Про коллективный советский юмор и папу русского стендапа: интервью с Антоном Борисовым

03 Апрель 2021
Про коллективный советский юмор и папу русского стендапа: интервью с Антоном Борисовым

2 апреля в Доме-музее Ф. И. Шаляпина открылась выставка «Кто ты, папа русского стендапа?» Мы поговорили с её куратором, комиком Антоном Борисовым, и узнали подробности о проекте.

– Как родилась идея создания выставки «Кто ты, папа русского стендапа?»

– Я не представляю свою жизнь без юмора — он есть в моей жизни уже очень давно, и сложно представить, что он когда-нибудь исчезнет. Я люблю делиться смехом с людьми, поэтому мне очень хотелось разобраться в истории и особенностях юмора.

Затем я познакомился с Людмилой Пергамент — основателем и вдохновителем издательства «Пергамент» и одноимённой компании, разрабатывающей музейные проекты.

Мне нужен был новый подход в разработке моих афиш, а ребята стали посещать мои концерты — ловить вдохновение! Так завязалась крепкая дружба, что само собой привело к сближению таких далёких друг от друга слов, как "stand-up" и «музей».

– В выставочном проекте делается огромный акцент на советский юмор. Какой он?

– Советский юмор — он коллективный, не индивидуальный. Об этом можно написать огромный труд на тысячи страниц, но в целом слово «коллективный» очень подходит.

– На какие этапы можно разделить процесс становления советского юмора?

– Чёткого деления на этапы не существует. Вот, например, есть вариант деления на 3 этапа: до появления жёсткой цензуры, затем жёсткая цензура и, наконец, развал системы.

Во времена «военного коммунизма» ещё существовали кабаре, а конферанс состоял практически из сплошной импровизации. Позже начинается процесс «упорядочивания»: кабаре превращаются в театры миниатюр и эстрады. Постепенно завершается процесс централизации и исчезает импровизация.

К середине века жанр конферанса превращается в штамп и всё держится уже не на системе, а на индивидуальных прорывах. Аркадий Райкин — яркий тому пример.

Разнообразнейшие дуэты превращаются в клоны своих предшественников, а индивидуальный юмор всё больше превращается в коллективный: КВН, «Кабачок 13 стульев», «Вокруг смеха» и так далее. Всё это заканчивается распадом СССР, что качнуло маятник в сторону более индивидуального юмора.

– Удивит ли эта выставка даже самого истинного любителя советского юмора? Что будет представлено на выставке?

– Выставка удивит не только любителя, но и профессионала, так как в ней представлены экспонаты особой значимости, многие из них — впервые. Особенно рекомендую подойти к стенду, где представлен отрывок из книги Марка Дубовского «От Жванецкого до Задорнова».

Чуть не забыл: думаю, что гости выставки оценят необычный подход к подаче в виде детективной доски.

– Расскажите подробнее, что за детективная доска и как она связана с темой выставки?

– Наше «расследование» включало в себя наиболее значимых персонажей отечественной эстрады всего охваченного нами периода, то есть с конца Российской империи и до распада СССР, а также выдающиеся явления юмористической жизни той поры — театры-кабаре, театры эстрады, телевизионные проекты.

Мы изучали профессиональные связи между артистами и проектами, а также связи родственные и творческие. В некоторых случаях, как, например, с передачей «Вокруг смеха», пришлось ограничиться самыми прочными связями, поскольку в противном случае пришлось бы превратить детективную доску в настоящую паутину, и она бы скорее запутывала зрителя, чем помогала ему разобраться в пёстром многообразии российской эстрады XX века.

– Что нового лично для себя Вы узнали при подготовке выставки?

– Лично я систематизировал все свои знания по истории в целом и истории юмора в частности. Вот Вы знали, например, что у Сталина был любимый комик? Для меня это было сюрпризом.

– Как Вы думаете, кто же станет папой русского стендапа?

– Исторически первый отечественный конферансье — Никита Балиев. Его мы точно можем называть «папой русского стендапа».

– Есть ли у Вас уже планы на новую выставку или проект? Над чем Вы сейчас работаете?

– Я являюсь консультантом этой конкретной выставки о возникновении «отечественного стендапа». Если «Пергамент» пойдёт дальше и охватит более ранние или более поздние периоды отечественного юмора, то я с удовольствием присоединюсь.

А так, как и всегда, — работаю над собственными концертами, где буду рад видеть всех. Сейчас у меня идёт активная работа над двумя большими экспериментами: stand-up с симфоническим оркестром и с театром танца. Что из этого получится? Пока не знаю, но уверен, что что-то интересное и абсолютно запоминающееся.


Алиса Куликова — портал «Культура Петербурга», специалист по связям с общественностью и СМИ

Фотографии предоставлены организаторами выставки «Кто ты, папа русского стендапа?»


Поделиться статьей:

Еще статьи: