ВНИМАНИЕ! Из-за введенных ограничений в работе организаций возможны изменения. Перед покупкой билетов и посещением проверяйте актуальную информацию на официальных сайтах организаций и мероприятий!

null Участие военных представительств России за рубежом в организации заказов для ВМФ в Первую мировую войну


Участие военных представительств России за рубежом в организации заказов для ВМФ в Первую мировую войну
29 апреля 2021

В 1914 году началась Первая мировая война. Союзниками Германии были Австро-Венгрия, Болгария, Турция. На стороне Антанты — 29 государств и британские доминионы: Австралия, Канада, Новая Зеландия, Южно-Африканский Союз и колония Индия. В войне погибло около 10 миллионов человек, получили ранения и увечья 20 миллионов, почти 10 миллионов скончались от голода и болезней. В Первой мировой участвовало 33 государства с населением 1,5 миллиарда человек.

Россия начала подготовку к войне позднее, чем Германия, где планы роста армии и флота были приняты в 1898 и 1900 годах. Лишь в 1912 и 1914 годах в России были утверждены программы по увеличению Балтийского и Черноморского флотов, в 1913-м — «Большая программа по усилению армии», выполнение которых планировалось завершить в конце 1916-1917 годов.

Иван Константинович Григорович (1853—1930), адмирал, с 19 марта 1911 года морской министр России
Художник П. Н. Бажанов, 1911 г.
Из коллекции ЦВММ им. императора Петра Великого

Потребовалось создание Балканского и Кавказского фронтов, выработка и выполнение коалиционных планов поставок вооружения, боеприпасов — всего необходимого для ведения войны — союзниками друг другу. Здесь необходимо упомянуть, что сразу же после окончания Русско-японской войны в размещении заказов на зарубежных верфях активное участие принимали российские военно-морские атташе. Корабли строились с учётом как опыта войны, так и появлявшихся новых видов кораблей как на Западе и в Америке, так и в Японии. Во Франции был построен крейсер «Адмирал Макаров».

Крейсер «Адмирал Макаров», построен во Франции на верфи «Ла-Сен-сюр-Мер» в 1908 г.
В составе Балтийского флота принял участие в Первой мировой войне

А за несколько лет до её начала был спроектирован и строился в Англии (наблюдатели К. А. Теннисон и А. П. Титов), крейсер «Рюрик». Стоимость заказа составляла 1,5 миллиона фунтов. Это был крупный русский броненосный крейсер, один из самых удачных кораблей этого класса в мире. По своим боевым и тактическим качествам не имел аналогов среди русских крейсеров и соответствовал современным британским броненосным крейсерам типа "Minotaur".

Вся закупочная работа, например, во Франции велась через русского военного атташе А. А. Игнатьева. А при Особом совещании по обороне была создана Комиссия по учёту и распределению иностранной валюты. Английское правительство в августе 1914 года в лице министра иностранных дел Великобритании сэра Э. Грея предложило русскому послу в Лондоне А. К. Бенкендорфу создать англо-русскую комиссию по вопросам размещения военных заказов для России. Другим английским ведомством, с которым сотрудничала Англо-Русская комиссия, был комитет, созданный при военном ведомстве и отвечавший за заказы оружия и боеприпасов. Скоро был создан Англо-Русский комитет. В 1916 году председателем Русского правительственного комитета в Лондоне стал генерал-майор Э. К. Гермониус.

Эдуард Карлович Гермониус (1864—1938), генерал-майор, с 1916 года председатель Русского правительственного комитета в Лондоне

В это время между Российской Империей и Великобританией активно велось военно-техническое сотрудничество в области морских вооружений, техники, приобретения топлива, например, угля. Об этом свидетельствует справка товарища Морского министра начальнику Морского генерального штаба (МГШ) от 8 августа 1915 года, которая даёт представление о структуре российских военно-морских представительств в Англии, Америке и других странах. В документе отмечалось, что от морского ведомства в Англию был командирован ряд должностных лиц со следующими задачами:

1. Морской агент — атташе — штатная категория «капитан 1 ранга». Он взаимодействовал с английским Адмиралтейством по вопросам, касающимся непосредственно флота, его вооружения и снабжения. Ему подчинялись другие должностные лица, командированные в Англию и наблюдавшие за выполнением заказов, закупкой товаров и материалов. Он производил платежи за них из средств, переводимых для него по каждому заказу отдельно.

2. Инженер-механик — штатная категория «капитан 1 ранга», подчинённый морскому агенту. Он организовывал заготовки угля для российского флота и расчёт за него.

3. В распоряжении инженера-механика состояли 2 штаб-офицера и 3 обер-офицера. Они осуществляли мероприятия по всем угольным операциям.

4. Обер-офицер — штатная категория «лейтенант», был подчинён морскому агенту для осуществления шифровальной телеграфной связи с МГШ.

