Петербургские гастроли хора «Мы — Россия»!

01 Июль 2021
Петербургские гастроли хора «Мы — Россия»!

В начале июня в северо-западном регионе прошли гастроли знаменитого Уральского государственного академического русского народного хора (город Екатеринбург)  с концертной программой «Под окном черемуха колышется». Коллектив не бывал на берегах Невы более 20 лет!

За время концертного тура хор смогли увидеть жители городов: Великие Луки, Великий Новгород, Псков, Санкт-Петербург, Тихвин, Кингисепп, Кронштадт. Гастроли стали частью федеральной программы Министерства культуры РФ «Мы — Россия», реализуемой Росконцертом.

Редакция портала не могла пропустить такое событие — мы посетили концерт хора и поговорили с коллегами из Екатеринбурга о гастрольной деятельности, современном хоровом искусстве и тонкостях руководства.

 

Надежда Владимировна Старкова, заместитель директора по концертно-гастрольной деятельности Уральского центра народного искусства.

 


— Мы очень рады видеть Уральский хор в Петербурге спустя почти 20 лет. Расскажите про этот гастрольный тур, как он родился?

Данный тур по Северо-Западу проходит в рамках Федерального проекта «Мы — Россия», в нем принимают участие около 20 лучших национальных творческих коллективов. Как правило, это коллективы с большой историей, ярко отражающие все многообразие культурных традиций нашей большой Родины. Задача стоит благородная — знакомство зрителей по всей стране с культурным наследием. Ведь через искусство происходит узнавание истории и особенностей региона, возникает желание его посетить, пробуждается интерес. Об этом нам постоянно говорят зрители. Гастрольная деятельность крайне значима, и важно приезжать с концертами не только в крупные города, но и в небольшие районные центры, чтобы жители во всех уголках страны имели возможность видеть и слышать лучшие образцы музыкальной культуры. Гастроли развивают и сам коллектив — к ним готовятся новые программы, артисты оттачивают свое мастерство, нас больше узнают, что расширяет наши возможности сотрудничества в различных проектах: фестивалях, праздниках и т.д. 

— Как вы оцениваете усилия Микульта РФ по развитию гастрольной деятельности в настоящее время?

Вообще, для таких коллективов, как наш, гастрольная деятельность — это основное направление работы. Так было всегда с момента его основания. Хор родился в тяжелый 1943 год, когда для победы нужны были и сила оружия, и сила духа, поднять и укрепить который могла только народная песня с ее мощным сберегающим кодом и энергетикой. И хор сразу начал активно выступать в госпиталях и на заводах. После войны коллектив ездил по стране, включая союзные республики, поддерживая оптимизм и силы для восстановления разрушенных городов. В 50-х годах начались многочисленные гастрольные туры по зарубежным странам. И везде коллектив встречали с восторгом и провожали с любовью. 

Гастроли позволяют популяризировать народное искусство, демонстрировать широкому кругу населения лучшие образцы уральских песен, плясок, хороводов, традиционную манеру исполнения. Все это тщательно собиралось в фольклорных экспедициях основателем хора Львом Христиансоном и его коллегами. Это является духовным наследием, требующим охраны и изучения — как любой музейный предмет. Аутентичные песни, пляска, костюм в бережной обработке были выведены из жизни на сцену. Это наследие важно демонстрировать, ведь именно народное искусство объединяет, укрепляет наши корни, формирует духовные ценности подрастающего поколения и, конечно, заряжает очень чистой позитивной энергией. 

И мы очень рады, что Министерство культуры РФ в настоящее время поддерживает эту деятельность и, по сути, взялось за возрождение советского опыта — активной гастрольной деятельности «Союзконцерта».

ФГБУК «РОСКОНЦЕРТ» — правопреемник Государственного концертно-гастрольного бюро СССР — «Союзконцерта», основанного в 1967 году. В 2021 год организация приступила к реализации «Всероссийского гастрольно-концертного плана». План формируется на конкурсной основе, любая государственная творческая организация может подать заявку и, — если она будет одобрена и включена в план, — получить финансирование на гастрольный тур. Это покрывает большую часть расходов и позволяет удерживать невысокие цены на билеты, тем самым делая искусство доступным для всех. И это еще одна важная задача, которую решает государственная поддержка гастрольной деятельности: повышение территориальной и финансовой доступности культурных благ. Мы очень надеемся, что это содействие будет продолжаться и расширяться, а число поклонников нашего и других ярких музыкальных коллективов будет расти.


 

Николай Зайцев — художественный руководитель Уральского государственного академического русского народного хора

 

 

— Как вы, такой молодой человек, оказались руководителем огромного коллектива с большой историей? Сложно ли управлять такой «легендой»?

Я стал руководителем хора в 2017 году, когда мне еще не было и тридцати, а хору вскоре исполнялось 75 лет. Конечно, наша встреча не случайна, я — выпускник отделения народного хора РАМ имени Гнесиных, это — моя стихия. До этого, еще студентом, начал работать в хоре имени М. Е. Пятницкого, был солистом. Я прошел там огромную школу, получил хороший опыт, значение которого трудно переоценить. Когда предложили возглавить такой легендарный коллектив, я не мог отказаться — мне было, конечно, очень волнительно, но интересно.

Я осознаю, что на мне лежит большая ответственность по сохранению музыкальных традиций Урала, особой манеры, преемственности в коллективе и в то же время — развитие хора в современных условиях. В составе нашего коллектива более 70 человек: это хоровая группа, танцевальная и оркестровая, и очень важно сохранить дружественную, творческую атмосферу в коллективе, построить слаженную работу. И здесь, пожалуй, нужно сильное руководство для достижения общих целей. 

— Как вам удается в современном культурном пространстве поддерживать интерес зрителей к народному искусству? 

Одна из наших важнейших задач — стремиться популяризировать народное музыкальное искусство, сделать его «модным», ведь в нем таится мощнейшая энергетика наших предков, исполнение традиционных песен и плясок требует большого мастерства, артисты обладают высоким профессионализмом. Они дарят очень сильные эмоции, которые сейчас в большом дефиците, — и народное искусство, как никакое другое, может восполнять этот опасный вакуум. Современный зритель любого возраста, впервые попадая на наш концерт, находит для себя в наших песнях этот родник, наши выступления — это живое действо с обменом энергией. А энергетика — это, как известно, самое ценное в мире, особенно в современном, где господствует цифровизация и машины, которые не могут подарить нам силу жизни. Часто на концертах весь зал поет, и это очень важно.

В советское время наш коллектив относился к эстраде, и в 50-60-х годах был всплеск интереса к народному искусству во всем мире. Но хор всегда развивался. Огромное значение в истории коллектива и всего музыкального искусства сыграл композитор Евгений Родыгин, его произведения внесли новую струю в жизнь хора, стали шлягерами, многие из них считаются народными. И сейчас наряду с нашими традиционными проголосными лирическими песнями, которые в репертуаре со дня основания, мы включаем в программы произведения современных композиторов, ищем новые сценические жанры, создавая неповторимые действа, гармонично соединяющие инструментальную музыку, хоровое пение, пластику, драматическое искусство, медиа-контент. Но современные песни мы преподносим в нашей уникальной манере, стилистике, обработке, тем самым сохраняя баланс между прошлым и настоящим, что позволяет нам радовать публику.

— Расскажите, пожалуйста, как вы пополняете состав, охотно ли молодые артисты приходят в этот жанр? 

Средний возраст нашего коллектива 35 лет. Работа, особенно артистов танцевальной группы (в советское время эта должность называлась тепло и понятно «плясун», так и писали в трудовой книжке), физически сложная, требует огромного напряжения и отдачи. А еще девушки частенько уходят в декрет. Поэтому нам требуется пополнение, но делать это нужно очень аккуратно, чтобы новый артист гармонично вошел и воспринял все наши традиции, манеру, стиль, на это нужно время. Проблема в подборе кадров, конечно, существует, особенно не просто найти мужские голоса и инструменталистов. Но этот жанр — любовь навсегда, он не только требует полной отдачи, но и дает силу наших предков, земли.


Беседовала Валерия Козлова — главный редактор портала «Культура Петербурга»

 

Фотографии Ирина Иванова, портал «Культура Петербурга»


Поделиться статьей: