«Показать современное искусство в стенах музея не похожим на то, что мы обычно там видим»

06 августа 2021
«Показать современное искусство в стенах музея не похожим на то, что мы обычно там видим»

Этим летом в Петербурге открылись и еще готовятся к открытию выставки современного искусства молодых авторов — финалистов проекта INTERVAL. Подробнее о конкурсе художественных портфолио рассказала основатель проекта Мария Колотовкина.

 

INTERVAL — онлайн платформа и ежегодный цикл мероприятий. Цель проекта — выявление новых имен на петербургской арт-сцене через взаимодействие художников, кураторов и экспертов. 


Мария Колотовкина — искусствовед, куратор, основатель проекта INTERVAL, сооснователь White Lines Gallery, сотрудник Русского музея. 

 

 


— Как возникла идея проекта и кто стоял у истоков?

Идея проекта возникла в далёком 2017 году. В процессе написания научных работ под руководством уважаемого Ивана Чечота мы провели ряд мероприятий: круглый стол в Новом музее «Кризис российского искусства и его преодоление: точка зрения стяжателей и нестяжателей», артист-токи с участием И. Чечота и молодых художников (А. Нефедов, Ло Си), дискуссию молодых кураторов и художников в ЦВЗ «Манеж» и т.д. В рамках всех мероприятий профессионалы, практики и актуальные современники многогранного арт-сообщества обсуждали состояние современного российского искусства, а также необходимость внедрения методик и инструментов его поддержки. Я собрала обратную связь от художников, кураторов и профессионального сообщества, и по итогам быстро стало понятно, что консолидация всех участников арт-процесса позволит увеличить рост художественной культуры в городе и даст возможность молодым художникам и кураторам интегрироваться в контекст современной арт-жизни. Такой запрос был, и мы лишь старались его удовлетворить с помощью создания платформы. Нам удалось собрать сильную команду экспертов, куда вошли И. Актуганова, А. Боровский, М. Данцис, М, Джигарханян, А. Карлова, А. Любимова, П. Пригара, И. Чечот. А также кураторы: И. Аксенова, А. Вепрева, Ю. Гудков, М. Дмитриева, А. Заведий, А. Константинов, А. Котылева, Е. Кузьмичев, Л. Матвеева, А. Скворцова, Н. Тихонова, И. Товаршинов. После чего, обратившись за поддержкой к Павлу Сергеевичу, — «Манеж» является генеральным партнером проекта — запустили open call. Далее кураторы сформировали лонг- и шорт-лист и отобрали художников для формирования концепций, которые затем были отобраны экспертным сообществом. В общем, это конкурс не только художественных портфолио, но и кураторских концепций. Этим летом мы провели первые выставки в Музее искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков и в галерее MYTH. На следующий год у нас в планах расширить пул площадок, но основной останется МИСП. В августе открываем выставку в Anna Nova. 

 

— Молодым авторам, наверное, сложно самостоятельно себя продвигать и Interval — реальный шанс завести нужные знакомства, получить возможность экспонировать свои работы?

По опыту работы с художниками стало отчетливо понятно, что многим сложно самостоятельно показать свои работы представителям музеев, галерей, а тем более сделать там выставку... Благодаря «фильтру» сначала в виде кураторов, а затем экспертов, художнику открывается возможность продемонстрировать свое творчество широкой публике и попасть в музеи, галереи. 

— Много заявок получили?

На наше удивление, в первый год проекта мы получили более 350 заявок. Из этого количества мы сформировали longlist, в который попали около 120 авторов. Предполагается, что их портфолио будет анонсировано в открытом доступе на сайте interval-art.com и любой пользователь сможет отобрать авторов для своих выставок. 

 

— Есть ли какие-то ограничения при подаче заявки?

На сегодняшний день ограничений только два: это география проекта (мы принимаем заявки только от авторов из Петербурга) и возраст участников — до 40 лет.


— То есть, большинство авторов — это студенты?

Получив и проанализировав портфолио, мы пришли к выводу, что большинство авторов — вчерашние выпускники Академии Художеств, Академии имени Штиглица, фонда «Про Арте». Но среди них были уже и состоявшиеся авторы, такие как Ася Маракулина, Аня Андржиевская, Юрий Толстогузов (Tonoptik) и другие. Когда я получила кураторские концепции, то стало очевидно, что кураторы старались отобрать для выставок неизвестных художников, что определенно порадовало. 

— Как устроена платформа и система отбора заявок?

Все портфолио художников аккумулируются на сайте interval-art.com. Затем кураторы проекта начинают исследовать и анализировать представленные заявки. Так появляются лонг- и шорт-листы. В соавторстве с художниками из шорт-листа кураторы создают концепции, адаптированные под определенную площадку. Эксперты проекта, в свою очередь, отбирают уже кураторские концепции, которые в дальнейшим и реализуются в музеях и галереях-партнерах проекта. Таким образом, уже в первый год мы провели выставки на актуальных городских площадках: МИСП, MYTH Gallery, Anna Nova Gallery.

— Когда задумывали проект, что хотелось увидеть от авторов?

Нам хотелось показать актуальный срез молодых петербургских художников сегодняшнего дня. Когда мы придумывали проект, предполагалось, что выставки будут проходить только в МИСПе (Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков). И нам очень хотелось переосмыслить это пространство, показать современное искусство в стенах музея не похожим на то, что мы обычно там видим. Внутренним критерием оценки успеха проекта была широкая репрезентативная выборка авторов. Благодаря чему нам удалось продемонстрировать сайнс-арт, медиа-арт, графику, живопись, скульптуру в одном пространстве музея. 

 

— Можно ли сказать, что выставки проекта — остросоциальные? И что это в принципе тенденция современного искусства?

Думаю, что нельзя говорить о том, что всё современное искусство остросоциальное. Любое искусство, в том числе и современное, это отражение своего времени. При высокой событийности, искусство может приобретать и остросоциальный характер, а может быть отражением внутреннего мира художника, например, отвечая только на его экзистенциальные вопросы. В пандемию все сидели дома и социальные проблемы вышли на передний план: закрытие границ, самоизоляция, экономическая нестабильность... Мы увидели много остросоциального паблик-арта —  например, памятники и скульптуры, посвященные курьерам и врачам. 

Danse Macabre Ирины Аксеновой — одна из выставок в рамках проекта INTERVAL, которая посвящена теме смерти. Danse Macabre — пляска смерти, аллегорический сюжет Средневековья, появившийся в 1370 году после второй в истории пандемии чумы, который, к сожалению, обрел новую актуальность в пандемию Covid-19. Дима Жаров, Аня Слобожанина, Саша Зубрицкая, Василисса Саврасова и Аня Мартыненко переосмыслили исследовали эту тему и представили ее в своем прочтении в виде графики, скульптуры, фотографии и инсталляции. 

— Как на искусство и культуру в целом повлияла пандемия?

Нельзя сказать, что это как-то кардинально поменяло всю отрасль, но влияние определенно есть. Безусловно, поначалу все столкнулись с множеством трудностей закрылись музеи, театры, концертные залы... Всем пришлось развивать новый онлайн-формат или совсем уйти в него. 

Больше всего работ на тему пандемии мы увидели, конечно же, на улице. Граффити на тему врачей-героев — пожалуй, самая актуальная повестка. Нам повезло, мы готовили онлайн-проекты и до пандемии. INTERVAL и онлайн-галерея White Lines отлично прижились в новом формате, а zoom сэкономил время на дорогу и личные встречи и позволил вложить все силы в проекты. Стоит отметить, что в период пандемии арт-сообщество активно поддерживало художников, так появился «шар и крест» — группа в Фейсбуке, объединившая художника и покупателя, которая позволила многим художникам пережить это трудное время. Также, когда все рабочие процессы перешли в сеть, в России широкое распространение получил NFT-арт — виртуальный актив, будь то изображение, видео или аудио, права на который при покупке закрепляются за покупателем, а его данные фиксируются на блокчейн-платформах. Очень популярное направление сегодня, которое вводят музеи многих стран. Есть даже целое направление NFT — коллекционеров. 

— Будут ли ещё какие-то проекты в поддержку молодых художников?

Мы активно занимаемся развитием проекта INTERVAL — хочется масштабировать его и дать возможность как можно большему количеству художников и кураторов сделать свои проекты на актуальных городских площадках — в музеях и галереях. Уже осенью анонсируем новую кураторскую группу и запустим open call.

Также у нас есть коммерческий проект — онлайн-галерея современного искусства White Lines. Он дает возможность художникам реализовать свои произведения на сайте галереи wl-art.com. Там представлено 26 авторов и около 160 произведений современных петербургских авторов, которые с помощью одного клика может приобрести любой желающий. 

— Если художник не подходит вам по каким-то критериям, даёте ли вы ему какие-то рекомендации?

По результатам отбора мы старались предоставить обратную связь всем художникам. Если есть какой-то конкретный запрос, то мы можем посоветовать конкурс или институцию, куда можно направить свое портфолио — в зависимости от запроса художника и критериев отбора площадки.


Беседовала Алиса Куликова, специалист по связям с общественностью и СМИ


Поделиться статьей:

Еще статьи: