Загружается...

Логотип Культура Петербурга

Л. А. Антонова: «Все начинается с мечты о прекрасном будущем для наших детей»

30 сентября 2021
Л. А. Антонова: «Все начинается с мечты о прекрасном будущем для наших детей»

Накануне предстоящего Дня учителя мы посетили старейшую городскую школу искусств, которая носит имя М.Л. Ростроповича, и готовы открыть вам все секреты этого знаменитого учебного заведения. 

Это первая музыкальная школа в советской России, которая была основана в 1918 году при поддержке самого В.И. Ленина. Тогда, в неспокойные революционные годы, рабочие Путиловского завода обратились к вождю с инициативой о создании музыкальной школы для детей рабочих, не получив одобрения в Отделе образования.

Под школу выделили помещение на Рижском проспекте, 15. И мечта одного из инициативных отцов действительно сбылась — дочь Александра Фомина — Ирина — закончила обучение здесь и стала концертмейстером в Мариинском театре. 

В 1937 году «Детская художественная студия» получила новый статус и стала первой районной музыкальной школой, своеобразным эталоном, по образу которого строилась вся система дополнительного образования. В тяжелые годы блокады школа сумела сохранить почти все инструменты, а главное — духовные традиции, чтобы в сентябре 1944 года вновь встретить учеников. В 1961 году школа получила имя В.И. Ленина, что в те годы было знаком высокого качества для любого учреждения.

Преемственность — главная особенность, внутренняя сила школы, удивительное умение более 100 лет передавать самые высокие стандарты профессиональной подготовки и художественного воспитания, бережно вручая их из рук в руки.

О долголетии школы и педагогических секретах мы побеседовали с главным хранителем ее традиций — заместителем директора по учебной работе, Любовью Алексеевной Антоновой, которая работает в школе с 1979 года. Под ее чутким руководством прекрасно звучит не только виолончель, но и весь педагогический ансамбль. 


— Расскажите пожалуйста, в чем секрет успешного долголетия школы?

С первого дня в школе был блестящий преподавательский состав — это не только талантливые музыканты и профессора Петроградской консерватории, знаменитые актеры, но люди высокой нравственности, искренне преданные своему делу, понимающие и любящие детей. Это и стало залогом, секретным элементом успешного долголетия школы.

Первый выпуск подарил городу целую плеяду известных музыкантов, многие из которых вернулись в родную школу педагогами, и этот процесс никогда не прерывался. И на сегодняшний день более 1/3 преподавателей — выпускники нашей школы, многие из которых работают здесь не одно десятилетие, а также молодые преподаватели, которых я помню совсем юными учениками школы, делающими свои первые шаги в музыке.

— Как в жизни школы появился Маэстро Ростропович?

В нашей школе виолончель всегда была особым инструментом, во многом благодаря И.М. Малыгиной, директору школы в последние 30 лет. И нам захотелось пригласить Мстислава Леопольдовича на 75-летие школы — что удивительным образом получилось. А после посещения в 1994 году он дал согласие на присвоение школе своего имени и стал принимать активное участие в ее жизни. Историческим событием для нас можно считать совместное телевизионное выступление маэстро М. Ростроповича с ансамблем виолончелистов, учеников школы. И по его ходатайству школа в 2000 году переехала в просторное здание на Измайловском проспекте. И, конечно, для всех нас он — необыкновенный пример и как музыкант, и как человек.

— Что главное в профессии учителя музыки?

Главное — это одновременно быть хорошим музыкантом и талантливым педагогом, чтобы терпеливо день за днем передавать свои знания и навыки, растить музыканта, развивать заложенное природой. Важно привить ребенку с самого начала навык самостоятельной работы, самоконтроля, чтобы возник стимул расти и совершенствовать технику. Занятия должны быть ребенку в радость, дарить удовольствие! Великими педагогами становятся люди, которые очень любят детей и считают, что в каждом ребенке скрыты музыкальные способности. Конечно, мы очень гордимся теми, кто выбирает музыку своей профессией. Например, в прошедшем году более 25% выпускников поступили в музыкальные училища и Консерваторию. Но занятия музыкой очень полезны для развития любого ребенка: это формирует вкус к прекрасному, дает навык музицирования на всю жизнь, воспитывает квалифицированного зрителя и слушателя.

— Расскажите о нынешнем педагогическом составе легендарной школы.

Конечно, и успех, и долголетие, и выдающиеся выпускники школы — все это держится на замечательных педагогах, которые отдают школе всю жизнь. Ярким примером для нас сегодняшних служат наши «легенды школы» — преподаватели, проработавшие десятки лет, на которых мы равнялись и будем равняться. Это А. Г. Панова-Яблошникова, Т. Г. Краславская — преподаватели струнного отдела, со стажем работы более 60 лет, совсем недавно вышедшие на пенсию; М. А. Пейсин, Л. Б. Контребинская, В. С. Тхоржевская, З. А. Плоткина, Л. А.Тайманова, Э. С. Шуршина, Л. А. Радионова — преподаватели фортепиано, и многие другие, оставившие значительный след в истории школы.

Наша школа всегда была своеобразным методическим центром, площадкой для экспериментов, здесь пишутся учебники, проводятся мастер-классы, рождаются программы и методики, по которым учат педагоги по всей стране.
Ряд наших выпускников успешно работает в нашем коллективе, продолжая традиции и преемственность преподавания, заложенные при основании школы.

В настоящее время в школе работают 7 отделений: фортепианное, отделение струнных инструментов, народных, духовых, театральное, общеразвивающее и дошкольное. Одними из старейших являются фортепианный и струнный отделы. Во главе стоят выпускники нашей школы, работающие в ней более 50 лет — Н. А. Дмитриева и заслуженный работник культуры Л. М. Смолянская.

О педагогическом коллективе можно рассказывать долго — ведь это все талантливые и преданные своему делу люди, и работать в таком ансамбле — большое счастье! 

— Как живет школа сегодня?

Школа сегодня — это 500 школьников разного возраста и более 50 дошкольников. Мы принимаем детей с 4 до 18 лет. Я считаю, что музыкой должен заниматься каждый человек, потому что, в первую очередь, она развивает мышление так же, как математика, она обогащает душу, развивает способность чувствовать и сопереживать. Это особенно важно для нашего времени!

Школа сегодня — это большое светлое здание со множеством классов, оснащенных музыкальными инструментами. Наши опытные преподаватели для каждого поступающего подберут занятия и инструмент по его способностям и физическим данным. Более 70 преподавателей здесь обучают детей музыкальной грамоте, пению, игре на различных музыкальных инструментах (их в школе более 20 наименований).

Наши дети любят выступать на концертах. Значительная часть учеников являются лауреатами и дипломантами различных фестивалей и конкурсов. Даже в пандемию они продолжали эту работу, участвуя в мероприятиях дистанционно. Совсем необязательно всем быть солистами, чтобы выступать на сцене. Сцена — это чувство полёта, она заряжает энергией, она учит раскрепощению, и эту возможность дает учащимся участие в музыкальных коллективах. Именно коллективы объединяют учеников, дают опыт общения, навыки выступлений на сцене. Все дети с первого класса поют в хоре, ученики же старших классов играют в ансамблях и оркестрах. А вот учащиеся театрального отделения, можно сказать, «живут на сцене». Такие предметы, как актерское мастерство, танец, художественное слово прививают юным артистам навыки правильного произношения, свободного передвижения по сцене.

Новый учебный год коллектив школы начал с новым директором — Еленой Александровной Смирновой, профессионалом высокого уровня, интересным человеком со своими идеями и творческими проектами. Это значит, у школы есть будущее. Это значит, нас ждёт интересная, наполненная творчеством жизнь.

Пользуясь случаем, от души поздравляю всех коллег с началом нового учебного года и Днем учителя!


Валерия Козлова — культуролог, преподаватель, кандидат философских наук, специалист по управлению качеством, эксперт в области развития культурного туризма и культурных услуг

Поделиться статьей:
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Еще статьи: