Прогулка по Петербургу Маяковского

18 Июль 2020
Прогулка по Петербургу Маяковского

Владимир Маяковский был, конечно, москвичом. Родившись на Кавказе, большую часть своей творческой жизни провел в Москве, впитал в себя этот город, тонко чувствовал и передавал его настроение и атмосферу актуальных событий. Но сегодня – о Петербурге Владимира Маяковского.

Бунтарский дух Петербурга просто не мог не найти отражение в творчестве «железного поэта». Владимир Маяковский любил наш город, жил здесь несколько лет. Именно с Петербургом связана, наверное, самая сложная и трогательная история Маяковского – история любви к Лиле Брик.

Сегодня прогуляемся по Петербургу и посмотрим на него другими глазами: про город расскажет Владимир Маяковский, а про Петербург Маяковского – адреса, которые хранят историю жизни поэта.

Знакомство Владимира Маяковского с Петербургом

В 1912 году Маяковский впервые приезжает в Петербург и оказывается сначала на Петроградской стороне:

  • на одну ночь остановился поэт на Большом проспекте, д. 45, у Эдуарда Спандикова – художника, адвоката, одного из учредителей «Союза Молодежи»;
  • позже Маяковский перебрался в общежитие на улицу Воскова, д. 8. Улица в то время называлась Большой Белозерской, а само общежитие носило ироничное имя «Гилейский Форт Шаброль».

Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?

(«А вы могли бы?»)

В то время Маяковский часто бывал на наб. Фонтанки, д. 10 – здесь в «Соляном городке» он представлял футуристов Москвы.

Судьбоносная встреча случилась на углу Невского и Литейного. Именно тут поэта случайно увидела и окликнула его знакомая Элла Каган – она же будущая французская писательница, известная как Эльза Триоле, она же младшая сестра Лили Брик, любовь к которой пройдет через всю оставшуюся жизнь и творчество Маяковского.

Дом на улице Маяковского

Современная улица Маяковского в начале XX века называлась Надеждинская. Здесь, в доме 52 жил Владимир Маяковский с 1915 по 1918 год.

Улица Маяковского, д. 52

Комната, которую снимал поэт у стенографистки Масленниковой, находилась на пятом этаже. Здесь были написаны поэмы «Флейта-позвоночник», «Человек», «Война и мир». Отсюда звонил Маяковский Лиле Брик, в отчаянии и усталости от любви, со словами: «Я стреляюсь. Прощай, Лилик».

В тот день пистолет дал осечку.

Если б так поэта измучила,
он
любимую на деньги б и славу выменял,
а мне
ни один не радостен звон,
кроме звона твоего любимого имени.
И в пролет не брошусь,
и не выпью яда,
и курок не смогу над виском нажать.
Надо мною,
кроме твоего взгляда,
не властно лезвие ни одного ножа.
Завтра забудешь,
что тебя короновал,
что душу цветущую любовью выжег,
и суетных дней взметенный карнавал
растреплет страницы моих книжек...
Слов моих сухие листья ли
заставят остановиться,
жадно дыша?

Дай хоть
последней нежностью выстелить
твой уходящий шаг.

(из стихотворения «Лиличка»)

На Надеждинскую в ноябре 1915-го Маяковский переехал, чтобы быть поближе к Лиличке – их познакомила Элла Каган за 5 месяцев до этого.

Дом Бриков

Лиля Брик жила на улице Жуковского, д. 7, вместе с мужем Осипом. Здесь, в их квартире, Лиля основала салон для творческой интеллигенции: собирались музыканты, поэты, финансисты, литературоведы, танцовщицы балета. Современники вспоминали, что Лиля была «душой салона», а ее муж Осип — «интеллектуальной пружиной».

В один из вечеров на Жуковского Владимир Маяковский впервые прочел свою поэму «Облако в штанах». Он посвятил ее Лиле.

Владимир Маяковский, Лиля Брик и Осип Брик

История любви Маяковского и Брик – сложная, пронзительная, эпатажная. Чего стоит только то, что однажды поэт просто переехал в квартиру Лили и Осипа. Так началась их "l amour de trois" – «любовь на троих». Как вспоминала сама Лиля Брик, ее супружеские отношения с мужем прекратились в 1915 году, но Осип навсегда остался для нее близким человеком: «Я любила, люблю и буду любить его больше, чем брата, больше, чем мужа, больше чем сына. Про такую любовь я не читала ни в каких стихах, нигде. Я люблю его с детства, он неотделим от меня. Эта любовь не мешала моей любви к Маяковскому».

