ВНИМАНИЕ! Из-за введенных ограничений в работе организаций возможны изменения. Перед покупкой билетов и посещением проверяйте актуальную информацию на официальных сайтах организаций и мероприятий!

null Ко Дню радио: интервью с Марией Чебыкиной


Ко Дню радио: интервью с Марией Чебыкиной
9 февраля 2021

13 февраля мы отмечаем довольно молодой праздник — Всемирный день радио. ЮНЕСКО учредило этот день в 2011 году с подачи Испанской академии радио искусств и наук. В преддверии даты портал «Культура Петербурга» побеседовал с Марией Чебыкиной — филологом, ведущей «Петербургской панорамы» на радио «Петербург» Пятый канал.


Мария, расскажите, как Вы попали на радио? С какой должности начинали?

– Я начала работать на радио «Петербург» давно, примерно 16-17 лет назад. Тогда редакции пришлась по душе идея создать рубрику, посвящённую правилам русского языка. Мне, как студентке филологического факультета, предложили попробовать написать сценарии нескольких выпусков и озвучить их. В итоге, в течение многих лет я записывала на радио двухминутную рубрику о вопросах произношения, правильного склонения, истории происхождения слов и выражений русского языка. Всего можно насчитать, пожалуй, более 3000 выпусков. Рубрику «Вот это по-русски» повторяют в эфире и сейчас.

По прошествии нескольких лет, когда у меня уже появился некоторый опыт работы с микрофоном, мне предложили попробовать себя в роли ведущей прямого эфира. Так и вышло, что я стала вести эфир «Петербургской панорамы», в основном, в утренние субботние часы. 

А есть ли какие-то приметы на радио, как в спорте, для того, чтобы передача была успешной?

– У меня никаких особенных примет нет. Чтобы всё сложилось удачно, нужно как следует заранее подготовиться: написать сценарий предстоящего эфира, подобрать подходящую по темам музыку, созвониться с гостями и обсудить вопросы, если интервью будет в прямом эфире. Также ведущие всегда должны подумать о подстраховке и подготовить программы в записи на тот случай, если гость неожиданно не придёт или задержится. Конечно, нужно учитывать много мелочей, и всё предусмотреть невозможно, поэтому, насколько я знаю, многим ведущим часто снятся кошмары о том, что всё пошло не так и срочно нужно заполнять паузы в эфире. 

Изменилось ли Ваше представление о работе на радио со временем? Например, до начала работы на радио у Вас было одно представление о том, как тут всё устроено, а со временем оно кардинально изменилось?

– На разных радиостанциях, в разных редакциях свой подход к работе. Некоторым радиоведущим важнее чувствовать кураж в прямом эфире, полагаться на экспромт, импровизировать без сценария. На радио «Петербург» в «Петербургской панораме» всё-таки больше внимания уделяют проверке фактов, работе по сценарию, смысловой наполненности передач. В этом плане, мне, как неподготовленному человеку, было проще включиться в работу, так как была возможность сверяться с написанным текстом. С опытом пришла смелость немного оторваться от «бумажки», высказать мысли, пришедшие в голову вне сценария. Выяснилось, что самые интересные вопросы собеседнику возникают не в процессе подготовки к интервью, а непосредственно в ходе живого диалога.

Внутри студии звукозаписи на радио

С высоты Вашего опыта сейчас, как думаете, обязательно учиться на кафедре тележурналистики, чтобы работать на радио? Или достаточно каких-то краткосрочных курсов ораторского искусства или, может быть, просто жизненного опыта?

– Думаю, если бы я окончила в своё время профильную кафедру или ходила на специальные курсы, то во многом это упростило бы мою профессиональную деятельность. Без особой подготовки я стала чувствовать себя более или менее свободно перед микрофоном довольно не скоро. То же касается и речи: когда я слушаю одни из первых выпусков рубрики «Вот это по-русски», то голос в них разительно отличается от последних выпусков. С годами практики волнение уступает место относительному спокойствию, связки не сильно напряжены, голос звучит более низко и свободно. С другой стороны, важен не только профессиональный, но и жизненный опыт. Чем больше увлечений у ведущего, чем шире его кругозор, тем более интересных собеседников он сможет пригласить в эфир и тем лучше получится поддержать беседу.  

На что обязательно должен обращать внимание ведущий радиопередачи перед началом работы? Например, голос «разогреть» или как-то психологически настроиться?

– Есть общеизвестное для ведущих правило: не стоит ничего есть непосредственно перед эфиром или в паузах во время него, особенно шоколад или орехи. Это обязательно скажется на голосе, он станет более хриплым. Лучше выпить тёплого некрепкого чая.

Ещё надо постараться вовсе не думать о том, сколько человек (особенно родных, друзей и знакомых) будет сейчас слушать передачу и как они будут оценивать всё, что ты сейчас скажешь. Я всегда убеждаю себя в том, что кроме оператора меня никто никогда не слушает, потому что ранним субботним утром все ещё спят.

Как строится вся работа от приглашения спикера на запись на радио до выпуска программы? Например, спикер радостно к вам пришёл, рассказал, ушёл и послушал выпуск. А с Вашей стороны как выглядит весь процесс?

– Сначала появляется идея актуальной беседы. Может быть конкретное задание со стороны редакции, скажем, подготовить передачу, посвящённую какому-нибудь грядущему празднику. И тогда я, например, зову ближе к 23 февраля коллекционера, который собирает холодное оружие и рассказывает о разных клинках, или перед 8 марта приглашаю преподавателей Садово-архитектурного колледжа, флористов, а они рассказывают об искусстве составления букетов и языке цветов.

Бывает так, что в медиасфере начинают активно обсуждать какую-то тем, вызванную интересным случаем, и ведущий думает, каких экспертов можно пригласить в эфир, прокомментировать последние новости. Например, активно обсуждалась тема насилия в семье и законопроектов с этим связанных, и я звала в эфир эксперта из СПбГУ, специалиста по уголовному праву.

После того как тема и спикер найдены и одобрены главным редактором, обсуждаются вопросы интервью, его хронометраж. При этом я всегда предупреждаю гостя, что это лишь примерный круг вопросов, что в ходе беседы могут появиться дополнительные темы и рассуждения. Если спикер не перепутал дату эфира, не забыл поставить будильник, не проспал, не застрял в пробке и добрался до студии и ровно то же самое сделал ведущий, то мы встречаемся и беседуем в ежедневной рубрике «Петербургской панорамы» — «Гость дня». До беседы и после неё я обычно ставлю небольшие рубрики в записи, и есть возможность встретить гостя, разместиться в студии, сказать несколько напутственных слов. Надо показать наушники, предупредить, что могут быть звонки от радиослушателей. Обычно после эфира операторы монтажной студии специально монтируют и сохраняют все такие беседы. У радио «Петербург» Пятый канал есть официальная группа ВКонтакте — там мы размещаем анонсы предстоящих бесед и позже выкладываем сами записи.   

 Мария Чебыкина (слева) с гостьей в студии прямого эфира

Бывали у Вас какие-то особые случаи, связанные с радиопередачей, которые остались в памяти на долгие годы?

– Конечно, я на всю жизнь запомнила свою первую беседу в прямом эфире. Я пригласила в студию прекрасной души человека, главного редактора журнала «Костёр» Николая Борисовича Харлампиева. Несмотря на то, что все вопросы были у меня перед глазами, я всё равно умудрилась всё перепутать и, более того, переврать половину фамилий детских писателей. Однако гость, как я уже сказала, в высшей степени интеллигентный и снисходительный человек, и интервью, несмотря на все мои огрехи, прошло удачно.

Бывали случаи, что в прямой эфир звонили радиослушатели и начинали делиться своими историями из жизни, не относящимися к теме беседы, приходилось вежливо их прерывать и останавливать звонок. Бывало так, что гости, которые выступали в прямом эфире в первый раз, вдруг терялись перед микрофоном и не знали, что сказать, и тогда надо было их выручать и рассказывать что-то самостоятельно. Был случай, когда одна из моих постоянных собеседниц, великолепный литературный обозреватель Татьяна Шулаева, рассказывала об очередной книге так вдохновенно, что мы обе не смогли сдержать слёз и нам пришлось продолжать эфир, хлюпая носами. А однажды случилось так, что студийный компьютер вдруг завис непонятно от чего, и в прямом эфире наступила жуткая тишина. Тогда меня выручил расширенный прогноз погоды и очень кстати оказавшийся в сумке диск с записями детских сказок. В общем, я мысленно сравниваю каждый эфир с прыжком с парашютом — со временем немного привыкаешь, но всё равно без адреналина не обходится.  

Передачи на телевидении могут быть разными. Телевизионщики могут выехать на сюжет, а могут, наоборот, пригласить героев к себе в студию. Но там главное, это показать картину. Существуют ли выездные радиопередачи, или работа со звуком требует исключительно того, чтобы спикер пришел в специально обустроенную студию?

– Ведущие прямого эфира работают непосредственно в студии прямого эфира, которая у радио «Петербург» Пятый канал находится в Доме радио, на Итальянской улице, 27. Там же, где она находилась и в годы блокады.

В арсенале ведущего есть небольшие рубрики, например, «Дачная жизнь», «Здоровье для всех», «Театральное фойе» и другие. Их специально готовят другие сотрудники или сами ведущие в студии звукозаписи. Также есть большие передачи, сделанные в записи, они посвящены разным темам: «Родная речь», «Всё начинается с семьи», «Классная переменка» — их также готовят в студии звукозаписи. Так, передачу «Классная переменка» я долгое время записывала вместе с юными соведущими, одна из которых — моя дочь Настя Мандрыкина. Она начала работу на радио в трёхлетнем возрасте, когда ещё не выговаривала все звуки, и продолжала делать со мной передачи больше восьми лет. Сейчас, можно сказать, она полноценно освоила профессию радиоведущей, так как в последних выпусках уже беседовала с гостями студии самостоятельно, без моего участия.

Отдельно от записанных в студии программ и рубрик идут сюжеты, которые корреспонденты редакции готовят специально для «Петербургской панорамы». Чтобы записать сюжет, они выезжают на место события с диктофонами и микрофонами. На микрофоны тогда надевают специальный шумоуловитель. Но обычно, если вокруг много посторонних звуков, то стараются использовать небольшие отрывки из таких записей, а основную информацию корреспондент всё-таки пишет в студии.

Настя Мандрыкина в студии прямого эфира

Герои передачи могут быть совершенно разными людьми, но не все из них обладают хорошей дикцией. Как быть в этом случае? Отказываетесь от спикера или можно на каком-то уровне через программы немного дикцию подтянуть?

– Дикция у спикеров может быть разная, кто-то делает большие паузы между высказываниями, кто-то эээ-кает или постоянно использует слова-паразиты. Тогда оператору приходится кропотливо «чистить» такие беседы, убирать ненужное. Если собеседник слишком тихо говорит, то уровень громкости записи можно увеличить. Но я всегда болею за смысловое содержание. Да, можно красиво продекламировать что-то совершенно пустое, то, что пролетит в итоге мимо ушей. А можно сказать тихо, можно сказать даже запинаясь, но эти слова западут в сердце. 

Мария Чебыкина с гостями в студии звукозаписи

А Вы, как ведущая радиопередачи, какими способами развиваете свою речь, свою дикцию? Это вообще беспрерывный процесс?

– Лучшая тренировка дикции — это чтение вслух с выражением. Так как у меня трое детей, то, можно сказать, я тренируюсь каждый день почти без остановок, потому что мы много вместе читаем. 

Сейчас многие виды журналистики уходят в интернет. Например, телеканалы выкладывают видеосюжеты в социальные сети или на сайт. То есть происходит децентрализация, теперь не обязательно в обнимку с пультом и программой передач сидеть в засаде в ожидании заветного выпуска. Можно ли, например, послушать ваше радио потом, если не смог послушать в нужное время? И как Вы думаете, какое будущее ждет радио в целом?

– В редакции давно вынашивают идею установить в студии прямого эфира онлайн камеру и записывать беседы с гостями. Потом такие записи можно монтировать и выкладывать наравне с аудиозаписями в социальных сетях. Сейчас это обычное дело для радиостанций. Однако не все гости любят, чтобы их снимали на камеру (особенно в субботу утром), это тоже надо учесть. И потом, сейчас стали очень популярными всевозможные подкасты. Так что надеюсь, что у нашего, старейшего в России, радио будет новая яркая интернет-жизнь.


Ирина Иванова  — редактор портала «Культура Петербурга», фотограф, участник групповых выставок, в том числе в Санкт-Петербургском Союзе художников, Русском музее, Центральном Зале Союза Художников России

3 апреля 1836 — 185 лет назад — принято решение о постройке первой в истории России пассажирской железной дороги — Царскосельской железной дороги
4 апреля 1716 — 305 лет назад — в Петербург прибыли скульптор Карло Бартоломео Растрелли и его сын, будущий архитектор Франческо Бартоломео Растрелли, который позднее построил Большой Петергофский дворец, Большой Екатерининский дворец, Строгановский дворец, Зимний дворец
11 апреля 1931 — 90 лет назад — в ночь с 11 на 12 апреля в присутствии семи тысяч зрителей впервые показан опыт с маятником Фуко в Исаакиевском соборегде был открыт Государственный антирелигиозный музей
11 апреля 1991 — 30 лет назад — учреждено общественное объединение «Институт Петербурга», распространяющее знания по истории и культуре Петербурга
12 апреля 1971 — 50 лет назадСпас на крови стал филиалом музея «Исаакиевский собор»
15 апреля 1886 — 135 лет назад — в Кронштадте родился Николай Степанович Гумилёв, русский поэт Серебряного века, создатель школы акмеизма, первый муж Анны Ахматовой, путешественник по восточной и северо-восточной Африке
17 апреля 1881 — 140 лет назад — освящена часовня на месте покушения на Александра II, нынче на этом месте Спас на крови
18 апреля 1916 — 105 лет назад — в доме Рубинштейна на Марсовом поле открылось литературно-артистическое кабаре «Привал комедиантов» Вс. Мейерхольда, Н. Петрова и Н. Евреинова. «Привал комедиантов» явился преемником кабаре «Бродячая собака»
19 апреля 1861 — 160 лет назад — состоялось первое заседание Комитета грамотности, в которое вошли Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев, известные ученые и литераторы. Комитет способствовал распространению грамотности и знаний среди крестьян путем издания книг «для народа»
23 апреля 1836 — 185 лет назад — вышел первый номер пушкинского журнала «Современник»
23 апреля 1891 — 130 лет назад — родился композитор Сергей Сергеевич Прокофьев
29 апреля 1961 — 60 лет назад — открылась вторая линия метро, от станции «Технологический институт» до станции «Парк Победы»
30 апреля 1956 — 65 лет назад — открыта станция метро «Пушкинская»