ВНИМАНИЕ! Из-за введенных ограничений в работе организаций возможны изменения. Перед покупкой билетов и посещением проверяйте актуальную информацию на официальных сайтах организаций и мероприятий!

null Император Николай II как руководитель Военно-Морского Флота России


Император Николай II как руководитель Военно-Морского Флота России
1 февраля 2021

Интерес граждан к военно-морской истории своей Родины понятен и без труда объясним. А вот проблеме, связанной с руководством флотом императором Николаем II необходимо уделить особое внимание, так как изучение её становится ещё более актуальным в настоящее время.

Автор в своей работе опирается на документы, представленные в Центральном военно-морском музее им. императора Петра Великого, дневниковые записи Николая II и архивные документы. В музее представлены также модели кораблей, строившихся в те годы в России. Как же шла работа по развитию флота России?

Император Николай II в своей работе с военно-морским флотом опирался на уже сложившуюся систему взаимоотношений с ведомствами посредством общения с их руководителями, которых он и назначал. Это, в первую очередь, были начальник Морского министерства и начальник Морского генерального штаба.

После русско-японской войны Николай II, приняв к сведению замечания, которые были выявлены, и существенные недостатки, как в техническом оснащении флота, так и в обучении личного состава, боевой учёбе, предпринимает меры по ликвидации вышеназванных. Реформу управления флота император начинает с кадровой политики. Так он вводит должность морского министра, который получил такие же права, как и другие руководители государственных ведомств.

В дневниковых записях императора за 1905 год мы читаем:

30 мая
«Сегодня после долгого доклада дядя Алексей объявил, что он желает уйти теперь же. Ввиду серьёзности доводов, высказанных им, я согласился. Больно и тяжело за него, бедного!»

 

На смену приходит адмирал Бирилёв А. А. (1844—1915), который становится морским министром (1905—1907) и начальником главного штаба. Его сменяет на этом посту Диков И. М. В дневниковых записях императора, относящихся к началу 1907 года читаем:

11 января «Принял Дикова, назначаемого морским министром»

 

А исполняющим делами начальника ГМШ назначается Яковлев Н. М

Император Николай II и флаг-капитан К. Д. Нилов перед строем офицеров на яхте «Полярная Звезда»
К. Е. фон Ган. Фотография 1900-х гг.

Затем на этом посту находится Воеводский С. А. (1909—1911). А с 1911 по 1917 годы бессменно министерство возглавлял Григорович Иван Константинович.

10 октября 1911 года утверждено Временное положение об управлении морским ведомством, которое просуществовало до 1917 года.

В январе же 1906 года учреждается должность товарища (заместителя) морского министра, 24 апреля 1906 года создаётся Морской генеральный штаб, руководитель которого имел право Всеподданейшего доклада императору при морском министре по своему кругу вопросов.

Император 11 января 1907 года наделил морского министра правами главного начальника флота и морского ведомства и управляющего боевыми силами, личным составом и строевой частью, Главного и Морского штабов. Высочайшим рескриптом от 24 апреля 1906 года на имя морского министра вице-адмирала Бирилёва А. А. Именным Высочайшим указом Правительствующему Сенату 5 июня из состава Главного морского штаба были выведены части стратегическая и организационная по мобилизации флота с преобразованием в самостоятельный Морской генеральный штаб. Начальником МГШ был назначен капитан 1-го ранга (с 1907 года контр-адмирал) Брусилов Л. А. Ему подчинялись военно-морские атташе за границей, оперативные части (отделения) в штабах, начальники действующих флотов. Также в его ведение были переданы общие направления деятельности Курсов военно-морских наук в Николаевской Морской Академии.

Кроме того, после русско-японской войны решено было создать учебный отряд кораблей, куда вошли: крейсер «Слава», «Гиляк», «Адмирал Макаров», «Цесаревич» и другие. Уже в 1906 году открыты:

  • офицерский класс подводного плавания (указом императора от 19 марта 1906 года был учреждён подводный флот России);
  • офицерский водолазный и штурманский классы;
  • офицерская воздухоплавательная школа;
  • офицерский класс морской авиации.

Учитывая всё это, Высочайшим повелением, объявленным приказом по морским ведомствам от 5 января 1908 года, с 1 января того же года «Новое Адмиралтейство» и «Галерный островок», объединялись в отдельное самостоятельное предприятие под общим названием «Адмиралтейский судостроительный завод», аналогичный «Балтийскому заводу». Подчинялись они непосредственно товарищу (заму) морского министра, который отвечал в министерстве за вопросы судостроения.

Императорский судовой штандарт

В это время на верфях строились эскадренные броненосцы «Андрей Первозванный», крейсера «Баян» и «Паллада», а также канонерские лодки «Карс» и «Ардаган», которые 28 апреля 1911 года ушли на Каспий. В 1909 году крейсер «Паллада» и «Баян» ушли на швартовые испытания в Кронштадт. «Баян» сдан в 1911 году. В 1910 году эскадренный броненосец «Андрей Первозванный» участвует на швартовых испытаниях в Кронштадте, сдан 30 апреля 1912 года.

Правительством в декабре 1908 года было принято решение о строительстве линкоров дредноутного типа, отнесённых по названию линкора головного типа «Севастополь». Разработка проекта завершилась в апреле 1909 года. А уже 3 апреля 1909 года на Адмиралтейском заводе было заложено два линкора: «Гангут» и «Полтава». Первым спустили линкор «Севастополь», «Полтаву» спустили на воду ко дню Полтавской битвы — 27 июля 1911 года, а «Гангут» позже. Линкор «Полтава» прошёл ходовые испытания 24 ноября 1914 года и вступил в строй 4 декабря 1914 года. Линкор «Гангут» прошёл ходовые испытания 21 декабря 1914 года.

25 апреля 1911 года император утверждает «Программу усиленного судостроения Балтийского флота на 1911—1915 годы» и «Закон об императорском флоте». Кроме того, 9 мая 1911 года император утвердил «Положение о командовании Морскими силами Балтийского и Чёрного морей и командующего Сибирской флотилией», которое было введено в действие через 18 дней.

Из вышеперечисленных документов, подписанных императором, становится совершенно ясно, что Николай II постоянно держал руку на пульсе дел, связанных с укреплением флота России.

Помимо вышеупомянутых программ, император 17 июня 1912 года окончательно утвердил «План операций морских сил Балтийского моря на случай европейской войны».

Согласно «Программе усиленного судостроения Балтийского флота на 1912—1916 годы» предполагалось спроектировать и построить до 16 июля 1915 года линейные крейсера: «Бородино», «Наварин» и типа «Измаил» — 4 единицы. Уже 18 июля 1915 года был спущен на воду крейсер «Бородино», 27 октября 1915 года — «Наварин».

Всем этим вопросам император уделял большое внимание. Особо — судостроению. Так, находясь в Крыму, в Ливадии, он 28 ноября 1913 года сделал следующую дневниковую запись:

«…принял Григоровича, с вице-адмиралом Муравьёвым по вопросу судостроения»

 

Муравьёв — начальник Главного управления кораблестроения в морском министерстве.

«Краб» — российская подводная лодка, построенная в 1912 году по проекту Михаила Петровича Налётова, первый в мире подводный минный заградитель

Император с 19 января 1913 года по 18 июля 1915 года посетил и ознакомился с ходом постройки кораблей для ВМФ России на следующих судостроительных предприятиях: Николаевском, Севастопольском, Кронштадтском, Адмиралтейском.

Строительство флота не прекращалось ни на один день. К началу войны русский флот имел в своём составе:

  • Балтийский флот — 229 судов;
  • Черноморский флот — 76 судов;
  • Сибирскую флотилию — 46 судов;
  • Амурскую флотилию — 18 судов;
  • Каспийскую флотилию — 7 судов.

Под неусыпным контролем Николая II находилась и подготовка специалистов для флота. Сам император непосредственно посещал военные корабли и уделял особое внимание боевой учёбе личного состава кораблей. Из дневниковых записей императора мы узнаём:

13 мая 1916 года
«Чудный день во всех отношениях. Я с Алексеем побывал на 25 судах. В 9:30 часов начал объезд, посетив: лин. корабли — «Евстафий», «Иоанн Златоуст», «Пантелеймон» и «Ростислав»; и крейсера — «Кагул», «Память Меркурия», «Алмаз» и «Прут». На каждом обходил офицеров и команды и благодарил их за боевую службу. Вернулся к завтраку. В 2:30 продолжал объезд со всеми детьми. Посетил всю минную бригаду. Миноносцы 1-го дивизиона: «Пронзительный», «Счастливый», «Беспокойный», «Гневный» и «Дерзкий»; 2-го дивизиона — «Громкий», «Пылкий», «Быстрый» и «Поспешный»; 3-го дивизиона — «Лейтенант Шестаков», «Капитан-лейтенант Баранов», «Капитан Сакен» и «Лейтенант Зацаренный»; 5-го дивизиона — «Заветный», «Звонкий», «Жаркий» и «Жуткий». Кончил ровно в 5 часов…»

 

Эскадренные миноносцы типа «Новик» — первые русские эсминцы с паротурбинными двигателями. Построены в 1912—1917 гг.

 

14 мая 1916 года
«Дивный жаркий день. В 10:15 отправились на линкор «Императрица Мария» к обедне… заехал к Эбергарду на «Георгий Победоносец» и выслушал доклад.
Г. Севастополь»

 

В период с августа 1906 года по 14 мая 1916 года император Николай II посещает 32 раза русский флот: Балтийский и Черноморский. Ещё два визита — на иностранные флоты. Кроме того, он проводит смотры матросам и производит гардемаринов в мичманы, посещает технические выставки, присутствует на испытаниях самолётов и других видов техники.

Николай II на протяжении десятилетий работал с высокообразованными специалистами и сам глубоко разбирался в вопросах как теории военно-морского дела, так и практических. Систематически император принимал министров других ведомств, русских послов и военных морских агентов, которые работали в различных странах — как союзников, так и потенциальных противников, а также других специалистов. Знакомился на местах с положением дел и бывал в учебных заведениях, производил гардемаринов в мичманы, капитанов 1-го ранга в адмиралы, назначал командующих флотами, подписывал рескрипты и указы, финансовые документы. Для этого Николай II встречался как с министром финансов, так и с представителями Госконтроля и посланцами за границу, принимал иностранных послов и их морских военных агентов. Бывая с визитами за границей, он проводил официальные переговоры с королями, императорами, кайзерами, президентами и министрами. Знакомился с новинками техники, присутствовал на их испытаниях как на суше, так и в море. Посещал заводы и верфи, крепости, батареи, училища, лазареты. Во время войны часто бывал на передовой и встречался с военными представителями союзников Франции, Англии. Италии, Румынии и других стран.

«Рюрик» — броненосный крейсер российского Императорского флота. Построен в Англии на верфях компании Vickers в городе Барроу-ин-Фёрнесс

Николай II утверждал документы, подготовленные военно-морским министром и Генеральным морским штабом, перед тем, как передать их на согласование в Государственную думу. Одним словом, всё, что делали военно-морской министр и ГМШ, весь объём информации — конечно, вкратце — должен был знать и понимать сам император. В годы войны флоты союзников сотрудничали, о чём мы находим упоминание императора в его дневнике:

5 июня 1915 года
«В 6 часов принял Кедрова, возвратившегося из командировки на английском флоте»

 

18 января 1917 года
«В 11 часов принял членов съехавшейся конференции — Франции, Англии и Италии, всего 37 человек. Поговорил с ними около часа. В 12 часов у меня был Сазонов, назначенный послом в Англию»

 

27 января 1917 года
«Познакомился с инженером-строителем Мурманской ж/д Горячковским»

 

Кроме всего вышесказанного, находясь неоднократно в поездках в Германию, Англию, Францию, Данию, Швецию, Румынию до начала войны, император знакомился с армиями этих стран. За годы войны через порты русского Севера в Англию, Францию, США и обратно в Россию шла основная масса военных грузов. Только в 1917 году вывоз из Архангельска составил 1109288 тонн, а ввоз — 2734599 тонн. Число обработанных судов равнялось 620 единицам.

Благодаря правильно выбранной — под руководством императора Николая II — морской политике кораблестроение шло успешно. 100 % линкоров, 40 % крейсеров, 30 % эсминцев, созданные накануне Первой мировой войны, вошли в состав флота и в 1941 году встали на защиту СССР.


О. В. Филатов — старший научный сотрудник ЦВММ имени императора Петра Великого

3 апреля 1836 — 185 лет назад — принято решение о постройке первой в истории России пассажирской железной дороги — Царскосельской железной дороги
4 апреля 1716 — 305 лет назад — в Петербург прибыли скульптор Карло Бартоломео Растрелли и его сын, будущий архитектор Франческо Бартоломео Растрелли, который позднее построил Большой Петергофский дворец, Большой Екатерининский дворец, Строгановский дворец, Зимний дворец
11 апреля 1931 — 90 лет назад — в ночь с 11 на 12 апреля в присутствии семи тысяч зрителей впервые показан опыт с маятником Фуко в Исаакиевском соборегде был открыт Государственный антирелигиозный музей
11 апреля 1991 — 30 лет назад — учреждено общественное объединение «Институт Петербурга», распространяющее знания по истории и культуре Петербурга
12 апреля 1971 — 50 лет назадСпас на крови стал филиалом музея «Исаакиевский собор»
15 апреля 1886 — 135 лет назад — в Кронштадте родился Николай Степанович Гумилёв, русский поэт Серебряного века, создатель школы акмеизма, первый муж Анны Ахматовой, путешественник по восточной и северо-восточной Африке
17 апреля 1881 — 140 лет назад — освящена часовня на месте покушения на Александра II, нынче на этом месте Спас на крови
18 апреля 1916 — 105 лет назад — в доме Рубинштейна на Марсовом поле открылось литературно-артистическое кабаре «Привал комедиантов» Вс. Мейерхольда, Н. Петрова и Н. Евреинова. «Привал комедиантов» явился преемником кабаре «Бродячая собака»
19 апреля 1861 — 160 лет назад — состоялось первое заседание Комитета грамотности, в которое вошли Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев, известные ученые и литераторы. Комитет способствовал распространению грамотности и знаний среди крестьян путем издания книг «для народа»
23 апреля 1836 — 185 лет назад — вышел первый номер пушкинского журнала «Современник»
23 апреля 1891 — 130 лет назад — родился композитор Сергей Сергеевич Прокофьев
29 апреля 1961 — 60 лет назад — открылась вторая линия метро, от станции «Технологический институт» до станции «Парк Победы»
30 апреля 1956 — 65 лет назад — открыта станция метро «Пушкинская»