Опубликовано: 01 августа 2024 года
Как идут дела с авторскими правами, когда два культурных учреждения совместно создают какой-либо продукт, например, спектакль или художественное произведение? Как правильно учитывать авторские права при организации культурных коллабораций или сотрудничества? Какие риски могут возникнуть, если культурный проект не гарантирует защиту своих авторских прав? На эти вопросы порталу «Культура Петербурга» ответила маркетолог проектов ЕДРИД* и Академии Hard&Soft Ольга Деридович.
- Почему культурному проекту важно защищать свои авторские права?
- Культура – это прежде всего, область творчества, и здесь мы сталкиваемся с продуктами креативного труда, творческого поиска, которые, как и любая собственность, нуждаются в защите и охране. Охранять их необходимо по нескольким, скажем так, линиям: первое - от плагиата. Эта тема для творческих людей наиболее болезненная. Плагиат – это присвоение авторства.
Второе – незаконное коммерческое использование, или присвоение смежных прав без вашего согласия. Например, вы написали музыку или создали какое-то шоу, и люди начинают использовать это произведение в своих проектах, в рекламе, в оформлении видеопродукции, или показы вашего шоу собирают огромные просмотры на платформах. Авторство могут указать, могут не указать, но в любом случае идет использование в коммерческих целях, а вы как бы «дарите» доходы от исполнения данного произведения посторонним лицам.
Третье, не столь очевидное, но очень распространенное – защита от использования вашей «вывески» для собственных целей. Скажем, вы открываете в своем городе «Музей кошек». А через пару кварталов от вас открывают «Музей котиков», и логотип подозрительно похож на ваш собственный. Вопрос: можно ли было это предотвратить? Ответ: да, если знать нюансы заранее.
Существует отдельная ветвь права, которая занимается именно защитой от таких историй, она так и называется – право интеллектуальной собственности. Закон охраняет интеллектуальную собственность по многим аспектам, отсюда много пересечений с самыми разными ветвями законодательства: это и непосредственно законы об авторском праве, смежном праве, и трудовое законодательство, которое регулирует отношения нанимателя и творческого исполнителя, и даже уголовное законодательство, которое предусматривает довольно строгие меры пресечения за неправомерное использование чужих произведений.
- Какие риски могут возникнуть, если культурный проект не обеспечивает защиту своих авторских прав?
- Риск плагиата. Или риск присвоения вашего авторства. То есть, к примеру, вы подаете заявку на грант, описывая свой проект, а потом обнаруживаете такой же проект у другой НКО. Таким образом, вы теряете и собственную уникальность, и аудиторию, и спонсорскую поддержку.
Потом, при осуществлении творческого проекта, возникает риск незаконного использования созданного объекта или объектов в коммерческих целях. Сейчас существует огромная индустрия развлечений, которая монетизируется достаточно просто и быстро, но при этом воспроизводится так же мгновенно: это платформы, соцсети и в принципе интернет. То есть, ваш продукт достаточно легко воспроизвести, извлечь из него выгоду. Тут следует помнить о том, что даже если выгода непрямая, все равно это считается коммерческим использованием. Скажем, если ваша песня или музыка используется в компьютерной игре. Или иллюстрация - рисунок на футболке появляется в каком-то фильме и в кадре делается на этом акцент.
И наконец это риск незаконного использования средств индивидуализации, или присвоение вашего логотипа, названия, коммерческого обозначения. Это похоже на то, что кто-то начинает подписывать документы вашим именем. И это также приводит к утрате своего собственного продукта и прав на него.
- Какие преимущества может получить культурный проект, благодаря защите своих авторских прав?
- Во-первых, повысить привлекательность предложения. Естественно, с продуктом, который охраняется, иметь дело гораздо спокойнее, надежнее. Вы, со своей стороны, можете получить инструмент, скажем так, борьбы против копирования, против воспроизведения вашего проекта.
Во-вторых, привлечь капитал. Вы можете использовать свои творческие произведения в качестве гарантийного обеспечения для инвесторов, и вообще, в принципе зарегистрированные права могут выступать своего рода финансовой или социальной гарантией.
В-третьих, заработать. Вы можете заработать за счет лицензирования или продажи, например, получить роялти за воспроизведение вашего продукта, либо продажу контента, тут вариантов очень много.
И, наконец, в-четвертых, расширить собственный охват. Защищенный творческий продукт проще и безопаснее вывести в цифровое пространство, в те же соцсети, платформы видео и так далее, и вы будете выступать единственным владельцем этого контента.
- Какие шаги, по-вашему, необходимо предпринять для защиты авторских прав в рамках культурного проекта?
- Прежде всего, творческим людям необходимо изучить азы авторского права. Тут действует правило «Предупрежден – значит вооружен». То есть, те авторы, которые знают о своих правах, имеют гораздо больше шансов их защитить. Мы в компании ЕДРИД создаем некую экосистему знаний об интеллектуальной собственности и об авторском праве, в частности. Это и обучающие курсы, и бесплатные материалы, книга, которая доходчивым языком объясняет все моменты, статьи, консультации юристов. Вы можете начать ознакомление с вопросами авторства и авторского права у нас прямо на сайте. Мы также надеемся в сотрудничестве с Культурной Биржей сделать серию полезных публикаций об основных понятиях авторского права.
Нужно проработать проект и четко разложить его на составные элементы. Следует помнить, что закон защищает только созданные произведения или изобретения, но не идеи. Поэтому в случае, если вам кажется, что у вас украли «идею» того или иного проекта, увы, защита не сработает. А вот если проект существует в виде некоего записанного текста: скажем, дорожная карта работ, брендбук, название, комплекс смежных прав внутри проекта, сметы, сценарии, и так далее – все эти элементы МОЖНО и НУЖНО защищать. Логотип и название проекта лучше регистрировать как товарный знак. На тексты, иллюстрации, визуал, желательно оформлять свидетельства авторства и прописать в нем же правообладание.
Когда мы говорим слово «защищать», его часто понимают как «запатентовать», но, опять-таки, строго этот термин применить к объектам авторского права нельзя. Он касается объектов промышленной собственности – изобретения, промышленные образцы и полезные модели.
Поэтому охрана своего авторства – это скорее презюмирование, есть такое слово, да, у юристов, то есть объявление себя автором каких-то объектов. Да, авторское право существует по умолчанию, а неимущественные авторские права вообще в принципе нельзя отчуждать. Не то, что отчуждать, даже отказаться от них в чью-то пользу – юридически ничтожный акт.
Но, в случае последующего возникновения спора с презюмированием будет проще и быстрее доказать свою правоту в суде. Конечно, авторство также необходимо будет доказать другими аргументами, например, предоставлением черновиков работ. Однако именно это поможет получить вам компенсацию, если ваши права кто-то нарушит.
- Как авторское право способствует развитию культурных проектов и сохранению их уникальности?
- С философской точки зрения, авторское право – это не только одно из базовых прав человека, кстати, присущее ему независимо от возраста, состояния и даже дееспособности. Так вот, кроме гуманитарного аспекта, есть еще аспект экономический: защита авторства ведет к здоровой конкуренции, основанной на творческой энергии. А с точки зрения культуры это, несомненно, борьба с бесконечным копированием, это стимуляция индивидуальности и творческого труда. И, конечно, авторское право в этом смысле способствует охране уникальных творческих продуктов и развитию новых проектов.
- Какие существуют современные методы и инструменты для эффективной защиты авторских прав в сфере культуры и искусства?
- Строго говоря, можно вообще не заморачиваться превентивной охраной авторства, ну, в таком случае при плагиате, незаконном коммерческом использовании, и так далее, вас ждет очень долгое разбирательство в суде. И если вы не сможете доказать первенство своего авторства, то, увы. Я хочу привести цитату из рекомендации, которую дает всем творцам Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС): «Как только вы создаете творческое произведение, оно автоматически получает охрану, однако рекомендуем уточнить, существует ли в вашей стране соответствующий реестр». И тут следует заметить, что да, и в России, и в других странах, существует множество реестров, другой вопрос, что они имеют разную степень пересечения, защиты данных и, скажем так, разный уровень вложений и репутации.
Еще такой путь, как нотариальная регистрация. Но, в силу расценок нотариусов, это довольно дорогостоящее мероприятие. Наконец, существуют различные электронные реестры, или депозитарии. Мы представляем услуги первого в России депозитария, ЕДРИД, что расшифровывается как Единый депозитарий результатов интеллектуальной деятельности. Сам процесс несложный и быстрый, стоит одна регистрация совершенно недорого, и в принципе, очень многие проекты пользуются такой услугой, потому что это быстро и надежно.
По итогу выдается свидетельство с несколькими степенями защиты. А сами данные шифруются и хранятся по системе блокчейна, то есть их ну никак нельзя изменить задним числом. Таким образом, если в депозитарии занесен некий объект в некую дату – именно наш способ хранения гарантирует, что он был туда помещен именно в этот день, и именно указанным лицом.
*ЕДРИД - Единый депозитарий результатов интеллектуальной деятельности
Фото предоставлено Ольгой Деридович
Обложка: маркетолог проектов ЕДРИД и Академии Hard&Soft Ольга Деридович.
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться