Китайский шелк и фарфор, заводные игрушки, ювелирные изделия, полученные в дар от китайского императора Канси (1662-1722) и другие уникальные предметы из коллекции Эрмитажа, а также рисунки раритетов, книги и гравюры из коллекции Петровской Кунсткамеры были представлены на выставке 20 апреля в Арапском зале (№ 155) Зимнего дворца.
В рамках праздничных мероприятий, посвященных 350-летию со дня рождения императора Петра I (1672-1725) сотрудниками Эрмитажа подготовлена насыщенная программа.
«Эрмитаж начал год Петра открытием новой Галереи Петра Великого. Он завершит его грандиозным реставрационным праздником "Гардероб Петра Великого". И целый год, каждые три месяца, в Арапском зале будут проходить специальные монографические выставки о Петре. Первая – о китайской роскоши в жизни императора. Выбор зала не случаен. Петр привез в Россию первого "арапа", которого обучил и возвысил. И родился Пушкин»
М. Б. Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа
Уникальная для своего времени Восточная коллекция собиралась в Санкт-Петербурге с начала XVIII века.
Необходимость установления дальневосточных границ и развития новых торговых путей послужила поводом отправки Миссии в Пекин в 1692 году, благодаря чему в России появилось множество уникальных китайских диковинок.
В аптеках Москвы стали появляться специальные сосуды, привезенные путешественниками.
По случаю заключения Нерчинского договора о караванной торговли и заключении границ между Россией и Китаем в 1689 году русским царям были преподнесены дары китайского императора: две чашечки из золота, украшенные драгоценными камнями.
Из выступления куратора выставки Марии Львовны Меньшиковой, старшего научного сотрудника Отдела Востока Государственного Эрмитажа, хранителя коллекций прикладного и ювелирного искусства Китая:
«Среди изделий, которые хотелось бы особо отметить, - две парных чашечки на блюдечках, которые были преподнесены императором Канси русским царям при заключении Нерчинского договора о караванной торговли и заключении границ между Россией и Китаем.
Поскольку ученым удалось доказать, что именно эти предметы были преподнесены китайским императором, эти предметы уникальны: за пределами Китая я не знаю ни о чем подобном в музеях других стран».
Смотреть видео выступления в группе ВК Института культурных программ.
Китайский шелк использовался для изготовления одежды, знамен, обивки, обоев, а также материала для государственных документов, гравюр, рисунков.
Уникальным экспонатом коллекции является любимый халат царя, так называемый шлафрок, выполненный из голубого китайского шелка с узором в виде виноградной лозы и тушканчиков, который был изготовлен русскими мастерами, предположительно в начале XVIII века. Юный Петр носил его по утрам в Преображенском.
1. Халат-шлафор царя Петра I
Узорчатый шелк (камка) был дорогим товаром, приобретался в казну и по указу Петра I,
использовался для шитья флагов и знамен, богатых светских и церковных одеяний, а также для интерьеров и обивки мебели
2. Риза (фелонь) с изображением драконов в облаках
Шелк, вышивка шелком и золотыми нитями. Китай. XVI-XVIII вв.
Пошив: Россия. XVIII в.
Единственное облачение священника,известное до сих пор, которое сшито из полотнищ с китайскими
драконами, играющими жемчужиной.
"Машины на колесах".
Три механические заводные игрушки, приведенные в рабочее состояние в Лаборатории научной реставрации часов и музыкальных механизмов Эрмитажа к юбилейному году Петра I, являются редчайшей группой произведений искусства в мировых коллекциях. Они были изготовлены в часовой мастерской Запретного города императора Канси и переданы в дар царю через русских послов в начале XVIII века.
Фигурки сделаны из жести, сверху покрыты золочением и серебром. Кроме этого, для изготовления игрушек использовано и много других материалов: слоновая кость, коралловые бусины, краска, прическа у всадницы склеена из туши и сока лакового дерева. Игрушки движутся на колесах, заводятся ключом. Сложность изготовления позволяет считать эти предметы драгоценными. Интересно и то, что "фигурки на звере" парные.
Всадница. Механическая игрушка
Китай. Императорские мастерские. 1710-1720 гг.
Всадник, едущий верхом на звере. Механическая игрушка
Серебро, жесть, слоновая кость, лак, эмаль, шелк; золочение, выколка, гравировка, резьба, роспись. Китай. Императорские мастерские. 1710-1720 гг.
Заведенная игрушка движется по прямой. У китайца качаются голова и руки, у зверя движутся голова , ноги и хвост. "Всадник на химере" одет как китайский гражданский чиновник 1-ого ранга, на халате у него изображен цилинь. Значится в описи Екатерины II (1789).
Всадник, едущий верхом на звере. Механическая игрушка
Серебро, жесть, слоновая кость, лак, эмаль, шелк; золочение, выколка, гравировка, резьба, роспись Китай. Императорские мастерские. 1710-1720 гг.
Заведенная игрушка движется по прямой. У китайца качаются голова и руки, у зверя движутся голова, ноги и хвост. "Всадник на химере" одет как китайский гражданский чиновник 1-ого ранга, на халате у него изображен журавль. Значится в описи Екатерины II (1789).
Интерес к Востоку возник у Петра I после первого путешествия за границу в 1697 - 1698 годах.
Впоследствии царь заказывал диковенные и редкие предметы у послов, а также приобретал их у западноевропейских коллекционеров. Собранные вещи стали основой китайской коллекции Кунсткамеры.
1. Курительница в виде утки, стоящей на скале
Китай. Конец XVII - начало XVIII в.
2. Курительница в форме божества долголетия Шоусина верхом на олене
Китай. Конец XVII - начало XVIII в.
3. Даосское божество-звезда долголетия Шоусин, с длинной бородой и лысой головой, держит в руке веер, отгоняющий злых духов
Китай. 1580-1640-е годы
Такие скульптуры были в коллекциях Петра I. Скульптура, поступившая в Кунсткамеру из собрания Я. В. Брюса в 1735 году, была описана как "идол плешивый костяной" и зарисована. В архиве Академии наук сохранился рисунок фигуры.
4. Экран настольный с изображением сцены из пьесы "Западный флигель"
Бивень слона, сквозная и рельефная резьба, следы краски. Китай, Начало XVIII в.
5. Шары-в-шаре - изделие с прорезными одиннадцатью сферами, свободно вращающимися одна в другой
Бивень слона; сквозная и рельефная резьба, шелковая кость. Китай. первая половина XVIII в.
"Шары-в-шаре", виртуозно вырезанные из одного куска бивня , были курьезами и вызывали восхищение мастерством и тонкостью исполнения. Царь был увлечен работой по кости и пытался повторить их, вырезая внутри сфер многоконечные звезды (изделия, вырезанные Петром Iиз кости , можно увидеть в зале 158).
Гау - тибетский реликварий
Золото, горный хрусталь, филигрань, инкрустация. Китай XVII в.
Гау - "футляр для хранения буддийских святынь". Был записан в каталоге кунсткамеры и изображен на рисунке, хранящемся в Эрмитаже. Привезен Д.-Г. Мессершмидтом.
Сосуд с двумя ручками-драконами
Золото, серебро, эмаль, филигрань
Привезен посольством Д. Измаилова в 1719-1720 гг.
Передан в Кунсткамеру в 1725 году как "кувшин китайской финифтяной работы, с двумя наподобие драконов сделанными позолоченными ручками". Значится в описи Екатерины II (1789).
Выставка продлится до 14 июня.
Фотографии: Алена Абрамова, Наталья Гаврикова