ВНИМАНИЕ! Из-за введенных ограничений в работе организаций возможны изменения. Перед покупкой билетов и посещением проверяйте актуальную информацию на официальных сайтах организаций и мероприятий!

null 8 великих петербурженок


8 великих петербурженок
28 февраля 2021

Женские лица петербургской культуры — прекрасны и многогранны. Балерины, поэтессы и писательницы, драматические актрисы и оперные певицы, их вклад в культуру России и всего мира невозможно переоценить. Сегодня расскажем лишь о нескольких знаковых представительницах мира искусства — хотя список таких имён, конечно, гораздо шире.

Агриппина Ваганова

1879—1951

Легенда русского балета — танцовщица, балетмейстер и педагог, основоположница теории русского классического балета, автор книги «Основы классического танца». Разработанная Вагановой методика преподавания танца стала базовой для мировой балетной педагогики, а её ученики неоднократно входили в когорту звёзд сцены.

Агриппина Ваганова родилась в Петербурге в семье унтер-офицера из Астрахани, который после выхода в отставку переехал в столицу и стал служить капельдинером в Мариинском театре. В 10 лет Ваганова, с детства грезившая о танцевальной карьере, поступила в Петербургское театральное училище по классу балета. Ей не хватало природных задатков, свойственных «идеальной» балерине: девушка не была высокой, изящной, пластичной — и потому ей приходилось тренироваться дольше и упорнее, чем другим. Ваганова постоянно оттачивала технику: изучала приёмы виртуозной итальянской школы и французского балета с его мягкой изящной пластикой, занималась с Николаем Легатом классическим танцем, пока не начала вырабатывать свой собственный стиль. Её изюминками критики считали «стальной носок», сильные прыжки и отточенные движения, а саму Агриппину Ваганову называли «царицей вариаций».

Несмотря на высокие оценки, сольных партий танцовщица почти не получала. Солиднейший балетмейстер Мариус Петипа в своём дневнике писал даже так: «Г-жа Ваганова ужасна. На балет не иду…»

Позже Агриппина Ваганова признается в своих воспоминаниях: «Только к концу карьеры, совершенно измученная нравственно, я пришла к званию балерины».

С 1897 по 1916 год Ваганова танцевала в балетной труппе Мариинского театра. А покинув сцену, занялась преподаванием. Она устроилась на работу в Театральное училище, позднее — Ленинградское хореографическое училище. Сегодня мы знаем его как Академию русского балета имени Вагановой.

Агриппина Ваганова выработала свою методику преподавания: комбинировала танцевальные упражнения, складывая их в небольшие вариации, объясняла будущим балеринам, как работают мышцы, как сделать движения более лёгкими и изящными. Её книга «Основы классического танца» была впервые издана в 1934 году, выдержала шесть переизданий и была переведена на многие языки мира.


Анна Павлова

1881—1931

Петербурженка Анна Павлова — одна из главных величин мирового балета. Родилась в семье отставного солдата лейб-гвардии Преображенского полка, детство провела в дачном посёлке Лигово.

Анна Павлова влюбилась в балет, в 9-летнем возрасте увидев «Спящую красавицу», — и тотчас решила, что хочет стать танцовщицей. Спустя год она поступила в Императорское театральное училище, по окончании которого была принята в труппу Мариинского театра.

Её называют самой загадочной балериной XX века. Многие факты биографии Павловой — таинственны и неизвестны доподлинно. Даже версии о её происхождении разнятся. Сама танцовщица не то что тщательно скрывала свою биографию, но предпочитала поддерживать флёр загадочности. В своих мемуарах Анна Павлова писала практически об одном — о балете. В этом была вся её жизнь.

Первые сольные партии в «Спящей красавице», «Эсмеральде» и «Жизели» балерина получила сразу после окончания училища. Её называли «облаком, парящим на землёй», «пушинкой и ветром», «душою танца». Мировую известность Анна Павлова получила, когда её танец стал символом дягилевских «Русских сезонов» в Париже. Афишу к этим выступлениями рисовал сам Валентин Серов: на ней была изображена Анна Павлова в образе умирающего лебедя.

В 1913 году Павлова покинула Мариинский театр, а с началом Первой мировой войны уехала из России.

В 2021 году танцевальный мир отмечает 140-летие со дня рождения Анны Павловой. В преддверии юбилея в 2020 году театр русского балета в Санкт-Петербурге поменял название, отдавая дань заслугам легендарной танцовщицы и подчеркнув её вклад в развитие русского балета. О гениальной балерине и её творческом наследии «Культура Петербурга» общалась с Людмилой Брагиной — директором Театра русского балета имени Анны Павловой.

Матильда Кшесинская

1872—1971

Артистка балета, педагог, прима-балерина Мариинского театра. Заслуженная артистка Императорских театров, представительница видной творческой династии. Впервые вышла на сцену Мариинки в 4-летнем возрасте.

Образ Матильды Кшесинской — целый парад эпитетов, которыми одаривали саму балерину и её искусство танцевать. Кшесинскую называли «первой звездой русского балета», сравнивали с бабочкой, порхающей по сцене, а её танец — с «блеском бриллианта».

Балерина выступала на сцене Императорских театров с 1890 по 1917 год. Исполняла партии Феи Драже в «Щелкунчике», Пахиты в одноимённом балете, Одетты-Одиллии в «Лебедином озере» и Никии в «Баядерке».

Личная жизнь Матильды Кшесинской была не менее яркой, чем её роли в балете. Танцовщица известна своими отношениями с членами Российского императорского дома: сначала пережила бурный роман с цесаревичем Николаем Александровичем — будущим императором Николаем II, затем встречалась с великими князьями Сергеем Михайловичем и Андреем Владимировичем.

Матильда Кшесинская отличалась невероятной трудоспособностью, могла репетировать часами напролёт, всегда соблюдала жёсткий режим, особенно накануне выступлений. Она была первой русской балериной, которая исполнила на сцене особенный трюк — 32 фуэте подряд! В 1911 по приглашению Сергея Дягилева участвовала в его «Русских сезонах»: за пять недель лондонских гастролей Кшесинская выступила девять раз — в «Спящей красавице», «Карнавале» и «Лебедином озере».

В 1920 году эмигрировала во Францию, где позднее вышла замуж за князя Андрея Владимировича и получила титул светлейшей княгини Романовской.


Галина Уланова

1910—1998

Родилась в Петербурге в артистической семье: её мать была балериной и педагогом классического танца, а отец — режиссёром труппы Мариинского театра. В 9 лет поступила в Петроградское хореографическое училище, где последние три года обучения провела под наставничеством Агриппины Вагановой.

Флорина в «Спящей красавице», Одетта-Одиллия в «Лебедином озере», Жизель в одноимённом балете, Джульетта в «Ромео и Джульетте»... Эти партии принесли Улановой известность и любовь зрителей.

Во время блокады вместе с другими артистами Мариинского театра Галина Уланова была эвакуирована. В военные годы она выступала в театрах и госпиталях других городов Союза. А в 1944 году поступила в Большой театр, в котором и танцевала до 1960 года — окончания своей профессиональной карьеры балерины. Её последним спектаклем стала «Шопениана».

После войны именно Галина Уланова вновь открыла для европейского зрителя русский балет. В 1956 году на лондонских гастролях с Большим театром Уланова танцевала Жизель и шекспировскую Джульетту. Триумф был необычайный, по оценкам зарубежной критики — впервые со времён Анны Павловой.

После завершения танцевальной карьеры Галина Уланова работала балетмейстером-репетитором. В списке её учеников — имена известных русских танцовщиков и балерин, среди которых Екатерина Максимова, Нина Тимофеева, Ида Васильева, Николай Цискаридзе и другие.

Интересно, что улица, названная именем Галины Улановой, на карте Петербурга находится в двух шагах от улицы, названной в честь её «коллеги по цеху» — Анны Павловой. О женских именах в петербургской топонимике читайте в нашем материале.

Вера Комиссаржевская

1864—1910

Театральная актриса. Представительница творческой семьи: её отец Фёдор Комиссаржевский был солистом оперы Мариинского театра и известным музыкальным педагогом (позже служил в Большом — в Москве), брат Веры стал театральным режиссёром, а старшая сестра Надежда (в замужестве Скарская) играла в театре и кино, была удостоена звания Заслуженной артистки РСФСР.

Серьёзно заниматься театром Комиссаржевская начала после неудачного брака и тяжёлого расставания с бывшим супругом. Погружение в творчество буквально спасло молодую девушку: она стала брать уроки у Владимира Давыдова — артиста Александринского театра, осваивать секреты актёрского мастерства.

Вера Комиссаржевская впервые выступила на любительской театральной сцене в 1891 году: сыграла Зину в спектакле по «Горящим письмам» Гнедича в Морском собрании Флотского экипажа. Позднее, помогая отцу в его работе с учениками, познакомилась с Константином Станиславским.

На ту пору совсем молодой режиссёр пригласил Веру играть в спектаклях московского Общества искусства и литератур. И в Москве, и в Новочеркасске, и в Литве, где Комиссаржевская принимала участие в одноактных спектаклях и весёлых водевилях, она неизменно имела успех и пользовалась любовью зрителей.

Возвращение в Петербург состоялось в 1896 году — Вера Комиссаржевская поступила в труппу Александринского театра, где прослужила несколько лет. А уже в 1904 году она открывает свой собственный театр. В здании нынешнего «Пассажа» 15 сентября состоялась премьера «Дачников» по пьесе Максима Горького — и это была неудача и полный провал. Но благодаря энтузиазму Веры Комиссаржевской, которым она заражала свою труппу, последующие спектакли прошли с большим успехом и были благосклонно приняты как зрителями, так и строгими критиками.

Всего за два года до смерти Комиссаржевская успела побывать с гастролями в США. Актриса скончалась от оспы в 1910 году, во время гастролей в Ташкенте.

Сегодня именем Веры Комиссаржевской назван Санкт-Петербургский академический драматический театр.


Анна Ахматова

1889—1966

Родившись в Одессе в 1889-м, Анна Ахматова уже в 1890 году переехала в Павловск, а затем в Царское Село. Именно с Петербургом была связана её жизнь — личная и творческая.

Первое стихотворение Анна Ахматова написала в 11 лет, и с тех пор вся её судьба была посвящена поэзии. Поэтесса пережила смену эпох — две мировые войны, блокаду Ленинграда, революцию — и в её творчестве отразились вехи истории России. Взгляд человека, гражданина, женщины нашёл отклик в сердцах современников. Ахматову нередко называли «мастером интимной лирики», а её поэзию — «интимным дневником», «женской исповедью» и «исповедью женской души».

Петербург всегда занимал особое место в творчестве Анны Ахматовой. Себя она считала петербурженкой. Проведя детство в Царском Селе, поэтесса чувствовала неразрывную связь с Александром Пушкиным и его творческим наследием. Образ Петербурга — многоликий, наполненный противоречиями — перетекал из одного ахматовского стихотворения в другое. Поэтесса ярко и точно передаёт атмосферу города, его уникальный облик: печальный и прекрасный, нежный и твёрдый.

Именно Петербург — «город горькой любовью любимый» — играет одну из важнейших ролей в трагедии её жизни и любви. Здесь Ахматова впервые выходит замуж — за Николая Гумилёва, здесь появляется на свет её сын Лев, который в последствии будет репрессирован, а его мать напишет бессмертную поэму «Реквием», в которой тонко и пронзительно раскрываются темы скорби и материнского страдания, любви и отношения к своей Родине.

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме хранит память о жизни и творчестве великой поэтессы.

Анна Ахматова скончалась в подмосковном Домодедове, где лечилась от кардиологическом санатории. Похоронена на кладбище в Комарово.


Ольга Берггольц

1910—1975

Поэтесса, прозаик, драматург, писательница, военный журналист. Для многих ленинградцев-петербуржцев Ольга Берггольц — голос блокады. Её строки, звучавшие из репродукторов на улицах замерзающего осаждённого города, придавали сил истощённым жителям. Сегодня эти стихотворения вошли в историю Города-Героя Ленинграда.

К 1941-му Ольге Берггольц было чуть за 30, а за плечами — учёба на филфаке СПбГУ, работа в нескольких советских газетах, развод с первым мужем, второе замужество и смерть трёх детей. Третьего ребёнка Берггольц родила мёртвым — после пыток и побоев в тюрьме, куда она попала в ходе сталинских репрессий.

Когда в Ленинград пришла война, Берггольц осталась в родном городе. Она работала на радио, выступала в театрах — читала стихи, ежедневно обращалась к мужеству своего народа. Указом Верховного Совета СССР и Ленинградским отделением Союза писателей СССР Ольге Берггольц присвоена медаль «За оборону Ленинграда».

Одни из самых известных строк Ольги Берггольц высечены на гранитной стене Пискарёвского мемориального кладбища:


Евгения Мравина

1864—1914

Примадонна Мариинского театра конца XIX века. Оперная певица, обладательница чистейшего лирико-колоратурного сопрано. Её сестра — ещё одна известная петербурженка Александра Коллонтай, а племянник Евгений Мравинский — известный советский дирижёр, педагог, пианист.

Евгения Мравина блистала на сцене Мариинского театра с 1886 до 1898 года. Её печальная судьба могла бы остаться неизвестной, если бы не очерк Игоря Северянина «Трагический соловей».

Родившись в Петербурге в знатной семье, Женя Мравинская (это её настоящая фамилия) с раннего возраста проявляла способности к пению. Уже в 12 лет она солировала в хоре Екатерининской гимназии, а с 17 лет стала заниматься вокалом с Ипполитом Прянишниковым. Её дебют состоялся в Италии, в небольшом городке Витторио недалеко от Венеции. Молодая русская певица с хрустальным соловьиным голосом приводила в восторг итальянцев — а они знали толк в опере!