Угол Невского и Фонтанки

Возможно, одно из самых интимных мест в контексте истории Маяковского. Именно сюда приходил поэт, когда жизнь втроём с Лилей Брик и ее мужем становилась особенно невыносимой. «Муза» Маяковского не особенного щадила его чувства. Лиля неоднократно повторяла, что «страдать Володе полезно: он помучается и напишет хорошие стихи». И действительно, в моменты отчаяния Володя приходил сюда, к Аничкому мосту, а потом писал стихи. Читать их больно и сегодня:

Радуйся,
радуйся,
ты доконала!
Теперь
такая тоска,
что только б добежать до канала
и голову сунуть воде в оскал.

...

Мне,
чудотворцу всего, что празднично,
самому на праздник выйти не с кем.
Возьму сейчас и грохнусь навзничь
и голову вымозжу каменным Невским!

(из поэмы «Флейта-позвоночник»)

Гостиница «Пале-Рояль»

Вернемся в 1913-й. Спустя год после переезда в Петербург Владимир Маяковский стал человеком известным и успешным. Средства позволили ему сменить аскетичное общежитие на Петроградке на весьма пышный отель «Пале-Рояль». Здесь, на Пушкинской улице, д. 20, поэт прожил до той самой встречи с Лилей Брик в 1915 году.

В те годы в знаменитой гостинице побывали многие представители Серебряного века. Стены «Пале-Рояль» видели писателей, поэтов, музыкантов, артистов. Среди самых известных: Антон Чехов, Федор Шаляпин, Александр Грин, Александр Куприн.

Троицкий театр и «Бродячая собака»

Футуристы были людьми смелыми, конкретными, передовыми. «Сбросить Пушкина и Достоевского с парохода современности» Владимир Маяковский призывал со сцены Троицкого театра. Здесь, на улице Рубинштейна, д. 18 собирались аншлаги. Молодые поэты устраивали творческие вечера, некоторые, благодаря темпераментному нраву хедлайнеров, заканчивались едва ли не драками.

Сегодня в здании бывшего Троицкого театра располагается Малый Драматический театр – Театр Европы.

У входа в «Бродячую собаку»

Ещё более яркие литературные события разворачивались в арт-подвале «Бродячая собака» на Итальянской улице, д. 4. Первое публичное выступление молодого поэта Владимира Маяковского состоялось здесь еще в ноябре 1912 года.

В газете «Обозрение театров» писали: «...выступил московский поэт, господин Маяковский, прочитавший несколько своих стихотворений, в которых слушатели сразу почувствовали настоящее большое поэтическое дарование. Стихи господина Маяковского были встречены рукоплесканиями».

Пройдет чуть больше двух лет, и здесь же, в «Бродячей собаке» Маяковский в один из вечеров прочтет свое знаменитое стихотворение «Вам» – и это будет «начало конца» знаменитого арт-подвала, собравшего вокруг себя весь цвет поэтов Серебряного века.

Театр «Луна-парк»

В ноябре 1913 года на улице Декабристов, д. 39 состоялось первое футуристическое представление трагедии «Владимир Маяковский» и оперы «Победа над Солнцем». Оно вышло, по традиции, громким, едва ли не скандальным. Само произведение зрители не оценили, но имя Маяковского все монолитнее впечатывалось в сознание современников.

К сожалению, театр на этом месте не сохранился.

Дом Адамини

На Марсовом поле, д. 7 стоит знаменитый Дом Адамини. Здесь жил футурист Василий Каменский, друг Маяковского. Также поэт часто навещал проживавшую в этом же доме чету Судейкиных: Ольгу Глебову-Судейкину, актрису, танцовщицу, скульптора, одну из первых русских манекенщиц, и ее супруга, художника Сергея Судейкина.

Дом Адамини

В 1916-1919 годах в Доме Адамини работало литературно-артистическое кабаре «Привал комедиантов» – Маяковский неоднократно выступал здесь, читал свои стихи. Стены поэтического кафе расписал Судейкин, но интерьеры были безвозвратно уничтожена во время наводнения 1924 года.

В ушах обрывки теплого бала,
а с севера – снега седей –
туман, с кровожадным лицом каннибала,
жевал невкусных людей.
Часы нависали, как грубая брань,
за пятым навис шестой.
А с неба смотрела какая-то дрянь
величественно, как Лев Толстой.

(«Еще Петербург»)

Дворцовая площадь

Завершим прогулку с самом сердце Петербурга – на Дворцовой площади. События, развернувшиеся здесь, легли в основу революционной поэмы «Хорошо!». Сам Маяковский не был на площади 25 октября, а при написании произведения опирался на воспоминания участников событий.

Так Маяковский описывал диалог с Александром Блоком, с которым встретился у костра на Дворцовой в первые дни революции:

Я спросил его: «Нравится?»
Тот ответил: «Хорошо!»


Поделиться статьей:

Еще статьи: