Загружается...

Логотип Культура Петербурга

Кунсткамера — старейший музей России

28 января 2022
Кунсткамера — старейший музей России

Рассказываем, как Петр I основал старейший музей страны и какие экспонаты стоит увидеть.


Как возникла идея создания Кунсткамеры

Кунсткамера происходит от немецкого слова Kunstkammer, что означает «Кабинет редкостей». Так сначала называли шкаф с несколькими полками для коллекции вещей, а затем так стали обозначать комнату, в которой хранились тематические коллекции, состоящие из естественно-научных экспонатов или разнообразных древних, редких и курьезных вещей, созданных природой или человеком. Впервые они появились в Европе в XVI веке и создавались либо аристократией, либо учёными-натуралистами, врачами и аптекарями. В одной Голландии в конце XVII века было несколько десятков частных музеев и коллекций.

Когда Петр I отправился в Великое посольство для установления военно-политических и культурно-экономических отношений, а также научных связей с Западом, он познакомился в повседневной жизнью европейцев. В том числе царь посещал частные коллекции и музеи, которые принадлежали королевским дворам Европы, ученым и владельцам крупнейших торговых компаний. Некоторые из них Петр I посетил еще раз во время второго путешествия в Европу в 1716–1717 гг. Во время поездок он закупал целые коллекции и отдельные вещи: книги, приборы, инструменты, оружие, природные редкости. 

Когда Петр I вернулся в Россию, он  стал обустраивать собственный «кабинет редкостей».  

Беседа Петра I в Голландии. Неизвестный голландский художник. 1690-е гг. / www.kunstkamera.ru

Когда появилась Кунсткамера в Санкт-Петербурге?

Хотя письменного приказа об основании Кунсткамеры не существует, историки считают 1714 год датой основания музея по ряду причин:

  • в 1714 году «государев Кабинет» был перевезен из Москвы в Санкт-Петербург и размещен в Зеленом кабинете Летнего дворца;
  • именно в 1714 году Петр I назначил особое лицо для работы с коллекциями — доктора медицины Роберта Карловича Арескина; 
  • эту дату указывает Иван Данилович Шумахер, первый директор Петербургской библиотеки Академии наук;
  • эту дату называют авторы каталогов и путеводителей по музею XVIII в. И. Г. Бакмейстер и О. П. Беляев. 

Считается, что это произошло осенью. 

Со временем коллекция разрасталась и уже не помещалась в Летнем дворце, поэтому было решено построить для нее отдельное здание на стрелке Васильевского острова — «Палаты Санкт-Петербургской Академии Наук, Библиотеки и Кунсткамеры». А пока оно строится, переместить собрание в дом боярина Кикина, так называемые «Кикины палаты» (ныне Ставропольская ул., дом 9). Кунсткамера возводилось с 1718 по 1734 годы в стиле петровского барокко. Это первое музейное строение в России и старейшее здание в мире, возведенное специально для музея. Петр I не успел увидеть его, поскольку строительство было завершено только спустя несколько лет после смерти царя. Открытие музея в новом помещении состоялось 6 декабря 1728 года. Этот день сотрудники музея отмечают как официальный День рождения Кунсткамеры. 

Вид экспозиции «История здания Кунсткамеры»
www.kunstkamera.ru

Первоначально в двухэтажном здании было организовано три отдела:

  • Натуральные редкости;
  • Нумизматический (монетный) кабинет;
  • Библиотека с большим собранием древних рукописей.

После подписания в 1718 году царем указа «О приносе родившихся уродов, также найденных необыкновенных вещей», обязующего направлять в первый музей в России все, что «зело, старо и необыкновенно», количество экспонатов резко возросло.

В настоящее время Кунсткамера действует как Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого Российской академии наук (МАЭ РАН), ведет активную научную работу, и считается одним из крупнейших и старейших этнографических музеев мира.  Сейчас строится отдельное здание на ул. Заповедная для архива Кунсткамеры, чтобы  обеспечить необходимые условия хранения экспонатов. Планируется, что в 2024 году здесь будут находится реставрационные лаборатории, подсобные помещения для работы хранителей и кладовые, выставочные залы и музейный магазин, читальные залы библиотеки и архивы МАЭ РАН, а также конференц-зал на 200 мест с фойе.


Самые интересные экспонаты Кунсткамеры

Сосна

Ствол сосны 17 в. / www.kunstkamera.ru

Экскурсоводы часто рассказывают предание, что Петр I во время прогулки по Васильевскому острову увидел удивительную сосну, ветка которой каким-то непостижимым образом проросла сквозь ствол другой. Царь вспомнил о причудливой находке после Великого посольства, и именно на этом месте решил построить Кунсткамеру.  Это легенда наполовину, поскольку ту часть ствола сосны можно и сегодня видеть на экспозиции, посвященной истории Кунсткамеры в главном здании музея.

 

 

Готторпский глобус

Большой Готторпский (академический) глобус-планетарий
kunstkamera.ru

Готторпский глобус был изготовлен в середине 17 века механиком А. Бушем и граверами А. и Х. Ротгизерами провинции Пруссии  Шлезвиг-Гольштейн. Он отображает географические представления ученых второй половины XVIII. Позднее Голштинский герцог Карл Фридрих подарил глобус Петру I во время Северной войны. В 1717 году он был привезен в Санкт-Петербург и в 1726 г. установлен на третьем этаже здания Кунсткамеры Академии наук. 

Сейчас мы видим глобус, восстановленный после пожара 1747 г.  Его диаметр — 3,1 метра,. Через специальную дверцу можно попасть внутрь и осмотреть на карту звездного неба, размещенную на внутренней поверхности. 

Детский скелет с двумя головами

Детский скелет с двумя головами
culture.ru

Скелет сиамских близнецов — один из самых первых экспонатов Кунсткамеры. Сначала он входил в коллекцию голландского анатома Фредерика Рюйша, которую купил Петр Великий за 30 тысяч золотых гульденов в 1716 году. Это собрание легло в основу анатомической коллекции музея. Профессор создавал анатомические препараты по собственным методам, и они славились на всю Европу. Некоторые образцы сохранились до наших дней в музее. 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ладья небесная

Ладья небесная. Китайская заводная игрушка
kunstkamera.ru

Существует китайское поверье, что небожители путешествуют по морям на небесных ладьях. Китайский мастер в эпоху правления маньчжурского императора Канси создал игрушку —  механический кораблик в виде традиционного прогулочного судна, на котором путешествует знатный китаец в сопровождении слуг, музыкантов и танцовщиц. Он заводится с помощью ключа и приводит в действие расположенные на днище колесики, благодаря чему движется корабль, а также фигурки музыкантов и танцовщицы. 

Механическая игрушка была приобретена еще при жизни Петра I в Пекине в 1719—1720 гг., когда там побывало русское посольство во главе с чрезвычайным посланником Л. В. Измайловым. После пожара 1747 г. экспонат петровской коллекции на долгие годы считался утерянным и был найден и отреставрирован уже в наше время.   

Кукла Майко

Кукла, изображающая майко. Японцы. Япония, не позднее 1891 г.
kunstkamera.ru 

По поручению императора Мэйдзи мастер Кавасима Дзимбэей преподнес цесаревичу Николаю Александровичу куклу размером в человеческий рост. Считается, что она была создана не позднее 1891 г.  Она изображает гейшу Морока О-Мацу, которой увлекся цесаревич во время его путешествия на Восток. Вернувшись домой, будущий Николай II у себя куклу не оставил, а передал в Кунсткамеру с другими сувенирами. 

Маска Инари

Маска Инари / kunstkamera.ru

Это японская маска, которая используется в Но, одном из видов японского драматического театра. Такие маски связаны с традицией древних танцевальных драм Гигаку (VIII в.), формой буддийской процессиальной танцевальной драмы, которая была завезена в Японию в 7 веке из Центральной Азии через Корею и Китай. Актеры Гигаку исполняли перед изображением божества ритуальные танцы в масках. В представлениях Но принимают участие артисты как в масках, так и без масок. 

Японская маска изображает лисицу, верную спутницу богини риса и урожая Инари. 

 

Тор-сапль-юх (киотанг)

Инструмент музыкальный "тороп-сапль-юх" Ханты. Тобольская губерния, не позднее 1900 г.  / kunstkamera.ru

Традиционный инструмент народностей Ханты-Мансийского края «Тороп-сапль-юх» в переводе означает «деревянная шея журавля». Он представляет собой арфу, поэтому корпус напоминает лодку, а шея вытянута, как шея у лебедя или журавля и украшен изображением птичьей головы. На нем играют обеими руками, при чем только мужчины: одной наигрывают мелодию, перебирая струны, а другой — задают ритм пощипыванием нижней струны.


Кунсткамера онлайн

Если по каким-то причинам вы не можете побывать в старейшем музее страны, Кунсткамера готова открыть двери онлайн.

  • Мобильный гид поможет совершить познавательное путешествие по залам музея. Вы побываете в мире индейцев, эскимосов, японцев, индийцев, монголов и других народов мира (скачать с сайта музея). А еще про экспонаты можно послушать тут.
  • Изучать экспонаты в коллекциях онлайн.
  • В библиотеке Кунсткамеры онлайн более 400 книг: читать-не перечитать.

Заставка: Кунсткамера
Фото: Ирина Иванова


Редакция портала «Культура Петербурга»

Поделиться статьей:
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Еще статьи: