Загружается...

Логотип Культура Петербурга

Режиссер Лев Стукалов: о творчестве и премьере спектакля «Металлолом»

19 сентября 2022
Режиссер Лев Стукалов: о творчестве и премьере спектакля «Металлолом»

Лев Яковлевич Стукалов

В ожидании премьеры спектакля «Металлолом» на сцене Екатерининского собрания 21 сентября редактор портала «Культура Петербурга» задал вопросы Льву Яковлевичу Стукалову, заслуженному артисту России, знаменитому театральному режиссеру и педагогу.

– Поздравляем с грядущей премьерой спектакля «Металлолом»! Первый вопрос, однако, будет относиться к Вашему творческому прошлому. Вы были учеником Георгия Александровича Товстоногова, выдающегося мастера, театрального деятеля. Безусловно, его личность оказала на Вас влияние, но не расскажете ли какой-нибудь интересный эпизод из повседневного общения с режиссером?

Л. Я.: Почему-то всем интересно что-либо интересненькое про великих мира сего. Но все-таки в великом человеке каждому интересно что-то свое. На ваш вопрос у меня для вас целых три варианта ответа. Первый — можете погуглить «Товстоногов и кошка» или «Товстоногов и Муся», и вы узнаете одну из смешных баек про Гогу. Второй — загляните в написанную мной книгу «Театр на песке», где я довольно подробно рассказываю о счастливых часах и минутах общения с Учителем. И третий вариант ответа: после многих месяцев освоения премудростей работы над пьесой и автором, настало время знакомиться с темой «работа с художником». Георгий Александрович так и сказал: «Теперь давайте поговорим о работе режиссера с художником спектакля», — студенты послушно открыли свои конспекты, приготовившись узнать какие-то важнейшие секреты профессии, — «Первое — вы должны точно понимать, для чего вам нужен художник. Нужен ли он вам, чтоб придумать, что будет на сцене, или вы сами уже все придумали и он вам нужен только для того, чтоб воплотить ваше решение». На этом тема была закрыта. Я был просто потрясен несоответствием важности задачи и простотой ее решения.  

– Вы поставили множество разнообразных спектаклей. Вопрос: после какой постановки Вы почувствовали себя состоявшимся театральным режиссером?

Л. Я.: Открою вам большую тайну — каждая премьера, каждый выпуск нового спектакля воспринимается мной как экзамен. Хотя все экзамены давно уже сданы, но эмоциональное напряжение в этот период работы настолько высокое, что, можете поверить, с этим мало какой экзамен может сравниться.  Наступает час и появляется самый серьезный экзаменатор, который ничего не прощает — зритель, пропади он пропадом))).  И только он определяет — режиссер ты или так, погулять вышел.

– Как Вы выбирали пьесы для постановок, чем руководствовались при отборе актеров?

Л. Я.: Это сложные профессиональные дебри. В коротком разговоре трудно ответить на эти вопросы.  Иногда мне кажется, что пьесы сами меня выбирают. А актеров лучше выбирать тех, кто может наилучшим образом решить художественные проблемы, которые ставит перед театром новая пьеса.

– Вы создали «Наш театр», который существует более 20 лет, и называли его «театром для простых людей»: какой смысл Вы вкладываете в это определение? 

Л. Я.: Есть разного рода спектакли. Некоторые из них рассчитаны в первую очередь на фестивали и соответствующую продвинутую публику. Есть спектакли, рассчитанные на «потребиловку», то есть, не требующие от публики особых усилий в восприятии того, что разворачивается перед ними на сцене, ничто не должно их отвлекать от «культурного отдыха». Театр для простых людей, в моем понимании, — это театр с одной стороны вполне демократичный, а с другой — требующей от публики серьезного сопереживания и эмоционального труда.

– Лев Яковлевич, Вы работаете в разных жанрах, какой из них является самым близким?

Л. Я.: Нескучный.

– Вы обладатель большого количества наград, какая из них наиболее дорога и значима?

Л. Я.: Может быть, это смешно звучит, но главнейшая награда — это напряженная тишина в зрительном зале, когда можно закрыть глаза и возникает ощущение, что вокруг тебя просто никого нет.

Лев Яковлевич Стукалов

 

– Вы выбрали для своей очередной постановки пьесу современную, драматурга Аллы Коровкиной. Почему именно эта пьеса привлекла Ваше внимание?

Л. Я.: Три монолога трех разных женщин показались мне и глубокими, и современными. С одной стороны, они созвучны нашей повседневной жизни, с другой — содержат в себе вполне вечные вопросы не только женской, но и вообще человеческой жизни.

– Многие режиссеры не рискуют брать новые пьесы, предпочитая переосмыслить классический репертуар. Некоторые пьесы становятся классическими с течением времени. Можно ли угадать современного автора, произведения которого ждет долгая сценическая жизнь?

 Л. Я.: Мой ответ — нет. Никому из нас не дано предвидеть, какой текст войдет в историю культуры. С легкостью понимаю, какой текст туда не войдет, а вот обратное... Тут полная неизвестность.

– Что для Вас проще: ставить классику или обращаться к современной действительности?

Л. Я.: Мне проще ставить хорошо написанный текст. А когда он написан, не столь важно. Хотя, большая радость ставить древнегреческого автора Аристофана, находя в этой древнейшей пьесе созвучия и с сегодняшним днем, и с природой сегодняшнего, а стало быть, вечного театра.

– Остросатирические образы премьеры «Металлолом» мы увидим совсем скоро, 21 сентября. Возможно, есть планы на будущее? Что бы Вам хотелось реализовать, в каком жанре или на какой сцене?

Л. Я.: Я совсем не уверен, что речь идет об острой сатире. Скорее речь может идти о трагикомедии. А это совсем другой жанр. Что касается будущего… Выдающийся советский драматург Александр Гельман, автор пьесы «Скамейка», которая много лет с успехом идет в «Нашем театре», несколько лет назад обратился к нам с предложением поставить его последнюю пьесу «Альмар». Это пьеса об интереснейших отношениях Альберта Эйншнейна и Маргариты Конёнковой. К огромному сожалению, до самого последнего времени у нас не было возможности откликнуться на это его прекрасное предложение. Правом первой постановки воспользовались москвичи и спектакль «Эйнштейн и Маргарита» с прекрасным дуэтом Ксении Раппопорт и Алексея Серебрякова сегодня за большущие деньги можно увидеть, когда они привозят его к нам на гастроли. Но тем не менее, Александр Исаакович повторно обратился к нам с пожеланием о постановке этой пьесы. Он хотел бы именно этой постановкой «Нашего театра» отметить свое девяностолетие. Так что на ближайший год наши задачи ясны и цели определены.

– Большое спасибо, Лев Яковлевич, за уделенное время! Как и многие зрители, с нетерпением ждем премьеру.

 

Лев Яковлевич Стукалов

 

 

 

 


Ольга Семенова — редактор портала «Культура Петербурга»

Поделиться статьей:
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Еще статьи: