ВНИМАНИЕ! Из-за введенных ограничений в работе организаций возможны изменения. Перед покупкой билетов и посещением проверяйте актуальную информацию на официальных сайтах организаций и мероприятий!

null Патриотизм в российской драматургии


Патриотизм в российской драматургии
11 февраля 2021

23 февраля — День защитника Отечества. К этой дате мы подготовили рассказ о том, как раскрывалась тема патриотизма в российской драматургии.


Военная тематика в российской драматургии XIX века

Музыкально-театральный быт Санкт-Петербурга и Москвы в XIX веке был очень оживлённым.

В первой четверти XIX века расцвёл русский балет. Он формировался как придворное искусство в XV веке на севере Италии (Флоренция, Милан, Феррара и других городах), как логическое развитие торжественных спектаклей, которые ставили придворные музыканты и танцоры для увеселения аристократии. Оттуда он распространился в другие страны.

В России балет, как и рождающаяся русская классическая литература, искал пути обретения национальной самобытности. Отечественная война 1812 года катализировала процессы, уже запущенные в русской культуре в целом, всколыхнув патриотические чувства всего русского общества. В это время «русские дивертисменты», как особый музыкально-театральный жанр, приобрели национальный размах.

Иван Иванович Вальберх (1766—1819)
Источник фото

Иван Иванович Вальберх (1766—1819), балетмейстер в Петербурге, в качестве сюжета для одного из первых балетов взял нашумевшую в 1807 году историю, когда случайно обнаружилось, что георгиевский кавалер корнет Александров, раненный в сражении под Фридландом, — женщина. Это была Надежда Дурова, первая русская женщина-офицер и писательница, автор «Записок кавалерист-девицы» (1826).

Надежда Дурова
Источник фото

Спектакль под патриотическим названием «Новая героиня, или Женщина-казак» (1810) получил оглушительный успех у публики в Петербурге. Вскоре его повторили в Москве, где он был принят с таким же восторгом. В Петербурге балет ставили несколько раз.

Этот спектакль стал одним из тех, которые положили начало созданию оригинального репертуара русского балета.

Вдохновлённый успехом Вальберх стал развивать жанр патриотических дивертисментов. Через четыре дня после Бородинского сражения в 1812 году он поставил один из первых патриотических балетов «Любовь к Отечеству».

В дивертисментах неизменно принимал участие французский танцовщик и балетмейстер Огюст Пуаро, ставший в России Августом Леонтьевичем. Современники считали его прекрасным исполнителем русских плясок: танцевал «как настоящий русский».

Огюст Пуаро
Источник фото

Ещё одним из первых западноевропейских жанров, закрепившихся на русской почве, стала опера. В XIX столетии её популярность в России ещё более возросла. Опера была вершиной устремлений русских композиторов XIX века.

На волне патриотизма сочиняли музыкально-патриотические спектакли:

  • «Ополчение, или Любовь к Отечеству»;
  • «Казак в Лондоне»; 
  • «Праздник в стане союзных армий при Монмартре»; 
  • «Казак и прусский волонтер в Германии»;
  • «Возвращение ополчения».

Степан Иванович Висковатов ставил пьесу «Всеобщее ополчение», но она до наших дней не дошла.

Итальянец Катерино Кавоса (1775—1840)
Источник фото

Итальянец Катерино Кавоса (1775—1840) возглавил русскую оперу в качестве инспектора и директора всех оркестров Императорских театров. Он способствовал постановке «Жизни за царя» Глинки. В опере Михаил Глинка (1804—1857) преодолел стилистическую пестроту русской оперы, когда жанровые сцены писались «по-русски», лирические арии «по-итальянски», а драматические моменты «по-французски» или «по-немецки».

Сам же Катерино в 1815 тоже сочинил собственную оперу на тот же сюжет, и она имела значительный успех. Помимо всего он писал и патриотические оперы:

  • «Иван Сусанин» на либретто А. А. Шаховского;
  • «Казак-стихотворец» на либретто того же автора.

Среди патриотических опер до нас дошли два произведения, которые до сих пор ставят на сценах театров Петербурга:

  • «Борис Годунов» Модеста Мусоргского. Композитор при подготовке либретто использовал одноимённое произведение А. С. Пушкина и материалы «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина. Дирекция Императорских театров не принимала работу несколько раз, в том числе как одну из причин указывали отсутствие выигрышной женской роли. После этого Мусоргский был вынужден добавить в сюжет любовную линию Лжедмитрий — Марина Мнишек.

Г. Кондратьев и О. Петров — первые исполнители партий Мисаила и Варлаама
Источник фото

  • «Князь Игорь» композитора Александра Бородина по мотивам «Слова о полку Игореве». Впервые опера была показана в 1890 году на сцене Мариинского театра. Автор создавал её в течение 19 лет. После смерти Бородина оперу завершили профессор Санкт-Петербургской консерватории Александр Константинович Глазунов и участник «Могучей кучки» Николай Андреевич Римский-Корсаков.

Половецкий лагерь. Эскиз декорации И. Билибина
Источник фото

 

Патриотические военные пьесы во время Великой Отечественной войны


В военные годы было создано 350 многоактных и 600 одноактных пьес. Можно сказать, что на практике был применен лозунг «Искусство есть оружие!» На передовую выезжали фронтовые бригады артистов, писателей и художников, фронтовые театры. За годы войны в составе таких бригад на фронтах побывали больше 40000 работников искусства.

Программы фронтовых бригад строились по принципу сборного концерта: сценки, монологи, отрывки из драматических спектаклей, номера артистов цирка, сатирические скетчи, оперные арии, кукольники, чтецы.

В выступлениях приняли участие 3685 бригад, в которых было свыше 42000 работников искусств, из них:

  • больше 700 бригад с артистами Москвы;
  • больше 500 бригад с артистами Ленинграда.

В помощь военной художественной самодеятельности действующих частей Красной Армии и Флота было послано 435 режиссёрско-инструкторских бригад.

Позднее театральными фронтовыми бригадами стал руководить особый штаб, созданный в Москве при Центральном Доме РАБИС. Для более чёткой организации военно-шефской работы на местах функционировал Комитет по делам искусств при СНК СССР и ЦК союза РАБИС, а также штабы при областных отделах искусств.

6 июля 1941 года Комитет по делам искусств издал директиву «О перестройке работы театрально-зрелищных предприятий в связи с изменившейся обстановкой». В ней говорилось, что театры должны на общественных началах организовать культурное обслуживание частей Красной Армии и мобилизационных пунктов, в том числе и в походных условиях.

Коллектив фронтового театра, в составе которого было от 12 до 25 человек, строился на совмещении обязанностей. Все работники были артистами и в то же время выполняли другие функции: от директора до рабочей сцены. В конце 1941-го — 1942 году начали активно создавать фронтовые театры и фронтовые филиалы различных стационаров. Это позволило полноценно ставить спектакли, а не только отрывки или кусочки, как фронтовые труппы.

Выступление на фронте
Источник фото

Во фронтовые труппы и фронтовые театры входили актёры ленинградские и не только. После начала блокады работали театры Ленинского Комсомола, Ленсовета, ТЮЗ, театр Комедии, Музкомедия, Оперно-балетная труппа (из артистов театра им. Кирова и Малого оперного), а также Филармония. Попасть туда было непросто: билеты меняли на паёк, на хлеб, на карточки. В репертуаре Театра музыкальной комедии значились спектакли «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Кармен», «Эсмеральда», «Шопениана», «Конек-Горбунок», «Травиата», «Фронт», «Жди меня», «Русские люди», «Обрыв» и другие.

Николай Черкасов в образе Александра Невского
Источник фото

20 июля 1941 года на Ленинградском фронте актёр Николай Черкасов (тот самый, который играл роль Александра Невского в фильме С. Эйзенштейна) организовал театр Народного ополчения. Первые концерты шли на военных Ропшинских аэродромах. 18 октября 1942 года в Ленинграде открылся Городской театр (Блокадный). Труппа состояла из оставшихся актёров разных коллективов. Также существовала фронтовая труппа при Ленинградском академическом театре драмы имени А. С. Пушкина.

На кораблях и в военно-морских частях Ленинградского фронта выступали актёры Театра Краснознаменного Балтийского флота.

Выступление концертных бригад ТКБФ, 1941 г.
Источник фото

В 1943 году в Ленинград вернулась труппа Большого драматического театра им. Г. А. Товстоногова, летом 1944-го приехал коллектив Кировского театра оперы и балета, а также творческие силы Театра им. Пушкина (Александринского). Осенью того же года начинают идти спектакли в ТЮЗе и Малом оперном театре.

За годы войны работники искусств Ленинграда дали свыше 56000 концертов, из них 46000 — в войсках Ленинградского, Волховского фронтов и Краснознаменного Балтийского флота.

30 декабря 1942 года СНК РСФСР выпускает постановления № 896 «О подготовке театральных кадров» и № 897 «О расширении сети государственных театров» для подготовки актёрских и технических кадров для театров.

Пьесы появлялись как отклик на события в том или ином подразделении: дивизии, роте, взводе.

С успехом ставили:

  • «Шел солдат с фронта» Валентина Катаева;
  • «Парень из нашего города» Константина Симонова;
  • «Чапаев» по Дмитрию Фурманову;
  • «Двадцать лет спустя» Михаила Светлова;
  • пьесы Карло Гольдони, Александра Островского и других драматургов.

Сотни пьес были опубликованы, но не все из них прошли проверку временем. Некоторые носили схематичный и лубочный характер. А настоящей классикой стали:

  • «Нашествие» Леонида Леонова;
  • «Фронт» Александра Корнейчука;
  • «Русские люди» Константина Симонова;
  • «Офицер флота» Александра Крона;
  • «Песнь о черноморцах» Бориса Лавренева;
  • «Сталинградцы» Юлия Чепурина.

