Маэстро Александр Титов: о творческих планах и юбилее СПб ГАСО
Интервью

17 июня 2022 года

Маэстро Александр Титов: о творческих планах и юбилее СПб ГАСО

Александр Вениаминович Титов

Художественный руководитель и главный дирижер Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра выделил время в своем крайне плотном графике и ответил на вопросы редактора «Культуры Петербурга».

— Александр Вениаминович, поздравляем с 55-летием оркестра!

Коллектив, которым Вы руководите, Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр, имеет богатую историю, славное прошлое и не менее славное настоящее. Вероятно, в юбилейный год состоятся новые интересные концерты? Какие хотелось бы отметить особо?

А. В.: Спасибо большое! Каждый концерт по-своему уникален. Было бы неправильно выделять какие-то определенные. Мы постарались максимально разнообразить концертную программу фестиваля, пригласив наших замечательных коллег-музыкантов, с которыми сотрудничать — одно удовольствие, они все — профессионалы высочайшего уровня, поэтому, практически в каждом концерте будут задействованы приглашенные гости. О программах в целом могу сказать, что нам очень важно добавлять каждый раз что-то новое, чтобы не было повторов программ.

— Вы выбрали тяжелую, но удивительную профессию дирижера. Вы окончили петербургскую консерваторию с несколькими специальностями: что сподвигло заняться именно симфоническим дирижированием? Возможно, есть личности дирижеров, оставившие о себе особое впечатление и которых Вы могли бы назвать примером? Расскажите о начале своей карьеры в качестве руководителя Санкт-Петербургского государственного симфонического оркестра.

А. В.: Безусловно, например, такие выдающиеся дирижеры, как Риккардо Шайи, Риккардо Мути, Евгений Светланов. Это музыканты высочайшего уровня, величайшие творцы, выступления которых заслуживают особого внимания и всегда — восхищения. Почему именно симфоническое дирижирование? Тут все просто. Именно эта профессия показалась мне в свое время наиболее интересной и увлекательной.

— В разнообразном репертуаре СПБ ГАСО не только классические произведения, есть ли что-то из произведений современной композиторской школы, с чем хотелось бы познакомить петербургского слушателя?

А. В.: Мы стараемся все время разбавлять классический репертуар чем-то новым. Есть очень много талантливых композиторов-современников, например Леонид Десятников, Сергей Евтушенко, Александр Чайковский, Алексей Рыбников, Александр Маслов. Перечислять конкретные произведения не буду, пусть это станет сюрпризом для наших слушателей.

— Где Вы, как творческий человек, черпаете вдохновение? Есть ли секреты мастерства, позволяющие по мановению дирижерской палочки направить репетиционный процесс в нужное русло?

А. В.: Любая репетиция это естественный рабочий процесс, как для дирижера, так и для всех музыкантов. То есть мы работаем на результат и делаем все возможное, чтобы к концерту музыкальный материал был максимально собран и выучен, только после этого можно говорить о каком-то творческом настрое, вдохновении.

— Все концерты во Дворце князей Белосельских-Белозерских пользуются заслуженным успехом, есть ли в планах коллектива выступить на других площадках, возможно, организовать небольшой гастрольный тур?

А. В.: Мы движемся в этом направлении, просто пандемия, начавшаяся еще в 2019 году, поставила под удар возможность беспроблемно перемещаться по миру. Поэтому на данный момент мы в основном рассматриваем гастрольные туры по нашей стране. А удивительных мест, где хотелось бы побывать, очень много. И как только появится возможность организовать интересное турне, мы обязательно это сделаем.

— В 2008 году Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр под Вашим руководством начал серию записей произведений выдающихся русских композиторов, созданных в годы Великой Отечественной войны. Расскажите, пожалуйста, об этой работе: планируется ли продолжать выпуск компакт-дисков?

А. В.: Да, конечно. Изначально задумывалась серия из 50 дисков. На данный момент записано 18. Мы потихоньку возобновляем этот процесс, но признаюсь, что это не так просто с организационной точки зрения, поскольку у нас есть плановая концертная деятельность, поэтому приходится искать время на проведение этих записей.

Основная задача этого проекта-познакомить публику с неизвестной музыкой, которая создавалась в военные годы замечательными, но, к сожалению, малоизвестными композиторами. На слуху у нас Д. Д. Шостакович и С. С. Прокофьев, но они не были единственными, кто создавал нечто прекрасное в тяжелые военные времена. Поэтому очень важно, как мне кажется, и актуально вернуться к этой теме и возобновить процесс записей. Опять же, с учетом наших временных возможностей.

— Концерты СПб ГАСО попадают под возрастной ценз 6+, какие произведения, как Вы считаете, наиболее хорошо воспринимаются юными слушателями?

А. В.: Любая легкая музыка будет восприниматься хорошо. Если говорить о детской аудитории, то тут не столько программа важна, сколько визуальный ряд. Детей важно чем-то увлечь, например чтецом, песочной анимацией, артистом, который будет в игровой форме общаться с ними со сцены, вовлекая в сам музыкальный процесс. То есть формы концерта могут быть разные, но понятно, что какое-то дополнение к музыкальному сопровождению все же необходимо, если мы говорим о детской аудитории.

— Большое спасибо! И последний вопрос, разумеется, о творческой деятельности: какой подарок хотелось бы получить оркестру на свой юбилей?

А. В.: Лучший подарок это любовь публики! Мы просто ждем вас всех на наших концертах и постараемся сделать все возможное и невозможное, чтобы увидеть восторженные улыбки на ваших лицах!


Благодарим Ирину Озерскую за помощь в организации интервью.

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

17.05

Татьяна Милованова «Творчество – процесс бесконечный...»

День города
Концерты
27.05

Что услышат зрители «Классики на Дворцовой»?

Зрителям рассказали, что ждет их в этом году на концерте. 

Книги
26.05

Константин Ильин: «Во время работы над книгой, я принципиально не брал интервью у музыкантов»

320-летие Санкт-Петербурга
19.05

Из чего состоит «Классика»?

Театр
23.05

Ольга Романецкая считает, что во всем должна быть душа

Смотреть все