ВНИМАНИЕ! Из-за введенных ограничений в работе организаций возможны изменения. Перед покупкой билетов и посещением проверяйте актуальную информацию на официальных сайтах организаций и мероприятий!

null Сокровищница раритетов в коллекции ЦВММ им. императора Петра Великого


Сокровищница раритетов в коллекции ЦВММ им. императора Петра Великого
22 января 2021

Модели императорских яхт семьи Романовых

Среди экспонируемых в залах Центрального военно-морского музея моделей кораблей, относящихся к коллекциям императоров и императриц России, выделяются яхты, бывшие на дипломатической службе. Следует подчеркнуть, что эти модели иллюстрируют сегодня не только историю судостроения на протяжении столетий, но и дают представления о самой культуре судостроения, о том, как, для кого и для чего использовались эти корабли.

«Дедушка русского флота» и первые придворные яхты

Известно, что в 40-х годах XVII века в Россию из Англии был доставлен корабельный бот «Святой Николай». Он хранился у боярина Никиты Ивановича Романова, двоюродного брата царя Михаила Фёдоровича, деда Петра I. В мае 1668 года царь Пётр Алексеевич заинтересовался им. В историю корабль вошёл как «ботик Петра Великого» и «дедушка русского флота». Он стал не только первым кораблём создаваемого Петром русского регулярного флота с постоянной штатной организацией, но и первой императорской яхтой в России.

Ботик Петра I. «Святой Николай»

Пётр I в марте 1697 года с соратниками выехал с Великим Посольством в Европу. Находясь в Голландии, Пётр I встретился с королём Англии и штатгальтером Голландии Вильгельмом III Оранским, и тот подарил ему яхту «Транспорт Ройал».

А вот куда и с кем ходили придворные яхты в первые десятилетия XVIII века, сведений почти не сохранилось. После отъезда из Дании Пётр I в середине ноября приехал в г. Гавельсберг для дипломатических переговоров с прусским королем Фридрихом-Вильгельмом I. Тот подарил Петру «янтарный кабинет» из берлинского дворца «Монбижу» и яхту «Декроне». В петровское время суда «Невского флота» иногда сопровождали яхты, на которых иностранные послы, посещавшие Санкт-Петербург, осматривали Кронштадт. 20 июля 1720 года для поездки в Кронштадт польскому посольству во главе с воеводой С. Хоментовским предоставили яхту «Декроне».


«Счастье» Екатерины II

В течение XVIII века в Балтийском флоте числилось 30 придворных и адмиралтейских яхт. Из них, кроме уже упомянутых, следует отметить яхту «Счастье».

Для Екатерины II в годы её правления построили 12-пушечную яхту под названием «Счастье» (1776–1777). Длина — 23,47 метров, ширина — 7,01 метров. Яхта имела богатый наружный резной декор, включавший позолоченные фигуры Посейдона, наяд и тритонов. Паруса шились из специального парусного полотна — клавердука и канифаса. Царские каюты были облицованы красным деревом и палисандром, обставлены дорогой мебелью, украшены зеркалами и литой бронзой, а палуба и трапы устланы коврами.

Летом 1778 года, после смотра Балтийского флота у Красной горки, яхта «Петергоф», в вечернее время подходя к якорному месту, задела яхту «Счастье», где находилась императрица. После этого случая Адмиралтейств-коллегия назначила командиром «Счастья» капитан-лейтенанта Ф. Ф. Ушакова, будущего флотоводца. Он командовал яхтой с начала августа до конца сентября 1780 года.


Екатерина II же неоднократно проводила смотры Балтийскому флоту на своей 12-пушечной яхте «Святая Екатерина». После вступления на престол 6 ноября 1796 года императора Павла I, имевшего титул генерал-адмирала, для него построили в Кронштадте яхту «Эммануил».

Модель 12-пушечной яхты «Дружба» (1826)

16 февраля 1810 года император Александр I из придворных гребецких команд сформировал особый морской экипаж и причислил его к гвардии, назвав «Морским Гвардейским экипажем». Первой царской яхтой, приписанной к Гвардейскому экипажу, стала яхта «Симеон и Анна», построенная в 1798 году. Из парусных императорских яхт императора Николая I выделялась яхта «Дружба». Она имела богатый резной декор и была комфортабельной. На ней Николай I ходил по Финскому заливу, а для Чёрного моря он приказал построить яхту «Тигр», но ходить на ней в море стал уже Александр II.


«Александрия»

В конце 1856 года Александр II принял решение для дальних многодневных плаваний семьи построить новую яхту под названием «Александрия». Эта первая паровая императорская яхта исправно служила четырём императорам: Николаю I, Александру II, Александру III и Николаю II. «Александрия» курсировала по маршруту между Санкт-Петербургом, Петергофом и Кронштадтом и совершала более длительные плавания. Всего с 1851 по 1902 год яхта совершила 326 походов.

Фрагмент модели императорской яхты «Александрия»

Летом 1862 года Россию с официальным визитом посетила английская эскадра. Император её встретил на «Александрии» и, приняв на яхту принца Альберта герцога Эдинбургского, доставил его в Ораниенбаум. Летом 1863 года «Александрия» совершила своё первое плавание в финские шхеры. 14 сентября 1868 года на ней же император и императрица встречали датскую принцессу Марию-Софию-Фредерику-Дагмару, будущую супругу великого князя Александра Александровича, императора России с 1881 по 1894 год. Неоднократно «Александрия» предоставлялась в распоряжение глав иностранных держав, посещавших Россию: в 1868 году под резиденцию королевы Дании, в 1872 и 1876 годах — короля Греции, в 1873 году — персидского шаха, в 1876 году — императора Бразилии.


9 июня 1857 года в Бордо (Франция) на верфи Армана заложили яхту «Александра», переименованную в ходе строительства в «Штандарт». 7 октября 1858 года она посетила Шербур и Киль. В эти же годы яхта несколько раз ходила в Копенгаген, а в конце 1874 года совершила поход в Средиземное море, где, находясь в распоряжении императрицы Марии Александровны, посетила Виллафранкский рейд и Сан-Ремо.


«Держава»

28 апреля 1866 года, в присутствии императора Александра II и генерал-адмирала великого князя Константина Николаевича, в деревянном эллинге Нового Адмиралтейства закладывается «Держава» — последняя и самая большая из балтийских деревянных колёсных императорских яхт. Известно, что по корабельной классификации, утверждённой в 1892 году, яхты стали называться «императорскими».

Модель императорской яхты «Держава»

На яхте «Держава» 7 июля 1888 года уже император Александр III с великими князьями и большой свитой встретил на подходе к Кронштадту яхту «Hohenzollern», на которой впервые посетил Россию германский император Вильгельм II.

На ней же, 11 августа того же года, император Александр III встречал президента Франции Феликса Фора. 26 июля 1897 года «Держава» встречала пришедшую в Кронштадт германскую эскадру из 10 кораблей — она сопровождала яхту «Hohenzollern», на которой со вторым визитом в Россию прибыл Вильгельм II.


«Ливадия»

Александр II построил для Чёрного моря яхту «Ливадия», которая участвовала в боевых действиях за освобождение Болгарии 1877–1878 годов во время Русско-турецкой войны и погибла. В период царствования Александра III встал вопрос о строительстве яхты, подобной погибшей колёсной «Ливадии». Вице-адмирал А. А. Попов предложил новую конструкцию яхты в форме эллипса. 25 июня 1880 года в Англии «Ливадию» спустили на воду. Она совершила единственное путешествие из Англии в Россию. Яхта не прошла испытания стихией, получив повреждения, была списана 15 августа 1881 года и переоборудована в императорскую яхту для Александра III.

Модель императорской яхты «Ливадия»

Первыми железными императорскими яхтами Балтийского флота стали «Славянка», «Царевна» и «Марево», построенные для наследника престола великого князя Александра Александровича. В этот же период строятся большие яхты.


«Полярная звезда»

28 мая 1891 года новая яхта «Полярная звезда» с Александром III на борту вышла в своё дальнее плавание. А 29 августа 1893 года «Полярная Звезда» с Александром III, императрицей Марией Федоровной и цесаревичем Николаем Александровичем пришла в Копенгаген, где простояла до 6 октября.

Модель императорской яхты «Полярная Звезда»
Модельная мастерская Санкт-Петербургского порта, 1890 г.

В 1914 году «Полярная звезда» вышла в море только один раз. На её борту Николай II с дочерьми Ольгой и Татьяной провожали английскую эскадру.


«Штандарт» Николая II

Для пополнения Добровольного флота в 1892 году русское правительство заказало новый крейсер датской судостроительной фирме «Бурмейстер и Вайн». Сдаточные испытания яхты совпали с пребыванием в Дании Николая II. Накануне их проведения, 3 сентября 1896 года, император побывал на «Штандарте» и, подробно осмотрев яхту, дал ей высокую оценку. Ему понравилась внутренняя отделка кают и салонов, выполненная по проекту датского художника Людовига Монберга, которого он наградил серебряными часами.

Модель императорской яхты «Штандарт» (1895)
Модельная мастерская Санкт-Петербургского порта, 1903 г.

Не закончив ходовые испытания, 8 сентября 1896 года «Штандарт», приняв на борт Николая II и императрицу Александру Фёдоровну, в сопровождении яхты «Полярная звезда» ушел в Англию. Летом 1901 года «Штандарт» в сопровождении «Полярной звезды» ходил по маршруту Кронштадт — Копенгаген — Дюнкерк — Кронштадт.

Здесь надо отметить, что пример исполнения разнообразных функций на дипломатической службе императорских яхт хорошо описан в дневниках императора Николая II. Так, в своём дневнике он сделал запись, что 24 августа 1896 года отправились в Копенгаген на «Полярной Звезде». 23 сентября на «Штандарте» они прибыли в Шербур и встречены были президентом Феликсом Фором.

Летом 1897 года новую императорскую яхту с кратковременными визитами посетили в Кронштадте: сиамский король, император Германии и президент Французской республики. И в дальнейшем при посещениях России главами иностранных государств Николай II неоднократно принимал их на борту «Штандарта».

10 июля 1904 года император Николай II на яхте «Полярная Звезда» прибыл в Бьеорке, куда на переговоры на своей яхте «Гогенцоллерн» прибыл также император Германии Вильгельм II. 9 июня 1908 года на встречу с королём Эдуардом VII в г. Ревеле царская семья прибыла на императорском поезде. «Штандарт» ждал их в порту. Летом 1909 года царская семья отправилась на яхте в Данию, Швецию и Англию.

В июне 1912 года император Германии Вильгельм II приходил на яхте «Hohenzollern» на закладку в Ревеле нового порта Петра Великого. В августе того же 1912 года Николай II принимал на «Штандарте» и вёл дипломатические переговоры с премьер-министром Франции Р. Пуанкаре. Именно на «Александрии» Николай II дважды принимал Раймонда Пуанкаре: в первый раз в качестве премьер-министра в июне 1912 года, а во второй раз — как президента Франции в июле 1914 года. Следует отметить, что во время морских путешествий для императорской семьи яхты становились жилым домом. Её сопровождала свита придворных и прислуги, которые жили по законам и этикету императорского двора.

Николай II с семьёй на яхте «Штандарт»

Как мы видим, Николай II активно проводил свои встречи, визиты и переговоры, используя территорию яхт. Так было во время визитов императора во Францию в 1896 и в 1901 годы.

Визиты на яхты руководителей иностранных государств помогали императору проводить переговоры и укреплять военные и иные союзы. Примером стал франко-русский союз, заключённый в 1891–1893 годах. Встречи с кайзером Германии Вильгельмом II император России проводил также на яхтах, равно как, и кайзер Вильгельм II также использовал этот способ ведения дипломатических переговоров.

Таким образом, на протяжении всего времени со дня включения Петром I ботика, как императорской яхты, в состав флота, и организации Александром I Гвардейского экипажа, заканчивая временем правления императора Николая II, императорские яхты являлись важным дипломатическим инструментом в проведении внешней политики России. История службы яхт имеет неоценимое значение для понимания культуры дипломатии и показывает нам её развитие во времени.


Филатов О. В. — старший научный сотрудник ЦВММ имени императора Петра Великого

Фото обложки: императорская яхта «Штандарт». Снимок 1896 г. из фондов ЦВММ

3 апреля 1836 — 185 лет назад — принято решение о постройке первой в истории России пассажирской железной дороги — Царскосельской железной дороги
4 апреля 1716 — 305 лет назад — в Петербург прибыли скульптор Карло Бартоломео Растрелли и его сын, будущий архитектор Франческо Бартоломео Растрелли, который позднее построил Большой Петергофский дворец, Большой Екатерининский дворец, Строгановский дворец, Зимний дворец
11 апреля 1931 — 90 лет назад — в ночь с 11 на 12 апреля в присутствии семи тысяч зрителей впервые показан опыт с маятником Фуко в Исаакиевском соборегде был открыт Государственный антирелигиозный музей
11 апреля 1991 — 30 лет назад — учреждено общественное объединение «Институт Петербурга», распространяющее знания по истории и культуре Петербурга
12 апреля 1971 — 50 лет назадСпас на крови стал филиалом музея «Исаакиевский собор»
15 апреля 1886 — 135 лет назад — в Кронштадте родился Николай Степанович Гумилёв, русский поэт Серебряного века, создатель школы акмеизма, первый муж Анны Ахматовой, путешественник по восточной и северо-восточной Африке
17 апреля 1881 — 140 лет назад — освящена часовня на месте покушения на Александра II, нынче на этом месте Спас на крови
18 апреля 1916 — 105 лет назад — в доме Рубинштейна на Марсовом поле открылось литературно-артистическое кабаре «Привал комедиантов» Вс. Мейерхольда, Н. Петрова и Н. Евреинова. «Привал комедиантов» явился преемником кабаре «Бродячая собака»
19 апреля 1861 — 160 лет назад — состоялось первое заседание Комитета грамотности, в которое вошли Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев, известные ученые и литераторы. Комитет способствовал распространению грамотности и знаний среди крестьян путем издания книг «для народа»
23 апреля 1836 — 185 лет назад — вышел первый номер пушкинского журнала «Современник»
23 апреля 1891 — 130 лет назад — родился композитор Сергей Сергеевич Прокофьев
29 апреля 1961 — 60 лет назад — открылась вторая линия метро, от станции «Технологический институт» до станции «Парк Победы»
30 апреля 1956 — 65 лет назад — открыта станция метро «Пушкинская»