ВНИМАНИЕ! Из-за введенных ограничений в работе организаций возможны изменения. Перед покупкой билетов и посещением проверяйте актуальную информацию на официальных сайтах организаций и мероприятий!

null Про коллективный советский юмор и папу русского стендапа: интервью с Антоном Борисовым


Про коллективный советский юмор и папу русского стендапа: интервью с Антоном Борисовым
3 апреля 2021

2 апреля в Доме-музее Ф. И. Шаляпина открылась выставка «Кто ты, папа русского стендапа?» Мы поговорили с её куратором, комиком Антоном Борисовым, и узнали подробности о проекте.

– Как родилась идея создания выставки «Кто ты, папа русского стендапа?»

– Я не представляю свою жизнь без юмора — он есть в моей жизни уже очень давно, и сложно представить, что он когда-нибудь исчезнет. Я люблю делиться смехом с людьми, поэтому мне очень хотелось разобраться в истории и особенностях юмора.

Затем я познакомился с Людмилой Пергамент — основателем и вдохновителем издательства «Пергамент» и одноимённой компании, разрабатывающей музейные проекты.

Мне нужен был новый подход в разработке моих афиш, а ребята стали посещать мои концерты — ловить вдохновение! Так завязалась крепкая дружба, что само собой привело к сближению таких далёких друг от друга слов, как "stand-up" и «музей».

– В выставочном проекте делается огромный акцент на советский юмор. Какой он?

– Советский юмор — он коллективный, не индивидуальный. Об этом можно написать огромный труд на тысячи страниц, но в целом слово «коллективный» очень подходит.

– На какие этапы можно разделить процесс становления советского юмора?

– Чёткого деления на этапы не существует. Вот, например, есть вариант деления на 3 этапа: до появления жёсткой цензуры, затем жёсткая цензура и, наконец, развал системы.

Во времена «военного коммунизма» ещё существовали кабаре, а конферанс состоял практически из сплошной импровизации. Позже начинается процесс «упорядочивания»: кабаре превращаются в театры миниатюр и эстрады. Постепенно завершается процесс централизации и исчезает импровизация.

К середине века жанр конферанса превращается в штамп и всё держится уже не на системе, а на индивидуальных прорывах. Аркадий Райкин — яркий тому пример.

Разнообразнейшие дуэты превращаются в клоны своих предшественников, а индивидуальный юмор всё больше превращается в коллективный: КВН, «Кабачок 13 стульев», «Вокруг смеха» и так далее. Всё это заканчивается распадом СССР, что качнуло маятник в сторону более индивидуального юмора.

– Удивит ли эта выставка даже самого истинного любителя советского юмора? Что будет представлено на выставке?

– Выставка удивит не только любителя, но и профессионала, так как в ней представлены экспонаты особой значимости, многие из них — впервые. Особенно рекомендую подойти к стенду, где представлен отрывок из книги Марка Дубовского «От Жванецкого до Задорнова».

Чуть не забыл: думаю, что гости выставки оценят необычный подход к подаче в виде детективной доски.

– Расскажите подробнее, что за детективная доска и как она связана с темой выставки?

– Наше «расследование» включало в себя наиболее значимых персонажей отечественной эстрады всего охваченного нами периода, то есть с конца Российской империи и до распада СССР, а также выдающиеся явления юмористической жизни той поры — театры-кабаре, театры эстрады, телевизионные проекты.

Мы изучали профессиональные связи между артистами и проектами, а также связи родственные и творческие. В некоторых случаях, как, например, с передачей «Вокруг смеха», пришлось ограничиться самыми прочными связями, поскольку в противном случае пришлось бы превратить детективную доску в настоящую паутину, и она бы скорее запутывала зрителя, чем помогала ему разобраться в пёстром многообразии российской эстрады XX века.

– Что нового лично для себя Вы узнали при подготовке выставки?

– Лично я систематизировал все свои знания по истории в целом и истории юмора в частности. Вот Вы знали, например, что у Сталина был любимый комик? Для меня это было сюрпризом.

– Как Вы думаете, кто же станет папой русского стендапа?

– Исторически первый отечественный конферансье — Никита Балиев. Его мы точно можем называть «папой русского стендапа».

– Есть ли у Вас уже планы на новую выставку или проект? Над чем Вы сейчас работаете?

– Я являюсь консультантом этой конкретной выставки о возникновении «отечественного стендапа». Если «Пергамент» пойдёт дальше и охватит более ранние или более поздние периоды отечественного юмора, то я с удовольствием присоединюсь.

А так, как и всегда, — работаю над собственными концертами, где буду рад видеть всех. Сейчас у меня идёт активная работа над двумя большими экспериментами: stand-up с симфоническим оркестром и с театром танца. Что из этого получится? Пока не знаю, но уверен, что что-то интересное и абсолютно запоминающееся.


Алиса Куликова — портал «Культура Петербурга», специалист по связям с общественностью и СМИ

Фотографии предоставлены организаторами выставки «Кто ты, папа русского стендапа?»

1 мая 1931 — 90 лет назад — Ленинград признан первым в стране городом сплошной грамотности
2 мая 1951 — 70 лет назад — после войны открылся Музей А. В. Суворова
6 мая 1806 — 215 лет назад — начата перестройка Адмиралтейства по проекту архитектора А. Д. Захарова
7 мая 1991 — 30 лет назадв Петропавловской крепости открыт памятник Петру I работы скульптора Михаила Шемякина
9 мая 1946 — 75 лет назад — после реставрации открыт Государственный Русский музей
10 мая 1866 1706 года — 315 лет назад — на Адмиралтейской верфи спущен на воду первый корабль
10 мая 1721 года — 300 лет  назад — издан указ «О содержании в Санкт-Петербурге по улицам фонарей, о чищеньи и мощении камнем улиц»
10 мая 1866 — 155 лет назад — по указу императора Александра II Манежная площадь получила своё имя
12 мая 1926 — 95 лет назадв Филармонии впервые исполнена Первая симфония Д. Д. Шостаковича
13 мая 1836 — 185 лет назад — началось строительство первой в России железной дороги по маршруту Петербург — Царское Село — Павловск
14 мая 1806 — 215 лет назад — открыто регулярное водное сообщение между Санкт-Петербургом и Кронштадтом
15 мая 1846 — 175 лет назад — основано Санкт-Петербургское археологическо-нумизматическое общество (Императорское Русское археологическое общество)
16 мая 1856 — 165 лет назад — в Театре-цирке (сейчас на его месте находится Мариинский театр) состоялась премьера оперы А. С. Даргомыжского «Русалка»
16 мая 1896 — 125 лет назад — состоялся первый в России публичный киносеанс в саду «Аквариум»
17 мая 1866 — 155 лет назад — основано Русское техническое общество
17 мая 1871 — 150 лет назад — родилась художница Анна Петровна Остроумова-Лебедева
18 мая 1896 — 125 лет назад — на Невском проспекте открыт первый в городе кинотеатр
19 мая 1801 — 220 лет назад — открыт памятник А. В. Суворову на Марсовом поле
22 мая 1711 — 310 лет назад — первая городская типография напечатала первый в Санкт-Петербурге номер газеты «Ведомости»
22 мая 1916 — 105 лет назад — установлен памятник Лермонтову работы скульптора Б. Микешин
23 мая 1911 — 110 лет назад — открыт памятник миноносцу «Стерегущий»
30 мая 1886 — 135 лет назад — во время полета на воздушном шаре над Петербургом была сделана первая аэрофотосъемка в России