ВНИМАНИЕ! Из-за введенных ограничений в работе организаций возможны изменения. Перед покупкой билетов и посещением проверяйте актуальную информацию на официальных сайтах организаций и мероприятий!

null Экскурсия по выставке «Александр Бенуа» в Русском музее


Экскурсия по выставке «Александр Бенуа» в Русском музее
8 декабря 2020

9 декабря в Михайловском (Инженерном) замке открывается выставка произведений Александра Бенуа (1870–1960).

Александр Бенуа — художник, критик, историк искусств, основатель и идеолог художественного объединения «Мир искусства», представитель прославленной творческой династии, ярчайший деятель Серебряного века русской культуры.

На выставке представлены живописные и графические произведения 1890–1930-х годов из коллекции Русского музея. Это исторические и жанровые композиции, пейзажи, книжные иллюстрации, театральные эскизы. Многие из них почти неизвестны широким кругам зрителей, поскольку из-за хрупкости материала (бумаги) и опасности выцветания водяных красок они редко экспонируются.

Живопись Бенуа

Первый зал экспозиции знакомит зрителя с живописными произведениями Бенуа. В них отражена вся многогранность увлечений и интересов мастера.

Мир театра, и особенно старинного театра, в котором действительность и вымысел постоянно меняются местами, волновал Бенуа с детства. Картины «Арлекинада» и «Итальянская комедия» (обе — 1906 год) воскрешают наивную и балаганную атмосферу итальянской комедии масок с её свободной импровизацией и весёлой зрелищностью.

А. Бенуа «Арлекинада», 1906 г.

А. Бенуа «Итальянская комедия», 1906 г.

Излюбленная тема Бенуа — эпоха Короля-Солнца — предстаёт на картине «Маскарад при Людовике XIV» (1898).

А. Бенуа «Маскарад при Людовике XIV», 1898 г.

Образ Версаля в творчестве Бенуа

Следующие залы посвящены образу Версаля в творчестве Бенуа.

В 1905–1907 годах главное место в занятиях Бенуа занимала живопись. Одну из групп пейзажей тех лет составили изображения Версаля. «Героями» версальских этюдов, представленных на выставке, являются сам величественный парк, фонтаны, бассейны и «населяющие» их скульптуры. Бенуа любил эту сотворённую волей человека природу в солнечные часы, но чаще изображал в серые дни лета, в сумраке осени и зимы.

Ретроспективные произведения Бенуа всегда рождались на конкретном историческом материале. Мастера очень волновала передача атмосферы ушедшей жизни. Это с особой силой сказалось в знаменитом цикле акварелей и гуашей «Последние прогулки короля Людовика XIV», которые Бенуа создал во Франции под впечатлением от Версаля.

А. Бенуа, картина из цикла «Последние прогулки короля Людовика XIV», (1897)

Бенуа и театр

Тема следующего зала — Бенуа и театр.

В Мариинском театре Бенуа совместно с балетмейстером Михаилом Фокиным осуществил постановку балета Николая Черепнина «Павильон Армиды». Сам спектакль, а также серия эскизов декораций и костюмов к нему (1907) принадлежат к высшим достижениям национального театра и оказали сильное влияние на театральное искусство Европы. С организацией Сергеем Дягилевым Русских балетных сезонов для Бенуа начался новый этап творчества, в котором театр занял главное место.

Бенуа возглавлял художественную часть «сезонов». В Париже он смог реализовать замыслы, связанные с его давним увлечением балетом. Вместе с Фокиным он создавал спектакли, дававшие удивительные образцы синтеза музыки, хореографии, цвета. Оформленные им балеты, среди которых «Петрушка» Игоря Стравинского, стали классикой мирового театрального искусства. При этом Бенуа был не только художником, но и постановщиком балетов. В России он несколько лет сотрудничал с Константином Станиславским и Владимиром Немировичем-Данченко, оформляя и режиссируя спектакли в Московском художественном театре («Мнимый больной», 1912–1913).

После революции Бенуа сыграл огромную роль в создании спектаклей «большого стиля» в академических театрах Петрограда. В бывшем Мариинском театре он оформил и поставил свои прославленные, уже широко известные за рубежом балеты «Павильон Армиды» (1919) и «Петрушка» (1920). Последний из вариантов этого спектакля, наряду с оперой «Пиковая дама» (1920-1921), сам Бенуа считал лучшей своей постановкой. Увы, к середине 1920-х мастера всё чаще стали критиковать за «стилизаторство» и «буржуазный эстетизм», и он лишился работы в театре.

Бенуа-иллюстратор

Продолжает экспозицию зал, посвящённый Бенуа-иллюстратору. Впервые художник попробовал себя в иллюстрации, создав рисунки на темы родной истории для книги Николая Кутепова «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси. Конец XVII и XVIII век», к повестям Пушкина «Капитанская дочка» (1904) и «Пиковая дама» (1905). Особое место занимает первая серия иллюстраций к поэме «Медный всадник» (1903) — шедевр отечественной книжной графики. Над «Медным всадником» Бенуа работал и в последующие годы.

А. Бенуа, иллюстрация к «Медному всаднику», 1903 г.

Пейзажи и портреты кисти Александра Бенуа

Последний зал экспозиции знакомит посетителей с Бенуа-портретистом и пейзажистом. Это разнообразные по мотивам и духовной наполненности пейзажи Бретани — её суровой природы, диких скал, долин, заброшенных жилищ, облик которых отражает замкнутый характер и образ жизни обитателей. В 1910-е Бенуа в Италии, Швейцарии и Испании работал над пейзажами небольших городков и деревенек («Наш сад в Монтаньоле», «Розовый дом в Кресоньо» — обе 1912). В эмиграции он остался верен жанру пейзажа. Бенуа открыл для себя Париж старинных парков и кварталов («Улица в Париже», 1924). В 1930-е годы художник создал целый ряд пейзажей Франции и Италии («Кассис. Улица», 1931).

Открытие выставки состоится в режиме онлайн 8 декабря. Выставка продлится до 9 марта 2021 года. Выставка организована при поддержке Благотворительного фонда «Лукойл».


Редакция благодарит пресс-службу Государственного Русского музея за помощь в подготовке материала

3 апреля 1836 — 185 лет назад — принято решение о постройке первой в истории России пассажирской железной дороги — Царскосельской железной дороги
4 апреля 1716 — 305 лет назад — в Петербург прибыли скульптор Карло Бартоломео Растрелли и его сын, будущий архитектор Франческо Бартоломео Растрелли, который позднее построил Большой Петергофский дворец, Большой Екатерининский дворец, Строгановский дворец, Зимний дворец
11 апреля 1931 — 90 лет назад — в ночь с 11 на 12 апреля в присутствии семи тысяч зрителей впервые показан опыт с маятником Фуко в Исаакиевском соборегде был открыт Государственный антирелигиозный музей
11 апреля 1991 — 30 лет назад — учреждено общественное объединение «Институт Петербурга», распространяющее знания по истории и культуре Петербурга
12 апреля 1971 — 50 лет назадСпас на крови стал филиалом музея «Исаакиевский собор»
15 апреля 1886 — 135 лет назад — в Кронштадте родился Николай Степанович Гумилёв, русский поэт Серебряного века, создатель школы акмеизма, первый муж Анны Ахматовой, путешественник по восточной и северо-восточной Африке
17 апреля 1881 — 140 лет назад — освящена часовня на месте покушения на Александра II, нынче на этом месте Спас на крови
18 апреля 1916 — 105 лет назад — в доме Рубинштейна на Марсовом поле открылось литературно-артистическое кабаре «Привал комедиантов» Вс. Мейерхольда, Н. Петрова и Н. Евреинова. «Привал комедиантов» явился преемником кабаре «Бродячая собака»
19 апреля 1861 — 160 лет назад — состоялось первое заседание Комитета грамотности, в которое вошли Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев, известные ученые и литераторы. Комитет способствовал распространению грамотности и знаний среди крестьян путем издания книг «для народа»
23 апреля 1836 — 185 лет назад — вышел первый номер пушкинского журнала «Современник»
23 апреля 1891 — 130 лет назад — родился композитор Сергей Сергеевич Прокофьев
29 апреля 1961 — 60 лет назад — открылась вторая линия метро, от станции «Технологический институт» до станции «Парк Победы»
30 апреля 1956 — 65 лет назад — открыта станция метро «Пушкинская»