Загружается...

Логотип Культура Петербурга

О знаменитом скульпторе Михаиле Аникушине: по материалам Президентской библиотеки

19 сентября 2022
О знаменитом скульпторе Михаиле Аникушине: по материалам Президентской библиотеки

Аникушин во время реставрации памятника Пушкину летом 1992 года | Фотогграфии предоставлены пресс-службой Президентской билиотеки

19 сентября 2022 года исполняется 105 лет со дня рождения советского российского скульптора Михаила Аникушина (1917–1997), мастера, чье творчество внесло большой вклад в формирование современного облика нашего города.


Для многих петербуржцев и гостей города его работы стали уже неотъемлемой частью Ленинграда – Петербурга. У Пушкина на Площади Искусств назначаются встречи, у Монумента героическим защитникам Ленинграда на площади Победы начинаются экскурсии и проводятся концерты…

Народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР, лауреат Ленинской премии, председатель Правления Ленинградского отделения Союза художников РСФСР Аникушин жил и работал в Ленинграде – Санкт-Петербурге. На портале Президентской библиотеки собран уникальный архив – коллекция материалов «М. К. Аникушин (1917–1997)» – в том числе рукописная 
творческая автобиография, фотографии из семейного архива скульптора с близкими друзьями и коллегами «по творческому цеху» Георгием Свиридовым, Георгием Товстоноговым и многими другими.

Георгий Свиридов позирует в мастерской Аникушину (1977)


В фонде Президентской библиотеки хранятся воспоминания товарищей скульптора. Советский и российский искусствовед Анатолий Дмитренко говорит об Аникушине:

«Что касается больших и заслуженных титулов мастера, он к этому относился абсолютно спокойно. Его никогда не снедало тщеславие, он был естественен, прост с людьми и доброжелателен. Такая атмосфера царила в его доме в большой мастерской, в общении с учениками, во всеми, кто попадал в орбиту яркого, увлекающего темпераментного дарования Аникушина».

Отрывок из автобиографии

 

Михаил Аникушин родился в семье рабочего мастера паркетных дел Константина Филиповича, всю свою жизнь проработавшего на стройках Москвы. В автобиографии он рассказывает, что в детстве занимался в студии лепки и участвовал во всех детских выставках, а окончив школу, отправился «учиться скульптуре» в Ленинград. В 1937 году Михаил Филипович Аникушин стал студентом первого курса Института живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина Ленинградской академии художеств. Но учебный процесс в академии прервала война… С первых ее дней художник ушёл в ополчение, а с ноября 1941 г. поступил в ряды Красной армии. Был награжден медалями «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией». После войны вернулся к учебе и с отличием в 1947 году закончил академию. Уже тогда стало ясно: выпускается талантливейший мастер своего дела. Возможно, помогло и пережитое на войне: за выпускную работу «Воин-победитель» Аникушин получил диплом с отличием.


Здесь начинал складываться особый авторский почерк Аникушина – в каждом своём творении воплощать личность или целую эпоху. К теме войны скульптор не мог не вернуться. Как вспоминает Анатолий Дмитренко, они встретились с Михаилом Константиновичем после открытия Монумента героическим защитникам Ленинграда 10 мая 1975 года.

«Был солнечный день, тысячи людей, море цветов, неиссякаемый человеческий поток… На глазах у Михаила Константиновича появлялись слезы, он понимал, что созданный им монумент, героический и трагический, уже уходил в историю, становился частью народной памяти. А еще раньше было совершенно незабываемое зрелище, когда по Московскому проспекту везли фигуры памятника к месту его установки. Это было тоже шествие памяти, ее незабываемых шагов».

Аникушин на фоне памятника Героическим защитникам Ленинграда


Другая не менее известная и любимая работа Аникушина – памятник Александру Сергеевичу Пушкину на площади Искусств перед зданием Русского музея. Некоторым кажется, что памятник поставлен намного раньше, ещё при царе – настолько точно в нем передана «Пушкинская эпоха». Да, сложно поверить, но создал памятник наш современник Михаил Аникушин. Только что выпустившийся из Ленинградской академии художеств, он подал заявку на Всесоюзный конкурс создания памятника Пушкину, и победил именно его проект, хотя в конкурсе принимали участие многие именитые и опытные скульпторы.


Памятник этот прославил молодого скульптора, за него в 1958 году он был удостоен Ленинской премии.

Михаил Аникушин у памятника Пушкину


На протяжении своего творческого пути Михаил Аникушин создал несколько памятников Пушкину, которые теперь находятся на территории бывшего Советского Союза и за рубежом (списки скульптур и городов представлены в коллекции на портале Президентской библиотеки). Здесь же опубликованы и фотографии памятников А. С. Пушкину, их промежуточных вариантов и нереализованных проектов, которые показывают изменение облика поэта в творческом сознании М. К. Аникушина.

«Всего мною было создано свыше десяти скульптурных изображений поэта. Их можно увидеть в Московском государственном университете, на станциях Санкт-Петербургского метрополитена – «Пушкинская» и «Черная речка», в столичном музее поэта, в Пятигорске и Калининграде, и даже совсем далеко – в Гаване и Дели. Пушкину я, можно сказать, посвятил всю свою жизнь»,

– писал скульптор.

Именно Аникушин создал и такие известные монументы, как памятник Чехову (в Москве), Кутузову (в Калининграде), балерине Улановой (в Московском парке Победы в Санкт-Петербурге), скульптурный портрет Свиридова и многие другие. «Аникушину не случайно удавались образы великих людей – и Пушкина, и Бехтерева, и Свиридова, – писал его друг искусствовед Анатолий Дмитренко. – Потому что он обладал даром сокровенного проникновения, без которого невозможно постичь суть и дар великого человека».

Памятник Кутузову в Калининграде

 


Материалы подготовлены Президентской библиотекой имени Б. Н. Ельцина

Поделиться статьей:
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Еще статьи: