ВНИМАНИЕ! Из-за введенных ограничений в работе организаций возможны изменения. Перед покупкой билетов и посещением проверяйте актуальную информацию на официальных сайтах организаций и мероприятий!

null Фотографы блокадного Ленинграда


Фотографы блокадного Ленинграда
21 января 2021

Память о блокадном Ленинграде сохранилась в документах, мемуарах и фотографиях. История блокадной фотографии достаточно обширна, несмотря на имеющиеся пробелы. По теме создают фотоальбомы, делают выставки, поэтому в этой статье мы дадим только общую картину.

 

Имена


В подписях к печально известным кадрам встречаются одни и те же фамилии. Среди них:

  • Анцелович Израиль Маркович (фотокорреспондент ТАСС);
  • Бернштейн Леонид Осипович (фотокорреспондент Ленинградского отделения ТАСС, к концу войны — специальный военный корреспондент газет «Известия» и «На страже Родины»);
  • Бродский Александр Иванович (корреспондент фотохроники Ленинградского отделения ТАСС, снимал хронику жизни блокадного Ленинграда и прорыва блокады);
  • Васютинский Борис Борисович (фотокорреспондент ТАСС, фотографировавший и в Ленинграде, и в Кронштадте, и в действующей армии);
  • Величко Михаил Антонович (фиксировал разрушенные фашистами дворцово-парковые ансамбли пригородов Ленинграда, его снимки стали свидетельствами обвинения на Нюрнбергском процессе);
  • Капустин Владимир Илларионович (специальный военный фотокорреспондент Ленинградского отделения ТАСС);
  • Каше Михаил Амосович (авиационный репортёр);
  • Коновалов Георгий Федорович (фронтовой корреспондент фотофроники ЛенТАСС), 
  • Кропивницкий Сигизмунд Евстафьевич; 
  • Кудояров Борис Павлович (фотокорреспондент газеты «Комсомольская правда»);
  • Лаптев Сергей Дмитриевич; 
  • Логинов Василий Ильич (корреспондент войск ПВО Ленинградского фронта);
  • Лосин Борис Семенович (военный фотокорреспондент Ленинградского отделения ТАСС);
  • Мазелев Рафаил Абрамович (военный корреспондент фотохроники Ленинградского отделения ТАСС на фронте, чьи снимки Дороги жизни вошли во многие издания);
  • Машковцев Павел Николаевич;
  • Михайлов Александр Алексеевич (прикомандированный к народному ополчению); 
  • Мицкевич Михаил Антонович (сотрудничал с ленинградским отделением «Фотохроники ТАСС», а также снимал фотопортреты известных представителей музыки);
  • Нордштейн Семён Григорьевич (фотокорреспондент Ленинградского фронта);
  • Редькин Марк Степанович (фотокорреспондент газеты Ленинградского военного округа и Балтийского флота «Красная звезда»);
  • Смирнов Борис Александрович;
  • Струнников Сергей Николаевич;
  • Тарасевич Всеволод Сергеевич (фотокорреспондент политического управления Северо-Западного, а затем Ленинградского фронтов);
  • Трахман Михаил Анатольевич (специальный корреспондент «Совинформбюро);  
  • Трахтенберг Давид Михайлович (фотокорреспондент газеты «Ленинградская правда»);  
  • Уткин Борис Васильевич (военный корреспондент Ленинградского и 2-го Прибалтийского фронтов);
  • Федосеев Василий Гаврилович (фотокорреспондент ЛенТАСС, много снимал Дорогу жизни и будни осаждённого города); 
  • Федотов Павел Васильевич (фотокорреспондент ЛенТАСС, оставивший выразительные портреты железнодорожников);
  • Хандогин Николай Иванович (фотокорреспондент газеты «На страже Родины»);
  • Чертов Григорий Ильич (фотокорреспондент ЛенТАСС, известный своими снимками с переднего края: снимал рабочих, уходящих на фронт, и бойцов Ленинграда);
  • Шаталов Николай Николаевич (блокадный фотограф, а также начальник и главный хирург эвакогоспиталя № 1014);
  • Эварт Елена Феликсовна (фотокорреспондент газеты «Удар по врагу» 42-й армии, располагавшейся на Пулковских высотах);
  • Янов Николай Павлович (фотограф политуправления Краснознаменного Балтийского флота).

Эти смелые мастера объектива заслуживают того, чтобы потомки знали не только не только их работы, но и самих фотографов в лицо. Вот портреты, которые нам удалось найти.


Александр Бродский

 

Борис Кудояров

 

Владимир Капустин

Всеволод Тарасевич

 



Давид Трахтенберг

 

Елена Эварт

Михаил Каше

 

Георгий Коновалов 

 

Михаил Мицкевич

Александр Михайлов 

 

Семён Нордштейн 

 

Михаил Трахман 

Сергей Струнников 

 

Николай Хандогин

 

Григорий Чертов

Николай Янов

 

Николай Шаталов

 

Василий Федосеев

   

Михаил Величко

   

 


Кто и когда мог снимать


В годы блокады Ленинграде был введён особый режим. Согласно указу, все волновые радиоприёмники и все фотоаппараты нужно было сдать в органы внутренних дел. Поэтому практически все фотографы блокадного Ленинграда известны поимённо: есть более известные сейчас фамилии, а есть — менее известные. Частных фотографий с того времени дошло совсем немного.

Фотографировать на улицах города без разрешения было весьма рискованно. Бдительные граждане могли сдать такого человека в милицию, а в худшем случае, ещё и избить по дороге как возможного шпиона. Профессиональные фоторепортёры старались по одному в город не выходить. Василий Федосеев был одним из тех, кто не боялся снимать «вне» редакционных заданий и спецразрешений. Его регулярно сдавали как шпиона, и от расправы часто спасало только удостоверение.

Александру Никитину так не повезло — он был простым фотолюбителем. Фотограф сделал три снимка рядом с домом, после чего был оперативно арестован. Его осудили на 5 лет тюрьмы по 58 статье, он умер от голода в лагере под Соликамском. Естественно, что в СССР его снимки не публиковались, но исследователю и журналисту Владимиру Никитину удалось случайно найти их в 2002 году в архиве ФСБ. Снимки были напечатаны сотрудниками госбезопасности, чтобы выяснить, что же Александр Никитин снял.

Фото: Александр Никитин
Источник фото

Проявлять фотоплёнки без воды и электричества также было сложно, да и негде.

Профессиональные репортёры получали соответствующее разрешение в политуправлении Ленинградского фронта. Они, как военнослужащие, были приписаны к воинским частям и работали по заданиям:

  • ТАСС;
  • Совинформбюро;
  • центральных и армейских газет; 
  • «Ленинградской правды» —единственной гражданской газеты в то время.

Военные фотокорреспонденты пользовались малоформатными портативными камерами «Лейка» или отечественным аппаратом «ФЭД», которые были лёгкими и удобными в использовании для съёмки в сложных военных условиях.

Перед печатью фотографии проходили строгий отбор, поэтому мы можем судить о том времени по подконтрольным и подцензурным снимкам. Владимир Тарасевич позже сказал:

«Во время войны многое показывать было нельзя. Таковы были условия цензуры. Но я снимал. И по обязанности, и по долгу… Среди фотографий есть и серые, и не очень резкие. Сработаны были старенькой «лейкой», которую всегда носил в кармане».


Но спустя десятилетия увидели свет и те фотографии, которые долгое время лежали в архивах и не были опубликованы. Поэтому сейчас мы знакомы с гораздо большим количеством блокадных фотографий, чем современники самих фотографов.

Похороны ребёнка на Волковом кладбище, 1942 г.
Фото: Борис Кудояров
(Такие фотографии в публикацию не шли)
Источник фото

Во время войны от фотографов требовались снимки, поднимающие боевой дух. Если снимают завод, значит надо показать, что он работает, что молодому поколению передают опыт. Если снимают фронт, то нужны портреты героев с рассказом об их подвигах.

«Защитники Ленинграда», январь 1943 г.
Фото: Всеволод Тарасевич
Источник фото

Позже публиковали зверства противника. Но подлинные ужасы войны тогда газеты не стремились освещать, чтобы не подрывать моральное состояние людей. 

Фотографии «неофициальной» стороны блокады можно посмотреть в издании Владимира Никитина «Неизвестная блокада. Путь к победе. Ленинград 1941—1944», где он собрал блокадные дневники, кадры из государственных и частных архивов, а также документы из Архива УФСБ.

Владимир Никитин. «Неизвестная блокада. Путь к победе. Ленинград 1941—1944».
Издательство К. Тублина, Лимбус Пресс, 2013 г.
Язык: Русский, Английский
Источник фото

Редакционные задания фотографов часто могли совпадать. При этом же у ленинградских фронтовых репортёров были свои рода войск, имелись даже свои любимые части для съёмок. Например:

  • Михаил Каше занимался авиацией;
  • Борис Лосин преимущественно «обслуживал» флот;
  • Всеволод Тарасевич, Борис Уткин, Григорий Чертов снимали в сухопутных частях;
  • Владимир Капустин и Борис Васютинский работали с партизанами — их сбрасывали с парашютом на оккупированные территории немцами. В семье Васютинского до сих пор хранятся пожелтевшие конверты с надписью: «Всем, кто найдёт этот конверт, просьба переправить его в ТАСС».

«Вперёд за родной Ленинград»
Фото: Владимир Капустин
Источник фото

Создать законченную в художественном отношении фотографию было довольно сложно: это и обилие ненужных деталей в кадре, и нехватка освещения, и ограничения по количеству кадров на плёнке. Проводить же на месте проявку плёнки приходилось иногда в совершенно неподходящих условиях. В итоге мог получиться только один кадр, который попадал на газетную полосу. В январе-феврале 1942 года газеты в Ленинграде выходили вообще без фотографий.


Где хранятся фотографии в Петербурге


В Государственном музее истории Санкт-Петербурга (ГМИ СПб) находится уникальная коллекция оригинальных негативов и фотографий. Особое место среди них занимает фотолетопись Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда, которая насчитывает около 20000 единиц хранения.

В Центральном государственном архиве кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга (ЦГАКФФД) хранится больше 7750 фотодокументов, которые относятся непосредственно к периоду блокады Ленинграда. Искать фотографий в архивах можно в электронном каталоге.

В составе уникальной коллекции Российской Национальной Библиотеки «Ленинград в Великой Отечественной войне» хранится около 20000 единиц хранения.

В фондах Государственного музея политической истории России хранятся несколько десятков авторских отпечатков военных фотографий Тарасевича.

Фотографии также есть в медиатеке Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда.


Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга»

3 апреля 1836 — 185 лет назад — принято решение о постройке первой в истории России пассажирской железной дороги — Царскосельской железной дороги
4 апреля 1716 — 305 лет назад — в Петербург прибыли скульптор Карло Бартоломео Растрелли и его сын, будущий архитектор Франческо Бартоломео Растрелли, который позднее построил Большой Петергофский дворец, Большой Екатерининский дворец, Строгановский дворец, Зимний дворец
11 апреля 1931 — 90 лет назад — в ночь с 11 на 12 апреля в присутствии семи тысяч зрителей впервые показан опыт с маятником Фуко в Исаакиевском соборегде был открыт Государственный антирелигиозный музей
11 апреля 1991 — 30 лет назад — учреждено общественное объединение «Институт Петербурга», распространяющее знания по истории и культуре Петербурга
12 апреля 1971 — 50 лет назадСпас на крови стал филиалом музея «Исаакиевский собор»
15 апреля 1886 — 135 лет назад — в Кронштадте родился Николай Степанович Гумилёв, русский поэт Серебряного века, создатель школы акмеизма, первый муж Анны Ахматовой, путешественник по восточной и северо-восточной Африке
17 апреля 1881 — 140 лет назад — освящена часовня на месте покушения на Александра II, нынче на этом месте Спас на крови
18 апреля 1916 — 105 лет назад — в доме Рубинштейна на Марсовом поле открылось литературно-артистическое кабаре «Привал комедиантов» Вс. Мейерхольда, Н. Петрова и Н. Евреинова. «Привал комедиантов» явился преемником кабаре «Бродячая собака»
19 апреля 1861 — 160 лет назад — состоялось первое заседание Комитета грамотности, в которое вошли Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев, известные ученые и литераторы. Комитет способствовал распространению грамотности и знаний среди крестьян путем издания книг «для народа»
23 апреля 1836 — 185 лет назад — вышел первый номер пушкинского журнала «Современник»
23 апреля 1891 — 130 лет назад — родился композитор Сергей Сергеевич Прокофьев
29 апреля 1961 — 60 лет назад — открылась вторая линия метро, от станции «Технологический институт» до станции «Парк Победы»
30 апреля 1956 — 65 лет назад — открыта станция метро «Пушкинская»