Радуга современной драматургии в Петербурге

24 Июнь 2021
Радуга современной драматургии в Петербурге

В конце мая 2021 г. в ТЮЗе им. А.А. Брянцева прошёл XXII Международный театральный фестиваль «Радуга», один из самых престижных театральных событий в России. В 2021 г. среди участников, несмотря на ограничения, были коллективы из России, Сербии, Греции, Литвы и Абхазии.

Фестиваль открылся церемонией закладки памятных знаков на Аллее, расположенной перед зданием театра. В этом году звёзды получили народные артисты России Михаил Боярский и Ирина Соколова. Торжественное открытие продолжилось ярким эмоциональным концертом сербского кинорежиссера, обладателя наград крупнейших кинофестивалей Европы, Эмира Кустурицы и группы The No Smoking Orchestra.

Большим достижением организаторов стало участие в фестивале со своими спектаклями ряда талантливых режиссеров, таких как Уланбек Баялиев, Сергей Женовач и другие. Это очень важно, что коллеги и зрители смогли познакомиться с ними и увидеть их новые работы.

Ключевая миссия «Радуги» - открывать новые имена, приглашать в Петербург одаренных молодых режиссеров и актеров.

В основе большей части спектаклей в этом году лежала нестареющая классика. Московский театр «Студия театрального искусства» (филиал МХТ имени А.П. Чехова), показал спектакль «Старуха» по Даниилу Хармсу.

Свердловский академический театр драмы представил свой взгляд на роман Максима Горького – «Железнова Васса. Мать».

Спектаклем «Электра» по трагедии Софокла и Еврипида удивил Русский театр драмы имени Фазиля Искандера из Абхазии. «Антигону» в постановке неоднократного номинанта и лауреата «Золотой Маски» Романа Феодори показал Пермский академический «Театр-Театр».

Спектакль «Идиот», действие в котором перенесено в современность, в постановке Андрея Прикотенко, показал театр «Старый дом» из Новосибирска. Спектакль получил в этом году 11 номинаций на «Золотую Маску».

Спектакль Буинского Государственного драматического театра – «Покаяние», которому выпала честь завершить фестиваль, поставил один из самых успешных молодых режиссеров, ученик Сергея Женовача – Айдар Заббаров. В основе спектакля – повесть Искандера Сиразиева, написанная по реальным событиям военного времени и поднимающая темы покаяния, прощения и надежды. Постановка уже успела стать одним из ярчайших событий текущего театрального сезона в России.

Кроме спектаклей в дни фестиваля также были организованы творческие встречи, лекции и состоялись обсуждения спектаклей. Впервые в фестивале приняла участие драматургическая резиденция “Молодежь. Театр. Lab”, проводимая совместно с Российским государственным институтом сценических искусств. На Новой сцене ТЮЗа в течение четырех дней были представлены эскизы спектаклей, сделанные студентами актерского и режиссерского факультетов РГИСИ. В качестве материала для сценического прочтения использованы пьесы студентов-драматургов мастерской РГИСИ и ВШСИ им. Райкина.


Накануне Фестиваля редакции портала «Культура Петербурга» удалось встретиться с идейным вдохновителем и бессменным руководителем фестиваля Светланой Васильевной Лаврецовой - директором Театра юных зрителей им. А. А. Брянцева, заслуженным работником культуры РФ, чтобы узнать секреты долголетия фестиваля, который с успехом проводится в 22-й раз.

— Светлана Васильевна, Международный театральный фестиваль «Радуга» зародился в 2000 году, в период смены эпох. Расскажите, пожалуйста, как появилась идея его создания?

—  В то время чувствовался недостаток взаимодействия между директорами, художественными руководителями театров. Но все задавали себе вопрос: «что ставить»? Это вечный вопрос для театра, но тогда, 22 года назад, на сломе веков эта проблема стояла особенно остро. Была большая нехватка молодых режиссеров, которые могли бы писать пьесы для подростков и молодежи, говорить с ними на одном языке.

И когда я приехала в Министерство культуры РФ, Михаил Ефимович Швыдкой тогда согласился, что есть серьезная проблема в современной драматургии для молодёжи… А ведь ещё Зиновий Яковлевич Корогодский говорил, что ребенку важно на сцене видеть своего сверстника с его проблемами. Таким образом, тема фестиваля и его актуальность была продиктовала самой жизнью, ситуацией в театральном пространстве.

—  Как появилось название «Радуга» и какой смысл в него вложен?

—  Во-первых, в то время в театре шел спектакль «Радуга Зимой». А еще были знаки свыше. Однажды зимой я ехала на трамвае через Неву, и вдруг увидела радугу, явление удивительное! И я предложила назвать фестиваль «Радуга зимой». Цифра семь стала нашим символом. Потому что радуга – это не только семь цветов, семь нот, это олицетворение синтеза искусств, смешения жанров. И сам фестиваль длится семь дней. Главная его идея – собирать в Петербурге известные ТЮЗы и знакомить зрителей с концепцией того или иного художественного руководителя, отраженной в спектаклях. Это большой обмен творческой энергией. Мы впервые в новой России создали площадку для глобального обсуждения проблем современной драматургии для детской аудитории. Традиционно ежегодно мы показывали по два спектакля в день: от семи российских коллективов и от семи зарубежных. Первый фестиваль мы провели зимой (как и двадцать первый, что состоялся в декабре 2020 года). Но оказалось, что в городе существует мероприятие «Радуга зимой», поэтому у нашего просто осталось название «Радуга».

— В 2021 году ярким гостем фестиваля был сербский кинорежиссёра Эмир Кустурица, что его связывает с фестивалем «Радуга»?

—  Мы пригласили выступить с концертом на открытии Эмира Кустурицу и его «The No Smoking Orchestra»! чтобы событие сразу получило живой задорный творческий импульс, после такого сложного для театральной сферы года.

Но подчеркну, что Эмир Кустурица имеет отношение к театру, у него прекрасный театральный фестиваль и его очень интересует молодежная тема.

Фестиваль знакомит подростков, молодёжь с современной драматургией. Какие пьесы нужны сейчас для нового поколения?

Фестиваль «Радуга» рассчитан на подростков и молодежь и существует все это время ради них. В ходе становления фестиваля мы прошли через тяжелый труд, когда приходилось читать, вникать, отбирать сотни работ, которые нам присылали молодые драматурги, писатели. Мы явились, по сути, основоположниками читок и сейчас это уже распространенная практика. У истоков стояли известный драматург Михаил Бартенев и театровед Олег Лаевский. И в результате этого кропотливого, самозабвенного труда фестиваль смог открывать новые имена, и таким образом, менять постепенно театральное пространство. Благодаря фестивалю в ТЮЗах страны появляются новые актуальные спектакли.

Мы стремимся стимулировать, вдохновлять молодёжь писать для своего поколения, в театре во все времена – главное – это разговор человеке, о его переживаниях, внутренних изменениях. Мы не должны бояться со сцены говорить об эмоциях человека, скрывать чувственность. Опасно сегодня уходить только в видео-инсталляции, перформансы, шоу, которые часто закрывают что-то главное для взрослеющей личности, которой и так очень сложно найти истинный путь. Важно, чтобы молодые драматурги писали не только о человеческих пороках, потому что в последнее время этого везде крайне много, гораздо важнее продемонстрировать причинно-следственную связь, показать возможности выбора в любой ситуации.

— А в нашем родном ТЮЗе Вы можете привести примеры таких спектаклей?

—  Конечно. В нашем репертуаре есть замечательный спектакль «Летучкина любовь». В основе сюжета лежит история молодого человека в состоянии клинической смерти, он находится метафорически между небом и землёй и осмысливает свои поступки, рассуждает о жизни....

Или спектакль «Поллианна». Он о том, как мы в жизни катастрофически разобщены.

И как маленькая девочка объединяет людей под девизом – «давайте делать добро». А когда она сама попадает в беду, то все люди приходят с состраданием к ней, но приходят уже с измененными судьбами. Это тоже замечательная тема, обнажающая чувства и актуальная как никогда.

Но, на мой взгляд, самый важный спектакль за последнее время в нашем репертуаре – это «Время Ч.», потому что в его основе - неизвестные рассказы А.П. Чехова. Молодые люди, как правило, ничего о них не знают. Спектакль несет мощную просветительскую миссию, мы повышаем общий культурный уровень личности, его эрудированность. В школьной программе много белых пятен и важнейшая задача театра их закрывать, в легкой понятной форме знакомя детей с неизвестными для них произведениями классиков, новыми темами.

Ведь, проходят века, а поднятые классиками вопросы все еще актуальны для каждого.

— Фестиваль проходит более двадцати лет. Какие тенденции в современном молодёжном театре Вы можете отметить, как он эволюционирует, какова его роль сейчас?

—  Мне кажется, что каждый театр индивидуален. Он живет по своим законам. Когда-то Александр Алексеевич Михайлов назвал Орловский ТЮЗ «Свободное пространство», точно так же как был переименован театр «Глобус» в Новосибирске. Некоторые художественные руководители пытались избавиться от слова ТЮЗ. Но, мне кажется, не нужно уходить от замечательного тюзовского движения, которые было продумано Александром Александровичем Брянцевым и его единомышленниками. Юных бояться нельзя, это очень сложная пора взросления. Бунтарство свойственно им, о нем всегда писали классики, и мы взрослые не в силах изменить этот процесс, мы можем только быть рядом и помочь. И драматургия, режиссура и театры должны как раз понимать взрослеющую личность и быть такими помощниками, беседовать на одном языке.

Например, интересно как Александр Морфов поставил «Ромео и Джульетту», в современной реальности. Мы показывали этот спектакль в декабре на XXI Фестивале «Радуга». Молодёжь с удовольствием на него ходит. В таком же поиске Рамт, я знаю, что Егор Перегудов поставил там «Ромео и Джуьетту», перенеся действие в мир подземного перехода.

Все театры в поиске подхода к зрителю. Мы в ТЮЗ мы не боимся приглашать молодых режиссёров, экспериментаторов – они как новое дыхание. Но нужны и кассовые, классические постановки, где полно юмора. Но темы всегда должны быть интересны, актуальны. Это бесконечное движение вперед. Наш фестиваль и подобные ему крайне важны как раз творческим общением профессионалов: встречами, обсуждениями.

— Какие проблемы сейчас остро стоят перед профессиональным театральным сообществом и, в частности, Театром юных зрителей им. А. А. Брянцева?

—  Самая серьёзная проблема сейчас – это возвращение зрителя в театр. История карантина перевела нас в онлайн пространство и многие привыкли, но ничто не может заменить живой спектакль. И вернуть привычку ходить в театр – это сейчас важнейшая задача.

Также, ещё один из актуальных вопросов – это кадры. С одной стороны, актеры выпускаются и им некуда устроиться, а с другой стороны, эффективнее, если мы набираем курс при театре. Труппа всегда должна обновляться, и мы хотели бы набрать ещё курс. Потому что, режиссер порой говорит – 25-26 лет, это уже не молодежь, нет у вас молодежи)). Значит нужно каждые пять лет, обязательно набирать нескольких человек в труппу, и самое лучшее, когда целенаправленно набирается курс при театре, обучается, постепенно вливается в постановки, пропитывается нашим духом, традициями.

—  Спасибо за тёплую встречу, Светлана Васильевна! Желаем Театру юных зрителей им. А. А. Брянцева и Международному театральному фестивалю «Радуга» творческих успехов и процветания. А также полные залы восторженных зрителей и море аплодисментов!


Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга»


Поделиться статьей:

Еще статьи: