ВНИМАНИЕ! Из-за введенных ограничений в работе организаций возможны изменения. Перед покупкой билетов и посещением проверяйте актуальную информацию на официальных сайтах организаций и мероприятий!

null Андрей Максимов: День детей — это потрясающе!


Андрей Максимов: День детей — это потрясающе!
7 июня 2021

В июне мы радуемся началу каникул. Как организовать детский досуг? Что предложить почитать ребёнку? На этот и другие вопросы ответил российский журналист, писатель, драматург, радио- и телеведущий, сценарист, театральный режиссёр Андрей Максимов.


— Андрей Маркович, начались длинные летние каникулы. Как организовать детский досуг на это время?

Купить мою книжку «Неностальгическая антисоветская книга». Она написана специально для молодых людей. Взрослые ее читать не станут, у них свое мнение насчет советского периода. А детям, которые хотят знать, как жили их папы, мамы, бабушки и дедушки, она может быть интересна.

Мне кажется, что самая главная проблема детского досуга состоит в том, что у нас как у взрослых людей досуг такой, как нам нравится, а про детей мы говорим, что досуг должен быть полезным. Досуг должен быть интересен ребенку. Организация досуга должна идти от ребенка, а не от взрослых. Он должен делать то, что хочет.

Школьная программа литературы воспринимается детьми как повинность. Кроме вашей книги, что предложить почитать ребенку не из «обязаловки»?

Школа — это каторга. И если мы хотим, чтобы ребенок что-то не любил, это надо начать преподавать в школе. Все, что преподается в школе, дети не любят. Очень странно отвечать на вопрос, что должен читать ребенок, если он в принципе не любит читать. Ребенок должен понимать, что не любить читать — это нормально. И чтение — такой же вид досуга, как любой другой.

Взрослые все время говорят «если хочешь вырасти умным, хочешь построить успешную карьеру — ты должен читать книжки». Это не так. Ребенок смотрит телевизор, где выступают очень знаменитые и богатые люди, у которых на лицах написано, что они за жизнь не прочитали ни одной книги. И вообще, мне кажется, нам надо перестать оценивать детей с позиции нашего поколения. Если мы читали книжки, пусть и они читают. А они другие люди, они совершенно не обязаны читать книжки. Они получают огромное
количество информации из других источников.

— В советское время была жесткая цензура, и порой интересующие книги достать было непросто. Сейчас детям доступны практически любые источники. Как оградить их от вредной информации и сайтов, которые им смотреть пока рано?

Нет таких сайтов, которые детям смотреть рано. Мы относимся к детям как к каким-то недолюдям. Есть сайты, которые мне смотреть поздно? А почему есть те, которые рано? Смысл не в том, чтобы запретить, — запретить ничего невозможно, они все равно найдут, что хотят. Это задача родителей, а не школы, сделать так, чтобы ребенок не хотел смотреть такие сайты. А для этого нужно относиться к нему как к человеку не с родительскими, а со своими интересами.

Что касается обилия информации, ребенок очень долгое время берет пример с родителей. Что читают мама с папой, то и он читает. Как только родители говорят «ты до чего-то не дорос», они должны иметь в виду две вещи. Первое — это то, что ребенок в какой-то
момент скажет им «вы это переросли», а второе — это то, что он будет унижен тем самым, и он очень захочет посмотреть на то, до чего он «не дорос». Как только запретный плод — так сразу все плохо, когда нет запретного плода, то все относительно хорошо.

В чем, на ваш взгляд, основная проблема современной школы?

Современная школа ничем принципиально не отличается от церковно-приходской школы XVIII века. Она отличается контентом, а по сути не отличается ничем. Школа не может объяснить детям, что учиться — это хорошо. И пока у нас не произойдет серьезной и фундаментальной реформы школы, пока она не начнет учитывать вызовы времени, она останется каторгой. Хорошо, если родители объясняют ребенку, что учиться здорово, что сам процесс познания хорош. Школа же сделана так, чтобы ребенок просто не мог учиться. Не то что не хотел — а не мог! Потому что для того, чтобы мозг работал, необходимы три условия: кислород, глюкоза и третье условие — ему должны быть интересны задачи, которые ему ставятся.

Представьте себе, что мы запираем детей в душных помещениях, не кормим и требуем учения. Когда мозгу неинтересна задача, он не может ее решать. А что делать целым поколениям, которых не учат учиться? Если между детьми и родителями возникают проблемы — виноваты всегда родители. Всегда. В ста случаях из ста.

— 1 июня был День защиты детей. От кого и от чего, на ваш взгляд, нужно защищать современных детей?

Когда я работал в «Комсомольской правде», мы спрашивали у детей, от чего их надо защищать, и один ребенок очень хорошо написал: я мечтаю, чтоб в названии праздника не было слова «защиты». И это потрясающе. День детей — это потрясающе! Детей надо защищать только от взрослых. А больше всего от «любящих» родителей. Самый большой вред наносят детям родители, которые считают себя любящими. У меня есть книжка «Родители как враги», вот она как раз о родителях, которые не дают ребенку самостоятельности, не дают ему наступить на собственные грабли. А у ребенка должна быть собственная жизнь, собственные проблемы, собственные поиски.

Это одна история, а вторая история — это от школы. Конечно, есть хорошие школы и хорошие учителя, особенно в больших городах. По крайней мере, можно выбрать. А в небольших, где одна-две школы, или в деревнях — там, конечно, ужасно все. В XXI веке будут побеждать креативные свободные люди, а мы по-прежнему учим детей так, как будто они живут не в XXI веке, а в XVII. Впихиваем в них безумное количество бессмысленных знаний.

Энштейн говорил: знания — это то, что остается в голове человека после того, как его закончили учить. В головах наших детей не остается ничего. И дети не виноваты, виновата система, которая устроена так, что интерес ребенка вообще не имеет никакого значения.

— А как родителям защититься от толпы «доброжелателей» в виде бабушек и учителей, которые раздают непрошеные советы? Если возникает конфликт по поводу воспитания?

Это разные люди. Дедушки и бабушки — это папа и мама. Если родители не могут договориться с собственными родителями, они должны понимать, что их дети никогда не договорятся с ними. Бабушки и дедушки созданы для радости ребенка, для того чтобы его баловать.

Что касается учителей, они бывают разные. Если мы говорим о тех представителях, от которых надо защищать детей, то просто должна быть построена стена от учителей. Дети должны понимать, что педагог не всегда прав. Мы отдаем ребенка незнакомому человеку, и этот человек говорит, что наш ребенок ленив. И мы наезжаем на ребенка, потому что учитель так сказал. Как минимум нужно разбираться, что он имел в виду.

Меня вызвали в школу, когда мой ребенок учился во втором классе, и сказали: «Ваш ребенок бегает по коридорам». На что я ответил: «Вы хотите сказать, что мой ребенок физически здоров?» Ребенок не может не бегать. Больше того, я буду говорить ребенку «бегай дальше». Если вас это не устраивает, тогда как-то организуйте этот вихрь. А как можно сказать восьмилетнему ребенку «не бегай»? То есть умри что ли? Поэтому еще раз хочу сказать, что бабушки и дедушки — это одна история, а учителя — другая.


Организовать интервью нам помог издательский дом «Питер», который издаёт книги Андрея Максимова:

  • «Как не стать врагом своему ребенку»;
  • «Неностальгическая антисоветская книга» (новинка);
  • «Как оказывать первую психологическую помощь. Заметки психофилософа»;
  • «Дети как зеркало. Как подружиться с собственным ребенком, меняясь самому»;
  • «Общение: В поисках общего»;
  • «Удовольствие жить и другие привычки нормальных людей».

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга»

Фото: topspeaker.ru

5 июня 1946 — 75 лет назад — День прорыва морской блокады Ленинграда
6 июня 2016 — 5 лет назад — рядом со станцией метро «Чёрная речка», между домами № 1 и 3 по улице Савушкина, открыта скульптурная композиция «Пушкин ушёл»
7 июня 1926 — 95 лет назад — в Ленинграде состоялись испытания первого советского дирижабля
10 июня 1706 — 315 лет назад — начата перестройка Петропавловской крепости в камне
10 июня 1931 — 90 лет назад — с Московского вокзала отправился первый рейс «Красной стрелы» (Ленинград — Москва)
11 июня 1806 — 215 лет назад — заложено здание Смольного института (архитектор Джакомо Кваренги)
12 июня 1921 — 100 лет назад — открытие Государственной филармонии
12 июня 1886 — 135 лет назад — открылся увеселительный сад «Аквариум», где состоялся первый в России публичный киносеанс
12 июня 1946 — 75 лет назадв Малом оперном театре прошла премьера первой части оперы С. Прокофьева «Война и мир»
12 июня 1991 — 30 лет назад — в ходе референдума большинство горожан проголосовало за возвращение городу исторического названия Санкт-Петербург
15 июня 1911 — 110 лет назад — открылся первый Всероссийский съезд библиотекарей
17 июня 1896 — 125 лет назадв Александровском саду установлены бюсты Н. Гоголя и М. Лермонтова
21 июня 1901 — 120 лет назад — заложен Суворовский музей
27 июня 1766 — 255 лет назадна Дворцовой площади был проведен рыцарский турнир (конная рыцарская карусель)
28 июня 1816 — 205 лет назад — открыто новое здание биржи
29 июня 1941 — 80 лет назад — начало эвакуации в Ленинграде
30 июня 1881 — 140 лет назадоткрыт увеселительный сад «Аркадия» (ныне на этом месте расположена станция метро «Чёрная речка» и сквер)