5. Штаб-офицер инженер-механик — штатная категория «капитан 2 ранга». Исполнял поручения морского агента по закупкам для Морского министерства и вел переговоры с английским Министерством амуниции; испрашивал у правительства Англии разрешения на размещение заказов английским фирмам и вывоз готовой продукции, материалов.

6. Штаб-офицер инженер-механик — штатная категория «капитан 2 ранга». Старший, наблюдающий за изготовлением всех заказов, как по качеству, так и требованиям установленными условиями контрактов.

7. 2 штаб-офицера и 3 обер-офицера, наблюдающие. Осуществляли общие мероприятия контроля над ходом выполнения заказов на английских заводах.

8. Штаб-офицер инженер-механик — штатная категория «капитан 2 ранга». Приёмщик на заводе фирмы «Виккерс» морских артиллерийских орудий для Морского министерства Российской Империи.

Георгий Петрович Бахметьев (1847—1928), последний посол царской России в США. Свой пост он занимал с 1911 по 1917 гг.

Итак, Россия производила закупку военно-технического имущества у союзников по Антанте и США. Рынок США с самого начала войны стал приобретать решающее значение для России, став основным источником по производству и поставок военного имущества. К 1916 году сумма военных заказов России в США составляла 1 миллион 215 тысяч рублей. Удельный вес США в импорте составлял более 60 %, до войны он едва достигал 13,2 %. Началом закупок военного имущества в США стало образование комиссии при после Российской империи в США Г. П. Бахметьеве, в составе генерального консула в Нью-Йорке М. М. Устинова, военного атташе и вице-консула. Комиссия собирала информацию о фирмах, готовых выполнить военные заказы для России, а непосредственно сами заказы размещались с помощью посредников.

Русский заготовительный комитет в Америке был образован в августе 1915 года из представителей министерств: Военного, Морского, Торговли и промышленности, ЦВПК и Московского военно-промышленного комитета. Главные задачи комитета состояли в размещении заказов, организации наблюдения за выполнением заказов, в приёме готовой продукции и её перевозке. С весны 1917 года Русский заготовительный комитет в связи с предоставлением Соединенными Штатами России кредитов освободился от опеки Русского правительственного комитета в Лондоне стал и самостоятельно производить заказы и расчёты по ним в Америке. А спустя год после начала Первой мировой войны 18 августа 1915 года генерал-майор Л. А. Ковесский, начальник отдела общих дел, директоры завода «Ноблесснер» М. С. Плотников и Н. А. Карпов подписали договор на поставку 5 подводных лодок типа «Холланд». Флот Российской империи в 1916 году заказал у Канады 17 субмарин. Они были построены по модификации проекта инженера Джона Филипа Голланда "Holland" 602GF/602L на временных верфях в Барнете, в заливе Буррард, недалеко от Ванкувера. Фирма «Ноблесснер» для наблюдения за отправкой подводных лодок командировала в Соединенные Штаты инженера Б. С. Ломницкого, а перевезли их три парохода — «Гишен Мару», «Коан Мару» и «Монтигль».

Российская подводная лодка «АГ-11», 1916 г.

Разгрузка и отправка частей подводных лодок проходила под руководством лейтенанта М. В. Копьева. Затем он и лейтенант Д. С. Карабурджи были назначены наблюдающими за сборкой, а по окончании сборки — первыми командирами двух подлодок. За разгрузкой во Владивостоке и отправкой наблюдали инженер-механик капитан 1-го ранга П. К. Иванов и лейтенант Н. Н. Максимович. Сборку также поручили Балтийскому заводу, причём черноморские подлодки должны были собираться в его Николаевском отделении. В Архангельск из Петрограда планировалось доставить 3 подлодки по внутренним водным путям на баржах.

Поставленные для сборки в Николаев три подводные лодки 21 августа 1917 года были зачислены в списки флота под обозначениями «АГ-21» — «АГ-23», а три остальные позднее «АГ-24» — «АГ-26». Для руководства работами американская компания направила Джонстона в качестве главного инженера, Р. Б. Гилмора — инженер-механика и Т. А. Грейвса — инженер-электрика. Наблюдение с российской стороны осуществлял инженер С. С. Шапошников.

Подлодки типа «АГ» во время Первой мировой войны и в последующее десятилетие относились к самым совершенным субмаринам в своём классе. Они активно участвовали во Второй мировой войне, где некоторые из них не только добились успехов, но и показали хорошую живучесть и надёжность, причем «А-3» и «А-5» добились наибольших успехов, совершив 19 и 12 боевых походов, потопив соответственно три и четыре вражеских боевых корабля и транспорта.

Важнейшим вопросом для России и её союзников был вопрос безопасной доставки грузов в порты. Самыми крупными портами в России были порты в таких городах как Архангельск, Владивосток и Мурманск. Надо отметить, что в 1916-1917 годах германскими подводными лодками в районе мыс Нордкап — Кольский залив было потоплено около 50 торговых судов, доставлявших вооружение в Россию, что заставило с 22 октября 1916 года ввести вооруженное конвоирование судов. Военные суда обороны Кольского залива конвоировали торговые корабли от норвежской границы до Александровска, суда дивизии траления флотилии Северного Ледовитого океана — от Александровска до Иоканьги.

Модель военного ледокола «Микулы Селяниновича», построен в 1916 году в Канаде
Из коллекции ЦВММ им. императора Петра Великого

В конвоировании принимали участие и корабли английского флота. На Дальнем Востоке одним из важных и единственным открытым для внешней торговли портом был Владивосток. Для модернизации самого порта во Владивостоке в Японии было закуплено немало портового оборудования. Там было построено и доставлено в Россию 8 плавучих и 29 железнодорожных кранов и приобретены за 9500 фунтов два больших портовых крана, произведенные фирмой «Мицубиси» и поднимавшие груз до 40 тонн. В итоге удалось почти в 2 раза увеличить грузооборот Владивостокского порта по сравнению с довоенным периодом времени.

Другим регионом, причём одним из самых наиважнейших в годы Первой мировой войны, стал Архангельск. Он оказался единственным не блокированным, российским европейским крупным морским портом. Через него осуществлялись в Европе морские связи России с Англией и Францией. В этой связи необходимо упомянуть, что решения по этим и особенно военным вопросам принимались на союзнических конференциях — совещаниях в Шантийи (севернее Парижа, резиденция верховного главнокомандующего французской армией и его штаб). Саммиты в Шантийи проходили 7 июля 1915, 8 декабря 1915, 12—14 марта 1916 и в ноябре 1916 года. Англия дала согласие на посылку на Север России большого числа кораблей охраны и тральщиков, что соответствовало и планам Британии по расширению своего влияния в России.

Единственная конференция — совещание стран Антанты в России проходила в Петрограде с 19 января по 7 февраля 1917 года. Из 10500 тыс. тонн грузов, просимых Россией, конференция утвердила только 4250 тыс. тонн. Таким образом, ежегодный импорт через порты Архангельской области в годы войны резко вырос, экспорт же уменьшился. Пик ввоза приходится на 1916-1917 годы, когда он увеличился по сравнению с 1913 годом более чем в 12 раз. Для сравнения, в годы Великой Отечественной войны через северные европейские порты СССР (Архангельск, Мурманск, Кемь, Сороку) ввезено из Англии, Канады и США около 4 миллионов тонн грузов, то есть в 1,5 раза меньше, чем в эти порты в годы Первой мировой войны.

Совместные действия союзников по Антанте привели в итоге к разгрому Германии в Первой мировой войне. Во всём этом был и вклад в дело общей борьбы с врагом, как на море, так и на суше, представителей русских дипломатических зарубежных организаций.


О. В. Филатов — старший научный сотрудник ЦВММ имени императора Петра Великого

5 июня 1946 — 75 лет назад — День прорыва морской блокады Ленинграда
6 июня 2016 — 5 лет назад — рядом со станцией метро «Чёрная речка», между домами № 1 и 3 по улице Савушкина, открыта скульптурная композиция «Пушкин ушёл»
7 июня 1926 — 95 лет назад — в Ленинграде состоялись испытания первого советского дирижабля
10 июня 1706 — 315 лет назад — начата перестройка Петропавловской крепости в камне
10 июня 1931 — 90 лет назад — с Московского вокзала отправился первый рейс «Красной стрелы» (Ленинград — Москва)
11 июня 1806 — 215 лет назад — заложено здание Смольного института (архитектор Джакомо Кваренги)
12 июня 1921 — 100 лет назад — открытие Государственной филармонии
12 июня 1886 — 135 лет назад — открылся увеселительный сад «Аквариум», где состоялся первый в России публичный киносеанс
12 июня 1946 — 75 лет назадв Малом оперном театре прошла премьера первой части оперы С. Прокофьева «Война и мир»
12 июня 1991 — 30 лет назад — в ходе референдума большинство горожан проголосовало за возвращение городу исторического названия Санкт-Петербург
15 июня 1911 — 110 лет назад — открылся первый Всероссийский съезд библиотекарей
17 июня 1896 — 125 лет назадв Александровском саду установлены бюсты Н. Гоголя и М. Лермонтова
21 июня 1901 — 120 лет назад — заложен Суворовский музей
27 июня 1766 — 255 лет назадна Дворцовой площади был проведен рыцарский турнир (конная рыцарская карусель)
28 июня 1816 — 205 лет назад — открыто новое здание биржи
29 июня 1941 — 80 лет назад — начало эвакуации в Ленинграде
30 июня 1881 — 140 лет назадоткрыт увеселительный сад «Аркадия» (ныне на этом месте расположена станция метро «Чёрная речка» и сквер)