ВНИМАНИЕ! Из-за введенных ограничений в работе организаций возможны изменения. Перед покупкой билетов и посещением проверяйте актуальную информацию на официальных сайтах организаций и мероприятий!

null Служба представителей ВМФ СССР в составе правительственной закупочной комиссии в США в 1941-1942 годах


Служба представителей ВМФ СССР в составе правительственной закупочной комиссии в США в 1941-1942 годах
20 июля 2021

Сегодня всем известно, как начиналась война, и какая трудная година выпала России в 1941 году. Так сложилось в истории, что многие представители ВМФ СССР в годы войны приняли участие в работе Правительственной закупочной комиссии в США. Об их вкладе в победу над фашизмом и пойдёт речь в этой статье.

Надо отметить, что этот период в жизни страны и ВМФ получил своё отражение в экспозиции залов Великой Отечественной войны в ЦВММ им. императора Петра Великого. В них экспонируются модели кораблей, катеров, вооружения, доставленных по ленд-лизу конвоями союзников, и тематический комплекс, посвящённый английским военным морякам, участникам тех — теперь уже далёких — героических событий.

Форменная одежда и награды офицеров и моряков королевского флота Великобритании в период Второй мировой войны
Из коллекции ЦВММ им. императора Петра Великого

Морской тральщик «Т-115». Проект ТИП AM (американский «Admirable»). Судоверфь "Tampa Sb fit Engineering Со" в Тампе (США). Передано по ленд-лизу СССР, единиц — 34. Серия построена в 1942—1944 годах.
30 октября 1943 года вошёл в состав СФ. Командир тральщика «Т-115» Герой Советского Союза капитан-лейтенант Иванников Афанасий Иванович. В 1942-1943 годах он участвовал в приёме корабля от США и в проводке его через Атлантический океан в базу Полярный Северного флота
Из коллекции ЦВММ им. императора Петра Великого

В первые годы войны с 1941 по 1942-й страна перенастроила значительные мощности кораблестроения на выпуск вооружений для Красной армии и сократила строительство новых боевых кораблей, так как 8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда — главного центра военного судостроения страны, а судостроительные заводы в городе Николаеве были захвачены немцами. И тогда руководство ВМФ СССР пришло к решению о необходимости снабжения армии и флота, используя возможности зарубежных поставок.

Объединённые Нации создали антигитлеровскую коалицию, участниками которой являлись Советский Союз, Великобритания и США. Правительство СССР во главе с Иосифом Сталиным приняло решение срочно послать на переговоры в Лондон советскую делегацию для организации закупок и поставок в СССР необходимых материалов и техники. На должность главы делегации был назначен генерал-лейтенант Ф. И. Голиков. В это время обстановка на советско-германском фронте была очень сложной. Голиков срочно был отозван в Москву, откуда по решению Сталина был направлен в Вашингтон для ведения переговоров с американским руководством о закупках вооружения, о займе, о способах доставки в СССР закупленных материалов. В состав миссии, направленной в США, также входил генерал-майор ВВС А. К. Репин.

По прибытии 27 июля 1941 года в США членов советской миссии генерала Ф. И. Голикова и А. К. Репина (вместе с К. А. Уманским, послом СССР в США) принял президент, члены правительства. Также они были приглашены к начальнику генерального штаба армии США генералу Джорджу Маршаллу. С этого момента начался военно-экономический этап согласования, а затем выполнения будущей программы ленд-лиза. Вскоре президент Рузвельт выступил на заседании Кабинета и напомнил, что война в России идёт уже 6 недель, но пока в Россию не отправлены никакие нужные ей товары. В целом, в ходе визита в Вашингтон генерал-лейтенанту Ф. И. Голикову удалось добиться позитивных результатов. Всестороннюю помощь генерал-лейтенанту Ф. И. Голикову во время его пребывания в Вашингтоне оказывал военный атташе полковник И. М. Сараев.

Известно, что в Нью-Йорке (США) в мае 1924 года была учреждена торговая организация «Амторг», которая в период Второй мировой войны поставляла помощь СССР по ленд-лизу. «Амторг» занимался вопросами поставок вооружения, сырья, материалов, продуктов питания, обмундирования и так далее. Уже в 1941 году за 8 месяцев организация стала играть ведущую роль. За 4 месяца, с 23 июня до конца октября 1941 года, она выплатил в США за осуществлённые и предстоящие поставки наличными 92 миллиона долларов.

Работой «Амторга» с 1939 года руководил Константин Игнатьевич Лукашев (1906—1987). В 32 года в 1938-м он стал директором Ленинградского университета, доктором геолого-минералогических наук, профессором, заведующим кафедрой грунтоведения. В связи с увеличением объёмов ленд-лиза 25 февраля 1942 года Правительство Советского Союза приняло решение учредить Советскую правительственную закупочную комиссию (ПЗК). В течение двух месяцев её возглавлял Лукашев. Председателем ПЗК был представитель Наркомата обороны. С апреля 1942 по ноябрь 1943 года это был генерал-майор авиации А. И. Беляев, бывший до того заместителем начальника штаба ВВС Красной Армии. С декабря 1943 по июнь 1946-го комиссию возглавлял генерал-майор авиации Л. Г. Руденко — отличившийся в боях под Сталинградом командир авиасоединения. Первым заместителем председателя ПЗК стал К. И. Лукашев, заместителями были И. А. Еремин, вице-адмирал М. И. Акулин (специалист по взрывчатым веществам), контр-адмирал А. А. Якимов.

В состав ПЗК входили 18 «отраслевых» отделов, в большинстве своём образованные на основе групп военпредов Наркомата Внешней торговли. Руководители крупнейших из них являлись членами ПЗК — И. А. Еремин, генерал-майор Л. А. Разин, А. А. Ростарчук (металлург, выпускник химфака Киевского политехнического и Массачусетского технологического институтов), П. С. Сельдяков, П. А. Голиков, М. М. Гусев, К. В. Шевелев.

Генерал-майор С. М. Вессон от Управления внешней экономики США, С. Х. Харди от «Американ Кар энд Фоундри Компани», генерал-лейтенант Л. Г. Руденко от Правительственной закупочной комиссии СССР в США и бригадный генерал Джон Иктер от военного департамента США во время приёмки военной техники, поставляемой из США в СССР по ленд-лизу. 1943 г.
(РГАЭ. Ф.413. Оп. 17. Д. 8. Л. 35)

Для реализации военно-морских заказов, в составе ПЗК были сформированы:

  • Отдел морских заказов, возглавляемый инженер-капитаном 2 ранга В. И. Минаковым;
  • Морская артиллерийская группа в Отделе артиллерии и боеприпасов, возглавляемая капитаном 1 ранга А. Н. Кирилюком.

Они входили в систему военно-морского технического сотрудничества.

Но были и трудности, которые касались укомплектованности профессиональным кадровым составом. Известно, например, что капитан 1 ранга А. Н. Кирилюк в период с июля 1942 года по август 1943 года работал один, пока в США не прибыли сотрудники отдела: подполковник И. Т. Николаев и инженер-капитан 3 ранга А. Т. Арутюнян. И тогда группа уже в полном составе стала работать более результативно. В её обязанности входило: ведение всех вопросов, связанных с поставкой различных видов морского вооружения; оказание помощи начальнику Отдела морских заказов ПЗК инженер-капитану 2 ранга В. И. Минакову в вопросах, связанных с установкой артиллерийского вооружения на военные корабли, поставляемые США Советскому Союзу; оснащение артиллерийским вооружением советских торговых судов, обеспечение их таблицами стрельбы, описаниями и инструкциями по эксплуатации».

Погрузка в одном из портов США торпедных катеров на танкер «Донбасс», бывший «Дэйлайт», для отправки в северные порты Советского Союза. 1943 г.
(РГАЭ. Ф.413. Оп. 17. Д. 8. Л. 26)

На 1 мая 1942 года ПЗК состояла из аппарата управления в Вашингтоне, отделений в Балтиморе, Нью-Йорке, Филадельфии, Сан-Франциско. Уже 1 августа 1942 года в ПЗК по морской линии трудилось 74 человека.

В сентябре 1942 года было создано отделение в городе Фэрбенксе на Аляске. В связи с ростом ленд-лизовских отправок с западного побережья США с 1 ноября того же года открылось отделение в Портленде, в то время как на восточном берегу были закрыты отделения в Бостоне и Балтиморе. Во второй половине 1942 года было организовано Управление уполномоченных ПЗК по портам западного побережья США и Канады. Уполномоченными ПЗК назначались опытные капитаны.

1 января 1943 года был сформирован специальный аппарат уполномоченного, то есть комиссии по Западному побережью в составе отделений в Сиэтле, Такоме, Олимпии, Сан-Франциско, Портленде. Военпреды ПЗК находились на заводах фирмы «Дуглас» в Лос-Анджелесе и Талсе, «Белл» в Буффало, «Норд-Америкэн» в Канзас-Сити. Военная техника принималась и отгружалась в портах западного и восточного побережий США, а также Канады. Только Морская артиллерийская группа ПЗК в период с июля 1942-го по 1 июля 1945-го провела следующую работу: проверила качество отправляемой продукции, а затем оформила 27 заказов через Морской департамент США и организовала поставку в Советский Союз различного морского артиллерийского и бомбового вооружения. Капитан 1 ранга А. Н. Кирилюк, возглавлявший МАГ в Отделе артиллерии и боеприпасов, акцентировал внимание на том, что получаемое СССР морское артиллерийское и бомбовое вооружение было современным и представляло собой лучшие образцы американского вооружения, являлось стандартным, принятым на вооружение американского флота. Так, универсальные пушки калибром 5'738 были последней новинкой зенитной артиллерии такого калибра: благодаря особому способу заряжания обеспечивалась скорострельность в 15 выстрелов в минуту.

Рекламаций на некомплектность вооружения поставленного в СССР МАГ ПЗК не поступало. Для обеспечения погрузки на корабли продукции по решению заместителя Председателя ПЗК СССР в США в Портленд был командирован инженер И. И. Светайло. В Нью-Йорке на постоянной работе находился советский специалист — М. А. Судьбин, он по заданию Отдела морских заказов находил на рынке нужные американские фирмы, способные выполнить необходимый заказ, и контролировал оплату за наличный расчёт. В работе отдела участвовали командированные в США инженеры и других ведомств: А. М. Хоциалов («Главсевморпуть») и Ю. А. Микулин («Главрыбпром»). Интересен такой факт: начальник ОМЗ ПЗК инженер-капитан 2 ранга В. И. Минаков докладывал заместителю НКВМФ: нельзя ли ускорить прибытие специалистов для наблюдения за постройкой тральщиков, торпедных катеров и морских охотников за подводными лодками, заказанных для СССР в США? Руководство НКВМФ, получая информацию о ходе выполнения договора по ленд-лизу, предпринимало меры для более чёткой организации работы групп ПЗК. Так 16 ноября 1942 года заместитель НКВМФ адмирал Л. М. Галлер и заместитель НКВТ А. Д. Крутиков утвердили «Положение о Группе приёмки судов Отдела морских заказов Правительственной закупочной комиссии СССР в США».

Погрузка паровозов на один из американских пароходов для отправки в северные порты Советского Союза. 1943 г.
(РГАЭ. Ф.413. Оп. 17. Д. 8. Л. 27)

Поставки кораблей и грузов в 1941 году сыграли очень важную роль в оснащении флота. Тральщики, акустические и электромагнитные тралы из Великобритании в 1942 году помогли организовать борьбу с немецкими неконтактными минами. Флот получил и аккумуляторы для подлодок, когда уже ленинградские заводы их не производили, и так далее. После предпринятых руководством СССР мер, военно-морское техническое сотрудничество по импортозамещению и оптовым закупкам продукции военного и военно-морского назначения, деятельность ПЗК стала давать весомые результаты. Начальник ОМЗ ПЗК СССР в США инженер-капитан 2 ранга В. И. Минаков представил 2 февраля 1944 года доклад заместителю НКВМФ СССР адмиралу Л. М. Галлеру о деятельности группы приёмки и кораблестроительной группы. Он писал, что в 1943 году в США было заказано: 10 тральщиков, 12 больших охотников за подводными лодками, 80 торпедных катеров, 74 малых охотников за подводными лодками, 30 десантных судов. Таким образом, в ходе войны сотрудники ПЗК, советские военпреды производили выбор и приёмку техники, снаряжения и материалов на заводах, производивших технику, находились в портах, следя за тем, чтобы получаемая техника для поставок по ленд-лизу была в исправном состоянии и отправлялась в установленные сроки.


О. В. Филатов — старший научный сотрудник ЦВММ имени императора Петра Великого

 

2 августа 2001 — 20 лет назад — открылся музей Железнодорожной техники на Варшавском вокзале. Ныне музей расположен в новом комплексе у Балтийского вокзала
3 августа 1936 — 85 лет назадАлександровский сад переименован в сад Трудящихся имени Горького (с 1997 переименован в Александровский сад)
4 августа 1806 — 215 лет назад — завершение первого кругосветного плавания русских моряков на шлюпе «Нева», начатого в Кронштадте
4 августа 1951 — 70 лет назад — от Финляндского вокзала отправился первый электропоезд
5 августа 1826 — 195 лет назад — открыт Банковский мост
7 августа 1921 — 100 лет назад — завершился земной путь Александра Блока
9 августа 1731 — 290 лет назад — учреждён Шляхетный кадетский корпус
14 августа 2001 — 20 лет назадна Манежной площади открыт памятник писателю Ивану Сергеевичу Тургеневу
17 августа 1816 — 205 лет назад — открыт для проезда чугунный Поцелуев мост через Мойку
19 августа 1761 — 260 лет назад — родился Андреян Дмитриевич Захаров, архитектор комплекса зданий нового Адмиралтейства
19 августа 1936 — 85 лет назад — Детское Село (ныне город Пушкин) стало частью Ленинграда
22 августа 1721 — 300 лет назад — пущены фонтаны Петергофа
23 августа 1941 — 80 лет назад — образован Ленинградский фронт
24 августа 1811 — 210 лет назад — в Петербурге состоялись приемные испытания в Лицей, по итогом которых были зачислены первые лицеисты: Пушкин, Пущин, Дельвиг и другие
27 августа 1866 — 155 лет назад — открыт Овсянниковский сад (Сад имени Н. Чернышевского)