от станции «Технологический институт» до станции «Парк Победы»
30 апреля 1956 — 65 лет назад — открыта станция метро «Пушкинская»