null Пересечься с Дягилевым


Пересечься с Дягилевым
18 ноября 2020

С 14 ноября по 12 февраля проходит выставка «В круге Дягилевом. Пересечение судеб». Она работает в Шереметевском дворце в рамках ХI Международного фестиваля искусств «ДЯГИЛЕВ. P.S.». Выставка посвящена окружению антрепренёра и продюсера Сергея Дягилева, открывшего Европе и Америке лучшие стороны русской культуры.


Слово о Сергее Дягилеве


Сергей Дягилев оставил большой след в популяризации русской культуры на мировой арене:

  • создал первый в России журнал искусства;
  • придумал знаменитую Таврическую выставку русского портрета 1905 года;
  • впервые вывез в Париж русскую музыку, русскую оперу и, конечно же, русский балет;
  • первым выступил в качестве куратора художественных выставок, у которых имелась концепция, а работы проходили творческий отбор;
  • был одним из первых русских театральных продюсеров, «крёстным отцом» европейского продюсерского искусства.
На протяжении 20 лет Сергей Дягилев был проводником и реформатором всего нового в мировом искусстве. Его знаменитым лозунгом в творчестве стало «Удиви меня!».

Сергей Павлович Дягилев родился 19 (31) марта 1872 года в Новгородской губернии в семье потомственного дворянина и кавалергарда. Его отец рано овдовел, и Сергея воспитывала мачеха Евгения Николаевна Евреинова. Её сестра Александра Валерьяновна стала знаменитой оперной певицей (сопрано), учившейся у самой Полины Виардо, и возлюбленной Тургенева. Считается, что именно мачеха дала молодому Сергею ту страсть и любовь к искусству, которые он пронёс через всю жизнь.

Брат отца, Иван Павлович Дягилев, был меценатом и основателем музыкального кружка. В родовом доме Дягилевых, названном современниками «Пермскими Афинами», по четвергам собиралась городская интеллигенция. Здесь музицировали, пели, разыгрывали домашние спектакли.

Также большое влияние на Сергея Дягилева оказала встреча с писателем Львом Толстым, после которой он стал собирать автографы знаменитых современников.

Неудивительно, что в 1896 году Дягилев, окончив юридический факультет университета в Петербурге, по этой стезе не пошёл и начал карьеру деятеля искусства. Её можно условно разделить на два периода.

1898–1906 годы — жизнь России, когда интересы были сосредоточены, главным образом, в области изобразительного искусства. В этот период Дягилев:

  • вместе с Александром Николаевичем Бенуа выступил инициатором создания журнала «Мир искусства»;
  • писал искусствоведческие статьи, а также монографию о художнике Д. Г. Левицком;  
  • проводил художественные выставки в Санкт-Петербурге, привлекавшие большое внимание публики;
  • занимал должность чиновника для особых поручений дирекции Императорских театров.  
     

Афиша русских и финляндских художников
Художник К. Сомов, 1898 г.

1906–1929 годы — работа в качестве импресарио за рубежом. Этот этап можно назвать Парижским периодом. Начав с организации выставки в 1906 году, вскоре Дягилев сосредоточился на музыкальном театре и, в первую очередь, балете. Главные события:

  • «Исторические русские концерты» в 1907 году, которые Дягилев организовал с целью популяризации русской музыки за рубежом.
  • «Русские сезоны» (Saisons Russes), в рамках которых с 1908 года проводились ежегодные гастроли русских артистов балета и оперы на лучших театральных сценах мира.

Именно «Сезонами» Дягилев мерил свою деятельность, их порядковый номер указывал на афишах, отмечал их юбилеи. Театральные постановки, которые оформляли известные российские и зарубежные художники, а музыку к спектаклям писали знаменитые композиторы, сыграли значительную роль в популяризации русской культуры в Европе и способствовали установлению моды на всё русское.

Афиша первых «Русских сезонов» с Анной Павловой в балете «Сильфиды»
Художник В.Серов

С 2009 года в Санкт-Петербурге проходит международный фестиваль искусств «Дягилев P. S.». За несколько лет он стал одним из крупнейших событий в культурной жизни России. В программу входят танцевальные спектакли, научные конференции и выставки.

 

Выставка «В круге Дягилевом. Пересечение судеб»


Сергей Дягилев неоднократно переезжал в Санкт-Петербурге с квартиры на квартиру. С 1900 по 1906 год он жил на Фонтанке, 11 — напротив Фонтанного дома, одного из дворцов графов Шереметевых, в котором сегодня находится Музей театрального и музыкального искусства.

До 12 февраля в Шереметевском дворце на наб. р. Фонтанки, д. 34 экспонируется международная выставка «В круге Дягилевом. Пересечение судеб». Автор идеи и куратор выставки — Наталья Ивановна Метелица, директор Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства и художественный руководитель фестиваля «Дягилев. P.S.».

Внимание, график показа может корректироваться в зависимости от коронавирусных ограничений.
 

