Загружается...

Логотип Культура Петербурга

Образы Петра в городе Петра

09 июня 2020
Образы Петра в городе Петра

Ни в одном городе мы с вами не увидим столько памятников Петру I, сколько в Санкт-Петербурге! И это не удивительно, – ведь сам Петербург – плоть от плоти Петра, живое воплощение его мечты, его творение, его любимое дитя.

Образ Петра Великого всегда занимал очень важное место в исторической памяти России. Первый российский император стал объектом благоговейного культа сразу после смерти. Однако первый памятник Петру появился спустя более полувека после его кончины, в 1782 году, и этим мы обязаны Екатерине II. «Медный всадник» Этьена Фальконе, самый ранний и самый известный из всех петровских памятников, стал одним из символов Санкт-Петербурга. Император в воинских доспехах и лавровом венке предстаёт в образе всадника, вздыбившего коня над обрывом скалы.

Петра-всадника можно также увидеть у Михайловского замка и в Стрельне. В Петропавловской крепости находится, наверное, самый необычный Петр, он сидит на троне неподалеку от своей усыпальницы – Петропавловского собора. Это подарок городу от художника Михаила Шемякина. На Адмиралтейской набережной вы встретите Петра-плотника, обтёсывающего борт судна. Каноническим можно назвать образ Петра I, созданный скульптором Марком Антокольским. По его модели было сделано несколько бронзовых отливок, и теперь Петра в униформе офицера Преображенского полка, опирающегося на трость, можно увидеть не только в Санкт-Петербурге, но также в Таганроге и Архангельске.

Бронзовый Пётр с супругой Екатериной Алексеевной, карликом и собаками прогуливается в Стрельнинском парке, созданном по его воле. В Петергофе – самом знаменитом дворцово-парковом ансамбле, рождением которого мы также обязаны Петру, царь держит на руках «всю Францию» в лице юного короля Людовика XV.

Пётр встречает приезжающих в свою столицу гостей на Московском вокзале – бюст императора появился там в связи с возвращением нашему городу исторического имени. В память о Петре установлены памятники в отвоёванном у шведов Шлиссельбурге, основанном им Сестрорецке и даже в Ботаническом саду, берущем начало от петровского аптекарского огорода.

Два с половиной десятка скульптурных памятников Петру I установлены в Санкт-Петербурге – это конные статуи, полнофигурные скульптуры и композиции, многочисленные бюсты. Память о Петре и петровской эпохе сохраняется в городских топонимах – названиях площадей, набережных, улиц. Имя Петра носят Кунсткамера, Ботанический сад, Центральный военно-морской музей, Политехнический университет. Но главным памятником является, конечно же, сам наш прекрасный город, созданный гением Петра Великого.


«Медный всадник»

Сенатская площадь

Самый знаменитый памятник Петру I – это, конечно же, «Медный всадник». Хотя скульптура бронзовая, такое название закрепилось благодаря поэме А. С. Пушкина. Для работы над монументом Екатерина II пригласила французского скульптора Этьена Фальконе. По его признанию, голова императора ему не удавалась, и ее автором стала ученица Фальконе М. Колло. Первый скульптурный монумент России работы был торжественно открыт 7 августа 1782 г. Образ всадника, вздыбившего коня над обрывом скалы, – гениальная находка Фальконе. Постаментом скульптуре служит цельный «Гром-камень», найденный в Лахте и доставленный в Санкт-Петербург по Финскому заливу и Неве на специально построенном судне. Надпись накладными бронзовыми литерами на русском и латинском языках  – «ПЕТРУ ПЕРЬВОМУ / ЕКАТЕРИНА ВТОРАЯ / лѣта 1782» и «PETRO PRIMO / CATHARINA SECUNDA / MDCCLXXXII» выполнена по тексту, редактированному самой императрицей.

Судьба монумента, являющегося одним из символов Санкт-Петербурга, неотделима от истории города. В 1803, 1903 и 2003 годах рядом с памятником проходили церемонии, связанные с юбилеями города. «Медный всадник» «видел» восстание декабристов на Сенатской площади. В годы героической обороны Ленинграда памятник был бережно укрыт. Накануне 300-летия Санкт-Петербурга памятник был полностью отреставрирован.


Памятник у Михайловского замка

Кленовая аллея

Стоящий перед Михайловским замком памятник Петру I мог бы стать первым в России. Работу над конным монументом, подражающим триумфальным памятникам древних римлян, скульптор Карло Бартоломео Растрелли начал в 1716 г. Через год была отлита небольшая модель, которую по царскому приказ отослали в парижскую Академию надписей и изящной словесности для составления латинского текста на постаменте. В гипсе модель была отлита в 1724 г., однако император скончался, не сделав относительно скульптуры никаких распоряжений. Отливка в бронзе была проведена в 1747 г. под наблюдением Франческо Бартоломео Растрелли, сына скульптора, мастером А. Мартелли, который до 1755 г. продолжал чеканку, отличающуюся большой тщательностью. Оконченную статую перевезли к Троицкому мосту, где под деревянным навесом она простояла 45 лет.

Екатерине II памятник не понравился, и она заказала Этьену Фальконе другой. Лишь Павел I вспомнил о скульптуре и нашел для нее подходящее место — площадь Коннетабля перед строившимся Михайловским замком, где в 1800 г. и установили памятник.

Проекты постамента разрабатывали архитекторы А. Н. Воронихин, В. Бренна и Ф. И. Волков. Надпись на постаменте «Прадѣду / Правнукъ / 1800», вероятно, была сочинена самим императором. Бронзовые рельефы по сторонам памятника – «Полтавская баталия» и «Взятие фрегатов при Гангуте» –  выполнены скульпторами В. И. Демут-Малиновским, И. И. Теребенёвым и И. Моисеевым.

Во время Великой Отечественной войны снятую с постамента статую спрятали в вырытом рядом котловане. В 1989-1990 гг. была проведена реставрация монумента.


Памятник Петру I в Петропавловской крепости

Петропавловская крепость

Бронзовая скульптура Петра I, являющаяся современной интерпретацией знаменитой «Восковой персоны», – подарок городу современного американского художника русского происхождения М. М. Шемякина.

Образ Петра I неоднозначен. Голова выполнена на основе прижизненной и посмертной восковых масок, снятых Б. К. Растрелли с лица Петра. Фигура имеет подчеркнуто гротесковый характер, с нарушением естественных пропорций тела и конечностей. Невысокий гранитный постамент выполнен В. Б. Бухаевым и А. В. Васильевым. Надпись на бронзовой доске, укрепленной на лицевой стороне постамента, на русском и английском языках сообщает об изготовителях скульптуры и использовании в работе прижизненной маски Петра, выполненной в 1719 году. На боковой стороне постамента медная табличка с надписью: «Основателю Великого Града Российского Императору Петру Первому от Итальянского Скульптора Карло Растрелли и от Русского Художника Михаила Шемякина 1991 г. Отлита в Америке».

Место для установки памятника в Петропавловской крепости было выбрано в результате ряда дискуссий. Его открытие состоялось 7 июня 1991 г.


Бюст у надгробия Петра I

Петропавловская крепость, Петропавловский собор

Петр I скончался в своем Зимнем дворце 28 января (8 февраля по новому стилю) 1725 г. Прощание с императором продолжалось до 10 марта, когда состоялся торжественный перенос гроба в Петропавловскую крепость, где он был помещен в еще недостроенном Петропавловском соборе. 29 мая 1731 г. Петр вместе с супругой императрицей Екатериной I были погребены в общем склепе. В 1865-1867 гг. все находившиеся к этому времени в соборе надгробия, в том числе Петра I и Екатерины I, заменили на саркофаги из белого каррарского мрамора с бронзовыми позолоченными крестами на крышках и двуглавыми орлами на углах. На медных золоченых досках в торцах саркофагов указаны имена погребенных, даты рождения, кончины и погребения.

Надгробие Петра I выделяется помещенным на саркофаге его небольшим бронзовым бюстом (высота 58 см). Бюст, выполненный в технике гальванопластики Ю. С. Тюкаловым, является копией с мраморного оригинала работы итальянского скульптора Карло Альбочини, созданного при жизни императора.


«Царь-плотник»

Адмиралтейская набережная

Бронзовая фигура Петра I поставлена на низком прямоугольном постаменте из серого гранита. Царь в рабочей одежде, с открытой головой, прислонившись к борту строящейся лодки, обтёсывает топором доску.

