ВНИМАНИЕ! Из-за введенных ограничений в работе организаций возможны изменения. Перед покупкой билетов и посещением проверяйте актуальную информацию на официальных сайтах организаций и мероприятий!

null Действия Краснознамённого Балтийского флота по защите Ленинграда в 1941 году


Действия Краснознамённого Балтийского флота по защите Ленинграда в 1941 году
4 февраля 2021

На базе Коллекции Центрального военно-морского музея им. императора Петра Великого

Как известно, город Ленинград в годы Великой Отечественной войны оказался на переднем плане величайшей битвы народов за свободу и независимость. В ЦВММ им. императора Петра Великого в экспозиции 11 зала представлены предметы, модели и картины, повествующие нам о героическом участии КБФ в обороне города Ленинграда.

Зал № 11. Великая Отечественная война. ВМФ СССР в 1941 г.

22 июня 1941 года началась война. Базой Балтийского флота в те дни был город Таллин. Советское командование не предполагало готовить город к обороне с суши и с моря, поскольку он находился далеко от границы.

5 августа по решению командующего Балтфлотом вице-адмирала Трибуца создан штаб обороны главной базы. Вопрос об эвакуации флота из Таллина поднимался ещё с начала июля 1941 года, но встречал категорический отказ со стороны главнокомандующего Северо-Западным направлением К. Е. Ворошилова. Он требовал нанесения сильных контрударов по войскам врага. Разрешение на эвакуацию флота было получено 26 августа. Прорыв флота начался 28 августа в составе четырёх конвоев: 107 кораблей и судов, 62 корабля охранения. Всего из Таллина в поход 28 августа 1941 года вышли 225 кораблей и судов.

«Переход кораблей Краснознамённого Балтийского флота из Таллинна в Кронштадт, август 1941 г.»
Художник А. А. Блинков

30 августа 1941 года до Кронштадта дошли 163 единицы:

  • 132 военных корабля;
  • 29 вспомогательных судов;
  • 2 транспорта.

Во время перехода погибли 62 корабля и судна:

  • 19 боевых кораблей и катеров;
  • 25 вспомогательных судов;
  • 18 транспортов.

Подорвался крейсер «Максим Горький», но не погиб.

Всего погибло:

  • 8600 военнослужащих флота;
  • 1740 бойцов РККА;
  • 4628 гражданских лиц.

Балтийский флот был составной частью сил, оборонявших Ленинград. В боевом составе военно-воздушных сил флота насчитывалось 707 самолетов, в том числе 188 торпедоносцев и бомбардировщиков, 386 истребителей и 151 гидросамолёт-разведчик. 1528 орудий береговой артиллерии, 45 — калибра 356 мм.

В это время формировали Онежскую, Чудскую и Ильменскую военные флотилии (МОЛиОР). 1 октября 1941 года МОЛиОР переформировали в Ленинградскую военно-морскую базу (командир — контр-адмирал Ю. А. Пантелеев).

В августе Краснознамённый Балтийский флот сформировал отдельную авиагруппу — 126 самолетов, которые с 8 по 21 августа произвели около 1700 вылетов. Уже 8 августа 1941 года советские лётчики с аэродрома Кагул на о. Эзель (1-й авиационный минно-торпедный полк под командованием полковника Преображенского) на дальних бомбардировщиках Ил-4 сбрасывали бомбы ФАБ-2 на Берлин и другие города Германии.

Корпус фугасно-авиационной бомбы ФАБ-500

Враг во второй половине августа вышел на ближние подступы к Ленинграду. В районе Ивановских порогов бой вела стрелковая дивизия НКВД, сформированная из пограничных отрядов. С Невы её поддерживали огнем крейсер «Максим Горький», эсминцы «Строгий» и «Стройный». Гитлеровцы не смогли форсировать реку. В сентябре танки противника прорвались к побережью Невской губы на участке Петергоф, Урицк (Лигово). 27 августа прорвался последний эшелон с грузами.