Фасад Шереметевского дворца. Вход на выставку

Крайне удивительно, что такой амбициозный проект — результат усилий 25 музеев и частных коллекционеров — смог состояться именно в 2020 году, когда из-за пандемии закрылись границы многих стран. Это ещё раз свидетельствует о том, что искусство преодолевает все препятствия и объединяет людей.

Это очень информационно насыщенная, художественно-историческая, мемориальная выставка. Уже из названия понятно, что экспозиция, в первую очередь, посвящена не самому Дягилеву, а его окружению, людям, которые сотрудничали и дружили с ним, и тем, кто его ругал и ненавидел.

Круг общения у Дягилева был огромный! На выставке можно встретить живописные, графические портреты исторических лиц и фотографии из ведущих музеев России и Европы:

  • от балерины Анны Павловой до основательницы модного дома Chanel Габриэль Шанель, которая хоронила Дягилева за свой счёт;
  • от основоположника классического романтического балета XX века Михаила Фокина до Джорджа Баланчина, хореографа, положившего начало американскому балету, а также современному неоклассическому балетному искусству; 
  • от русского живописца Ильи Репина до Анри Руссо, одного из самых известных представителей наивного искусства;
  • от участников объединения «Мир искусства» Александра Бенуа и Льва Бакста до Пабло Пикассо и Джорджо де Кирико, авангардных художников. 

Портрет Анны Павловой
Художник В. Шухаев, 1922 г.

Но и портреты самого Сергея Дягилева можно встретить на выставке, главное, проявить наблюдательность: 

  • портрет руки Джордж-Мишеля;
  • портрет руки Жана Кокто;
  • карикатура на Дягилева руки Валентина Серова; 
  • групповые фотографии, на которых присутствует продюсер.
     

Портрет Сергея Дягилева
Художник Мишель Джордж-Мишель. Коллекция Chanel, Париж

Круги общения Дягилева были неустойчивы, как волны, расходящиеся по воде: они менялись, колебались вместе с изменениями художественных задач, и лишь немногим удавалось остаться «в круге Дягилевом» навсегда. Друзья переходили в стан противников и обратно, порой меняя статус, как изменчивая текучая вода.
 

Начало экспозиции. I и II круг.

 

Круги Дягилева


Метафора кругов и тема воды лежат в основе концепции выставки. Оформлением экспозиции занимался художник проекта Юрий Сучков.

Выставка делится на 12 периодов — 12 кругов жизненного и творческого пути Дягилева. Мифологическое и религиозное число — 12 месяцев в году. Кстати, такое деление перекликается с грандиозной выставкой Дягилева «Два века русской живописи и скульптуры», которая заняла 12 залов в парижском Гран Пале.

Сергей Дягилев был суеверным человеком. Когда-то цыганка, гадалка Блоха из усадьбы Философовых, нагадала, что импресарио умрёт на воде. Поэтому Дягилев тяжело переносил водные прогулки и заботился о том, чтобы в таких путешествиях спасательный круг был рядом с ним во время сна.

Правда, судьба истолковала это предсказание весьма своеобразно. Дягилев скончался в Венеции, в городе, который стоит на воде в буквальном смысле этого слова, в городе, который знаменитый продюсер боготворил. Гроб с его телом отправился по волнам Венецианской лагуны на остров Сан-Микеле, единственное кладбище в Венеции. На нём хоронят выдающихся людей, жизнь которых была связана с городом. На мраморном надгробном памятнике выбито имя Дягилева по-русски и по-французски (Serge de Diaghilew) и эпитафия: «Венеция — постоянная вдохновительница наших успокоений».

Изображение воды — один из главных элементов оформления выставки, который отсылает посетителя к глубоким смыслам: реки жизни, реки забвения, волны Стикса... Портреты висят на фоне мелких синих волн, которые неудержимым потоком несут зрителя до самого конца экспозиции и крутят его в вихрях воды по изгибам стендов. Круглые даже тени от огромных люстр дворца.

Общий вид экспозиции. Круглая тень от люстры.

Сориентироваться в экспозиции помогают порядковые номера стендов с обобщающими рассказами, а также маршрутная карта, которую можно получить на кассе или взять самому при входе на выставку. Белая линия хронологии, как Харон, неумолимо проводит читателя сквозь все стенды, сквозь бесчисленное количество судеб вперёд и только вперёд по волнам, ни разу не поворачивая вспять. Ни при каких условиях Харон не везёт лодку с грузом назад. Всё равняется на линию, даже портреты при развеске большей частью выровнены не по горизонту, а по нижним линиям рам. Посетителя швыряет по волнам памяти, по волнам познания. Каждый портрет — как мель, у которой застреваешь на долгое время, в каждой истории тонешь, как в бесконечном омуте.

Изучение каждой судьбы можно начинать с чтения под хронологической линией: что происходило тогда в мире — вот Ленин создаёт союз борьбы за освобождение рабочего класса, вот падает Тунгусский метеорит. Потом поднять глаза и прочитать, что в это время происходило в судьбе самого Дягилева. Затем — метаться глазами по цитатам оживлённых переписок или мыслей самого импресарио, по сканам газет и афиш на русском и французском, по фотографиям. И, наконец, взглянуть ещё выше:  на сам портрет над всеми текстами, как на пик информационного — девятого — вала, и «рухнуть» взором опять вниз, к хронологической стрелке, чтобы перейти к изучению жизни другого исторического лица.

В качестве спасательного круга рекомендуем познакомиться с биографией Сергея Дягилева перед походом на выставку. Например, прочесть книгу голландского историка Шенга Схейена, которая считается самой полной на сегодняшний день биографией знаменитого импресарио (кстати, статья Схейена вошла в каталог по выставке). Особенно полезной окажется информация о «Русских сезонах», иначе повествование экспозиции об окружении Дягилева обрушится на головы зрителей водопадом Ниагары.

Общий вид экспозиции в виде волн реки

Интересно, что Дягилева в бесконечных цитатах вычленить довольно легко. В отличие от остальных адресатов он не подписан, фамилия заменена на его портрет руки французского писателя и художника Жана Кокто. Это изображение в большом размере встречает зрителей уже на первых ступеньках лестницы, ведущей к выставке, и в дальнейшем служит своеобразным маячком возле фрагментов текста.

Оформление хронологической линии.
Использование портрета Дягилева в оформлении его цитат


А мнение Жана Кокто о его русском друге можно даже услышать. Запись его высказывания проигрывается на одном из видеоэкранов. Надев наушники, можно послушать и другие воспоминания тех, кто знал Дягилева лично.

Видеостенд с воспоминаниями о Дягилеве. На экране Жан Кокто.


Наконец, совершенно оглушённого мощью информационного потока зрителя выносит к последнему кругу — к качающейся гондоле на интерактивном экране в зале этрусков. Она уносит Дягилева в последний путь….

 

Фотография траурной процессии Сергея Дягилева в Венеции, 1929 г.
Слева бюст работы Левона Лазарева


Ирина Иванова — фотограф, участник групповых выставок, в том числе в Санкт-Петербургском Союзе художников, Русском музее, Центральном Зале Союза Художников России

🍁 2 ноября 1790 — 230 лет назад — состоялась премьера спектакля «Начальное управление Олега, Российское историческое представление, подражание Шекспиру», либретто к которому сочинила Екатерина II
🍁 4 ноября 1890 — 130 лет назадв Мариинском театре прошла премьера оперы Александра Порфирьевича Бородина «Князь Игорь»
🍁 5 ноября 1715 — 305 лет назад — в Петербурге зафиксировано наводнение, достигавшее 2,5 метров
🍁 5 ноября 1865 — 155 лет назад — освящена Немецкая реформаторская церковь, перестроенная позже во Дворец культуры работников связи
🍁 5 ноября 1965 — 55 лет назад — открыт мост Александра Невского — один из самых длинных мостов города
🍁 7 ноября 1715 — 305 лет назад — начало работу первое военно-морское лечебное учреждение — Адмиралтейская гошпиталь
🍁 8 ноября 1920 — 100 лет назаду Зимнего дворца было дано грандиозное массовое представление «Взятие Зимнего», в постановке которого участвовало около 6000 человек
🍁 9 ноября 2010 — 10 лет назад — в саду Василеостровец открыт памятник Николаю Константиновичу Рериху
🍁 11 ноября 1865 — 155 лет назад — освящена греческая церковь Святого Димитрия Солунского. Теперь на ее месте находится Большой концертный зал «Октябрьский»
🍁 12 ноября 1850 — 170 лет назад — родился великий русский шахматист Михаил Иванович Чигорин. Его имя носит городской шахматный клуб. В память о нем регулярно проводится шахматный турнир — «Мемориал Чигорина»
🍁 13 ноября 1810 — 210 лет назад — открыт Институт Корпуса инженеров путей сообщения
🍁 13 ноября 1975 — 45 лет назад — умерла Ольга Фёдоровна Берггольц — поэтесса, прозаик и драматург, журналист, член Союза писателей СССР
🍁 15 ноября 1955 — 65 лет назад — запуск первой очереди Ленинградского метрополитена
🍁 15 ноября 1815 — 205 лет назад — первый русский пароход «Елизавета» совершил первый рейс (из Петербурга в Кронштадт и обратно)
🍁 17 ноября 1845 — 175 лет назад — на Конногвардейском бульваре у Конногвардейского манежа открыты Колонны Славы
🍁 19 ноября 1825 — 195 лет назад — умер император Александр I
🍁 21 ноября 1800 — 220 лет назад — освящён Михайловский замок и церковь при нем
🍁 22 ноября 1870 — 150 лет назад — состоялось первое заседание Общества архитекторов
🍁 28 ноября 1880 — 140 лет назад — родился Александр Александрович Блокпоэт, писатель, публицист, драматург, переводчик и литературный критик
🍁 28 ноября 1915 — 105 лет назад — родился Константин Михайлович Симонов — прозаик, поэт, драматург и киносценарист