Первоначально памятник был отлит в бронзе по модели скульптора Л. А. Бернштама и открыт 14 июня 1910 г. у западного павильона Адмиралтейства. Надписи на постаменте гласили: «Царь Пётр I обучается корабельному делу в городе Саардаме, в Голландии, в 1697 году», «Дар Императора Николая II городу Санкт-Петербургу 14 июня 1910 г». Уменьшенную копию скульптуры в 1913 г. поставили перед северным фасадом Летнего дворца. В 1919 г. скульптура на Адмиралтейской набережной была пущена в переплавку как «малохудожественная». Из Летнего сада памятник убрали в 1930 г.

Повторный отлив «Царя-плотника» Николай II в 1911 г. подарил голландскому городу Заандам (Саардам). С той скульптуры и была сделана бронзовая копия, отправленная в 1996 г. в Санкт-Петербург как дар Королевства Нидерландов городу к 300-летию Российского флота. Новый постамент изготовлен архитектором Ф. К. Романовским и художником И. Г. Ураловым. «Царь-плотник» теперь стоит на месте парного памятника «Пётр, спасающий матросов», также отлитого по модели Л. А. Бернштама, открытого в 1910 и снятого в 1919 г.


Памятник у Сампсониевского собора

Большой Сампсониевский пр., д. 41

Открытие памятника Петру I у Сампсониевского собора состоялось 27 июня 1909 г., в дни празднования 200-летия Полтавской победы. Битва произошла 27 июня 1709 г., в день памяти преподобного Сампсония Странноприимца. Отсюда посвящение Сампсонию храма на Выборгской стороне – своеобразного архитектурного мемориала Полтавскому сражению. Деревянный храм, заложенный в год Полтавской виктории, перестраивался в камне в 1728-1740 гг.

Памятник Петру I отлит в бронзе по модели, выполненной скульптором М. М. Антокольским в 1872 г. Автор постамента – Н. Е. Лансере. Монумент создан на средства графов С. Д. и А. Д. Шереметевых, праправнуков сподвижника Петра I генерал-фельдмаршала графа Б. П. Шереметева, командовавшего русской армией под Полтавой.

В 1929 г. монумент демонтировали. Восстановить памятник на историческом месте решено было к 300-летию Санкт-Петербурга. Отливка статуи в бронзе производилась с авторской гипсовой модели. Была изготовлена копия постамента из красного гранита с накладной бронзовой доской на лицевой стороне, воспроизводящей текст со старого памятника: «А о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога: жила бы только Россия…». Открытие возрожденного памятника состоялось 24 мая 2003 г.

Первый памятник, отлитый по модели М. М. Антокольского, был установлен в Петергофе в 1884 г., затем появились монументы в Таганроге (1903 г.), на Кирочной улице Санкт-Петербурга (1910 г.; утрачен) и Шлиссельбурге (1957). Уменьшенная копия памятника в 1914 г. установлена в Архангельске.


Памятник у гостиницы «Park Inn by Radisson Прибалтийская»

Ул. Кораблестроителей, д. 14

Памятник, открытый 25 сентября 2006 г. на площади у гостиницы «Прибалтийская», является подарком Санкт-Петербургу скульптора и живописца З. К. Церетели. Массивная фигура Петра водружена на высокий постамент из темно-красного гранита. На постаменте краткая надпись: «Петр Великий». Петр одет в униформу Преображенского полка, его голова увенчана лавровым венком, левая рука опирается на эфес шпаги, в правой он держит свиток с текстом «указа» об основании Санкт-Петербурга (которого, правда, не существовало). Архитекторы памятника – Ф. К. Романовский и А. П. Чернов.

Место для установки монумента было найдено в результате широкого общественного обсуждения. Сам скульптор считал возможной установку своего произведения в историческом центре города. После долгих споров лучшим был признан вариант с размещением памятника в западной части Васильевского острова, в районе новостроек, рядом со зданием гостиницы, сменившей название в 2006 г.


Бюст у Санкт-Петербургского речного яхт-клуба

Наб. Мартынова, у д. 92

Идея установки памятника к 200-летию со дня рождения Петра I принадлежала Санкт-Петербургскому речному яхт-клубу, являющемуся идейным наследником дела Петра. 12 апреля 1718 г. царь подписал «Объявление и указ» об образовании Невского флота и повелел, «чтобы всех чинов люди, которые в Петербурге обретаются, во время ветра ездили Невой-рекою на судах парусами».

Писатель А. А. Соколов подарил яхт-клубу бюст Петра, отлитый из сплава шпиатра. Эта работа литейщика А. Н. Соколова представляла собой упрощённую копию скульптурного портрета императора, выполненного в гипсе в начале 1770-х гг. французским скульптором М. А. Колло для «Медного всадника».

Бюст впервые был открыт 30 мая 1872 г., в день 200-летнего юбилея Петра. Его переносили в 1962 и 1972 гг., а в 1983 г. демонтировали в связи со строительством нового здания Яхт-клуба. В 1989 г. копия бюста была отлита в бронзе и установлена на постаменте в виде гранитной колонны, на которой укреплён бронзовый картуш с надписью «Петру I / Основателю / Российского / флота». Торжественное открытие памятника у здания Яхт-клуба состоялось 27 мая 1989 г., в день рождения города.


Бюст у Домика Петра I

Петровская наб., д. 6

Открытие памятника Петру I у первой царской резиденции состоялось 30 августа 1875 г., когда минуло 150 лет после смерти императора. Памятник стоит в сквере, устроенном между Домиком и набережной Невы. Бронзовый бюст покоится на высоком прямоугольном постаменте красного гранита. Чугунная ограда сквера с вензелями Петра, двуглавыми орлами на угловых столбиках и позолоченными копьями сооружена в 1871-1875 гг. Расходы по изготовлению бюста и ограды взял на себя известный лесопромышленник И. Ф. Громов.
Автор памятника неизвестен. Однако на основании анализа композиции можно с уверенностью предположить, что бронзовая отливка сделана по модели мраморного бюста Петра I, созданного в 1760-е годы скульптором Н. Ф. Жилле. Бюст работы Жилле в свою очередь является упрощённой вариацией известного парадного бюста Петра, выполненного в 1723-1729 гг. Б. К. Растрелли (находится в Государственном Эрмитаже). Пётр изображён в латах, с орденской лентой через плечо, кружевным шарфом на шее, с горделиво поднятой открытой головой.


Бюст на фасаде Нахимовского училища

Петроградская наб., д. 2-4

Нахимовское училище занимает здание, построенное для Городского училищного дома им. Петра Великого в 1909–1912 гг. по проекту архитектора А. И. Дмитриева. Училищный дом задумывался как своего рода памятник основателю города. Его открытие 30 мая 1912 г. было приурочено к 240 годовщине со дня рождения Петра. Мемориальный характер здания подчеркнут широким использованием стилевых приемов «петровского барокко»: живописный силуэт фигурных крыш с лёгким шпилем-мачтой, рустованные лопатки и пилястры, окна с мелкой расстекловкой.

Над входом, на уровне третьего этажа, в нише помещён бронзовый бюст Петра I в латах и мантии, отороченной горностаем. Бюст, выполненный по эскизам А. Н. Бенуа скульптором В. В. Кузнецовым, был отлит в мастерской художественной бронзы В. З. Гаврилова. Ниша обрамлена пышным рельефным декором с картушем, на котором написано: «Отцу Отечества». В тимпане фронтона – горельефная композиция с вензелем Петра I под короной и фигурами юношей, поддерживающих ниспадающую львиную шкуру, на фоне которой помещены часы.


Бюст «Благодарные охтяне»

Большеохтинский пр., у д. 1-3

Территорию на правом берегу Невы, в устье р. Охты, неподалёку от крепости Ниеншанц, отвоёванной у шведов в ходе Северной войны, в 1720-х гг., по петровским указам, начали заселять работными людьми. Постепенно там образовалась Охтенская слобода.

В начале ХХ в. Охтинское общество местного самоуправления инициировало установку на Охте памятника Петру I. Автор бронзового бюста скульптор И. Я. Гинцбург изобразил Петра с открытой головой, в мундире, с Андреевской лентой через плечо. На гранитном постаменте была высечена надпись: «Петру I-му благодарные охтяне». Памятник открыли 25 сентября 1911 г. у церкви Сошествия Святого Духа, построенной в 1836-1844 гг. на месте старого охтинского Троицкого кладбища, существовавшего в 1727-1773 гг.

При уничтожении Свято-Духовской церкви в 1930-х гг. исчез и памятник. С инициативой его воссоздания выступил муниципальный совет «Большая Охта». Скульптор В. И. Обухов (Винниченко) воссоздавал бюст по старым фотографиям. Памятник открыли перед зданием современной постройки 23 мая 2003 г., в дни празднования 300-летия Санкт-Петербурга. На лицевой стороне постамента воспроизведена старая надпись.


Бюст в световом зале Московского вокзала

Пл. Восстания, д. 2 / Невский пр., д. 85

Появление бюста Петра I на месте, где ранее стоял бюст В. И. Ленина, имело определённые идеологические предпосылки, связанные с возвращением в 1991 г. Санкт-Петербургу его исторического имени.

Автором увеличенной и доработанной копии бюста, созданного в 1723-1729 гг. Б. К. Растрелли, является скульптор А. С. Чаркин, которому помогал В. В. Оленев. Бронзовый Пётр установлен на постамент от бюста Ленина, работы по снятию которого провели в ночь на 1 июля, а установку бюста Петра – в ночь на 23 июля 1993 г. Торжественного открытия памятника не было, но пресса отметила это событие противоречивыми оценками.


Бюст у здания Петроградской районной администрации

Большая Монетная ул., д. 19

Памятник Петру I установлен у здания Петроградской районной администрации 16 мая 2003 г. – к 300-летию Санкт-Петербурга. Первоначально в 1994 г. его установили у стадиона «Петровский», однако в следующем году голову Петра похитили, правда, вскоре нашли и передали в районную администрацию.

Бронзовая голова Петра I, соединённая с фрагментом нагрудника, покоится на узком квадратном в плане постаменте из гранита. На бронзовой табличке – лаконичная надпись: «Петру I – 2003». Авторы памятника – скульптор В. Э. Горевой и архитектор Ж. М. Вержбицкий.

Петроградский район ведёт свою историю со времени основания города. Его территорию составляют семь островов дельты Невы, их современные названия: Заячий, Петроградский, Аптекарский, Петровский, Крестовский, Каменный и Елагин. 16 мая 1703 года на Заячьем острове была заложена крепость Санкт-Питер-бурх, которая с постройкой собора апостолов Петра и Павла стала именоваться Петропавловской. Старейшей площадью города является Троицкая, расположенная на Петроградском острове, названная по церкви, построенной в 1710-х гг. Храм не сохранился, но в память о нём на площади сооружена Троицкая часовня. Площадь была первым административным, торговым и духовным центром города – там находился Сенат, Синод, коллегии, торговый рынок.


Бюст в Ботаническом саду Петра Великого

Ботанический сад, ул. Профессора Попова, д. 2, перед Ботаническим музеем

Петербургский Ботанический сад ведёт начало от «аптекарского огорода», устроенного в 1714 г. по распоряжению Петра I для выращивания лечебных трав. 23 июня 2014 г., к 300-летию Ботанического сада, перед зданием Ботанического музея торжественно открыли памятник Петру.

Бюст Петра I выполнен из патинированного под бронзу искусственного камня покоится на высоком постаменте в форме растущего из земли ствола дерева. Авторы памятника – скульптор О. В. Сатин и архитектор А. Бочарова. Пётр предстаёт с открытой головой, одетым в мундир, с лентой и звездой ордена Андрея Первозванного.


Бюст у Политехнического университета Петра Великого

Политехническая ул., у д. 29

Императорский Санкт-Петербургский Политехнический институт основан в 1899 г. и 1 октября 1902 г. открыт как высшее учебное заведение. В 1910 г. институту присвоили имя Императора Петра Великого – основателя инженерного образования в России. По петровскому указу в 1701 г. в Москве, в помещении Сухаревой башни была открыта в Школа навигацких и математических наук, готовившая артиллеристов, моряков и инженеров, – предшественница всей современной системы инженерно-технического образования в России. В 1719 г. подобная школа открылась в Санкт-Петербурге. В 1723 г. московскую школу перевели в Санкт-Петербург и объединили с петербургской.

С 1922 г. Политехнический институт носил имя М. И. Калинина. В 2014 г. учебному заведению вернули имя Петра Великого.

Бронзовый бюст Петра I установлен в парке у Политехнического университета Петра Великого 25 мая 2016 г., в преддверии празднования 313 годовщины Санкт-Петербурга. На лицевой стороне цилиндрического постамента надпись «Император / Пётр / Великий», выполненная золочёными литерами, на противоположной стороне – вензель императора. Авторы памятника – скульптор Б. А. Петров, архитекторы Т. Н. Милорадович и И. Д. Регинский. Памятник установлен по инициативе Политехнического университета.


Горельеф на Невском проспекте

Невский пр., д. 26

Невский проспект – главная магистраль Санкт-Петербурга. Он появился на карте города вскоре после основания города. В 1704 г. по указу Петра I была заложена Адмиралтейская крепость-верфь, вокруг которой выросла слобода корабельных мастеров. В 1710 г. Пётр основал Александро-Невский монастырь, ставший духовным центром Санкт-Петербурга. Дорогу, призванную связать монастырь и Адмиралтейство, по монастырю стали называть «Невской першпективой». Современное название проспект носит с 1781 г.

Единственным памятником Петру I на Невском проспекте является барельеф-бюст над входом в дом № 26. Здание построено в 1873-1874 гг. архитектором В. А. Кенелем для его владельца – норвежского предпринимателя Г. И. Гансена.

Погрудный портрет Петра I, выполненный в технике гальванопластики, установлен в 1995 г. над входом в Банк «Петровский» по заказу руководства банка. Его авторы – скульптор И. Н. Лемешко, архитекторы Б. А. Чудновский и О. А. Вуль.

Сейчас в здании располагаются офисы нескольких банков, а также старейший нотный магазин в Петербурге «Северная лира».


Памятник в Кронштадте

Кронштадт, Петровский парк

Кронштадт – детище политической и инженерной мысли Петра I. Его история началась с постройки на отмели южнее острова Котлин форта «Кроншлот». День его освящения 7 мая 1704 г. считается днём рождения города, хотя строительство на самом Котлине и его заселение началось в 1706 г., а закладка крепости Кронштадт произошла в присутствии Петра I только 7 мая 1723 г.

Торжественное открытие памятника состоялось 27 июня 1841 г. Модель скульптуры была изготовлена в 1837 г. французским скульптором Т.-Ж.-Н. Жаком. Отливка в бронзе осуществлялась под руководством П. К. Клодта. Фигура царя в полный рост поставлена на высоком пьедестале из красного гранита. Считается, что Пётр изображён в том мундире с шарфом и лентой ордена Андрея Первозванного, которые были на нём в день Полтавского сражения. Голова царя открыта, лицо устремлено на запад. В правой опущенной руке обнаженный палаш, левая рука согнута в локте. Пётр топчет выступающей правой ногой неприятельский флаг. Под статуей декоративный бронзовый картуш с датой «1709». На лицевой стороне постамента вырублена надпись: «Петру Первому / Основателю / Кронштадта / 1841 Года»; на тыльной стороне: «Оборону Флота / и / сего места держать до последней / силы и живота / яко наиглавнейшее дело. / Из Указа Государя 1720 г. Мая 18 д.».


Памятник в Петергофе

Петергоф, Нижний парк

Бронзовая скульптура Петра I в полный на высоком профилированном гранитном постаменте установлена на пересечении Марлинской и Монплезирской аллей Нижнего парка. Пётр в униформе Преображенского полка, с лентой и звездой ордена Андрея Первозванного, с палашом в ножнах у левого бока, в треуголке и ботфортах стоит в полный рост. Правая нога выступает вперёд, в левой руке зажата подзорная труба, откинутая правая рука опирается на трость. Голова гордо поднята.

Первоначально в 1872 г. скульптор М. М Антокольский создал гипсовую скульптуру Петра I, предназначенную для Политехнической выставки в Москве, приуроченной к 200-й годовщине со дня рождения первого российского императора. Скульптура приобрела значение своего рода канонического изображения Петра I. По этой модели был сделан ряд бронзовых отливок, использованных для памятников в Санкт-Петербурге, в Таганроге, Шлиссельбурге, а также в Архангельске, где установлена уменьшенная копия памятника.

Петергофский Петр был первым в этом ряду. В марте 1884 г. в Петергоф был доставлен постамент из финского гранита. Работами по сооружению памятника руководил архитектор Э. Л. Ган. Памятник был открыт 8 мая 1884 года.

В годы Великой Отечественной войны статуя была похищена немецкими оккупантами. Новая отливка по авторской модели произведена в 1957 году. В том же году памятник был восстановлен.


Скульптурная группа «Петр I целует малолетнего короля Людовика XV»

Петергоф, Нижний парк

Первоначальная установка в Петергофе скульптуры «Пётр I целует малолетнего короля Людовика XV» была приурочена к визиту в Россию президента Франции Э. Лубэ в мае 1902 г. Тогда было сочтено уместным напомнить о поездке Петра I в 1717 г. в Париж, где царь пробыл с 26 апреля по 9 июня. Людовику XV в это время было всего семь лет.

29 апреля Людовик XV нанёс визит царю, остановившемуся в особняке Ледигьер. По словам герцога Сен-Симона, «было удивительно видеть, как царь берёт короля на руки, поднимает и целует…». На следующий день состоялся ответный визит. Король встретил царя у лестницы дворца Тюильри, поднимаясь по которой, Петр снова взял мальчика на руки. По легенде, царь при этом сказал: «Всю Францию на себе несу».

Скульптура, изображающая царя с малолетним королем Франции на руках, была показана скульптором Л. А. Бернштамом на Парижской выставке в 1900 г. По заказу Николая II её бронзовая отливка в 1902 г. была установлена на постамент недалеко от Купеческой гавани Петергофа. В 1920-е гг. памятник был перенесён на площадку перед каскадом «Шахматная гора», а в годы войны уничтожен.

К 300-летию Петергофа было решено восстановить памятник. Моделирование для отливки в бронзе проводилось по старым фотографиям и подлинной авторской гипсовой модели скульптором Н. А. Карлыхановым. Памятник установлен на гранитном постаменте в западной части Нижнего парка, вблизи дворца «Марли».


Памятник в Шлиссельбурге

Шлиссельбург, у Петровской пристани

Древний город Орешек в 1613 г. был завоёван Швецией и переименован в Нотебург. В ходе Северной войны 11 октября 1702 г. крепость была взята русскими войсками. Пётр I назвал её Шлиссельбург – «город-ключ».

Фигура Петра I, отлитая в бронзе по модели, выполненной скульптором М. М. Антокольским в 1882 г. и ставшей своего рода каноническим скульптурным изображением Петра, установлена летом 1957 г. в г. Петрокрепость, как в то время назывался Шлиссельбург. Открытие монумента приурочили к 250-летию Ленинграда. Это был первый памятник монарху, установленный в советский период. Пётр запечатлен в горделивой позе, одетый в парадный мундир Преображенского полка, в треуголке и ботфортах. Он опоясан шарфом, на его груди красуются лента и звезда ордена Андрея Первозванного. На его левом боку виден в ножнах палаш. Левой рукой царь крепко держит подзорную трубу, а правой опирается на трость. На высоком гранитном постаменте – лаконичная надпись: «Петр I». Монумент установлен у входа в Староладожский (Петровский) канал, построенный в начале XVIII в. по петровскому указу.

Изображение этого монумента знакомо всем россиянам – оно украшает купюру достоинством 500 рублей.


Памятник в Усть-Ижоре

Пос. Усть-Ижора, Шлиссельбургское шоссе, у д. 219

В 1240 г. в месте впадения реки Ижоры в Неву происходила битва новгородцев со шведами. Одержавший победу новгородский князь Александр Ярославич получил за неё прозвание Невский. Согласно преданию, в 1712 г. Пётр I сам указал место на левом берегу Ижоры, где в память о сражении поставили деревянную Александро-Невскую церковь. Храм горел, восстанавливался, перестраивался в камне и вновь разрушался. Наконец, в 2002 г. отреставрированная церковь была освящена.

Автор памятника Петру I в Усть-Ижоре – скульптор А. В. Дегтярёв. Бюст выполнен во временном материале (бетон, тонированный под металл), но предполагается его отливка из чугуна; постамент гранитный. Фигура царя (с обрезом ниже пояса) облачена в стилизованные доспехи, с плащом, закреплённым фибулой на левом плече, со звездой на латах и лентой через правое плечо ордена Андрея Первозванного. Левая рука полусогнута в локте, правая держит свиток. На цилиндрическом гранитном постаменте накладной картуш с надписью «Пётр I». Открытие памятника состоялось 30 мая 2002 года, в связи с 330-летием со дня рождения Петра I.


Памятник Петру I у Константиновского дворца (Стрельна)

Пос. Стрельна, Берёзовая аллея, д. 3

Памятник, открытый 27 мая 2003 г. перед Константиновским дворцом, не является оригинальным произведением монументального искусства. Немецкий скульптор Г. Шмидт-Кассель создавал статую для памятника в Риге. Его торжественное открытие в присутствии Николая II проходило 4 июля 1910 г., когда отмечалось 200-летие взятия Риги в ходе Северной войны.

Во время Первой мировой войны было решено эвакуировать скульптуру в Петроград, однако судно, перевозившее её, было торпедировано немцами и затонуло в Балтийском море. Статую нашли и подняли со дна эстонские водолазы в начале 1930-х гг., но при подъёме её пришлось разрезать на куски. Рижские власти выкупили скульптуру, и в 1999 г. рижский предприниматель Е. Гомберг начал реставрировать статую, а петербургский скульптор А. А. Мурзин восстановил недостающие детали. Однако Рижская городская Дума отказалась от намерения установить памятник Петру I на его историческом месте. Оригинал бронзовой скульптуры остается в Риге до сих пор.

