Петербург в царствование Екатерины Второй. Созидание

26 Июнь 2021
Петербург в царствование Екатерины Второй. Созидание

В 1762 году указом Екатерины II была создана «Комиссия для устройства городов Санкт-Петербурга и Москвы», в ведении которой до 1769 года находились градостроительные проекты всех частей города. Были установлены стабильные границы городской застройки, предместий и выгонных земель (последние застраивать запрещалось). Тем самым было временно ограничено «расползание» столицы вширь и ускорена застройка центральных районов. В 1766—1767 годах территория города даже несколько сократилась. Ряд городских территорий был объявлен предместьями.

В 1763 году был объявлен конкурс на разработку генерального плана Санкт-Петербурга. В 1765-м введены ограничения на высоту зданий (10 сажен) и размещение промышленных предприятий, утверждены образцовые проекты строений: сажень — 2,1 метра. Между Большой Невой и Фонтанкой запрещалось строить деревянные дома.

К 1769 году Комиссией были закончены градостроительные планы частей и предместий города, на основе которых в 1769—1776 годах выполнен новый сводный генеральный план города. Большая роль в создании градостроительного облика того времени принадлежит А. В. Квасову, под руководством которого создавался генеральный план Санкт-Петербурга 1769 года. Он разработал круговую застройку Дворцовой площади, планы Адмиралтейской части, набережной Фонтанки и другие. Практически была организована система непрерывного обновления генерального плана: известны варианты 1769, 1776, 1792 и 1796 годов.

Большое наводнение 1777 года привело к необходимости подсыпки некоторых затопляемых территорий. Именно так появился остров в устье Фонтанки. Генеральный план был уточнён в 1777—1779 годах под руководством инженера и архитектора Фридриха Баура в связи с необходимостью защиты города от наводнений.

В 1780—1790-х годах упомянутая комиссия носила название «Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы». В этот период её возглавляли видный архитектор, академик И. Е. Старов и автор многих научных трудов о градостроительстве И. Лем. Комиссия сосредоточилась на разработке градостроительной планировки, а контроль за проектной деятельностью и градостроительством осуществляли штатные архитекторы Управы Благочиния. Постепенно расширялось каменное строительство, создавались ансамбли на площадях и главных улицах города, в полковых слободах строились казармы. Общее количество жителей за 50 лет выросло в три раза и к концу XVIII века составило 220 тысяч человек — пока втрое меньше Парижа и вчетверо меньше Лондона, но уже больше Рима.

Примерно к этому времени относится углубление специализации архитекторов и строителей. Уже на стадии проекта необходимо было вычерчивать не только фасады и планы, но и все основные архитектурно-строительные решения. Архитекторы сосредотачивались на выполнении проектов, а при строительстве они выполняли больше надзорные функции.

Эпоха Екатерины II представляет собой грань в истории развития петербургской архитектуры не только в силу отличия стилевых её особенностей (смена стиля барокко на классицизм), но и по причине совершенно иного подхода к целям и значению архитектурного искусства. Своим «строгим, стройным» видом Петербург обязан, главным образом, блестящей плеяде мастеров-зодчих Екатерининской эпохи и их последователям-классикам эпохи Павла I, Александра I и Николая I. Недаром пятидесятилетний период роста столицы, с 1780 по 1830 годы, именуется часто «золотым веком» петербургского строительства.

В первые годы царствования Екатерины II ещё чувствуется влияние стиля Растрелли. Представителями этого переходного периода являются зодчие Елизаветинского периода — В. Деламот, Ю. М. Фельтен и приглашённый Екатериной А. Ринальди. Но эти мастера, как и следующие за ними В. И. Баженов и И. Е. Старов, уже не вполне удовлетворяют вкусам и архитектурным замыслам Екатерины. Полный расцвет строительства в традициях классицизма начинается лишь с появлением в Петербурге архитекторов-классиков — Ч. Камерона и, особенно, Д. Кваренги, оказавших огромное влияние на последующих художников-строителей столицы. Одно упоминание важнейших зданий и ансамблей, явившихся результатом творчества указанной «плеяды», красноречивее всяких слов, говорит нам об украшении Петербурга и его окрестностей в Екатерининскую эпоху. Популярность этих сооружений и их творцов позволяет нам ограничиться одним лишь перечислением таковых, воздерживаясь от подробной характеристики.


Начнем с В. Деламота. В Петербурге трудам этого мастера переходного периода принадлежат:

  • Малый Эрмитаж — так называемый Ламотовский павильон;
  • Академия Художеств — в сотрудничестве с русскими архитекторами А. Ф. Кокориновым и Ю. М. Фельтеном;
  • Костёл св. Екатерины — в сотрудничестве с А. Ринальди;
  • Гостиный двор — фасад со стороны Невского изменён в 1885 году;
  • Дворец 3. Г. Чернышева — на месте Мариинского дворца на Исаакиевской площади;
  • Дом Рибас — теперь дом № 1 на Марсовом поле;
  • ряд проектов неосуществлённых построек.

Среди строений Ю. Фельтена:

  • Старый Эрмитаж;
  • Чесменский дворец с церковью;
  • Армянская церковь;
  • Лютеранская церковь св. Анны на Фурштатской улице;
  • церковь св. Екатерины на 1-й линии В. О.;
  • церковь в Павловске (сгорела в 1875 году);
  • решётка Летнего сада со стороны Невы;
  • архитектурная часть монумента Петру I на Сенатской площади;
  • Каменная набережная с пристанями на Неве;
  • Зубовский флигель Большого Царскосельского дворца (там же и кухонные корпусы);
  • Башня-руина, два моста и чугунные ворота в Царскосельском парке;
  • другие постройки.

Интересен проект Дворцовой площади, за который Ю. Фельтен получил первую премию и денежное вознаграждение в 300 червонцев.


К работам итальянского архитектора и декоратора А. Ринальди относятся:

  • Китайский дворец и Катальная гора в Ораниенбауме;
  • Мраморный дворец;
  • Гатчинский дворец;
  • церковь Вознесения (перестроена архитектором Л. Руска в 1805-1806 годах);
  • Исаакиевский собор (законченный с изменениями архитектором В. Бренна; был разобран в 1802 году);
  • дворец Екатерины II на Петровском острове (сгорел в 1912 году);
  • Князь-Владимирский собор на Петроградской стороне;
  • другие постройки.

Деятельность В. И. Баженова протекала, главным образом, в Москве. В Петербурге этому мастеру приписывают:

  • Каменноостровский дворец;
  • здание Арсенала, приспособленного при перестройке 1870 году под Окружной Суд;
  • наблюдение за сооружением Михайловского замка (не исключена возможность значительного участия и в самом проектировании комплекса).

Из работ следующего русского мастера эпохи И. Е. Старова главнейшие:

  • Таврический дворец (частично перестроен архитектором Л. Руска в 1803 году);
  • Собор Александро-Невской Лавры;
  • загородный дворец на мызе Пелла по Неве (недостроенный, а позднее, при Павле I, в большей части разобранный);
  • церковь Покрова (частью перестроенная в 1814 году архитектором В. П. Стасовым и искажённая в конце XIX века).

Величие классического Петербурга характеризуется в основном работами Д. Кваренги — гениального зодчего конца Екатерининской эпохи, а также последующего времени Павла I и Александра I. К ним относятся:

  • Академия Наук;
  • Государственный банк;
  • Эрмитажный театр и арка через Зимнюю канавку;
  • несколько залов в старом Эрмитаже;
  • Мальтийская капелла и церковь в Пажеском корпусе;
  • дом князя Юсупова на Фонтанке (занятый позднее Министерством Путей Сообщения);
  • здание кабинета при Аничковом дворце;
  • Мариинская больница;
  • Конногвардейский манеж;
  • Екатерининский институт;
  • Смольный институт;
  • Нарвские Триумфальные ворота;
  • в Царском селе — Концертный зал, Александровский дворец, церковь в Кузьмине и другие;
  • в Петергофе — Английский дворец, Берёзовый домик и другие;
  • в Павловске — церковь Марии Магдалины с богадельней, церковь в Фёдоровском селе близ Павловска и другие.

Ч. Камерон работал, главным образом, в Царском селе и в Павловске, где им были выполнены: внутренняя отделка ряда апартаментов в Большом дворце;

  • Холодная баня;
  • Агатовые комнаты;
  • Галерея его имени, лестница, пандус (пологий спуск);
  • Китайская деревня (перестроена архитектором В. П. Стасовым в 1818 году).

В Павловске Камерон соорудил Павловский дворец, Колоннаду Аполлона, Храм дружбы, Шале, Большой каскад, Холодную ванну, Вольер, Молочню, Памятник «Родителям» и другие постройки.


Из архитекторов, работавших в Петербурге в конце царствования Екатерины II, следует упомянуть еще Л. Руска, Ф. И. Волкова, Е. Т. Соколова, Н. А. Львова и Ф. И. Демерцова.

Наиболее известным и крупным из них является Л. Руска, соорудивший ряд превосходных зданий:

  • Обуховскую больницу;
  • казармы;
  • церковь и манеж Кавалергардского полка;
  • дом иезуитов на углу Екатерининского канала и Итальянской улицы;
  • дом Бобринских на Галерной улице;
  • церковь Всех Скорбящих на Воскресенском проспекте;
  • фасад Перинной линии (Гостиного двора), выходящий на Невский проспект;
  • ряд перестроек в Таврическом дворце;
  • перестройка Измайловских казарм и церкви Вознесения.

Ф. Волковым построены боковые флигеля Таврического дворца, Морской Кадетский корпус, казармы Семёновского полка, Соляной городок (перестроенный во второй половине XIX века) и другие здания.

Е. Т. Соколов известен, главным образом, как составитель проекта Публичной библиотеки (угловой части здания, выходящей на Невский проспект и на Садовую). Он также участвовал в строительстве Академии Художеств и Михайловского замка.

Михайловский замок

Н. А. Львов является строителем Петербургского Почтамта и автором глинобитной постройки Гатчинского приората.

Зодчий Ф. И. Демерцов, деятельность которого стоит на грани Александровской эпохи, известен нам как строитель Знаменской церкви на площади Восстания (церковь была разобрана в начале 1941 года), Артиллерийской церкви во имя Сергия Чудотворца на углу Литейного проспекта и улицы Чайковского (собор был закрыт в 1932 году и через 2 года после частичного разбора перестроен в административное здание) и, особенно, здания Нового Арсенала (в конце Литейного проспекта).


Наш обзор Екатерининского строительства необходимо дополнить перечислением мероприятий по планировке и благоустройству города, что наглядно рисует картину роста и совершенствования Петербурга, ставшего образцом классицизма на русской почве. Строительные мероприятия начинаются с сооружения пеньковых амбаров на Невке напротив Васильевского острова (сгоревших 29 июня 1761 года) и ряда товарных складов по берегам невских рек. Одновременно с этим шла усиленная работа по забивке свай и укреплению берегов рек и каналов в различных частях города.

К концу 1763 года относятся также создание специальных комиссий для улучшения торговли Санкт-Петербургского порта («для приведения оной, как наивозможно в цветущее состояние»). 8 февраля 1765 года утверждается доклад «Комиссии о Петербургском строении», касающийся планировки и застройки в ряде городских частей и в частности Дворцовой набережной.

Устройство Ю. Фельтеном гранитной набережной влечёт за собой надстройку зданий и возведение новых домов не ниже двух этажей.

В целях улучшения противопожарных мер, специально выделяются средства на улучшение пожарных частей, снабжение их инструментами и лошадьми. Кроме того, вновь повторяется распоряжение о том, чтобы «от Невы реки до Мойки и от Мойки до Фонтанной реки никому ни под каким видом, как казённого, так и обывательского, вновь деревянного здания не строить».

Екатерининский канал (сегодня — канал Грибоедова)

В 1764 году приступают по предложению И. M. Кутузова (отца будущего фельдмаршала) к устройству канала на месте Глухой речки в целях «предотвращения жителей столицы от гибельных последствий наводнения». Екатерининский канал был вырыт шириною в 8 сажен и глубиною в 1 сажень, с отделкой берегов тёсаным гранитом с железными перилами. К концу XVIII столетия каналом свободно пользовались уже для транспорта судов; из него же жители брали воду для питья. Работы по отделке канала продолжались и при Александре I.

Забота о торговле побуждает Комиссию определять наиболее удобные для этого места на площадях, которые предполагалось устроить «по примеру других европейских городов», окружив их красивыми зданиями. В виду невозможности обустроить площади за счет обывателей, Комиссия предложила «оные площади казенным коштом... обнесть одною переднею фасадою с перевязями и покрыв, распродать — к которой всякой по своему желанию удобнее пристроить может: сколько ж на то суммы потребно, при подаче, на апробацию фасада — представятся сметы».

15 мая 1766 года получают утверждение план и доклад Комиссии «об устроении предместий в Санкт-Петербурге, против Адмиралтейской стороны за Фонтаною рекою», а 26 апреля 1767 года — план устройства Васильевского острова и Петербургской стороны. Планом урегулирования Васильевского острова предусматривались, в частности, засыпка каналов и устройство садов по бокам Большого проспекта.

Переустройство Петербургской стороны предполагало снос большого количества строений в целях прокладки новых улиц, «где необходимо регулярство требует», «а ежели оставить в нынешнем положении, — говорится в докладе Комиссии, — то впредь поправить ещё труднее будет».

К моменту выборов первого городского головы (27 января 1767 года) Петербург разделён был на 5 отделений: в первое входили Адмиралтейская, Московская и Нарвская части, во второе — Спасская, Коломенская и Казанская, в третье — Литейная, Рождественская, Александро-Невская и Выборгская, в четвёртое — Петербургская и в пятое — Васильевский остров.

Указом от 24 марта 1768 года подтверждаются правила о строениях за предместьями города (на месте выгонов), а 27 мая Комиссии поручается составить новый план предместий.

Вслед за пожаром на Васильевском острове 23-24 мая 1771 года, уничтожившим все деревянные дома от Невы до Большого проспекта по 10, 11, 12, 13 линиям Васильевского острова, издаётся указ от 26 июня того же года о застройке острова каменными домами с разрывами, шириною по улице не менее 6 сажен и высотою в 4 сажени по Большому проспекту и Набережной Малой Невы. В остальных же частях острова разрешалась сплошная каменная застройка шириною по фасаду не менее 6 сажен и высотою в 3 сажени, с обязательством устройства брандмауэров, покрытием крыш железом и черепицей.

15 мая 1773 года по докладу Комиссии о строении утверждаются проекты въездных ворот в Петербург, валов и мостов через рвы около ворот. К этому же году относятся распоряжения о постройке большого каменного театра (взамен прежней карусели) и об устройстве «каминов на площадях и в удобных местах, для содержания зимою огня; чтобы всякого звания люди, находясь на улицах, могли обогреванием избавляться жестокости бываемых морозов».

Начало 1777 года должно быть отмечено блестящей защитой проекта деревянного одноарочного моста через Неву, который был разработан механиком-самоучкой И. П. Кулибиным (с моделью в 1/10 натуральной величины). Несмотря на то, что проект был одобрен Академией, Кулибину не удалось добиться строительства моста.

10 октября 1777 года произошло одно из крупнейших и ужаснейших по своим последствиям наводнений (подъём воды достигал 323 см); вода залила все части города, за исключением Литейной и Выборгской. Генералу Ф. В. Бауру было дано срочное распоряжение о составлении генерального плана Петербурга с обозначением мест затопления. Нивелировка местности и составление плана были закончены в 1779 году помощником Баура — Липгартом.

В числе значительных событий последующих лет надо отметить торжественное открытие памятника Петру Великому на Сенатской площади, состоявшееся 7 августа 1782 года. Изготовлялся памятник в течение 10 лет по проекту французского скульптора Э. Фальконе, при участии француженки М. А. Калло (вылепившей голову Петра), скульптура Академии Художеств Гордеева (сделавшего модель змеи), литейного мастера Хайлова (отлившего статую) и архитектора Фельтена (автора архитектурной части сооружения и руководителя работ по установке памятника).

В 1780 году на горизонте Петербургской архитектуры появляется приглашённый Екатериною Д. Кваренги; начинается застройка города дворцами и общественными зданиями. Весь остаток царствования Екатерины проходит под знаком нового строительства в формах классицизма, душою которого были Кваренги и его ученики. Конечно же, за всем этим стояли воля и перспективное видение Екатерины Великой.


Василий Мицуров — кандидат исторических наук, автор более 450 статей в петербургских научно-популярных журналах


Поделиться статьей:

Еще статьи: