Загружается...

Логотип Культура Петербурга

Анна Баринова: «Только объединяя общие усилия, возможно изменить художественную среду в нашей стране»

24 августа 2021
Анна Баринова: «Только объединяя общие усилия, возможно изменить художественную среду в нашей стране»

Анна Баринова – основательница галереи Anna Nova Gallery и учредительница Всероссийского конкурса выставочных проектов NOVA ART для молодых художников.


— Анна, конкурс проектов молодых художников Nova Art в этом году проходит в 8-ой раз. За время существования конкурса вы дали старт развитию многих талантов. К тому же, вы помогаете авторам реализоваться на площадке своей галереи Anna Nova. Расскажите, с чего началась ваша любовь к современному искусству и как она переросла в такие глобальные проекты?

Это был некий симбиоз совершенно разных факторов, которые совпали по времени. Во-первых, у меня образовался круг знакомых художников, дизайнеров, архитекторов. Во-вторых, мой муж тогда уже сам коллекционировал искусство. В-третьих, мне как-то не давала покоя история собственной семьи. У меня в роду есть художники, в частности мой дед и дядя. Дед состоял в Союзе художников, но реализовался профессионально как дизайнер-оформитель интерьеров и выставочных пространств. Он умер, когда я была совсем маленькой, и о его жизни я не успела его расспросить. А дядя — он был самоучкой: реализовался, как большая часть художников того времени, как художник-оформитель, занимался плакатной живописью, работал для ДК Кирова. В душе у него была тяга к пейзажам и натюрмортам, он принимал участие в выставках в Манеже. Признания, которого хотелось бы художнику, он не получил за всю свою жизнь. У меня это засело внутри, и возникло желание что-то изменить. Дальше шаг за шагом мы стали развивать разные проекты: галерея Anna Nova, журнал BOOKLET, платформа 28 bugs, камнерезная мастерская Anna Nova, конкурс Nova Art. Есть коммерчески успешные проекты — флагманы, есть проекты, которые работают как венчурные фонды — рискованные, но с потенциалом. Были тестовые проекты, которые не взлетали и не дали желаемых плодов: они или опережали своё время, или требовали больше ресурсов, чем у нас было на тот момент. Мы их замораживали, но все равно они дали колоссальный опыт, который помогает нам сейчас развивать другие направления и двигаться дальше. Также мы понимаем, что участвовать в общественной деятельности и создавать социальные проекты необходимо и очень важно. Они оказывают влияние на развитие художественного вкуса и креативного мышления и дают посмотреть на многие вещи под другим углом, что так необходимо в современном мире. 

— Как возникла идея конкурса?

Идея пришла довольно легко и органично, будто все и так к этому располагало. Мы открыли галерею в 2005 году, а через год после открытия столкнулись с проблемой поиска новых имен, и конкурс стал идеальным решением этой задачи. Спустя 12 лет пришло понимание, что эта проблема выходит за границы одной галереи, и в нашей художественной среде есть дефицит инструментов, которые бы помогали талантливым художникам воплощать свои идеи в реальность. В 2017 году мы приняли решение вывести конкурс из проектов галереи и пригласили к партнерству НКО, ВУЗы, галереи и другие институции. К составу соорганизаторов присоединились Фонд поддержки культуры, искусства и образования «Александр» и Фонд поддержки культурных проектов им. Валерия Бровко, а в 2019 мы получили поддержку Фонда президентских грантов и Комитета по культуре Санкт-Петербурга. Сегодня Nova Art — это всероссийский конкурс проектов молодых художников, которые получают возможность реализовать свои идеи, менторскую поддержку профессионального сообщества и другие инструменты для развития. 

У конкурса есть свои особенности: во-первых, он проводится раз в 2 года, и каждый конкурс посвящен новой теме: в этот раз куратором выступила Снежана Кръстева с темой «Новая кожа: миф технологического тела». Во-вторых, в конкурсе нет одного победителя. Разные меры поддержки, среди которых: гранты, менторская поддержка, персональные выставки в галереях, резиденции, образовательные программы и прочее — получают 12 финалистов. В-третьих, в конкурсе могут участвовать художники до 40 лет, но при этом подаваемые проекты должны быть не реализованы и находиться на стадии идеи. Ну и в-четвертых, апофеозом является выставка прототипов проектов, которая готовится с куратором и профессиональными дизайнерами пространств (последние два конкурса дизайнерами выступают Андрей Шелютто и Ирина Чекмарева).
Nova Art 8 стал самым масштабным за свою историю: было подано более 660 заявок из более чем 200 городов России

— Что требуется от авторов для участия, и по каким критериям отбираются лучшие работы?

Мы стараемся дать возможность каждому художнику принять участие в конкурсе, но, к сожалению, все равно есть некоторые ограничения.

Во-первых, художественный проект должен соответствовать теме конкурса и на момент подачи находиться на стадии идеи, то есть к участию допускаются только нереализованные проекты, это отличает нас от других конкурсов и премий в области современного искусства. Мы скорее акселератор для воплощения идей в реальность. 

Во-вторых, в конкурсе могут принимать участие художники из России в возрасте до 40 лет включительно. В этом году мы расширили возрастные рамки, так как видим, что прежние стандарты уже не актуальны для нашего времени. 

В-третьих, так как мы сфокусированы на новых именах, к участию допускаются художники, которые ведут выставочную деятельность менее 10 лет и не сотрудничают на постоянной основе с коммерческой галереей на момент подачи заявки.

Для нас было очень важным сделать максимально прозрачную и независимую систему выбора лучших проектов. Для этого мы разработали платформу nova.art и создали удобный механизм голосования. Художники подают свои заявки онлайн на платформе, после чего рабочая группа проверяет их на соответствие «техническим» требованиям конкурса (возраст, заполненность всех полей, гражданство). Далее начинает работать экспертный совет. Каждый эксперт оценивает проект по следующим критериям: соответствие современному искусству, соответствие теме, оригинальность, ясность описания, проработанность идеи, реализуемость проекта, представление на итоговой выставке. Все эксперты голосуют по каждому критерию исходя из десятибалльной системы, при этом чужие оценки им не доступны. После этого, исходя из суммы набранных баллов, 50 лучших проектов переходят в следующий этап, где по такому же принципу проходит голосование жюри. Важно, что при голосовании, помимо оценок, жюри обоснуют свои оценки комментариями, которые обязательны. По итогу голосования 12 лучших проектов еще раз проверяются рабочей группой на соответствие требованиям к участию, после чего с ними начинает работать куратор, менторы, дизайнеры, и начинается подготовка к защите проектов. 

Защита проектов проходит онлайн, в этом году в ней приняли участие более 50 экспертов и партнеров конкурса. Каждый финалист презентует свой проект в формате короткого 5-ти минутного питча с презентацией и отвечает на вопросы экспертов. Далее мы вместе распределяем призы, которые предоставляют наши партнеры. В этом году общий призовой фонд превысил 2 миллиона рублей — это гранты, персональные выставки, образовательные программы, резиденции и другие меры поддержки, которые предоставили: 

— Фонд Владимира Смирнова и Константина Сорокина
— Международная художественная резиденция HIAP (г. Хельсинки)
— Британская высшая школа дизайна
— ИТМО, программа Art&Science
— СПГХПА им. Штиглица
— ЦСИ «Сияние» (г. Апатиты), основатель — Андрей Малахов
— Лаборатория новых медиа
— Школа masters
— Институт БАЗА
— Галерея Anna Nova
— Галерея Victoria (г. Самара)
— Галерея FUTURO (г. Нижний Новгород)
— Галерея 9Б (г. Нижний Новгород)
— Галерея MYTH
— Электромузей (г. Москва)
— Коллекционеры Вадим Фридман и Анастасия Сорокина
— Коллекционер Вероника Березина

Далее идет активная подготовка к выставке концепций, в рамках которой происходит торжественная церемония награждения и проходит образовательная программа совместно со школой Masters.

— Тема работ для конкурса — «Новая кожа: миф технологического тела». О чём это?

Тема конкурса и выставки была определена совместно с куратором Снежаной Кръстевой. Снежана была вдохновлена статьей «Манифест киборгов» (1985) Донны Харауэй, в которой она рассматривает миф о киборгах как образ политической идентичности конца ХХ века. По версии американской исследовательницы, целью киборгов является размытие барьеров между человеком, животным и машиной, которое происходит через нарушение границ. В сегодняшней реальности, когда границы между человеком и технологиями стираются, эта тема особенно актуальна. Взгляд художников дает возможность увидеть разные грани этих изменений.

Перед художниками поставили 2 вопроса: насколько прочны эти барьеры и готовы ли люди преодолеть себя, сменив защитную кожу своих ощущений на что-то другое.

Метафора кожи стала для художников отправной точкой для мифотворчества и экспериментов с образностью. Тема провоцирует на некое соединение искусства и науки. 

— Какие существуют критерии успешной работы для того, чтобы автор получил возможность стать финалистом конкурса или смог сделать выставку в галерее?

Несмотря на системный подход и наличие четких критериев для оценки проектов, мне сложно дать какой-либо рецепт успеха, так как мы ориентируемся на мнение экспертного совета и членов жюри. Плюс много зависит от темы, которую определяет куратор. Но все равно хочется сделать акцент на то, чтобы заявки были четко, ясно и аккуратно составлены, так как, к сожалению, 30 процентов заявленных проектов не были приняты по причине несоответствия форме на самом первом отборочном этапе.

Что касается выбора художника для выставки в нашей галерее, при распределении призов мы наравне с другими партнерами выбираем для себя авторов, которые отвечают нашим ценностям и вдохновляют нас, ну и, конечно, ориентируемся на запрос художников и интересы всех участников. В этот раз выбрали проект Юлии Вергазовой и Николая Ульянова, который вошел в состав финалистов. При этом есть прецеденты, когда галереи выбирают проект в том числе из состава лонг-листа. В 8 конкурсе партнерами стали 5 галерей, и я надеюсь, что в следующий раз их будет больше, и каждый достойный проект найдет возможность быть представленным в одной из галерей России.

— Юлия Вергазова и Николай Ульянов выиграли выставку в галерее ANNA NOVA. О чем их проект и что вы ожидаете от выставки?

Команда галереи единогласно выбрала этот проект во время итоговой презентации финалистов конкурса. Наша галерея стремится идти в ногу со временем, а порой опережать тенденции в области современного искусства. Нам нравятся смелые и новаторские проекты тех художников-форсайтеров, которые обращаются к актуальным вопросам в области культуры и искусства, например, на стыке с наукой и технологиями, используя в своих художественных проектах достижения из сферы искусственного интеллекта, и при этом обращаясь к эко-визионерской повестке. 

Нам показалось, что проект Юлии Вергазовой и Николая Ульянова отвечает этим запросам. Он называется Floating Utopia. Это большой, многосоставный, или, как говорят сами художники, многоактный проект. Например, на выставке финалистов конкурса они представили лишь одну из частей проекта под названием Floating Utopia Act 2. Проект посвящен исследованию на стыке искусства, геологии, технологии и нейросетевых разработок. 

Объекты их художественного исследования — это зоны геологической нестабильности, плавающие между землёй и водой, так называемые экотоны, которые страдают от деятельности человека. Художники считают, что технологии способны улучшить экологическую ситуацию в мире с помощью моделирования «заплаток» на теле планеты. Например, в видеоинсталляции, представленной на выставке конкурсантов, можно было увидеть, как нейронная сеть пытается восстановить хрупкую кожу природной зоны богатой биологическим разнообразием — болото. 

Мы искренне рады, что этот масштабный проект будет реализован в нашей галерее, и надеемся на плодотворное сотрудничество с Юлией и Николаем. Тем более, мы видим, как они растут и развиваются в сфере современного искусства. Например, Юлия уже достигла немалых успехов. Она преподает в Школе фотографии и мультимедиа имени Родченко, являясь её выпускницей, номинировалась на премию в области современного искусства имени Сергея Курёхина, а сейчас продолжает своё обучение в магистратуре Кельнской академии медиаискусств, что также позволяет ей находиться в актуальной мировой художественной среде.

— Какая, на ваш взгляд, главная миссия современного искусства?

Это вопрос, на который сложно ответить прямо. Для меня искусство — это возможность увидеть многообразие полутонов нашего мира, сделать его более объемным, прочувствовать время, историю и задуматься о том, что нас ждет в будущем. Искусство заполняет пустоту и вдохновляет нас двигаться дальше.


Алиса Куликова — специалист по связям с общественностью и СМИ

Поделиться статьей:
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Еще статьи: