«Актёрское мастерство — путь к самому себе»

23 декабря 2020
«Актёрское мастерство — путь к самому себе»

Интервью с основателем и преподавателем школы кино и телевидения «Матрица» Дмитрием Рудаковым

Дмитрий Рудаков — артист драматического театра и кино, телеведущий, режиссёр, тренер по ораторскому искусству. В 2017 году основал школу кино и телевидения «Матрица» — первую на северо-западе школу актёрского мастерства, которая снимает кино со своими студентами.

В преддверии Дня кино, который во всём мире отмечают 28 декабря, мы поговорили с Дмитрием о школе, о съёмках нового фильма и о киноиндустрии в целом.


– Школа кино и телевидения «Матрица» — довольно новый в Санкт-Петербурге проект. Вы с Ольгой Шведовой открыли её в 2017 году. Как возникла идея создать школу и чем она отличается от других?

– «Матрицу» мы придумали вместе с Ольгой. На тот момент у меня уже было два высших образования: по актёрскому мастерству и режиссуре, практика работы в государственном театре, я работал на федеральных каналах. У Ольги также актёрское и продюсерское образование. На момент, когда мы задумывали школу, оба уже занимались педагогикой, и наши наработки вылились в курс по публичным выступлениям. Дальше мы решили попробовать набрать курс по актёрскому мастерству. И эта проба стала толчком для создания большого учреждения. Мы сразу увидели, что людям это нравится: в сентябре была одна группа, а к декабрю уже пять.

В «Матрице» у людей есть возможность осуществить свою мечту — сняться в настоящем кино. Выпускная работа каждого курса — это фильм, который мы показываем на нашем фестивале «Костя Верит» и отправляем на кинофестивали по всему миру.

– Расшифруйте название фестиваля: кто такой Костя? Во что он верит?

– Костя — это Константин Станиславский, который говорит «Верю!»

– Вы обучаете студентов по системе Станиславского или опираетесь и на другие школы актёрского мастерства?

– Я — ученик Корогодского, поэтому можно сказать, что наши студенты уже в четвёртом поколении получают знания от Станиславского. Вообще по системе Константина Сергеевича работает весь мир, от неё никуда не уйти. Но мы используем и методологии голливудских мастеров Ли Страсберга, Сэнфорда Мейснера, Стеллы Адлер и выдающихся педагогов русской школы Евгения Вахтангова, Георгия Товстоногова, Зиновия Корогодского, Вениамина Фильштинского и других.

– Опишите среднестатистический портрет вашего ученика.

– У нас неограниченный возрастной порог, поэтому целевая аудитория самая разнообразная. Например, старшему ученику сейчас 65 лет. Если обобщать, то, думаю, изначально люди приходят для того, чтобы поработать над своей речью, понять себя. Кто-то воспринимает занятия как фитнес для мозга. Вообще актёрство — это путь к себе, ведь на языке актёра понять значит почувствовать. А знать и понимать себя необходимо всем людям, в любом возрасте, в любой профессии.

– Актёрские курсы могут заменить сеанс у психотерапевта? Или стать его хорошей альтернативой?

– Я отвечу с профессиональной точки зрения (Дмитрий — дипломированный психолог по направлению «гипнотерапия», прим. ред.). Все актёрские методики создавались на базе психологии. Поэтому, если человек страдает депрессией, паническим атаками, неврозами, фобиями, то актёрские курсы для него — это групповая терапия.

– Многие люди страдают боязнью сцены и публичных выступлений. Но в современном мире навык публичной презентации — это один из востребованных сейчас soft skills. Можете дать несколько советов, как перебороть эти страхи?

– Для того, чтобы побороть страх публичных выступлений, нужно понять причину. Как правило, это какая-то подростковая травма. Если травма существенна, то, скорее всего, не обойтись без помощи психотерапевта. Но даже проработав травму, надо продолжать работать над собой. Выступайте везде: говорите тосты на праздниках, записывайте сториз в Инстаграме. Считается выступление даже перед одним человеком. Ваша цель — выработать привычку. Ещё я советую всем вслух читать русскую классику. Если вы будете читать в день хотя бы страницу, то очень скоро почувствуете как меняется ваша речь.

– 7 декабря стартовали съёмки вашего нового фильма «Успешный успех». Расскажите, о чём этот фильм?

– Этот фильм мы снимаем со студентами нашей школы. Это их дипломная работа: мы вместе пишем сценарий и снимаем профессиональное кино. «Успешный успех» — картина на очень актуальную сейчас тему: жизнь в соцсетях. Мы активно используем Инстаграм, и часто профили людей выглядят как так, будто они соревнуются, кто успешнее. Для людей стало нормальным казаться кем-то, кем они на самом деле не являются.

Когда мы писали сценарий, перед нами не стояла задача сделать социальную драму. Мы стараемся сделать позитивное кино о том, как важно всё-таки быть, а не казаться.

По сценарию бывшие одноклассники решили устроить встречу выпускников, спустя 10 лет после выпуска. Они создали чат в Телеграме, обменялись своими профилями в Инстаграме. В сети они успешные маркетологи, инстадивы, владельцы компаний и так далее. На деле всё, конечно же, не так, и встреча выпускников превращается в «срыв масок».

– Кто-то из актёров, снимающихся в этом фильме, увидел в сценарии себя?

– Мы стараемся таким образом дать роль, чтобы человек мог с ней «слиться». Момент осознания, когда человек может посмотреть на себя со стороны, да ещё и сыграть эту роль, да ещё и посмеяться над этим, даёт очень мощный психотерапевтический момент.

– Когда можно будет увидеть фильм?

– Очень надеюсь, что в следующем году получится провести наш фестиваль «Костя верит» и презентовать «Успешный успех» на нём. Потом мы отправим фильм на другие фестивали, в том числе, в другие страны. После, скорее всего, зальём фильм на Кинопоиск или Youtube.

– 28 декабря отмечается Всемирный день кино. Давайте поговорим о киноиндустрии в целом. Что вы можете сказать о современном российском кинематографе? Многие предают его анафеме.

– Сейчас выходит очень много фильмов, во много раз больше, чем пару десятилетий назад. Конечно, сложно найти во всём этом многообразии хорошее кино. Я связываю это с тем, что упал общий уровень культуры.

– Можете вспомнить, что из современного российского кино понравилось?

– Если мы говорим о серьёзном кино, то это, конечно, Андрей Звягинцев. Если о более простом, то мне нравится Жора Крыжовников. Понимаю, звучит странно, и читателя это, скорее всего, удивит. Я говорю о высоком уровне культуры и тут же хвалю фильмы «Горько» и «Самый лучший день». Попробую доказать, что это качественное кино. Эти работы — произведения актёрского мастерства, тончайшая сатира над обществом.

– В последнее время очень популярны ремейки, биографии. Мы уходим от оригинального сценария, как думаете, с чем это связано?

– Если честно, не задумывался об этом. С одной стороны, в театре сотни лет ставят Шекспира, и нас это не смущает. Думаю, относительно биографий надо думать в ключе не «почему снимают», а «как снимают».

По поводу ремейков расскажу историю из жизни. Недавно ходил в театр на «А зори здесь тихие». Не понравилось. Дома решили посмотреть ремейк 2015 года — не понравилось. Включили первый фильм, снятый ещё в 1972 году, — получили удовольствие от просмотра. Снимать ремейки есть смысл только в том случае, если можешь снять лучше. Пока что я вижу в этом только бизнес и никакой художественной ценности.

– Что вы советуете смотреть своим ученикам?

– Прежде всего мы советуем смотреть фильмы, показывающие не спецэффекты или хорошую операторскую работу, а первоклассную актёрскую игру. Обязательно призываем смотреть спектакли «Юнона и Авось» с Караченцовым, «Дальше Тишина» с Раневской, немое кино «Огни большого города» Чаплина.

Недавно пересмотрел «Танцующая в темноте» Ларса фон Триера. Я смотрел и настолько погрузился в актёрскую игру, что не мог оценивать фильм как профессионал.

А ещё всем советую мультфильмы Миядзаки. Это волшебный мир, завидую тем, кому ещё только предстоит его для себя открыть.


Беседовала Алиса Куликова — портал «Культура Петербурга», специалист по связям с общественностью и СМИ


Поделиться статьей:

Еще статьи: