Загружается...

Логотип Культура Петербурга

Интересные факты из истории петербургского трамвая

22 сентября 2022
Интересные факты из истории петербургского трамвая

Фотографии предоставлены библиотекой

Сентябрь знаменателен сразу двумя событиями, связанными с историей петербургского трамвая: созданием первого электрического трамвая и началом открытия его регулярного движения по улицам Санкт-Петербурга.


Этому виду транспорта посвящена электронная коллекция «Петербургский трамвай». В нее вошли планы, чертежи и уникальные архивные документы, раскрывающие этапы истории развития трамвайного движения, техническое устройство вагонов, парков и путей, а также периодические издания и видеозапись выступлений, рассказывающие о работе трамвая в блокадном Ленинграде.

С.-Петербургская губерния.
Планы гор. Петербурга, с показанием развития электрического трамвая,
планы двора Петербургского трамвайного парка
www.prlib.ru

Отдельный раздел посвящен Музею городского электрического транспорта.

Музей городского электрического транспорта Санкт-Петербурга
Вход в здание
www.prlib.ru

Анастасия Алексеевна Кассирова 
Музей городского электрического транспорта Санкт-Петербурга
www.prlib.ru

Как сообщили столичные газеты 142 года назад, 3 сентября 1880 года в Петербурге на глазах изумленных очевидцев «на углу Болотной улицы и Дегтярного переулка, первый раз в России двинут вагон электрической силою, идущей по рельсам, по которым катятся колеса вагона». Инженер Федор Пироцкий сконструировал и испытал на переоборудованных 85 метрах рельсового пути обычный вагон конно-железной дороги – конки – с электрическим двигателем. Так появился электрический трамвай.

Не желая терпеть убытки, владельцы конок препятствовали внедрению изобретения в жизнь, и только спустя почти 30 лет, 29 сентября 1907 года, было открыто трамвайное сообщение между 8-й линией Васильевского острова и зданием Главного штаба. Так 115 лет назад электрический трамвай стал полноправным видом общественного транспорта.

Шло время, менялась жизнь города, менялась и трамвайная сеть – создавались новые маршруты, улучшались вагоны. В материалах коллекции Президентской библиотеки можно найти любопытные факты из прошлого петербургского трамвая.

Так, в 1912 году в Главном управлении по делам местного хозяйства Министерства внутренних дел появилось дело «Об отмене постановления Петербургской городской думы о проведении трамвайной линии по Дворцовой площади, Миллионной и Гороховой улицам…».

Об отмене постановления Петербургской городской думы о проведении трамвайной линии...
www.prlib.ru

 

Перед этим дума утвердила предложенный городской управой план новых линий трамваев. Одна должна была проходить от Литейного проспекта через набережную реки Мойки и далее по Миллионной улице и Дворцовой площади, а другая – по Гороховой улице от Загородного до Адмиралтейского проспекта.  Отдел же по делам городского хозяйства признал, что при решении вопроса об устройстве первой трамвайной линии следует принять во внимание не только удобства для жителей, но и внешнее благообразие Миллионной улицы и Дворцовой площади, где расположены имеющие историческое значение здания – Зимний дворец, Главный штаб, Эрмитаж и Мраморный дворец. Следовательно, прокладка здесь трамвая «не может быть допущена».

В свою очередь Гороховая улица, как нашел отдел, – одна из узких улиц Петербурга, но «пешеходное и экипажное движение по ней в высшей степени развито». Прокладка же трамвайных путей только усложнит ситуацию, поэтому «устройство трамвая на Гороховой улице не соответствует государственным интересам и явно нарушает интересы местного населения».

Во время Первой мировой войны суровая действительность стала диктовать свои требования к решению транспортных вопросов. В Управление городских железных дорог поступил «Проект трамвайных подъездов к городским хлебопекарням города Петрограда», в котором городская управа предложила приступить к устройству «трамвайных веток к городским хлебопекарням на Забайкальском проспекте и Б. Вульфовой улице и к красным амбарам на Тучковом буяне. Означенныя трамвайныя ветки укладываются с целью удешевления перевозки муки, топлива и др. материалов». Так трамвай внес свой вклад в борьбу с хлебным кризисом 1916–1917 годов.

С.-Петербургская губерния
Трамвайные ветки к городским хлебопекарням
www.prlib.ru

Великая Отечественная война подвергла городской трамвай новым испытаниям. 3 января 1942 года, после того как в блокадном Ленинграде полностью прекратилась подача электроэнергии, трамваи замерли на заснеженных улицах…

Ю. М. Непринцев
Трамвай пришел на фронт 
www.prlib.ru

Однако спустя всего несколько месяцев решением Ленгорисполкома «О возобновлении пассажирского трамвайного движения» с 15 апреля началась «нормальная эксплоатация пассажирского трамвая» по нескольким маршрутам.

  Ленинградская правда
1942, № 86 (8192) 
www.prlib.ru

 День пуска трамвая стал праздником для всех ленинградцев. А уже через два дня начальник Трамвайно-троллейбусного управления Михаил Сорока сообщил газете «Ленинградская правда», что за это время ленинградский трамвай перевез свыше миллиона пассажиров.

 Ленинградская правда
1942, № 90 (8196)
www.prlib.ru

 

В январе 1943 года в статье «Улучшить работу трамвая» говорилось, что «трамвайщики выполняют ответственную задачу. От них, от качества их работы во многом зависят успешная деятельность предприятий, нормальная жизнь города».

 Ленинградская правда
1943, № 7 (8422)
www.prlib.ru

Сегодня петербургский трамвай, несмотря на общие для всего наземного транспорта проблемы, развивается и совершенствуется. На улицы города выходят обновлённые вагоны, строятся и реконструируются трамвайные линии. 

 


Материалы подготовлены Президентской библиотекой имени Б. Н. Ельцина

Поделиться статьей:
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Еще статьи: