ВНИМАНИЕ! Из-за введенных ограничений в работе организаций возможны изменения. Перед покупкой билетов и посещением проверяйте актуальную информацию на официальных сайтах организаций и мероприятий!

null «Посвящение» Анне Павловой — к 140-летию со дня рождения великой балерины


«Посвящение» Анне Павловой — к 140-летию со дня рождения великой балерины
4 февраля 2021

31 января (12 февраля) 1881 года на свет появилась Анна Павлова, величайшая балерина, легенда XX столетия. В 2021 году мир отметит 140 лет со дня её рождения. 

В преддверии юбилея в 2020 году театр русского балета в Санкт-Петербурге поменял название, отдавая дань заслугам легендарной танцовщицы и подчеркнув её вклад в развитие русского балета. Петербургский театр «Русский балет» стал Театром русского балета имени Анны Павловой. 18 февраля 2021 года он проводит вечер балета «Посвящение»: к 140-летию со дня рождения Анны Павловой на сцене Театра музыкальной комедии.

«Культура Петербурга» поговорила с Людмилой Михайловной Брагиной, директором Театра русского балета имени Анны Павловой.

Людмила Михайловна Брагина, директор Театра русского балета имени Анны Павловой



– Петербургский театр «Русский балет» появился в 1990 году. Как основатели — семейная династия артистов и солистов Мариинского театра — пришли к идее создать ещё один балетный театр?

– Петербургский театр «Русский балет» был первым негосударственным (частным) театром балета, созданным в России и, соответственно, в Санкт-Петербурге, тогда Ленинграде. Представители столетней династии артистов Брускиных пришли к этой идее, имея на это все предпосылки: они обладали всеми необходимыми знаниями, многолетним опытом работы, как в педагогическом, так и в артистическом плане, в Мариинском и других крупных государственных театрах страны. К этому времени у многих артистов закончился контракт с Мариинским театром и артисты, желая продолжить свой творческий путь, с радостью восприняли идею создания нового профессионального театра балета. Все лучшие традиции классического балета были воплощены в новом коллективе. Свобода действий, участие в различных мероприятиях и гастролях стали возможными в негосударственном театре.

– Какие самые первые спектакли ваш театр выбрал для первой постановки и почему?

– Первый спектакль был поставлен Борисом и Александром Брускиными. Это был балет «Жизель». Борис Брускин 46 лет отработал главным педагогом-репетитором Мариинского театра. И, конечно, ему как нельзя лучше были известны все тонкости постановки этого сложного по хореографии классического балета. Это спектакль-легенда, бесспорная вершина романтического балета. Он привлекает мистическим сюжетом, чарующей музыкой композитора Адольфа Адана, выраженной драматургией, интересными хореографическими находками.

Балет «Жизель» Бориса Брускина

– Как вы утверждаете, для вашего театра характерен именно хореографический стиль, который называют петербургским? Как дилетанту это понять во время выступления? Например, балерина из Петербурга станцует па-де-де в «Египетских ночах» так, а балерина из Москвы совершенно по-другому?

– В балете «Египетские ночи», поставленном выдающимся реформатором балета Михаилом Фокиным в 1908 году не было па-де-де как хореографической формы, присущей академическому классическому балету (па-де-де — устоявшаяся форма, состоящая из антре, адажио, вариаций солистов и заключительной коды). Возвращаясь к сути вопроса, определимся, что же значит «петербургский хореографический стиль»?

Стиль исполнения в балетном искусстве во многом определяется школой, традициями, заложенными предшественниками. Как в обычной жизни между Петербургом и Москвой есть ряд различий — языковых, культурных, бытовых — так и в балетном искусстве существует разница в стиле исполнения. Надо подчеркнуть, что эта разница с годами слабеет — ещё полвека назад отличия были очевиднее, но тем не менее, они остаются. Москву всегда отличала широта, размах, бьющая через край энергия. Виртуозная стихия танца у московских балерин всегда брала верх над классической гармонией. Петербург славится сдержанным достоинством, строгой академичностью, аристократической «холодностью», филигранной чистотой исполнения. Одна из отличительных черт петербургской школы — умение владеть руками в танце. «Петербургские» руки сочетают мягкость и грацию с каноническими формами позиций.

– Раньше ваша организация называлась «Санкт-Петербургский русский балет». Сейчас вы изменили название и стали Театром русского балета имени Анны Павловой. Почему это произошло и как это получилось?

– Наш театр балета назывался Санкт-Петербургским театром «Русский балет». Это название было присвоено театру ещё в 1990 году (тогда он назывался Театр «Русский балет» г. Ленинграда). Позднее был переименован в Санкт-Петербургский театр «Русский балет». Но в последнее время в России стало создаваться много балетных гастрольных трупп. Не слишком профессиональных, собранных на одноразовые гастроли. И они начали выступать под брендом «Русский балет», то есть практически под нашим брендом. При этом мы находились в Санкт-Петербурге, а под именем нашего театра шли выступления в Иркутске, Казахстане и даже в Голландии и Китае. Доходило до того, что в рекламе указывали наш сайт, использовали наши фотографии и видео материалы.

Пришло время присвоить нашему коллективу уникальное имя — мы первый и единственный театр, который решил увековечить в своём названии память о великой балерине Анне Павловой, отдавая дань заслугам легендарной танцовщицы и подчеркивая её вклад в развитие искусства балета. Символично, что это происходит в год 140-летия со дня рождения артистки — на наш взгляд, самое время вспомнить о её богатом творческом наследии. Почему именно Анна Павлова? Потому что она символ русского балета, её знают в России и за рубежом. Она выдающаяся представительница именно петербургской школы балета. И, наконец, именно Павлова сделала балет доступным для широкой публики, стала поистине народной балериной.

Анна Павлова

–  Раньше мы вас спрашивали о петербургском стиле балета. А как вы думаете, какой стиль выступления у Анны Павловой?

– Анна Павлова окончила в 1899 году Санкт-Петербургское Императорское театральное училище (ныне — АРБ им. А. Я. Вагановой) и, как я уже сказала ранее, представляла именно петербургскую школу балета. Принятая после выпуска в Мариинский театр на положение корифейки, она уже в 1906 году стала прима-балериной. В репертуаре Анны Павловой были ведущие роли в классических балетах — «Баядерка», «Дочь фараона», «Жизель», «Дон Кихот», «Спящая красавица» и другие.

Все отмечали замечательную танцевальную технику Павловой, её легкий воздушный прыжок, красоту и скульптурность поз, а, главное, выразительность, одухотворённость исполнения.

Наряду с исполнением академической классики Павлова активно сотрудничала с М. Фокиным, и была первой исполнительницей в целом ряде его балетов — «Павильон Армиды», «Эвника», «Шопениана», уже упомянутые «Египетские ночи».

Выдающийся талант и прекрасная классическая школа сформировали стиль Павловой, основанный на безупречном владении техникой, графичности позировок, образной выразительности и эмоциональности. Павлова сочетала в себе академическую строгость петербургской классической школы и авангардные идеи фокинского «нового балета». Своим творчеством она раздвинула рамки хореографического искусства, сделав его достоянием широкой зрительской аудитории.

–  С того времени сохранилось видео, то есть можно визуально видеть, как Анна Павлова выступала. Планируете ли вы как-то учитывать стиль её выступления в своих постановках? Например, мягкие и небольшие прыжки, форму её арабесок и аттитюдов?

– Балетное искусство не стоит на месте, меняется эстетика, меняется внешний вид танцовщиков, и выдающиеся балерины начала ХХ века не соответствуют современным представлениям о том, как должен выглядеть и танцевать артист балета. Просматривая плёнки с Анной Павловой, мы видим идеал исполнения того времени, который нельзя рассматривать по современным критериям. Также как шедевры живописи раннего Возрождения нельзя сравнивать с картинами русских художников-передвижников — и то, и другое является идеалом для того времени, в котором произведения были созданы.

Поэтому не стоит слепо копировать стиль Павловой, перенося его на современную сцену — такие опыты будут интересны разве что историкам балета и отдельным эстетам. Миссия нашего коллектива — сохранив дух творчества Павловой, сберечь хореографические шедевры, которые она исполняла, и представить их публике.

– Будет ли в репертуар входить знаменитая хореографическая миниатюра Анны Павловой «Умирающий лебедь»?

– Хореографическая миниатюра «Умирающий лебедь» входит в число номеров, которые мы всегда включаем в гала-концерты балета. Поставленный специально для Анны Павловой в 1907 году, этот танец, конечно же, войдёт в программу Вечера балета, посвящённого 140-летию со дня рождения балерины. Именно с него начнется концерт, и исполнять его будет неподражаемая балерина, заслуженная артистка России Ирина Перрен. Зрительный зал во время исполнения этого выдающегося номера замирает, ведь «Умирающий лебедь» — это совершенство линий, эмоциональная наполненность, грациозное исполнение, лиричная, проникновенная музыка Сен-Санса.

Портрет заслуженной артистки России Ирины Перрен во время одного из выступлений

– Балетмейстер Фёдор Васильевич Лопухов считал, что совершенно зря отождествляют Анну Павлову исключительно с «Умирающим лебедем» и что она воспевала больше радость и счастье, чем горе и страдания. А вообще вы планируете корректировать репертуар Театра русского балета имени Анны Павловой с учетом переименования?

– Многие спектакли, в которых танцевала Анна Павлова, в репертуаре нашего театра уже многие годы, но, конечно, в планах постановка и других балетов. Помимо классики — балетов Петипа — мы хотели бы уделить внимание и шедеврам Серебряного века. Мы также воссоздаём номера, которые исполняла Павлова, не такие известные широкой публике как «Умирающий лебедь», но не менее интересные. Например, на Вечере балета можно будет увидеть её танец «Стрекоза», он как раз воспевает радость и беззаботность.

Так как мы видим своей миссией сохранение творческого наследия Анны Павловой, планируем скрупулезно восстанавливать хореографию того времени и знакомить с ней современного зрителя.

– В 2021 исполняется 140 лет со дня рождения великой русской балерины Анны Павловой. Вы готовите какую-то программу?

– Мы готовим уникальную программу с участием звёзд балета Санкт-Петербурга. В спектакле примут участие артисты Мариинского, Михайловского, Театра русского балета им. Анны Павловой. Зрителей ждут выступления заслуженной артистки России Ирины Перрен, дипломанта международных конкурсов Марата Шемиунова, лауреата международных конкурсов Олега Игнатьева и других известных танцовщиков.

Будут исполнены фрагменты из спектаклей «Щелкунчик», «Корсар», «Шехеразада», «Талисман», «Жар-птица» и другие. Мы готовим премьеру номера на музыку Бетховена «Лунная соната», в котором примут участие прима-балерина и премьер нашего театра — Анна и Александр Войтины, а также кордебалет. Сейчас идут ежедневные репетиции этого номера.

Фрагмент из спектакля «Щелкунчик» в Эрмитажном театре.
В центре: Анна Войтина, Александр Войтин 

– Правильно понимаю, что во время вечера балета «Посвящение» спектакли будут идти в старой редакции и будет сохранена оригинальная хореография? То есть существуют старая и новая редакция? Можете рассказать об этом подробнее, как это получилось?

– Как и стиль исполнения, хореография балетов также претерпевает изменения со временем: танец — искусство эфемерное, его невозможно зафиксировать, как, например, музыку с помощью нот. Возможности видеозаписи тоже не панацея, а что говорить о спектаклях, созданных более века назад?! Балеты классического наследия неизбежно редактировали, а в последнее время стали появляться их «авторские версии». Но наш театр стремится сохранить максимально близкую к первоначальной хореографическую версию спектаклей. Благодаря тому, что наш коллектив основан артистами Мариинского (Кировского) театра, где в середине прошлого века были сильны традиции, заложенные ещё М. Петипа, мы бережно храним шедевры балетного наследия в том виде, в котором они были созданы выдающимися отечественными хореографами.

Театр русского балета имени Анны Павловой. Фрагмент из спектакля «Лебединое озеро»


Ирина Иванова  — редактор портала «Культура Петербурга», фотограф, участник групповых выставок, в том числе в Санкт-Петербургском Союзе художников, Русском музее, Центральном Зале Союза Художников России

3 апреля 1836 — 185 лет назад — принято решение о постройке первой в истории России пассажирской железной дороги — Царскосельской железной дороги
4 апреля 1716 — 305 лет назад — в Петербург прибыли скульптор Карло Бартоломео Растрелли и его сын, будущий архитектор Франческо Бартоломео Растрелли, который позднее построил Большой Петергофский дворец, Большой Екатерининский дворец, Строгановский дворец, Зимний дворец
11 апреля 1931 — 90 лет назад — в ночь с 11 на 12 апреля в присутствии семи тысяч зрителей впервые показан опыт с маятником Фуко в Исаакиевском соборегде был открыт Государственный антирелигиозный музей
11 апреля 1991 — 30 лет назад — учреждено общественное объединение «Институт Петербурга», распространяющее знания по истории и культуре Петербурга
12 апреля 1971 — 50 лет назадСпас на крови стал филиалом музея «Исаакиевский собор»
15 апреля 1886 — 135 лет назад — в Кронштадте родился Николай Степанович Гумилёв, русский поэт Серебряного века, создатель школы акмеизма, первый муж Анны Ахматовой, путешественник по восточной и северо-восточной Африке
17 апреля 1881 — 140 лет назад — освящена часовня на месте покушения на Александра II, нынче на этом месте Спас на крови
18 апреля 1916 — 105 лет назад — в доме Рубинштейна на Марсовом поле открылось литературно-артистическое кабаре «Привал комедиантов» Вс. Мейерхольда, Н. Петрова и Н. Евреинова. «Привал комедиантов» явился преемником кабаре «Бродячая собака»
19 апреля 1861 — 160 лет назад — состоялось первое заседание Комитета грамотности, в которое вошли Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев, известные ученые и литераторы. Комитет способствовал распространению грамотности и знаний среди крестьян путем издания книг «для народа»
23 апреля 1836 — 185 лет назад — вышел первый номер пушкинского журнала «Современник»
23 апреля 1891 — 130 лет назад — родился композитор Сергей Сергеевич Прокофьев
29 апреля 1961 — 60 лет назад — открылась вторая линия метро, от станции «Технологический институт» до станции «Парк Победы»
30 апреля 1956 — 65 лет назад — открыта станция метро «Пушкинская»