ВНИМАНИЕ! Из-за введенных ограничений в работе организаций возможны изменения. Перед покупкой билетов и посещением проверяйте актуальную информацию на официальных сайтах организаций и мероприятий!

null «Любите музыку в себе»: интервью с Игорем Томашевским


«Любите музыку в себе»: интервью с Игорем Томашевским
20 февраля 2021

Сегодня у нас есть удивительная возможность поговорить с известным петербургским дирижёром, художественным руководителем Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра, бесконечно обаятельным, тактичным, вдумчивым, интеллигентным, общительным и искренним Игорем Томашевским.

Для справки:
Томашевский Игорь Владимирович — коренной петербуржец, выпускник Санкт-Петербургской консерватории.
В свои 35 лет имеет значительный опыт работы со многими музыкальными коллективами России, знаменитыми оркестрами Европы, а также с выдающимися оперными и балетными театрами.
Кандидат искусствоведения, доцент кафедры хорового дирижирования РГПУ им. А. И. Герцена. С 2020 года — художественный руководитель Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра.

– Игорь Владимирович, очень рада встрече и возможности живого общения, которого всем так не хватает в этом году. Насколько мне известно, Ваши родители имеют творческие профессии, и увлечение музыкой не было случайностью для Вас. А учась в музыкальной школе, Вы уже мечтали стать известным музыкантом?

– Я очень благодарен своим родителям, что предоставили мне возможность заниматься музыкой и очень поддерживали на этом пути. При этом я был обычным учеником в музыкальной школе, не особо отличался от остальных выдающимися способностями или полной поглощённостью музыкой, как иногда бывает. Да, занимался с удовольствием, но мечты стать профессиональным музыкантом не было. Она формировалось постепенно, созрела, скорее, ближе к поступлению в Консерваторию.

– Вы получили в Консерватории образование по двум направлениям: композиции и дирижирования. Почему? Хотелось всё попробовать? Это был поиск своего призвания или просто очень нравится учиться?

– И то, и другое. В процессе обучения в Консерватории я стал осознавать, что исполнительская карьера пианиста — это не моё на 100 %. Чтобы быть успешным на этом поприще, нужно иметь безусловную природную склонность, что называется — «когда ты не можешь не заниматься этим». И я почувствовал, что моё предназначение в другом. Мне очень повезло с педагогами, они помогали мне постепенно прийти к моему профессиональному выбору. Со второго курса я уже начал дирижировать, увлечённо учиться этому, и так постепенно понял, что дирижирование мне ближе и интереснее всего. Это очень важно —быть честным с самим собой при поиске истинно своего предназначения, чтобы не было разочарований спустя годы.

– Уже в достаточно молодом возрасте Вы получили разнообразный опыт в работе со многими оркестрами России и мира. Поделитесь, пожалуйста, сложно ли было вести за собой музыкантов, которые, может быть, намного старше Вас, опытнее, в том числе и жизненно?

– Харизма молодого дирижёра раскрывается постепенно, это процесс его становления. Конечно, не всегда было легко, не скрою. Но для молодого дирижёра, наверно, главное — «любить музыку в себе, а не себя в музыке». Нужно помнить о том, что ты хочешь сказать в исполняемом произведении. Опытные музыканты в оркестре это быстро почувствуют, и если их это убедит, тогда всё получится.

– Зрителю всегда интересно, как устроена жизнь оркестра изнутри. Как происходит рождение концерта, как составляется программа? Это идеи художественного руководителя или коллективное обсуждение всем оркестром?

– Думаю, в каждом коллективе свои подходы. В Санкт-Петербургском государственном академическом симфоническом оркестре, на мой взгляд, сложилась удачная модель творческого управления: у нас функционирует художественный совет, в который входят музыканты, и все творческие решения и планы обсуждаются коллегиально, что позволяет внимательно относиться ко всем идеям и мнениям. Это помогает коллективу развиваться.

– Ещё вопрос, который очень меня интересует как зрителя: почему одни исполнители или коллективы играют произведения на бис — иногда и не одно, этим приводят зрителей в восторг, и остаётся пьянящее чувство вот того самого катарсиса; а другие принципиально нет, даже если публика аплодирует стоя. Кто это решает? Дирижёр?

– На мой взгляд, это прежде всего зависит от программы концерта, её настроения и идейной направленности. Есть целый ряд серьёзных произведений, после которых просто не уместно больше ничего исполнять, всё сказано. Но если программа концерта по идее это позволяет, то я всегда поддерживаю исполнение на бис. Играть ли в таких случаях и что именно — конечно, решает дирижер, но используя имеющиеся заготовки.

– Вы воспитаны как музыкант в Петербурге, и я искренне считаю, что петербургская система музыкального образования — одна из лучших в мире. Хочется получить у Вас совет как у успешного музыканта и педагога: как сохранить азарт, мотивацию у детей, которые только начинают учёбу в музыкальной школе? Что делать, чтобы ребёнок остался в музыке с радостью?

– Очень важный вопрос. В современном мире слишком велика звуковая нагрузка разного типа и качества. Вопрос воспитания не только музыканта, но и слушателя, его вкуса стоит очень остро. Конечно, в учёбе необходимо искать новые подходы, и они успешно применяются. И важно научить с детства отличать высокое качество исполнительства от плохого. Начинать с простых, понятных ребёнку произведений, адаптированных форм концертов, где дети могут близко увидеть, прикоснуться к музыкальным инструментам, понять принцип извлечения звуков — им это очень интересно. Важно помнить, что при обучении, конечно, педагоги поддерживают интерес именно своей энергетикой.