По решению администрация Санкт-Петербурга к 300-летию города была изготовлена копия статуи. Отливка в бронзе по гипсовым моделям, вывезенным из Риги, осуществлялась в петербургской мастерской Д. В. Гочияева. Архитектурная привязка и постамент принадлежат архитекторам Е. Ю. Меркурьеву и Г. В. Михайлову. Установка памятника в Стрельне явилась логическим завершением формирования дворцово-паркового ансамбля, созданного по воле Петра I.


Скульптурная группа «Царская прогулка»

Пос. Стрельна, территория Дворца конгрессов (Берёзовая аллея, д. 3), на причале

Скульптурная композиция «Царская прогулка», созданная художником М. М. Шемякиным, посвящена пребыванию Петра I в Стрельне. Композиция открыта 28 мая 2003 г., в дни празднования 300-летия Санкт-Петербурга. Основой композиции стал памятник Петру I в Лондоне, открытый в 2001 году (скульптор М. М. Шемякин, архитектор В. Б. Бухаев).

На ступенчатом гранитном подиуме с бронзовой балюстрадой помещены полнофигурные бронзовые изваяния Петра I, его супруги Екатерины Алексеевны, двух борзых собак и карлика в широкополой шляпе. Слева от карлика стоит тронное кресло, по сторонам ступеней, ведущих на верхнюю площадку подиума, – две декоративные пушки. На боковых сторонах подиума – шесть накладных бронзовых маскаронов. Фигуры царя и царицы высотой около 2,5 метров стилизованы в графичной манере, присущей творческому почерку М. М. Шемякина. Художник подчёркивал, что в этой композиции впервые представлена скульптура Екатерины Алексеевны. Изображение её лица основано на прижизненных портретах.


Памятник «Основателю Сестрорецка»

Сестрорецк, пл. Свободы

20 сентября 1714 г. Пётр I обследовал отвоёванный у Швеции северный берег Финского залива. Внимание царя привлекла красивая дубрава, расположенная неподалеку от устья реки Сестры, и он распорядился построить там дворец, а рядом разбить сад. Эта дата считается днём рождения города Сестрорецка.

От царской резиденция до наших дней дошла лишь планировка парка, создававшегося в 1719-1725 гг. рядом с дворцом. В 1721 г. по указанию Петра выше по течению Сестры начали строить Оружейный завод, который в 1727 г. переоборудовали для выпуска металлорежущих и измерительных приборов. Рядом с заводом выросло поселение, давшее начало городу, а основанное Петром предприятие работает по сей день.

Бронзовый бюст Петра I установлен в сквере у здания городской администрации, которой принадлежала инициатива создания памятника. Его авторы – скульптор Б. А. Петров и архитектор В. С. Васильковский. На гранитном постаменте вырублена надпись: «Петру / Великому / основателю /Сестрорецка». Открытие памятника состоялось 10 сентября 2000 г. В год 300-летия основания города сквер, где стоит бюст, получил имя Петра Великого.


Памятник в Сестрорецке

Сестрорецк, парк «Дубки»

Второй по счёту памятник Петру I установлен в Сестрорецке 6 сентября 2014 г. Его открытие было приурочено к празднованию 300-летия города, основанного Петром. Авторы монумента: скульптор В. В. Сазонов и архитектор Р. М. Даянов. Царь изображен сидящим, в рабочей одежде и с открытой головой, в его правой руке – топор, левая придерживает обтёсываемую корабельную деталь. На лицевой стороне постамента под вензелем Петра надпись: «Петру I, основателю / Сестрорецка / 1714-2014». Скульптурная композиция создана по мотивам памятника неизвестного скульптора, предположительно, Л. А. Берштама, установленного в начале 1900-х гг. у курзала Cестрорецкого курорта и утраченного в результате наводнения 1924 г.


Н. Л. Корсакова – к.и.н., старший научный сотрудник СПб Института истории РАН, эксперт Института Петра Великого

И. Ф. Свидерская – руководитель Института Петра Великого, заместитель директора СПбГБУДПО «Институт культурных программ»


Поделиться статьей:
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Еще статьи: