ВНИМАНИЕ! Из-за введенных ограничений в работе организаций возможны изменения. Перед покупкой билетов и посещением проверяйте актуальную информацию на официальных сайтах организаций и мероприятий!

null Вечно молодой… Прокофьеву 130!


Вечно молодой… Прокофьеву 130!
5 апреля 2021

Сергей Сергеевич Прокофьев (1891—1953), расцвет творческой жизни которого пришёлся на тяжёлые времена революции и двух мировых войн, тем не менее никогда не изменял своей натуре — деятельной, оптимистичной, солнечно-молодой. Он относится к тем мастерам, которые постоянно развиваются и эволюционируют, хотя уже в ранней молодости встал на свой путь. Первый период творчества (до отъезда за границу в 1918 году), когда он заявил о себе как об ослепительно ярком явлении, заметно отличается от среднего, заграничного, отмеченного углублёнными поисками новых средств музыкального языка. Некоторые опусы этого периода непросты для восприятия даже искушённых меломанов. С возвращения в СССР в 1936 году ведётся отсчёт периода наивысших творческих достижений — в сочинениях поздних лет синтезировано всё, накопленное ранее.

Но всегда он был абсолютно оригинален, хотя стремление к оригинальности само по себе не входило в число его жизненных приоритетов. Очень рано осознавший своё предназначение, Прокофьев неуклонно следовал ему, начиная с девятилетнего возраста, когда была написана первая опера «Великан», и заканчивая последним днём, в который он тоже сочинял (о чём свидетельствует запись даты и времени на рукописи). За свою жизнь — а прожил он всего 61 год — Прокофьев создал гениальные произведения во всех жанрах: 8 опер, 8 балетов, 7 симфоний, 9 концертов для сольных инструментов с оркестром, оркестровые, камерные вокальные и инструментальные сочинения, оратории, кантаты, музыку для театра и кино.

Сергей Прокофьев за работой

Первая треть XX века — время, отличавшееся невероятным разнообразием художественных течений и исканий, это расцвет авангардистов и модернистов всех мастей. Некоторые из них отличались жёсткой непримиримостью и нападками на композиторов, чьё творчество не отвечало их представлениям о современном и передовом. Подвергалась критике даже музыка Рахманинова, наполненная искренностью, теплотой и подлинной жизненной силой.

Прокофьев также имел смелость не последовать никакому из модных течений. Найденный им собственный неповторимый стиль, его гармонии и мелодии узнаются по нескольким тактам даже несведущими в музыке людьми. Он не соблазнился ни красотами и созерцательностью импрессионизма, ни остротой чувствований экспрессионизма, не использовал серийные техники, хотя, конечно, прекрасно знал современную музыку и все новации в области композиции. Так, к слову сказать, Прокофьев первым исполнил в России фортепианный опус 11 Арнольда Шёнберга. Критику своих творений, на которую были щедры обе стороны — и приверженцы традиций, и авангардисты, — воспринимал выдержанно и хладнокровно.

Натура композитора была непростой, достаточно противоречивой и в немалой степени эгоцентричной. В ранний период он был склонен к эпатажу, однако именно благодаря мощи и броскости, «футбольности», как тогда говорили, его Первого и Второго фортепианных концертов, ранних сонат, он сразу громко заявил о себе. Не все восприняли и лирику Прокофьева — целомудренную, светлую, ясную, способную, однако, выразить и предельный накал чувств.

Прокофьев очень хорошо знал цену своему таланту, умел наилучшим образом реализовать все творческие ресурсы. В Петербургской консерватории он получил великолепное образование по целому ряду дисциплин — композиции, дирижированию, фортепиано, органу. Впору сравнивать его с музыкантами XVIII века, когда принято было владеть многими инструментами и музыкальными специальностями. По окончании композиторского факультета Прокофьев полностью повторил пятилетний консерваторский курс, чтобы поучиться фортепианной игре у знаменитой Анны Николаевны Есиповой. В студенческие годы Сергей Сергеевич был очень популярен в музыкантских кругах не только как композитор, но и как исполнитель: играл на фортепиано в ансамблях разных составов, аккомпанировал, делал переложения для фортепиано и сразу исполнял их, дирижировал, иногда срочно подменяя заболевших, словом, был «на подхвате», никогда не отказываясь от возможности помузицировать или познакомиться с новой музыкой. Занятия с профессорами и все эти приобретённые в годы учения навыки пианиста и дирижёра помогли ему стать выдающимся интерпретатором и чужих, и своих сочинений.

Он был ненасытен в стремлении к новым впечатлениям, в желании участвовать в кипучей музыкальной жизни северной столицы. Очень пригодился этот опыт в профессиональном плане — композитор сочинял быстро, работал мастеровито, иногда использовал музыкальный материал повторно, помещая его в новый контекст. В ход всегда шло всё когда-либо написанное или остававшееся в набросках.

Читая дневники Прокофьева студенческих времён, чуть ли не больше всего поражаешься тому, как он умел распорядиться своим временем. Ни одного дня, ни одного вечера не проходило впустую, максимально насыщенно была прожита буквально каждая минута — в многочасовых пеших путешествиях по пригородам, в импровизированных любительских концертах, в обществе интересных ему людей, в театрах, на музыкальных вечерах, и, конечно, в композиторских трудах. Математический склад ума и предельная внутренняя организованность проявились в выборе хобби — игра в шахматы и бридж. Он очень гордился своими партиями, сыгранными с известными шахматистами Э. Ласкером, Х. Р. Капабланкой, М. Эльманом, С. Тартаковером. А его матч 1937 года со скрипачом Д. Ойстрахом вызвал всеобщий интерес.

Шахматный матч между Сергеем Прокофьевым и Давидом Ойстрахом

Прокофьев бывал и резким, и в то же время ранимым, ориентировался только на собственные суждения об искусстве, но постоянно искал единомышленников, способных разделить его художественные и эстетические идеалы. Сергей Сергеевич обладал замечательным чувством юмора, что проявлялось и в общении с людьми, и в его литературном творчестве, и, конечно, в музыке. Композитор мог одинаково блистательно написать «Детскую музыку», сказку «Петя и Волк» и в то же время погрузить слушателя в трагические переживания героев на страницах своих опер и балетов. Но в его сочинениях нет места ни безнадёжности, ни апатии, ни унынию, они привлекают бьющей через край энергией, юмором, а иногда и саркастической усмешкой. Один из его популярных фортепианных циклов так и называется — «Сарказмы». Родион Щедрин рассказывал, что Прокофьева, который, как известно, умер 5 марта 1953 года — в один день со Сталиным, непросто было достойно проводить в последний путь. Те, кто кое-как пробрался через толпы людей, чтобы почтить память композитора, несли цветы в горшках, потому что купить букет было невозможно. Острые на язык консерваторцы сразу назвали всё происходящее «последним "Сарказмом" Прокофьева».

Композитор, которого величали «Ребёнком богов», «Солнечным богачом» (К. Бальмонт), ещё при жизни ставший настоящим классиком, а сегодня поименованный «Моцартом XX столетия» (В. Гергиев) был понят далеко не сразу. Впрочем, это участь всех творцов, идущих на несколько шагов впереди своего поколения. Хрестоматийный пример: великая Галина Уланова, признанная во всём мире лучшей исполнительницей роли Джульетты в любимом всеми балете Прокофьева «Ромео и Джульетта», поначалу считала, что музыка это не балетная, и не очень представляла, как под неё можно танцевать. Ей мешали специфичность оркестровки, камерность музыки, необычность и частая смена ритмов, создававшая, как ей казалось, бесчисленные неудобства для танца. Музыка была непривычна, и артисты балета даже побаивались её…

Галина Уланова и Константин Сергеев в балете «Ромео и Джульетта»

Если Прокофьева не всегда понимали даже чуткие артисты и музыканты, то что и говорить о тех, кто выступал на судилище 1948 года после выхода постановления ЦК ВКП(б) «Об опере "Великая дружба" В. Мурадели». В этом прискорбно известном документе несколько самых видных и самобытных композиторов — Прокофьев, Шостакович, Шебалин, Хачатурян (и другие) подверглись травле за «формализм». Некоторые сочинения Прокофьева секретным приказом Комитета по делам искусств даже были запрещены к исполнению. И только спустя год по личному распоряжению Сталина приказ был отменён. При этом нельзя сказать, что композитор был обойдён милостями властей: Народный артист РСФСР (1947), Лауреат Ленинской премии (1957), шести Сталинских премий (1943, 1946 — три премии, 1947, 1952). Как видим, несмотря на жёсткую и несправедливую критику, и до выхода скандального постановления, и после него заслуги Прокофьева были достойно оценены.

Любопытно, что статья о Прокофьеве в Википедии открывается объёмным разделом, озаглавленным: «Русский, советский или российский композитор»? Он, безусловно, и глубинно русский, и, несомненно, советский, и, конечно, российский. Но правильнее всего назвать музыку Прокофьева мировым культурным достоянием и поставить его в один ряд с бессмертными — Бахом, Моцартом, Бетховеном, Чайковским и другими столь же великими.


Ольга Сайгушкина — доцент Санкт-Петербургской Консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова, кандидат искусствоведения, профессор

3 апреля 1836 — 185 лет назад — принято решение о постройке первой в истории России пассажирской железной дороги — Царскосельской железной дороги
4 апреля 1716 — 305 лет назад — в Петербург прибыли скульптор Карло Бартоломео Растрелли и его сын, будущий архитектор Франческо Бартоломео Растрелли, который позднее построил Большой Петергофский дворец, Большой Екатерининский дворец, Строгановский дворец, Зимний дворец
11 апреля 1931 — 90 лет назад — в ночь с 11 на 12 апреля в присутствии семи тысяч зрителей впервые показан опыт с маятником Фуко в Исаакиевском соборегде был открыт Государственный антирелигиозный музей
11 апреля 1991 — 30 лет назад — учреждено общественное объединение «Институт Петербурга», распространяющее знания по истории и культуре Петербурга
12 апреля 1971 — 50 лет назадСпас на крови стал филиалом музея «Исаакиевский собор»
15 апреля 1886 — 135 лет назад — в Кронштадте родился Николай Степанович Гумилёв, русский поэт Серебряного века, создатель школы акмеизма, первый муж Анны Ахматовой, путешественник по восточной и северо-восточной Африке
17 апреля 1881 — 140 лет назад — освящена часовня на месте покушения на Александра II, нынче на этом месте Спас на крови
18 апреля 1916 — 105 лет назад — в доме Рубинштейна на Марсовом поле открылось литературно-артистическое кабаре «Привал комедиантов» Вс. Мейерхольда, Н. Петрова и Н. Евреинова. «Привал комедиантов» явился преемником кабаре «Бродячая собака»
19 апреля 1861 — 160 лет назад — состоялось первое заседание Комитета грамотности, в которое вошли Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев, известные ученые и литераторы. Комитет способствовал распространению грамотности и знаний среди крестьян путем издания книг «для народа»
23 апреля 1836 — 185 лет назад — вышел первый номер пушкинского журнала «Современник»
23 апреля 1891 — 130 лет назад — родился композитор Сергей Сергеевич Прокофьев
29 апреля 1961 — 60 лет назад — открылась вторая линия метро, от станции «Технологический институт» до станции «Парк Победы»
30 апреля 1956 — 65 лет назад — открыта станция метро «Пушкинская»