8 сентября фашистам удалось выйти к истокам Невы и захватить Шлиссельбург, лишив Ленинград сухопутной связи с Большой землёй. Но путь к правому берегу Невы — навстречу финским войскам — им преградили артиллеристы 409-й батареи флота, её возглавляли капитан П. Н. Кочапенков и политрук А. Г. Морозов, форпостом которых была крепость Орешек, расположенная на острове.

В отражении сентябрьского наступления немцев участвовала корабельная и береговая артиллерия (свыше 400 морских орудий крупного калибра) и вся флотская авиация. Авиация флота за период оборонительных боёв за Ленинград произвела 5000 вылетов, уничтожив до 340 танков, 1200 автомашин, 170 полевых и зенитных орудий и 3000 солдат и офицеров противника.

В сентябре 1941 года был нанесён контрудар в направлении на Красное Село — во фланг и тыл ударной группировки противника, рвавшейся в город через Урицк. Контрудар заставил немецкое командование повернуть свои силы на Петергофское направление с целью ликвидировать приморский плацдарм. Это дало возможность советскому командованию создать непреодолимую оборону на непосредственных подступах к городу.

В августе — сентябре 1941 года гитлеровцы потеряли под Ленинградом убитыми и ранеными более 190000 солдат и офицеров, 500 орудий и 700 танков. Финская Юго-Восточная армия, наступавшая на Карельском перешейке, к этому времени была остановлена на линии старой государственной границы с Финляндией (в районе Белоострова).

Героическая оборона Ленинграда сковала около 25 вражеских дивизий, исключив возможность использования гитлеровцами части группы армий «Север» для удара на Москву.

Для усиления обороны Ленинграда основные силы флота были переведены из Кронштадта в Ленинград. Западная группа кораблей пополнилась лидером «Ленинград», эсминцами «Свирепый», «Сметливый» и «Стойкий». В открытой части Ленинградского морского канала стояли линейный корабль «Октябрьская революция» и эсминец «Стерегущий». Эти меры потребовали и укрепления обороны Кронштадта. Позже, 27 октября, Военный совет КБФ принял решение об эвакуации гарнизона Бьёркского архипелага. Она прошла скрытно и без потерь. Защитники островов усилили части, оборонявшие приморский (ораниенбаумский) плацдарм, и гарнизон Кронштадтской военно-морской базы.

4 сентября 1941 года немцы, сосредоточив под городом около 500 орудий, начали артиллерийский обстрел, а 6 сентября на него обрушились вражеские авиационные бомбы.

Модель немецкого истребителя Мессершмитт Bf-109 или Ме-109, одномоторный поршневой

Командование группы армий «Север» бросило против советских кораблей авиацию. 19 и 20 сентября оно предприняло авиационные удары по Ленинграду и кораблям на реке Неве. 21 сентября около 180 вражеских бомбардировщиков прорвались к Кронштадту. Налёты на корабли в Кронштадте были повторены 22 и 23 сентября. Всего в ударах участвовало около 400 самолётов, но они были отбиты, и противник с 29 сентября отказался от дальнейших массированных ударов по ним. Военно-воздушные силы КБФ (командующий — генерал-майор авиации М. И. Самохин) прикрывали главную базу флота — Кронштадт и сообщения на Ладожском озере.

В сентябре советское командование предприняло попытку прорвать блокаду Ленинграда в районе Синявино, Мга. Войска фронта должны были форсировать Неву в районе Невской Дубровки и после захвата плацдарма развивать наступление на Мгу. В ночь на 20 сентября через реку в район Московской Дубровки скрытно переправился батальон капитана В. П. Дубика, затем был переброшен батальон морской пехоты. После мощной артиллерийской подготовки, с участием морской артиллерии, начали переправу 115-я стрелковая дивизия (командир — генерал-майор В. Ф. Коньков) и 4-я отдельная бригада морской пехоты (командир — генерал-майор Б. Н. Ненашев). Обеспечивал форсирование реки специальный отряд моряков, командир капитан 2 ранга В. Ф. Зозуля. В результате на левом (южном) берегу Невы был создан плацдарм около одного километра по фронту и до 900 метров в глубину (Невский пятачок). Ожесточённая борьба за этот небольшой плацдарм продолжалась беспрерывно в течение 7,5 месяца.

В это время вице-адмирал Трибуц отдал приказ перевести все корабли, способные двигаться, в устье Невы. 24 сентября 1941 года туда передислоцировался лёгкий крейсер «Киров», 3 уцелевших эсминца и вспомогательные суда. 30 сентября из Кронштадта в устье Невы ушли эсминцы «Гордый» и «Сильный», а на следующий день — «Суровый». 5 октября в Ленинград перебазировался эсминец «Грозящий», а 23 октября и линкор «Октябрьская революция».

В устье Невы, у причалов в городской черте Ленинграда стояли 12 крупных кораблей и около 10 различных вспомогательных судов. Линкор «Октябрьская революция» находился у набережной Васильевского острова около Горного института. Напротив него, у другого берега, — минный заградитель «Марти». Лёгкий крейсер «Киров» — возле завода «Судомех», его аналог «Максим Горький» — поблизости от Медного всадника, лидер «Ленинград» — около завода им. Ворошилова.

Модель минного заградителя «Марти», бывшая императорская яхта «Штандарт»

В сентябре же при содействии Ладожской флотилии были высажены десанты на южное побережье озера. Однако войска 54-й армии Волховского фронта не смогли прорвать вражескую оборону и выйти на соединение с десантниками.

Хотя первая попытка прорыва блокады не имела успеха, она позволила задержать намечавшуюся переброску трёх дивизий из-под Ленинграда на московское стратегическое направление.

В начале октября Балтийский флот оказал существенную помощь войскам Ленинградского фронта в наступательной операции. Силами Кронштадтской военно-морской базы был высажен тактический десант в составе батальона моряков (командир — полковник А. Т. Ворожилов, военком полковой комиссар А. Ф. Петрухин) в районе Нового Петергофа, а кораблями Ленинградской военно-морской базы — три десанта из двух батальонов и усиленной стрелковой роты в районе Стрельны. Авиационное содействие сухопутным войскам оказывали четыре авиационных полка флота, более 90 самолетов. Артиллерийскую поддержку осуществляли линкор «Октябрьская революция», крейсер «Киров», лидер «Ленинград», эсминцы «Свирепый», «Сильный», «Славный», «Сметливый», «Стойкий», канонерские лодки «Амгунь», «Волга», «Кама», «Москва», 2 бронепоезда, 8 стационарных и железнодорожных батарей (всего 86 орудий калибром от 100 до 356 мм). Это вынудило противника снимать силы с других участков фронта и создавать противодесантную оборону побережья.

В октябре Военный совет Ленинградского фронта провёл новую операцию по деблокаде Ленинграда с суши. В ходе подготовки её флот скрытно перевёз с ораниенбаумского плацдарма в район предполагаемого удара стрелковую дивизию и усилил фронтовую артиллерийскую группу.

Операция началась 20 октября. Планировалось совместным ударом с востока и запада окружить и уничтожить шлиссельбургско-синявинскую группировку противника. Флот обеспечивал переправу войск на левый берег Невы. Корабли и береговые батареи в течение четырёх дней обрушили на врага более 24000 снарядов среднего и крупного калибра. Но противник упредил её, начал наступление на Тихвин с целью выйти к реке Свирь и, соединившись с финнами, замкнуть второе восточное кольцо блокады восточное Ленинграда. Действия советских войск, поддержанных флотом, привели к расширению плацдарма на левом берегу Невы и сковали до 5 вражеских дивизий, не позволив немецко-фашистскому командованию перебросить их под Тихвин. К концу 1941 года основные корабельные силы и органы управления флотом находились в Ленинграде, а Кронштадт из главной военно-морской базы стал крепостью (комендант — генерал-лейтенант А. Б. Елисеев). В Кронштадте были оставлены линкор «Марат», канонерские лодки «Волга» и «Кама», 5 сторожевых кораблей и 18 тральщиков.

В этот период флот сыграл большую роль в перегруппировке войск Ленинградского фронта. 8-я армия, оборонявшая ораниенбаумский плацдарм, была доставлена в Ленинград. Она заняла позиции на правом берегу Невы, где располагались части Невской оперативной группы. Транспортные суда перевезли со 2 октября по 12 ноября по фарватерам Невской губы более 38000 бойцов и командиров, около 1700 автомашин и тракторов, 309 орудий, более 6000 лошадей и 3000 повозок.

С момента начала блокады Ленинграда, силы Ладожской флотилии стали снабжать город и эвакуировать гражданское население. В районе Осиновецкого маяка оборудовали портовые сооружения для погрузки и разгрузки судов. К 29 октября корабли флотилии проложили по дну Ладожского озера 43 км бронированный многоканальный кабель проводной связи блокированного Ленинграда с внешним миром. За осень водным путём в Ленинград было доставлено 60000 тонн груза, в том числе 45000 тонн продовольствия, 4500 винтовок, 1000 пулемётов, порядка 10000 снарядов, более 3 миллионов патронов, более 108000 мин, около 114000 ручных гранат. Было эвакуировано около 33500 жителей. Дорога через Ладогу стала «Дорогой жизни».


О. В. Филатов — старший научный сотрудник ЦВММ имени императора Петра Великого

Обложка: «Канонерские лодки Ладожской военной флотилии», художник — И. Н. Дементьев, 2010-е гг. Из коллекции ЦВММ имени императора Петра Великого

3 апреля 1836 — 185 лет назад — принято решение о постройке первой в истории России пассажирской железной дороги — Царскосельской железной дороги
4 апреля 1716 — 305 лет назад — в Петербург прибыли скульптор Карло Бартоломео Растрелли и его сын, будущий архитектор Франческо Бартоломео Растрелли, который позднее построил Большой Петергофский дворец, Большой Екатерининский дворец, Строгановский дворец, Зимний дворец
11 апреля 1931 — 90 лет назад — в ночь с 11 на 12 апреля в присутствии семи тысяч зрителей впервые показан опыт с маятником Фуко в Исаакиевском соборегде был открыт Государственный антирелигиозный музей
11 апреля 1991 — 30 лет назад — учреждено общественное объединение «Институт Петербурга», распространяющее знания по истории и культуре Петербурга
12 апреля 1971 — 50 лет назадСпас на крови стал филиалом музея «Исаакиевский собор»
15 апреля 1886 — 135 лет назад — в Кронштадте родился Николай Степанович Гумилёв, русский поэт Серебряного века, создатель школы акмеизма, первый муж Анны Ахматовой, путешественник по восточной и северо-восточной Африке
17 апреля 1881 — 140 лет назад — освящена часовня на месте покушения на Александра II, нынче на этом месте Спас на крови
18 апреля 1916 — 105 лет назад — в доме Рубинштейна на Марсовом поле открылось литературно-артистическое кабаре «Привал комедиантов» Вс. Мейерхольда, Н. Петрова и Н. Евреинова. «Привал комедиантов» явился преемником кабаре «Бродячая собака»
19 апреля 1861 — 160 лет назад — состоялось первое заседание Комитета грамотности, в которое вошли Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев, известные ученые и литераторы. Комитет способствовал распространению грамотности и знаний среди крестьян путем издания книг «для народа»
23 апреля 1836 — 185 лет назад — вышел первый номер пушкинского журнала «Современник»
23 апреля 1891 — 130 лет назад — родился композитор Сергей Сергеевич Прокофьев
29 апреля 1961 — 60 лет назад — открылась вторая линия метро, от станции «Технологический институт» до станции «Парк Победы»
30 апреля 1956 — 65 лет назад — открыта станция метро «Пушкинская»