Загружается...

Логотип Культура Петербурга

Александр Ковалев: «Народная культура — она живая»

09 сентября 2022
Александр Ковалев: «Народная культура — она живая»

О том, как соединить традиции и современность, нам рассказал продюсер и художественный руководитель фестиваля «Хранимые веками», президент фонда «Культурный код» Александр Ковалев.


— Александр, вы — первый человек в России, которому удалось организовать светские фестивали русских традиций «Хлеб-да-Сольба» и «Хранимые веками» на территории монастыря. Расскажите, как это могло произойти?

Прочитал вопрос и на секунду почувствовал себя Гагариным) Ну, а если серьезно, то только сейчас и задумался, что светская жизнь и клир всегда рассматривались как некие противоположности. А это ведь не совсем так. У этих двух понятий все же есть точка пересечения — это народная культура. Разве надо спорить о том, что духовные песнопения, традиции православных праздников со своими обычаями — это и есть основа народной культуры? Именно православие, невзирая на изменчивость политических веяний и насаждаемых «новых» идей и понятий, стало тем самым хранилищем культурного кода нашего народа. Во многом именно благодаря православию сохранились народные традиции культуры быта, общения, одежды, отношения к старшим, неприятия дурновкусия, навалившегося на нас с Запада. И однажды моя дорога жизни завела меня в монастырь. Случайное знакомство в светской обстановке с настоятельницей Николо-Сольбинского монастыря игуменией Еротиидой открыло мне совершенно новые грани понимания сути миссионерства. Наверное, сказано слегка высокопарно, но я и впрямь, именно благодаря нашему разговору, стер для себя стереотип отчасти боязненного, а где-то и подобострастного отношения мирского человека к людям, облаченным в черные одежды. Игумения оказалась человеком очень современным, открытым и творческим. Поэтому мое появление в монастыре — это и промысел Божий, и его величество Случай. Но ничего случайного не бывает.

— Что лично вас мотивировало в создании таких проектов? 

Открою небольшой секрет: я в самом деле, по-настоящему обожаю народные танцы, с удовольствием пою народные песни (особенно люблю петь в хоре, когда ответственность за качество общая). С замиранием сердца смотрю на выступления ансамбля танца Игоря Моисеева, люблю хороводы «Березки», засматриваюсь и заслушиваюсь народными хорами Рязани, Воронежа, Кубани, Ростова-на-Дону... А от выступления самодеятельных артистов, исполняющих народные песни и танцы, всегда заряжаюсь энергией. Эти неподдельные эмоции простой человеческой радости для меня словно лекарство от хандры. Так, видимо, работает культурный код. По линии отца во мне течет кровь донских казаков. Какие еще могут быть мотивации? Люблю я это дело! 

— Сохраняя культурное наследие, допускаете ли вы его переосмысление и новые формы? 

Вне всяческих сомнений — да! Народная культура — она живая. Она умеет реагировать на все, что имеет способность меняться. Только посмотрите, сколько песен, написанных современными авторами относительно недавно, воспринимаются людьми как народные. Мне нравится тенденция последнего времени использовать элементы народной одежды в повседневной жизни. Получаю удовольствие, когда вижу женщин в Павловопосадских платках, сам люблю ходить в косоворотке. Мне в этом году довелось услышать казачий рэп: молодой парень — казак — прислал на фестиваль свою запись, где точную стилистику рэп-музыки он душевно соединил с речитативом, в котором рассказал о казачестве, любви к Родине, отношении к происходящему вокруг. Мне сразу и от души все очень понравилось, и только после этого я подумал о переосмыслении культурного наследия.

— 8 октября фестиваль «Хранимые веками» состоится в Государственном Кремлевском Дворце. Готовя такие события, используете ли вы какую-нибудь творческую технологию в продвижении русской культуры? 

В этом году я немного рискнул. В голову пришла идея предложить нашим звездам спеть народные песни в своих интерпретациях, практически дать знакомым и любимым песням новую жизнь. Но как оторвать звезд от бесконечных гастролей и съемок? Как объяснить, что это нужно и важно? Именно эта «разъяснительная» работа потребовала усилий. Казалось бы, идея лежала на поверхности. Однако до сих пор ее никто не брался реализовать. Я озвучил свои мысли Льву Валерьяновичу Лещенко, которого я безгранично уважаю и считаю крестным папой фестиваля «Хранимые веками». Лев Валерьянович, не думая ни секунды, заявил, что это классная идея, и сам ею тоже загорелся. Он лично звонил своим коллегам по цеху — и мэтрам, и молодым — и приглашал их поддержать народную культуру, исполняя песни в новом звучании. Моя душа пела, когда на предложение спеть в Кремле откликнулись именитые и любимые артисты, в первых рядах которых были Олег Газманов и Валерия, Николай Басков и Полина Гагарина, Надежда Бабкина и Александр Буйнов, Зара и Дмитрий Певцов, Алсу и Сергей Лазарев, Наташа Королева и Хабиб, Владимир Винокур и Варвара, Родион Газманов и Руслан Алехно, а также многие другие замечательные артисты. Так и родилась творческая технология, которая позволит народную музыку сделать актуальной и вполне современной. Стоит также сказать и о настоящем патриотическом порыве всех россиян — как артистов, так и зрителей — который в последнее время стал как никогда актуальным.

— Если перечисленные звезды эстрады радеют за русскую культуру, может быть их всех вместе пригласить в хоровод, дабы получился первый в России звездный хоровод? Возможно, такой пример оказал бы влияние на многих.

Идея, конечно же, прекрасна! Но, с другой стороны, я лично знаком с десятками, а может уже и сотнями людей, увлеченных изучением и популяризацией русского хоровода, и могу с уверенностью сказать, что многие из них и сами — настоящие звезды. Но если звезды хороводного движения возьмутся за руки со звездами эстрады, театра и кино, случится фурор! Мы же с вами знаем, что мысль материальна, и самые невероятные желания исполнимы.

— Что дает человеку любовь к своей культуре? И что дает стране, если народ любит свою культуру?

Каждого нормального человека очень греют слова «любовь», «культура». Без них жить очень непросто, да и неинтересно. И есть еще одно понятие, которое я хочу поставить в один ряд с названными словами, — это слово «патриотизм». Мечтаю, чтобы рядом с ним никогда не стояли бы слова «квасной» и «ура». И уж в чем я точно уверен, так это в том, что любовь невозможна без культуры, а культуры не бывает без любви к своему родному, доставшемуся нам от предков духовному и материальному наследию. Поэтому любовь к родной культуре дает возможность жить с удовольствием, а народ, ценящий и любящий свою культуру, делает страну великой.

Фотографии для статьи предоставлены пресс-службой фестиваля «Хранимые веками»


Владимир Шампаров — Заведующий информационно-издательским отделом Института культурных программ

Поделиться статьей:
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Еще статьи: