ВНИМАНИЕ! Из-за введенных ограничений в работе организаций возможны изменения. Перед покупкой билетов и посещением проверяйте актуальную информацию на официальных сайтах организаций и мероприятий!

null Путями освобожденной Европы


Путями освобожденной Европы
10 апреля 2021

Со 2 апреля по 23 мая в Парадном корпусе РОСФОТО на втором этаже проходит выставка «Освобожденная Европа», на которой побывали сотрудники портала «Культура Петербурга».


Последний период войны

Выставка посвящена последнему периоду Второй мировой войны —  1944-1945 годам, когда Красная Армия освободила территорию СССР от немецко-фашистских захватчиков и вышла за пределы своего государства. Освобождение других стран, оказавшихся в немецкой оккупации, происходило, в основном, в порядке двухсторонних соглашений либо с правительствами этих стран, находившимися в эмиграции, либо с руководящими силами движения Сопротивления.

Помимо Берлинской операции Красная Армия провела ряд крупных военных операций, в том числе:

  • Белорусская наступательная операция «Багратион», в результате которой были освобождены Белорусская ССР, большая часть Литовской ССР и значительная часть Польши, а когда советские войска вышли непосредственно к границам Германии — Восточной Пруссии.
  • Львовско-Сандомирская операция против нацистской Германии и Венгрии, в ходе которой была освобождена Западная Украина и Юго-Восточная Польша.
  • Ясско-Кишинёвская операция против нацистской Германии и Румынии, после чего была освобождена Молдавия, Румыния выведена из войны.
  • Прибалтийская операция, входе которой от немецких войск была освобождена Эстония, Латвия и Литва.
  • Висло-Одерская стратегическая наступательная операция, в ходе которой была освобождена территория Польши к западу от Вислы.
  • Восточно-Карпатская операция и Белградская операция, в ходе которых была освобождена Закарпатская Украина и восточные и южные частей Югославии.
  • Петсамо-Киркенесская операция, проходившая на территории Финляндии и Норвегии.
  • Пражская наступательная операция — последняя стратегическая операция Красной армии в Великой Отечественной войне, в ходе которой от немецких войск была освобождена Чехословакия и её столица Прага.
  • Восточно-Прусская операция.

Эти передвижения стоит изучить на географической карте перед посещением выставки для более глубокого и ясного восприятия экспозиции, поскольку вы встретите названия операций в аннотациях без особых расшифровок. При их проведении безвозвратные потери Красной армии составили около одного миллиона солдат и офицеров, наибольшие потери — порядка 600 тысяч человек — при освобождении Польши. Около 140 тысяч были убиты в ходе боёв за Венгрию и ровно столько же — в Чехословакии, где оборона нацистов была наиболее прочной.

Военные успехи Красной армии обеспечили политические условия для того, чтобы была создана ялтинско-потсдамская система международно-правовых отношений, которая определила послевоенный миропорядок и границы государств на многие десятилетия.

В любом случае, как бы ни трактовались события того времени, советские солдаты освободили страны Центральной и Юго-Восточной Европы с населением 113 миллионов человек от немецко-фашистских захватчиков — это Румыния, Польша, Болгария, Югославия, Чехословакия, Венгрия, Австрия, Германия, Норвегия, Дания.

Стенд выставки


Освобождение Европы

Экспозиция «Освобожденная Европа» стала результатом объединенных усилий:

  • РОСФОТО;
  • Военно-медицинского музея в Санкт-Петербурге;
  • Российского государственного архива кинофотодокументов (Красногорск);
  • Борнхольмского музея (Дания).

Перед кураторами фотовыставки встала весьма непростая задача — спрессовать огромный объем перипетий в пространство всего лишь шести залов и визуально показать то время. Крайне жесткий отбор экспонатов был неизбежен, тем не менее организаторам удалось передать основные стороны быта этого периода.

Придя на выставку, посетитель сразу оказывается на перепутье. Разделы, посвященные жизни побежденной Германии, Потсдамской конференции и Нюрнбергскому процессу, находятся справа и фактически отделены от анфилады залов, посвященных странам, которые освобождала Красная Армия — они находятся слева.

 

Лучше всего начать с просмотра фотографий и экспонатов, посвященных освобождению Европы, чтобы иметь возможность сравнить с тем, как визуально представлена жизнь Германии в то же время.

Экспозиция включает 150 уникальных фотографий, созданных известными советскими фотографами, такими как Е. Халдей, Э. Евзерихин, Г. Зельма, С. Гурарий, М. Трахман, Е. Копыт, В. Гребнев, В. Темин, Р. Диамент, И. Шагин, А. Дитлов, Б. Вильяшев, Б. Лосин, Б. Пушкин, Л. Доренский. На выставке также представлены снимки фронтовых фотокорреспондентов, чьи имена не дошли до нашего времени.

Анфилада залов выставки «Освобожденная Европа»

Несмотря мажорный тон, который взяли организаторы выставки, вы все же не увидите ухода в залихватский настрой Победы. С нашей точки зрения, квинтэссенцией выставки можно считать фотографию танка в полевых цветах во время наступления в Бухаресте. Автор неизвестен. Это безмятежное мирное небо, распустившиеся цветы… И по ним и танк, и пехота идут в бой! Оказавшись в уголке, посвящённом Румынии, не проходите мимо этого снимка.

Неизвестный автор.
Наступление Красной армии на окраине Бухареста.
Румыния, август 1944.

Каждому из государств посвящена половина зала, кроме Дании, которой отведена вся комната. Все разделы сопровождает краткий рассказ о военной операции и QR-код с доступом к аудиорассказам на платформе Izi.Travel. Они были созданы на основе мемуаров участников событий военных лет и специально записаны для выставочного проекта актерами Санкт-Петербургского государственного театра «Мастерская» Арсением Семеновым и Сергеем Интяковым. К каждому аудио прилагается письменная расшифровка.

Пройдя сквозь все помещения, вы фактически пройдете дорогами Европы — словно вместе с Армией освобождая населенный пункт за населенным пунктом, страну за страной. Несмотря на разнообразие судеб, тематика отобранных фотографий в каждом из пространств сходна:

  • встреча советских солдат жителями освобожденного города;
  • поднятие советского флага;
  • колонны военнопленных;
  • уставшие солдаты;
  • признаки возвращения к мирной жизни: гуляющие жители с детьми, игры на гитаре и даже походы на пляж.

Неизвестный автор. Советская девушка-боец и югославские солдаты.
Белград, Югославия, октябрь, 1944 г.

Евгений Халдей. Освобождение Болгарии. Коча Караджев. Болгария, 1944

Лев Леонидов. День Победы. Вена, Австрия, 9 мая 1945 г.


Датский остров Борнхольм

Почему такому малоизвестному в России событию — пребыванию советских солдат на датском острове Борнхольм — отведен целый зал? В 2021 году исполняется 75 лет с тех пор, как 5 апреля 1946 года советские войска покинули Борнхольм, завершив свое 11-месячное пребывание здесь. Их портреты сделаны датскими фотомастерами. На экспозиции представлена только часть большой коллекции, которая составляет центральную часть юбилейной выставки в музее Борнхольма. Обратите внимание, что представленные портреты солдат отображают национальное разнообразие советской армии. Их глаза смотрят через весь коридор, через все залы, через страны прямо на фотографию Евгений Халдея «Нюрнбергский процесс. Зал заседаний». Чтобы увидеть этот эффект, дойдя до портретов, обернитесь назад.

Фотографии советских солдат на датском острове Борнхольм, 1945 – 1946 годы

Евгений Халдей. «Нюрнбергский процесс. Зал заседаний». Германия, 1946

Выступление Якоба Сирупа, куратора музея:

 

Другая сторона победы

Но визуальный рассказ о том времени не может быть полон без рассказа о боях, медицине и концлагерях, а также о тех, кто потерпел поражение. Как об этом рассказать?

В залах, посвященных освобожденным странам, организаторы выставки не уклонились от печальных сторон того времени, без чего рассказ о той эпохе был бы весьма неполон. Они тщательно отобрали экспонаты, которые представили другую стороны победы, не проваливаясь в жестокий натурализм. О возвращении домой рассказывают фотографии радостных лиц беженцев. Тему боев раскрывают снимки танков, идущих по разрушенным улицам, портреты евреев с желтыми звездами в разделах экспозиции о Польше и Югославии, фотография остатков флюгера самолета, застрявших в руинах. Также это картины и медицинские приборы, предоставленные Военно-медицинским музеем.

П. Макрушенко. Освобожденные евреи близ города Бор. Югославия, 1944

Неизвестный автор.
Танкисты 2-ого Украинского фронта в бою на подступах к Будапешту.
Венгрия, декабрь, 1944

Справа от набора инструментов групповая фотография - сотрудники югославского Института переливания крови с Н.Н. Александровым - полковником медицинской службы, сотрудником хирургического полевого госпиталя 737, впоследствии он стал сотрудником Медицинского совета СССР в Югославии.
Вверху он же с братом, ниже его знак «Почетный донор Югославии».
Портсигар (внутри дарственная надпись от югославских партизан)
и рукописный сборник рецептов Ивана Бондарева.
Голубой бланк - карточка раненого югославской армии на сербском языке.

Рисунки несколько смягчают прямое восприятие увиденного, хотя сюжет изображения может резко контрастировать с рядом расположенными снимками. Ведь фотография безжалостно и точно запечатлевает именно то, как все было. Напротив снимков врачей в кипенно-белых халатах рядом с внешне здоровыми пациентами лежит рисунок концлагерных печей лагеря смерти Майданек.

На фотографиях посередине - гарнизонный госпиталь в Вене.
Слева - И.Н. Струнников, Карлов мост в Праге.
Справа - Н.А. Лаков. Крематорий Майданека, лагерь смерти Третьего рейха на окраине польского города Люблина.

Акварельный рисунок с натуры изображает, как мимо крематория в концлагере Маутхаузен в Австрии волокут человека с каторжных работ. Он лежит на самом дне стеклянной витрины под этажами медицинских инструментов, изобретенных для спасения жизни людей.

Концлагерь был построен заключенными Дахау. К концу Второй мировой войны система концлагерей Маутхаузена-Гузен из 49 филиалов по всей Верхней Австрии считалась самыми жестокими нацистскими концлагерями на территории страны. Узниками Маутхаузена стало около 335 тысяч человек; казнено было свыше 122 тысяч человек и больше всех — свыше 32 тысяч — советских граждан, 11 из них были сожжены в крематории живыми.

В 1945 году примерно 400-500 узников, в основном — советских офицеров, совершили массовый побег из «блока смерти», но выжило только 11 из них. Остальных уничтожили преследующие их нацисты с помощью местного населения. Это событие известно как Мюльфиртельская охота на зайцев. По мотивам этого побега снято три фильма, один из которых вызвал большой скандал в Австрии.

После окончания Второй мировой войны на месте Маутхаузена создан мемориальный музей. На его территории есть памятник генерал-лейтенанту инженерных войск Дмитрию Карбышеву, стела в память о советских военнопленных и мемориальная доска.

С. Е. Подорожный. Возвращение с каторжных работ в концлагере Маутхаузен.
Рисунок сделан при содействии испанцев-республиканцев с натуры из окна испанского барака.

Из художников на выставке представлены Н. А. Лаков, И. Н. Струнников, Н. Г. Козлов, М. Ц. Рабинович, И. А. Ершов, С. Е. Подорожный. Все они — участники Великой Отечественной войны, которые делали зарисовки на фронте.

Напротив фотографий Потсдамской конференции, где решались судьбы стран и мира, и радостной встречи союзников на Эльбе висят картины Е. А. Львова об эвакуации раненых. Художник служил в составе фронтовых бригад и писал этюды и рисунки во время освобождения Европы, поэтому сотрудникам Военно-медицинского музея показалось логичным предложить для выставки именно его работы.

Работы художника Е. А. Львова

В отделе Германии экспозиция носит более мрачный философский характер. Квинтэссенцией этого раздела можно счесть фотографию Евгения Халдея «Зачем война?». Здесь вы не увидите радостных лиц ни побежденных, ни победителей. Молодые лица последних защитников Берлина, которых погнали в бой, советские солдаты, которые кормят голодных жителей столицы, жмущиеся друг к другу побежденные…

Евгений Халдей. «Зачем война?». Германия, 1945

Особо стоит отметить известную фотографию Евгения Халдея «Знамя победы», сделанную на крыше полуразрушенного Рейхстага и считающуюся символом победы СССР. Обычно в интернете ее публикуют в отзеркаленном виде. Это еще раз возвращает нас к вопросу о важности просмотра оригиналов, когда посетитель, придя в музей, обнаруживает, как отпечаток отличается от увиденной копии в интернете.

Евгений Халдей. «Знамя Победы». Германия, Берлин, 1945

На выставке представлены как уже известные фотографии, так и уникальные снимки, которые вместе рассказывают о простом человеке в той весенней Европе, медленно поворачивающейся к мирной жизни.

Евгений Халдей. Въезд в Великое Тырново. Болгария, 12 октября 1944 г.


Автор: Ирина Иванова — редактор портала «Культура Петербурга», фотограф, участник групповых выставок

5 июня 1946 — 75 лет назад — День прорыва морской блокады Ленинграда
6 июня 2016 — 5 лет назад — рядом со станцией метро «Чёрная речка», между домами № 1 и 3 по улице Савушкина, открыта скульптурная композиция «Пушкин ушёл»
7 июня 1926 — 95 лет назад — в Ленинграде состоялись испытания первого советского дирижабля
10 июня 1706 — 315 лет назад — начата перестройка Петропавловской крепости в камне
10 июня 1931 — 90 лет назад — с Московского вокзала отправился первый рейс «Красной стрелы» (Ленинград — Москва)
11 июня 1806 — 215 лет назад — заложено здание Смольного института (архитектор Джакомо Кваренги)
12 июня 1921 — 100 лет назад — открытие Государственной филармонии
12 июня 1886 — 135 лет назад — открылся увеселительный сад «Аквариум», где состоялся первый в России публичный киносеанс
12 июня 1946 — 75 лет назадв Малом оперном театре прошла премьера первой части оперы С. Прокофьева «Война и мир»
12 июня 1991 — 30 лет назад — в ходе референдума большинство горожан проголосовало за возвращение городу исторического названия Санкт-Петербург
15 июня 1911 — 110 лет назад — открылся первый Всероссийский съезд библиотекарей
17 июня 1896 — 125 лет назадв Александровском саду установлены бюсты Н. Гоголя и М. Лермонтова
21 июня 1901 — 120 лет назад — заложен Суворовский музей
27 июня 1766 — 255 лет назадна Дворцовой площади был проведен рыцарский турнир (конная рыцарская карусель)
28 июня 1816 — 205 лет назад — открыто новое здание биржи
29 июня 1941 — 80 лет назад — начало эвакуации в Ленинграде
30 июня 1881 — 140 лет назадоткрыт увеселительный сад «Аркадия» (ныне на этом месте расположена станция метро «Чёрная речка» и сквер)