ВНИМАНИЕ! Из-за введенных ограничений в работе организаций возможны изменения. Перед покупкой билетов и посещением проверяйте актуальную информацию на официальных сайтах организаций и мероприятий!

null Первые мосты в Петербурге


Первые мосты в Петербурге
1 апреля 2021

Сегодня сложно представить Петербург, город рек и каналов, без его знаменитых мостов. Между тем, со дня основания города успело пройти больше полувека, прежде чем было решено строить первые переправы. Случилось это 3 апреля 1760 года, и накануне памятной даты мы расскажем о самых старых мостах Петербурга. 

Всего в Петербурге 342 моста, а вместе с пригородами — около 800. Но появились они не сразу. Петр I препятствовал возведению переправ, поскольку считал, что они вредят развитию судоходства — а без них петербуржцы были вынуждены передвигаться по воде. Первая переправа появилась только после его смерти, когда Сенат выпустил указ о строительстве мостов «для проезда сухим путем с Петербургского на Аптекарский, а с него на Каменный» острова

Самые старые мосты Санкт-Петербурга относились к началу XVIII в. и до наших дней не дошли. Они строились из дерева, вследствие чего были недолговечны. Поскольку средний срок эксплуатации деревянного моста составлял 20-30 лет, береговые устои и опоры часто делали из камня. Во второй половине XVIII века, одновременно с сооружением каменных набережных, начинается строительство каменных мостов. Через Большую Неву прокладывали только наплавные мосты, которые удерживались на плаву за счет понтонов, лодок или плашкоутов — небольших плоскодонных судов грубой работы.

В начале XIX века стали возводить металлические мосты через малые реки и каналы. Позже появились первые постоянные мосты через Неву — Благовещенский, Литейный и Троицкий.

Фото: ru.wikipedia.org


Иоанновский мост

История моста тесно связана с Петропавловской крепостью. Наплавной деревянный мост у Меншикова бастиона соединял Петропавловскую крепость на Заячьем острове с Березовым (ныне Петроградском) островом. В 1706 году он ожидаемо получил название Петровского, и только в 1887 году мост переименовали в Иоанновский по названию ближайшего равелина. 

За всё время своего существования мост неоднократно перестраивался. Сначала это был наплавной деревянный мост, потом его сделали постоянным деревянным с подъемной частью посередине. В середине XX века после Великой отечественной войны у моста появились чугунные решетки художественного литья и торшеры с фонарями.
В XXI веке на мосту появился жилец. В честь 300-летия Петербурга в 2003 году на сваях моста установили фигурку зайца, которая получила неофициальное название «Зайчик, спасшийся от наводнения». Авторами проекта стали скульптор Владимир Петровичев и архитектор Сергей Петченко.

Иоанновский мост считается одним из самых первых мостов Санкт-Петербурга.

Фото: visit-petersburg.ru

Первый Исаакиевский (Невский) плашкоутный мост

Первый наплавной мост через Неву до наших дней не сохранился. Его название произошло от небольшой деревянной церквушки Иcaaкия Далматского на левом берегу Heвы. 

Этот мост в 1727 году возвел первый русский кораблестроитель Ф. П. Пальчиков по распоряжению генерал-губернатора светлейшего князя А. Д. Меншикова. Конструкция на 26 деревянных барках-плашкоутах должна была соединить его усадьбу на Васильевском острове с землей. Вскоре после завершения строительства Меншиков был арестован, а царский двор во главе с императором Петром II переселился в Москву, поэтому после зимы мост восстанавливать не стали, да и денег в канцелярии не имелось. Мост восстановили на прежнем месте лишь весной 1732 года согласно указу Анны Иоанновны «О делании через Неву на Васильевском острову моста на барках». 

Любопытный факт: 
За передвижение пo Исаакиевской переправе взималась плата, которую отменили в 1754 году.

В 1819–1821 годах мост реконструировали, превратив в понтонный, после чего он стал ежегодно собираемым мостом. Именно по этому мосту учёный-естествоиспытатель М. В. Ломоносов ходил в Химическую лабораторию и на заседания Академии наук на Васильевском острове. После того как построили постоянный Благовещенский мост ниже по течению Невы, Исаакиевский мост потерял транспортное значение.

Уже в наше время, в 1991 году, по проекту архитектора В. М. Иванова на Университетской набережной установили мемориальную доску: «Здесь находился первый в городе наплавной Исаакиевский мост. Береговые устои сооружены в 1819–1821 гг. по проекту инженера А.А. Бетанкура. 1727–1916». 

Фото: pikabu.ru

Благовещенский мост

Первый постоянный мост через Большую Неву появился в 1850–1855 годах. С того времени он несколько раз менял названия, каждое из которых отражало изменения в жизни города.
Сначала мост носил название Благовещенского, поскольку тогда рядом находилась Благовещенская площадь. После смерти императора Николая I в 1855 году он стал именоваться Николаевским, а потом — мостом Лейтенанта Шмидта, руководителя севастопольского восстания на крейсере «Очаков» в 1905 году. В начале XXI века мосту вернули первое первое название. 

Мост сделали настолько прочным, что его несущие опоры прослужили до 1936 года, а старые пролетные конструкции были использованы при строительстве моста через Волгу в Твери.


Сейчас это единственный мост на Неве, чей фундамент сделан из деревянных свай. Он считается одним из самых старых из существующих мостов через Неву.

Фото: skyscrapercity.com

Литейный мост

До основания Санкт-Петербурга в этом районе пролегала переправа на пути из России в Швецию: на одном берегу заканчивалась Новгородская дорога, на другом начиналась дорога на Выборг. Здесь возвели второй в городе плашкоутный мост, получивший название Воскресенского. Наплавному мосту пришлось покочевать по всей реке. В начале XIX века его перенесли к Летнему саду и дали название «Петербургский». 

После того, как в 1849 году Литейный двор был упразднен, а Литейный проспект продолжен до Невы, к нему и был переведен наплавной Воскресенский мост, который переименовали в Литейный.

Весной бурный ледоход сорвал переправу, и решением комиссии в 1875 году вместо наплавного моста начали возводить постоянный одноименный мост. Кроме того, в конце XIX века Выборгская сторона стала центром фабричной и заводской жизни, и существовавший в то время наплавной мост не справлялся с увеличившимся во много раз объемом грузопотока. Автором проекта стал инженер Аманд Егорович Струве, которому поручили построить мост за четыре года. 

Литейный мост считается вторым постоянным мостом после Благовещенского. Он построен через самое глубокое место Невы (24 метра) и разводится, чтобы пропускать корабли. Также мост стал первым постоянным мостом, чье освещение было электрическим. На нем были установлены фонари со «свечами» русского электротехника П. Н. Яблочкова, который на тот момент находился в ореоле всемирной славы. Его чугунные решетки украшают барельефы с изображением русалок, которые держат в руках герб Петербурга.

Фото: bonjurabajur.ru

Троицкий мост

Этот мост много чем примечателен: 

  • это третий постоянный мост через Неву (после Благовещенского и Литейного);
  • считается одним из самых красивых мостов Петербурга; 
  • занесен в список объектов культурного наследия России регионального значения;
  • считался самым длинным мостом в городе до возведения в 1965 году моста Александра Невского;
  • в честь него назван танкер «Троицкий мост», построенный на заводе «Адмиралтейские верфи»;
  • именно под пролетом Троицкого моста на спор пролетел Валерий Чкалов, легендарный советский лётчик.

Традиционно он был возведен на месте наплавного моста. Проект французской фирмы «Батиньоль» был признан лучшим в результате двух международных конкурсов. Победители обошли как и своих соотечественников — фирму знаменитого французского инженера Густава Эйфеля, так и русских мостостроителей. Выбор именно этого проекта укрепил сотрудничество двух государств. В церемонии закладки Троицкого моста принимал участие французский президент Феликс-Франсуа Фор. Это был ответный жест после визита Николая II в Париж для закладки моста через Сену, который и по сей день носит имя русского императора Александра III.

Позже Троицкий мост был реконструирован российскими инженерами.

Фото: ru.wikipedia.org


Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга»

3 апреля 1836 — 185 лет назад — принято решение о постройке первой в истории России пассажирской железной дороги — Царскосельской железной дороги
4 апреля 1716 — 305 лет назад — в Петербург прибыли скульптор Карло Бартоломео Растрелли и его сын, будущий архитектор Франческо Бартоломео Растрелли, который позднее построил Большой Петергофский дворец, Большой Екатерининский дворец, Строгановский дворец, Зимний дворец
11 апреля 1931 — 90 лет назад — в ночь с 11 на 12 апреля в присутствии семи тысяч зрителей впервые показан опыт с маятником Фуко в Исаакиевском соборегде был открыт Государственный антирелигиозный музей
11 апреля 1991 — 30 лет назад — учреждено общественное объединение «Институт Петербурга», распространяющее знания по истории и культуре Петербурга
12 апреля 1971 — 50 лет назадСпас на крови стал филиалом музея «Исаакиевский собор»
15 апреля 1886 — 135 лет назад — в Кронштадте родился Николай Степанович Гумилёв, русский поэт Серебряного века, создатель школы акмеизма, первый муж Анны Ахматовой, путешественник по восточной и северо-восточной Африке
17 апреля 1881 — 140 лет назад — освящена часовня на месте покушения на Александра II, нынче на этом месте Спас на крови
18 апреля 1916 — 105 лет назад — в доме Рубинштейна на Марсовом поле открылось литературно-артистическое кабаре «Привал комедиантов» Вс. Мейерхольда, Н. Петрова и Н. Евреинова. «Привал комедиантов» явился преемником кабаре «Бродячая собака»
19 апреля 1861 — 160 лет назад — состоялось первое заседание Комитета грамотности, в которое вошли Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев, известные ученые и литераторы. Комитет способствовал распространению грамотности и знаний среди крестьян путем издания книг «для народа»
23 апреля 1836 — 185 лет назад — вышел первый номер пушкинского журнала «Современник»
23 апреля 1891 — 130 лет назад — родился композитор Сергей Сергеевич Прокофьев
29 апреля 1961 — 60 лет назад — открылась вторая линия метро, от станции «Технологический институт» до станции «Парк Победы»
30 апреля 1956 — 65 лет назад — открыта станция метро «Пушкинская»