Особняком стоит пьеса «Дракон» Евгения Шварца, текст которой очень восторженно встретили в литературных кругах. Автор написал её в 1942—1944 годах, в эвакуации из блокадного Ленинграда в Сталинабаде, столице Таджикистана. После премьеры в Театре комедии имени Н. П. Акимова в 1944 году пьеса была запрещена Комитетом по делам искусства без объяснения причин и вновь поставлена только через 18 лет, в 1962 году, через 4 года после смерти автора.

Помимо новых пьес повторяли и старые патриотические произведения. Когда академический театр оперы и балета им. Кирова (ныне Мариинский театр) был эвакуирован в г. Молотов (Пермь) в августе 1941 года, то он начал свой театральный сезон оперой М. И. Глинки «Иван Сусанин».

Театральная жизнь во время Блокады
Источник фото 

 

Послевоенная драматургия в России

В сюжете спектакля, как правило, лежит какой-то конфликт, а завершением является выход из него. После войны в новых произведениях стала прослеживаться линия некоторого «затухания» конфликта, поэтому стали появляться пьесы, в которых авторы стремились обойти противоречия и трудности современной действительности. Из-за этого могли возникать некоторая слащавость или идиллия, а многообразие жизненных столкновений стало сводиться к нескольким штампам.

Такой подход оказал влияние на пьесы о Великой Отечественной войне. Те спектакли, которые создавались во время войны, призваны были вдохновлять зрителей на борьбу и победу примерами бесстрашия, героизма.

Послевоенные пьесы представляли собой осмысление опыта освободительных битв, поиск истоков героизма и предательства, истоков победы. К таким пьесам можно отнести:

  • «За тех, кто в море» Бориса Лавренева (1945), в основе конфликта — характеры;
  • «Бранденбургские ворота» военного корреспондента Ленинградского фронта Михаила Светлова (1946) о судьбах советских солдат и офицеров, героически дошедших до Берлина;
  • «Так и будет» Константина Симонова (1944) — лирическая драма о настроениях людей, которые постепенно возвращаются к мирной жизни;
  • «Старые друзья» Леонида Малюгина, во время блокады заведующего литературной частью (завлитом) Большого драматического театра, — пьеса о самом юном поколении, которое прямо из школы ушло на войну;
  • «Золотая карета» Леонида Леонова (1946) — пьеса, в которой автор рассказал о людях, пришедших с войны, испытавших всё самое горькое и страшное: близость смерти, тяжёлые физические увечья, гибель близких. Суровая правда пьесы явилась причиной того, что на сцену постановка попала только в 1957 году (МХАТ).

Военная драматургия в Петербурге в наше время

Военно-патриотические спектакли ставят на сценах театров Петербурга и в наше время. Вото лишь несколько спектаклей, приуроченных ко Дню защитника Отечества:

Фрагмент из спектакля «Небесный тихоход»
Источник фото


Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга»

3 апреля 1836 — 185 лет назад — принято решение о постройке первой в истории России пассажирской железной дороги — Царскосельской железной дороги
4 апреля 1716 — 305 лет назад — в Петербург прибыли скульптор Карло Бартоломео Растрелли и его сын, будущий архитектор Франческо Бартоломео Растрелли, который позднее построил Большой Петергофский дворец, Большой Екатерининский дворец, Строгановский дворец, Зимний дворец
11 апреля 1931 — 90 лет назад — в ночь с 11 на 12 апреля в присутствии семи тысяч зрителей впервые показан опыт с маятником Фуко в Исаакиевском соборегде был открыт Государственный антирелигиозный музей
11 апреля 1991 — 30 лет назад — учреждено общественное объединение «Институт Петербурга», распространяющее знания по истории и культуре Петербурга
12 апреля 1971 — 50 лет назадСпас на крови стал филиалом музея «Исаакиевский собор»
15 апреля 1886 — 135 лет назад — в Кронштадте родился Николай Степанович Гумилёв, русский поэт Серебряного века, создатель школы акмеизма, первый муж Анны Ахматовой, путешественник по восточной и северо-восточной Африке
17 апреля 1881 — 140 лет назад — освящена часовня на месте покушения на Александра II, нынче на этом месте Спас на крови
18 апреля 1916 — 105 лет назад — в доме Рубинштейна на Марсовом поле открылось литературно-артистическое кабаре «Привал комедиантов» Вс. Мейерхольда, Н. Петрова и Н. Евреинова. «Привал комедиантов» явился преемником кабаре «Бродячая собака»
19 апреля 1861 — 160 лет назад — состоялось первое заседание Комитета грамотности, в которое вошли Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев, известные ученые и литераторы. Комитет способствовал распространению грамотности и знаний среди крестьян путем издания книг «для народа»
23 апреля 1836 — 185 лет назад — вышел первый номер пушкинского журнала «Современник»
23 апреля 1891 — 130 лет назад — родился композитор Сергей Сергеевич Прокофьев
29 апреля 1961 — 60 лет назад — открылась вторая линия метро, от станции «Технологический институт» до станции «Парк Победы»
30 апреля 1956 — 65 лет назад — открыта станция метро «Пушкинская»