Вернувшись в Петербург, Евгения Мравина прошла удачные пробы и была зачислена в труппу Мариинского театра. Она блистала на сцене, исполняя партии в «Ромео и Джульетте», «Фаусте», «Снегурочке», «Севильском цирюльнике»... Одна из самых успешных работ Мравиной — Оксана в опере Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством». О ней с восхищением отзывались Пётр Чайковский, Цезарь Кюи, Антон Рубинштейн.

В преддверии 1900 года Мариинский театр отказался продлевать контракт со своей примой. По слухам и легендам, которыми всегда полон театральный мир, причиной послужили сплетни и интриги одной из главных конкуренток Мравиной на сцене — второй примадонны.

С этого момента начинается чёрная полоса в жизни певицы: подаёт на развод её муж, и Мравина остаётся не просто в одиночестве, но и в бедственном финансовом положении. Некогда прима, теперь она вынуждена скитаться по бесконечным гастролям по всей стране. В одной из поездок Мравина заболевает чёрной оспой, и, умоляя врачей спасти ей лицо, уговаривает не жалеть на лечение даже опасных средств. В результате лицо певице действительно сохранят — хотя и не таким прекрасным, каким знала его роскошная сцена Императорского театра. И всю оставшуюся жизнь Евгения Мравина будет ощущать последствия этого лечения.

В 1903 году, с подорванным здоровьем и уже не имея возможности выступать на большой сцене, Евгения Мравина приезжает в Ялту. Здесь, в знаменитой гостинице «Россия», в маленьком номере с видом на море она проводит последние годы жизни, лишь изредка выступая перед публикой на курорте.

В 1913 году в гости к Мравиной приезжает поэт Игорь Северянин — троюродный брат певицы. Позднее он напишет о своей последней встрече с сестрой:

«Окно комнаты было распахнуто на море. Стоял дивный вечерний крымский день. Я задумчиво смотрел на бескрайние морские южные дали, вполголоса читал стихи, с еле сдерживаемыми слезами вглядывался в изуродованное болезнью, но всё ещё обворожительно привлекательное лицо нашей Жени…»


Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга»

Фото обложки: «Анна Павлова в балете Сильфиды», художник — Валентин Серов, 1909 г.

1 мая 1931 — 90 лет назад — Ленинград признан первым в стране городом сплошной грамотности
2 мая 1951 — 70 лет назад — после войны открылся Музей А. В. Суворова
6 мая 1806 — 215 лет назад — начата перестройка Адмиралтейства по проекту архитектора А. Д. Захарова
7 мая 1991 — 30 лет назадв Петропавловской крепости открыт памятник Петру I работы скульптора Михаила Шемякина
9 мая 1946 — 75 лет назад — после реставрации открыт Государственный Русский музей
10 мая 1866 1706 года — 315 лет назад — на Адмиралтейской верфи спущен на воду первый корабль
10 мая 1721 года — 300 лет  назад — издан указ «О содержании в Санкт-Петербурге по улицам фонарей, о чищеньи и мощении камнем улиц»
10 мая 1866 — 155 лет назад — по указу императора Александра II Манежная площадь получила своё имя
12 мая 1926 — 95 лет назадв Филармонии впервые исполнена Первая симфония Д. Д. Шостаковича
13 мая 1836 — 185 лет назад — началось строительство первой в России железной дороги по маршруту Петербург — Царское Село — Павловск
14 мая 1806 — 215 лет назад — открыто регулярное водное сообщение между Санкт-Петербургом и Кронштадтом
15 мая 1846 — 175 лет назад — основано Санкт-Петербургское археологическо-нумизматическое общество (Императорское Русское археологическое общество)
16 мая 1856 — 165 лет назад — в Театре-цирке (сейчас на его месте находится Мариинский театр) состоялась премьера оперы А. С. Даргомыжского «Русалка»
16 мая 1896 — 125 лет назад — состоялся первый в России публичный киносеанс в саду «Аквариум»
17 мая 1866 — 155 лет назад — основано Русское техническое общество
17 мая 1871 — 150 лет назад — родилась художница Анна Петровна Остроумова-Лебедева
18 мая 1896 — 125 лет назад — на Невском проспекте открыт первый в городе кинотеатр
19 мая 1801 — 220 лет назад — открыт памятник А. В. Суворову на Марсовом поле
22 мая 1711 — 310 лет назад — первая городская типография напечатала первый в Санкт-Петербурге номер газеты «Ведомости»
22 мая 1916 — 105 лет назад — установлен памятник Лермонтову работы скульптора Б. Микешин
23 мая 1911 — 110 лет назад — открыт памятник миноносцу «Стерегущий»
30 мая 1886 — 135 лет назад — во время полета на воздушном шаре над Петербургом была сделана первая аэрофотосъемка в России