– Понимаю, что это сложный вопрос, но кто Ваш любимый композитор, кто максимально созвучен Вашей душе?

– Наверное, тот, чья партитура сейчас в работе (улыбается). А как иначе? Ты должен полностью погрузиться в его мир. Не могу назвать самого любимого, потому что их много. Человек меняется с течением жизни, у него может быть разное состояние, настроение, и поэтому кто-то из композиторов занимает твою душу в конкретный период или в определенных обстоятельствах.

И вообще часто бывает так, что композитор, которого раскрываешь для себя по-новому, находит мощный отклик в душе. Пониманию этих скрытых ранее смыслов может предшествовать долгий и непростой процесс познания. Но усилия, потраченные на преодоление сложностей, оправдывают себя. Это расширение внутренних горизонтов даёт ни с чем не сравнимое ощущение обретения ещё одной подлинно духовной части своего внутреннего мира.

Если говорить про нынешний период, то сейчас как наиболее близких могу назвать Г. Берлиоза и Я. Сибелиуса.

– Мне кажется, в этом Вашем ответе я уловила, что отличительное качество дирижера — искать, раскрывать и хранить в своей душе идеи всех композиторов, пустить в свою душу их тайны. Вы читаете партитуру великих, воспринимаете их идеи и чувства, а потом вместе с оркестром передаёте этот дар слушателям. Если принимать и понимать лишь избранных, ты не сможешь исполнять других. И ещё, видимо, работает принцип «не позволяй душе лениться». То есть дирижёр должен всю жизнь раскрывать для себя и слушателей новые произведения, их новые смыслы — в этом смысл его предназначения.

– Да, думаю так и есть. В истории были знаменитые дирижёры, которые по этой причине ограничивали круг исполняемых произведений.

– Публика очень сильно истосковалась по привычной театрально-концертной жизни. Какие новые идеи Вам хочется воплотить в ближайшее время, может, в работе с детской аудиторией? И есть ли сверхзадача в развитии оркестра на ближайшую перспективу? Что нового ждать слушателям? Расскажите, пожалуйста.

– Мы тоже очень соскучились по полным залам и улыбкам зрителей. Дирижёр — это социальная профессия, ему необходимы оркестр и зрители. Но я старался в этом непривычном периоде находить положительное: это время переосмысления многих вещей, возможность для обдумывания новых профессиональных идей.

Конечно, развитие коллектива — важнейшая задача художественного руководителя. Но это, можно сказать, наш внутренний мир, к которому нужно относиться бережно. Я надеюсь, что все результаты работы слушатели почувствуют на концертах. Музыканты Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра всегда стремятся подарить им новые эмоции, ведь наш коллектив трудится на благо горожан.

В текущем сезоне мы подготовили самые разнообразные концертные программы и тематические циклы, в том числе и традиционные детские. Очень хочется усилить работу с юной аудиторией, ведь помимо социальной важности таких устремлений по воспитанию чуткого понимающего слушателя, это всегда приносит огромную радость. Не секрет, что дети — самые искренние зрители.

Мы с радостью ждём всех на наших концертах, а на портале «Культура Петербурга» всегда можно познакомиться со свежей афишей оркестра.


Беседовала Валерия Козлова — главный редактор портала «Культура Петербурга»


Фото обложки: Ирина Иванова — редактор портала «Культура Петербурга», фотограф

3 апреля 1836 — 185 лет назад — принято решение о постройке первой в истории России пассажирской железной дороги — Царскосельской железной дороги
4 апреля 1716 — 305 лет назад — в Петербург прибыли скульптор Карло Бартоломео Растрелли и его сын, будущий архитектор Франческо Бартоломео Растрелли, который позднее построил Большой Петергофский дворец, Большой Екатерининский дворец, Строгановский дворец, Зимний дворец
11 апреля 1931 — 90 лет назад — в ночь с 11 на 12 апреля в присутствии семи тысяч зрителей впервые показан опыт с маятником Фуко в Исаакиевском соборегде был открыт Государственный антирелигиозный музей
11 апреля 1991 — 30 лет назад — учреждено общественное объединение «Институт Петербурга», распространяющее знания по истории и культуре Петербурга
12 апреля 1971 — 50 лет назадСпас на крови стал филиалом музея «Исаакиевский собор»
15 апреля 1886 — 135 лет назад — в Кронштадте родился Николай Степанович Гумилёв, русский поэт Серебряного века, создатель школы акмеизма, первый муж Анны Ахматовой, путешественник по восточной и северо-восточной Африке
17 апреля 1881 — 140 лет назад — освящена часовня на месте покушения на Александра II, нынче на этом месте Спас на крови
18 апреля 1916 — 105 лет назад — в доме Рубинштейна на Марсовом поле открылось литературно-артистическое кабаре «Привал комедиантов» Вс. Мейерхольда, Н. Петрова и Н. Евреинова. «Привал комедиантов» явился преемником кабаре «Бродячая собака»
19 апреля 1861 — 160 лет назад — состоялось первое заседание Комитета грамотности, в которое вошли Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев, известные ученые и литераторы. Комитет способствовал распространению грамотности и знаний среди крестьян путем издания книг «для народа»
23 апреля 1836 — 185 лет назад — вышел первый номер пушкинского журнала «Современник»
23 апреля 1891 — 130 лет назад — родился композитор Сергей Сергеевич Прокофьев
29 апреля 1961 — 60 лет назад — открылась вторая линия метро, от станции «Технологический институт» до станции «Парк Победы»
30 апреля 1956 — 65 лет назад — открыта станция метро «Пушкинская»