Загружается...

Логотип Культура Петербурга

Хлеб в жизни и культуре Петербурга и Ленинграда

11 октября 2022
Хлеб в жизни и культуре Петербурга и Ленинграда

Н. П. Ерышев. Хлебное поле (1979) | goskatalog.ru

16 октября отмечается Всемирный день хлеба. Он был учрежден в 2006 году по инициативе Международного союза пекарей и пекарей-кондитеров. Рассказываем, где вы можете познакомиться с историей продукта в Санкт-Петербурге.


О хлебе

С древних времен этот хлеб был насущной потребностью человека, а также имел сакральное значение в духовной жизни. Он символизировал богатство, благополучие, достаток. Считается, что хлеб из дрожжевого теста впервые появился в Древнем Египте, поскольку на этой местности существовали благоприятные условия для роста пшеницы.

Позже хлеб стал символом христианства.

Хлеб – начало всех начал, хлеб – всему голова, хлеб – это жизнь. Его пекут практически везде: от Мексики до России. Он играет важную роль в авраамических религиях иудаизма и христианства, это символ достатка, благоденствия, здоровья и плодородия.

Самым древним из хлебов, выпекаемым и сегодня, считается плоский пресный хлеб «пита», который упоминается уже в Ветхом завете. Будучи простым, дешевым и легко адаптируемым видом пищи, хлеб часто используется как синоним еды в целом на некоторых языках и диалектах, таких как греческий и панджаби. Во всем мире существует множество вариаций основного рецепта хлеба, таких как рогалики, багеты, печенье, бокадильо, бриошь, чапати, хала, лаваш, наан, пита, пицца, крендельки, пури, тортильи, роти, парата и многие другие. 

Helen Ast | unsplash.com

«Определение тому, что такое хлеб, зависит от вашей культуры», — говорит Уильям Рубель, автор книги «Хлеб: Глобальная история». В русском языке много пословиц и поговорок про хлеб.

  • Будет день – будет и хлеб.
  • Не хлебом единым жив человек.
  • Хлеб – батюшко, вода – матушка.
  • Хлеб на стол, и стол – престол.
  • Без хлеба – половина обеда.
  • Горькая работа, зато сладок хлеб.
  • Без ума проколотишься, а без хлеба не проживешь.
  • Считай, баба, цыплят по осени, а, мужик, меряй хлеб по весне.
  • Без соли, без хлеба – половина обеда.
  • Без хлеба и медом сыт не будешь.

Хлеб в топонимике Санкт-Петербурга

Название этих слободок в старину было связано с хлебными провиантскими магазинами. В середине XIX в. образовался Хлебный переулок между Английским проспектом и рекой Пряжкой. Название появилось в 1849–1858 гг. и было дано по Хлебной слободке, наименованной, в свою очередь, по хлебным магазинам на берегу р. Мойки. Хлебную улицу упоминают уже в 1776 году, что ознаменовало официальное «признание» слободы. Позже улица неоднократно переименовывалась и носила названия Хлебенной и Хлебного переулка, 2-й Хлебный переулок, а 9 декабря 1857 года получила название Дмитровский переулок. Изначально слобода носила название басманной, поскольку жившие в ней хлебопеки выпекали басманы (казенные хлебцы для царского двора).

Другая хлебная слободка располагалась в первой половине XIX в. в районе нынешней Витебской улицы. Она звалась сначала слободкой, а потом улицей, так как вела к хлебным провиантским магазинам на Лоцманской улице.

А в начале ХХ в. за Александро-Невской лаврой возник целый район, который современники называли «хлебным городом». В 1907 г. купец 2-й гильдии Давид Израилевич Мордух начал строить паровую мельницу на Шлиссельбургском проспекте – на участке, ограниченном Обводным каналом и Глиняной и Глухоозерскими улицами. После революции мельницу национализировали, а осенью 1918 г. передали в ведение хлебного отдела Петроградской губернской потребительской коммуны.

О топонимике вы можете почитать:

  • Сергея Глезерова «Исторические районы Петербурга от А до Я»;
  • Городские имена сегодня и вчера: Петербургская топонимика / сост. С. В. Алексеева, А. Г. Владимирович, А. Д. Ерофеев и др.;
  • Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Санкт-Петербурга.
     

Российский этнографический музей

Рассказ о хлебе не мыслим без земледелия. Хлебопашество – это основа крестьянского хозяйства и представлено полным циклом работ – обработкой земли деревянной сохой и бороной, сеянием вручную из лукошка, уборкой урожая. Все этапы земледельческих работ сопровождались магическими и церковными обрядами, призванными повлиять на плодородие земли. Если пахали и сеяли в основном мужчины, то уборка зерновых практически полностью была женской работой.

Если вы хотите узнать больше о роли традиционного земледелия в быту народов мира, вам стоит заглянуть в РЭМ.

Фрагмент экспозиции «Русские. Конец XIX — начало XX в.» . РЭМ
ethnomuseum.ru

В двух крупнейших музеях страны и города нет единой экспозиции, посвященной хлебу, но при этом в залах или в фондах можно найти музейные экспонаты, связанные с этой темой. Представляем вашему вниманию некоторые из них.

Образ хлеба в коллекциях Эрмитажа

Изображение хлеба можно увидеть в картинах на такую библейскую тему, как чудесное насыщение хлебом, бытовые сцены уборки урожая и декоративно-прикладном искусстве. Показываем некоторые экспонаты.

Хлеб в библейских сюжетах

Бассано, Франческо II 
Чудесное насыщение хлебом и рыбой
Большой (Старый) Эрмитаж
Зал 218
источник

Орренте, Педро. 1580-1645
Чудо с хлебом и рыбами 
Новый Эрмитаж
Зал 240
источник

Хлеб в жанровых сценах

Шайер, Уильям Старший
Уборка хлеба. Сцена на острове Уайт
источник
Вранкс, Себастьян
Уборка хлеба
источник
   

Хлеб в ДПИ

Блюдо «Плод и хлеб»
СССР
1966
источник

Тарелка с надписью
«Хлеб да вода крестьянская еда»

Россия
1870-е-1884 гг.
источник

Скульптура «Разносчик хлеба»
1843-1861 гг.
источник
Фигура сидящего крестьянина, 
посыпающего солью ломоть хлеба
середина XIX в.
источник

Образ хлеба в коллекциях Русского музея

Машков считается ведущим мастером художественного объединения «Бубновый валет», одно из самых значительных и мощных объединений русского авангарда. Его творческая платформа основана на осмыслении достижений французского живописца Поля Сезанна, своеобразно сплавленных с традициями русского народного фольклора. «Хлебы» — одно из известнейших произведений мастера.

 И. И. Машков. Хлебы (1912)
Корпус Бенуа, Зал 73
Источник: rusmuseumvrm.ru

В натюрморте «Траурный» Владимира Малагиса кроме хлеба и кувшина с каким-то напитком (квас, вода) изображен фрагмент газеты «Правда» с информацией о смерти Владимира Ильича Ленина. 

В. И. Малагис.
Натюрморт «Траурный» (1924) 
Источник: rusmuseumvrm.ru

В середине XX века художница  Н. А. Удальцова создает классические натюрморты. Она прошла большой путь от ранних кубистических произведений до проникновенно-лирических, очень искренних, простых и изысканных натюрмортов сороковых-пятидесятых годов. В работе «Натюрморт. Хлеб военный» (1942) автор активно апеллирует к плоскостности, исключая любую возможность воздушной перспективы. Картина демонстрирует динамическую композиционную структуру плоскости и цвета.

Н. А. Удальцова 
Натюрморт. Хлеб военный (1942)
Источник: rusmuseumvrm.ru

Перед зрителем сцена поминок - народного обычая поминовения усопших. По количеству стопок водки, накрытых ломтем хлеба, можно догадаться о числе родных, не доживших до светлого дня Победы. 

Эскиз к картине был выполнен еще в 1980 г. во время работы над дипломным проектом. Полотно называлось «Сын вернулся» и имело ряд существенных отличий. При создании картины «1945 г. Память», заказанной Союзом художников СССР по договору, автор внес большие изменения. Получился не повтор, а авторский вариант работы.

Ю. М. Бондаренко.
1945 год. Память (1982) 

Источник: rusmuseumvrm.ru

 

Блокадный хлеб

В блокадном Ленинграде работали шесть хлебозаводов. Производство не останавливалось ни на один день. Самым известным событием того времени является введение хлебных карточек. Нормы снижались пять раз. 

18 июля 1941 года норма составляла 800 граммов хлеба. 2 сентября 1941 года нормы были снижены: рабочим и инженерно-техническим работникам — по 600 граммов, служащим — по 400 граммов, детям и иждивенцам — по 300 граммов.  

Самая минимальная норма действовала с 20 ноября по 25 декабря 1941 года. По ней полагалось к выдаче — рабочим 250 граммов хлеба, всем остальным — 125 граммов, то привело к резкому скачку смертности от голода — за декабрь 1941 года в Ленинграде умерло от голода около 50 тысяч человек. С началом действия ледовой «Дороги жизни» поступление продуктов в Ленинград увеличилось и нормы выдачи хлеба были повышены до 350 граммов рабочим и до 200 граммов остальным жителям города.  

Состав блокадного хлеба: пищевая целлюлоза – 10%, жмых – 10%, обойная пыль – 2%, выбойки из мешков - 2%, хвоя – 1%, ржаная обойная мука – 75%. Использовалась также коревая мука (от слова – «корка»).

Государственная цена на хлеб до января 1942 года составляла 1 рубль 70 копеек за килограмм, с января 1 рубль 90 копеек. На «черном» рынке же в декабре 1941 года цена на 1 килограмм хлеба колебалась от 300 до 500 рублей и выше. В декабре 1941 года хлеб отказывались продавать за деньги, меняли его на другие продукты или ценные вещи.

Автор: Александр Михайлов

Кондитерская фабрика.
Начальник цеха А. Н. Павлов,
мастер-кондитер С. А. Краснобаев
и подручная Е. Ф. Захарова
за осмотром готовых батонов

12 декабря 1941 года

Источник: waralbum.ru
Автор: Сергей Струнников

Работница Клавдия Симонова у тестомесилки
на хлебозаводе №61 имени А. Е. Бадаева
в блокадном Ленинграде.

Источник: waralbum.ru
 
Автор: А. Никитин

Учительница музыки Нина Михайловна Никитина
и ее дети Миша и Наташа делят блокадный паек.

Февраль, 1942

Источник: waralbum.ru
У хлебного магазина.
Норма выдачи хлеба всем группам населения увеличена на 100 граммов.
22 октября 1943 г. 

Санкт-Петербургский музей Хлеба

Санкт-Петербургский музей Хлеба был основан в 1988 году, и за годы своего существования он стал одним из наиболее посещаемых историко-бытовых музеев города. Экспозиция представляет период от освоения сельскохозяйственных культур до настоящего времени. Что ели раньше купцы, что можно было купить в лавку с русской печью, из каких самоваров пили чай с булочками — все это можно узнать в музее.

Отдельная выставка посвящена блокадному Ленинграду. Быт того времени показан через бедную обстановку обычной комнаты и суточный паек на одного человека. Здесь вы можете увидеть кусочек хлеба, выпеченный по рецептуре, изобретенной в блокадном Ленинграде или узнать, как работали тогда хлебозаводы.

http://www.muzei-xleb.ru/
www.muzei-xleb.ru

Особняк Румянцева

В филиале Государственного музея истории Санкт-Петербурга находится постоянная выставка «Ленинград в годы Великой Отечественной войны». Экспозиция в Особняке Румянцева была открыта в 1964 году в канун 20-летия полного разгрома фашистских войск под Ленинградом. Построенная по тематико-хронологическому принципу, показывает все основные события, связанные с героической обороной и жизнью города в 1941-1945 годах. Занимает 12 залов и включает более 2000 экспонатов. Посетив выставку, вы увидите маленький кусочек блокадного хлеба на весах, а также и жмыхи и узнаете про нормативы выдачи еды.

Здесь же экспонируется дневник школьницы Тани Савичевой, бомбоубежище и комната блокадника.

Фото: Ирина Иванова
Фото: Ирина Иванова
Фото: Ирина Иванова

Музей обороны и блокады Ленинграда

Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда посвящен истории блокады Ленинграда и битвы за него в Великой Отечественной войне. Ключевыми темами обновленной экспозиции стали:

  • бои на Ленинградском фронте;
  • организация движения транспорта по Ладожскому озеру;
  • а также освещение жизни ленинградцев в окруженном городе в 1941-1944 годах.

В музее также есть экспозиция, посвященная хлебу. Любой из посетителей сможет совершить символическое путешествие по осажденному городу и оказаться в блокадной булочной, познакомиться с фотографиями и документами о хлебном деле, увидеть кусочек блокадного хлеба. 

https://www.prlib.ru/3d_tour/memorialnyy-muzeyy-oborony-i-blokady-leningrada

 


Редакция портала «Культура Петербурга»

Поделиться статьей:
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Еще статьи: