ВНИМАНИЕ! Из-за введенных ограничений в работе организаций возможны изменения. Перед покупкой билетов и посещением проверяйте актуальную информацию на официальных сайтах организаций и мероприятий!

null «Я топлю за бабушек». Интервью с Димой Зицером


«Я топлю за бабушек». Интервью с Димой Зицером
7 июня 2021

«Наконец-то каникулы!» — думают без исключения все школьники. Родители же ломают голову, чем занять ребёнка и как провести свободное время с пользой. Прежде чем предлагать ребёнку ежедневно повторять таблицу умножения — почитайте наше интервью с Димой Зицером. Дима — педагог, основатель Института Неформального образования и Школы неформального образования «Апельсин», популярный писатель и блогер.

Дима, начались длинные летние каникулы. Как организовать детский
досуг на это время?

А зачем его организовывать? Мне кажется, это не очень честная позиция. А как организовать женский отдых? Или мужской, или отдых башкир, украинцев, евреев, русских? Мне кажется, что это отношение к детям как к ничего не стоящему и не смыслящему объекту. Не нужно ничего организовывать, нужно посоветоваться и вместе решить, что вам интересно.

— Каникулы — это про стопроцентный отдых, или нужно как раньше: повторять таблицу умножения, читать школьную программу на лето?

 Я считаю, что и раньше не надо было. Зачем? Чтобы удовлетворить взрослых, когда он вернется в школу 1 сентября? Все, что происходит с человеком, включает в себя обучение. Если взрослые сделали так, что ребенку учиться прикольно и интересно, так он сам вплетет это в свое летнее времяпрепровождение, возможно, обратится к вам за помощью, возможно, вы что-то предложите, и он с восторгом на это отреагирует.

— Школьная программа литературы воспринимается детьми как повинность. Что предложить почитать ребенку не из «обязаловки»?

Не всегда школьная программа воспринимается как наказание. Я учитель литературы, между прочим, последний урок провел два часа назад. А ребенку, которого уже «изнасиловали» скучной литературой, нельзя порекомендовать ничего. Потому что этот ребенок не поверит ни вам, ни мне, никому. Он не услышит наш с вами голос. Это опять такое взрослое лукавство. Мы сначала все испортили, а потом спрашиваем «как же сделать так, чтобы он заинтересовался?» Никак, ребят, работать лучше надо. Надо делать так, чтобы у него не было отвращения к литературе. К счастью, это встречается не всегда и не везде. Мои ученики этим не страдают.

— 1 июня был День защиты детей. От кого и от чего, на ваш взгляд, нужно
защищать современных детей?

Это абсолютно лживый праздник. Я бы не хотел принимать участие в этой манипуляции. День защиты детей раз в год? От кого? Вот те, кто произносит это, вот они пусть и объяснят. Защищать всех людей нужно от тех, кто их жизнь делает хуже, кто их унижает, кто ставит их в ситуацию, когда они чувствуют давление, подвергаются насилию и т. д. Я уверен, что читатели сами разберутся, кто те люди, которые делают жизнь детей менее значимой, менее яркой, менее интересной.

 А как родителям защититься от толпы «доброжелателей» в виде бабушек и учителей, которые раздают непрошеные советы? Если возникает конфликт по поводу воспитания?

А вы не хотите меня спросить, как в этот момент чувствует себя ребенок? Мы только что говорили о Дне защиты детей, а теперь будем разговаривать о двух взрослых людях, которые насилуют ребенка еще и посредством того, что ругаются друг с другом и решают его судьбу? Если родители на стороне ребенка, они справятся, поверьте мне. Вы хотите, чтобы я дал совет, на какую кнопочку бабушке нажать. И потом, мы демонизируем бабушек сейчас, бабушки прекрасны, я люблю бабушек. А если вы хотите сказать, что бабушки манипулируют, так мамы манипулируют не меньше, и папы, и учителя. Мы нашли самую большую педагогическую проблему — это бабушки? Нет, мне как раз кажется, что бабушки гораздо чаще готовы расслабиться и создать ребенку атмосферу, в которой он может расслабиться. Я топлю за бабушек.


За помощь в подготовке материала благодарим издательский дом «Питер»,
который издаёт книги Димы Зицера:

  • «После уроков. Классное внеклассное»;
  • «Обязанности. Кто кому должен?»;
  • «Свобода от воспитания»;
  • «О бессмысленности воспитания подростков»;
  • «Отношения. Между мною и тобой»;
  • «Учеба. Учиться всегда пригодится?».

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга»

Фото: vogazeta.ru

5 июня 1946 — 75 лет назад — День прорыва морской блокады Ленинграда
6 июня 2016 — 5 лет назад — рядом со станцией метро «Чёрная речка», между домами № 1 и 3 по улице Савушкина, открыта скульптурная композиция «Пушкин ушёл»
7 июня 1926 — 95 лет назад — в Ленинграде состоялись испытания первого советского дирижабля
10 июня 1706 — 315 лет назад — начата перестройка Петропавловской крепости в камне
10 июня 1931 — 90 лет назад — с Московского вокзала отправился первый рейс «Красной стрелы» (Ленинград — Москва)
11 июня 1806 — 215 лет назад — заложено здание Смольного института (архитектор Джакомо Кваренги)
12 июня 1921 — 100 лет назад — открытие Государственной филармонии
12 июня 1886 — 135 лет назад — открылся увеселительный сад «Аквариум», где состоялся первый в России публичный киносеанс
12 июня 1946 — 75 лет назадв Малом оперном театре прошла премьера первой части оперы С. Прокофьева «Война и мир»
12 июня 1991 — 30 лет назад — в ходе референдума большинство горожан проголосовало за возвращение городу исторического названия Санкт-Петербург
15 июня 1911 — 110 лет назад — открылся первый Всероссийский съезд библиотекарей
17 июня 1896 — 125 лет назадв Александровском саду установлены бюсты Н. Гоголя и М. Лермонтова
21 июня 1901 — 120 лет назад — заложен Суворовский музей
27 июня 1766 — 255 лет назадна Дворцовой площади был проведен рыцарский турнир (конная рыцарская карусель)
28 июня 1816 — 205 лет назад — открыто новое здание биржи
29 июня 1941 — 80 лет назад — начало эвакуации в Ленинграде
30 июня 1881 — 140 лет назадоткрыт увеселительный сад «Аркадия» (ныне на этом месте расположена станция метро «Чёрная речка» и сквер)