ВНИМАНИЕ! Из-за введенных ограничений в работе организаций возможны изменения. Перед покупкой билетов и посещением проверяйте актуальную информацию на официальных сайтах организаций и мероприятий!

null За кулисами цирка Чинизелли


За кулисами цирка Чинизелли
25 декабря 2020

26 декабря 1877 года в Петербурге состоялось открытие первого в истории России каменного цирка. Это единственное в нашей стране цирковое здание последней трети XIX века, сохранившееся до современности.

Цирк Чинизелли — или официально Большой Санкт-Петербургский государственный цирк — расположен на набережной Фонтанки. Он похож на великолепную шкатулку, в которой хранится много интригующих и ценных вещей.

Сегодня мы приглашаем заглянуть за кулисы исторического цирка.

О первом цирке

За свою историю здание Цирка Чинизелли претерпело множество изменений как снаружи, так и внутри. Цирк вновь засверкал в своём великолепии после масштабного восстановления в 2015 года

Основатель цирка — итальянский наездник Гаэтано Чинизелли. Его семья, выступавшая в разных конных жанрах, пользовалась настолько большим успехом у петербургской публики, что вдохновлённый Гаэтано решил открыть собственное дело в России. Ему удалось добиться разрешения городских властей и купить земельный участок Инженерного сквера у Фонтанки. На нём он мечтал построить постоянное каменное здание цирка.

Цирк был возведён по проекту архитектора Василия Кенеля. По первоначальному замыслу предполагалось установление купола, который должны были поддерживать колонны в зрительном зале. Однако привлеченные инженеры Р. Б. Бернгард и О. Е. Крель выбрали новую радиально-сетчатую металлическую конструкцию системы И. В. Шведлера. Она позволила возвести купол рекордного по тем временам пролёта в 49,7 метров без его поддержки внутренними колоннами — впервые в мире! Купол цирка Чинизелли по праву стали считать выдающимся памятников науки и техники. По представлению контрольной комиссии при Министерстве Императорского Двора Василию Кенелю был Всемилостивейше пожалован бриллиантовый перстень.

Внутреннее убранство не уступало в роскоши императорским театрам: позолота, хрустальные люстры и зеркала сверкали в тёмно-малиновом бархате зала. Бесспорным украшением интерьера была царская ложа с кариатидами. В советское время на месте царской ложи, которая придавала залу торжественный вид, устроили ложу для оркестра. В наше время её воссоздали заново.

К царской ложе прилегает гостиная, где можно перевести дух в антракте.

Роскошные росписи на барьере в зрительном зале цирка.

 

О первом цирковом музее

Внутри цирка Чинизелли более 90 лет прячется «Музей циркового искусства». Это первый цирковой музей в мире.

Его основал Василий Яковлевич Андреев, преподаватель сценического фехтования. Именно его собрание экспонатов легло в основу фондов музея.

С момента основания 8 августа 1928 года важнейшими функциями Музея стали выявление, собирание, хранение, изучение и популяризация мирового циркового наследия. Артисты разных стран приветствовали появление первого в мире Музея цирка и эстрады.

Василий Яковлевич Андреев писал:

«Моя мечта, чтобы Музей Цирка был не складом, не кладбищем, а живым источником творчества деятелей цирка и артистов всех жанров арены, чтобы на собраниях Музея артисты вдохновлялись, учились и обогащали свой репертуар».


С первого дня существования музей стал незаменимой творческой лабораторией, где артисты черпали вдохновение, совершенствовали и создавали новые номера. В настоящее время собрание насчитывает больше 130000 единиц хранения. В него входят:

  • библиотека; 
  • фото- и видеотека; 
  • фонд живописи и графики; 
  • декоративно-прикладного искусство;
  • скульптура; 
  • плакаты и программки; 
  • костюмы и реквизит;
  • рукописи.

Заглянем в Мемориальный кабинет первого директора цирка.

Уже в первые годы работы Музей начал устраивать временные экспозиции в цирке и передвижные выставки на фабриках и заводах, посвящённые текущим цирковым программам, а также проводить экскурсии.

Собрание Музея Санкт-Петербургского цирка до сих пор остаётся единственным в России. На протяжении своей истории музей является уникальным центром научно-исследовательской, проектной, издательской и экскурсионной деятельности в этой сфере.

В составе экспозиции представлено более 50 костюмов и свыше 120 эскизов костюмов известных художников 1930–1970-х годов, а также реквизит артистов, произведения живописи, графики и скульптуры.

Обширная экспозиция «Краски манежа» посвящена отечественному цирковому костюму и имеет тематические разделы по жанрам циркового искусства: 

  • иллюзия; 
  • эквилибристика; 
  • клоунада; 
  • дрессура; 
  • акробатика;
  • жонглирование;
  • воздушная гимнастика. 

Временная выставка демонстрирует цирк глазами художников. 

В парадном выставочном зале на втором этаже создаётся тематическая выставка к каждой новой программе цирка. Сейчас здесь проходит временная выставка «Цирковой мир А. Куприна», которая посвящена миру цирка в произведениях писателя. Она приурочена к 150-летию со дня рождения Александра Ивановича Куприна.

Цирк был для писателя не просто увлекательным зрелищем, со многими артистами он тесно дружил. Среди его друзей были клоун Жакомино и чемпион Российской империи по тяжёлой атлетике силач Иван Заикин. Их визиты к писателю домой превращались в настоящие праздники. Они показывали детям фокусы, привозили с собой дрессированных животных, делились удивительными рассказами о цирковых буднях.

Художественная инсталляция «Сон Гаэтано Чинизелли» на первом этаже рисует сюрреалистичную картину сна Маэстро. В этом сне собраны воспоминания, люди и документы из жизни Гаэтано, здесь подлинные мемориальные объёмные предметы взаимодействуют с нереальными — плоскими. 

Музей рад предложить несколько тематических программ всем, кто любит и интересуется цирковым искусством. Экскурсанты разных возрастов неизменно открывают здесь для себя что-то новое:

  • «Цирковой мир А. Куприна». Экскурсия по временной выставке к 150-летию со дня рождения А. И. Куприна. Посвящена миру цирка в его произведениях. В экскурсию также входит рассказ об истории цирка Чинизелли и посещение Царской Ложи.
  • «Не счесть талантов цирковой арены». Возможность кратко познакомиться с историей цирка Чинизелли и основными жанрами циркового искусства. Включает элементы арт-медиации и арт-терапии.
  • «Наш лексикон». Основной акцент сделан на терминологии циркового искусства и её полиязычности.
  • «Цирк глазами художника». Рассказ о художниках, работавших в цирке, и тех, кто был вдохновлён цирковым искусством.
  • «Цирк в Петербурге». Возможность узнать о зрелищной культуре Петербурга XIX века и подробно познакомиться с историей здания и с репертуаром Цирка Чинизелли.
  • «Цирк в чемодане» для посетителей с нарушением зрения. Благодаря соприкосновению с подлинными предметами программа даёт представление об истории Цирка Чинизелли, его устройстве и жанрах циркового искусства.
  • «По дорогам фронтового цирка». Рассказ об артистах цирка в годы Великой Отечественной войны.

«Музей циркового искусства» предлагает принять участие в удивительном квесте «С чего начинается цирк». Это погружение в атмосферу Цирка Чинизелли начала ХХ века. Во время экскурсии-игры участники познакомятся с неожиданными ароматами и услышат увлекательные рассказы о цирковых жанрах, истории цирка и его приметах.

 

 

Квест рассчитан на участников старше 16 лет. Его проводят сотрудник первого в мире «Музея циркового искусства» и президент Гильдии парфюмеров Оксана Чернышова. Участники вместе создают неповторимый аромат праздничного цирка и уносят его с собой!

Мастер-классы проходят ежедневно: в 15:00 и 18:30 по предварительной записи.

Записаться на мероприятие можно на официальном сайте: http://www.circus.spb.ru/ или по телефону: +7 (812) 570-54-13.


Валерия Козловакультуролог, преподаватель, кандидат философских наук, специалист по управлению качеством, эксперт в области развития культурного туризма и культурных услуг для детей
 

 

Ирина Иванова — фотограф, участник групповых выставок, в том числе в Санкт-Петербургском Союзе художников, Русском музее, Центральном Зале Союза Художников России

3 апреля 1836 — 185 лет назад — принято решение о постройке первой в истории России пассажирской железной дороги — Царскосельской железной дороги
4 апреля 1716 — 305 лет назад — в Петербург прибыли скульптор Карло Бартоломео Растрелли и его сын, будущий архитектор Франческо Бартоломео Растрелли, который позднее построил Большой Петергофский дворец, Большой Екатерининский дворец, Строгановский дворец, Зимний дворец
11 апреля 1931 — 90 лет назад — в ночь с 11 на 12 апреля в присутствии семи тысяч зрителей впервые показан опыт с маятником Фуко в Исаакиевском соборегде был открыт Государственный антирелигиозный музей
11 апреля 1991 — 30 лет назад — учреждено общественное объединение «Институт Петербурга», распространяющее знания по истории и культуре Петербурга
12 апреля 1971 — 50 лет назадСпас на крови стал филиалом музея «Исаакиевский собор»
15 апреля 1886 — 135 лет назад — в Кронштадте родился Николай Степанович Гумилёв, русский поэт Серебряного века, создатель школы акмеизма, первый муж Анны Ахматовой, путешественник по восточной и северо-восточной Африке
17 апреля 1881 — 140 лет назад — освящена часовня на месте покушения на Александра II, нынче на этом месте Спас на крови
18 апреля 1916 — 105 лет назад — в доме Рубинштейна на Марсовом поле открылось литературно-артистическое кабаре «Привал комедиантов» Вс. Мейерхольда, Н. Петрова и Н. Евреинова. «Привал комедиантов» явился преемником кабаре «Бродячая собака»
19 апреля 1861 — 160 лет назад — состоялось первое заседание Комитета грамотности, в которое вошли Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев, известные ученые и литераторы. Комитет способствовал распространению грамотности и знаний среди крестьян путем издания книг «для народа»
23 апреля 1836 — 185 лет назад — вышел первый номер пушкинского журнала «Современник»
23 апреля 1891 — 130 лет назад — родился композитор Сергей Сергеевич Прокофьев
29 апреля 1961 — 60 лет назад — открылась вторая линия метро, от станции «Технологический институт» до станции «Парк Победы»
30 апреля 1956 — 65 лет назад — открыта станция метро «Пушкинская»